Болгарская литература принадлежит к числу древнейших славянских литератур. Первые памятники болгарской письменности появились еще во второй половине IX в., когда ближайшие сподвижники и ученики славянских просветителей Кирилла и Мефодия поселились в Болгарии и начали активную литературную деятельность. X век вошел в историю болгарского народа как «золотой век» расцвета жанров древнеболгарской письменности, получившей распространение и в других славянских землях. Однако вскоре двухсотлетнее византийское, а затем почти пятисотлетнее османское иго затормозило развитие национальной литературы. Чужеземные поработители безжалостно уничтожали ценнейшие рукописи, разрушали памятники искусства и архитектуры, преследовали творцов-патриотов. Поэтому в конце XVIII — начале XIX в. образованные люди читали в основном рукописные произведения так называемой житийной литературы. Создавали их преимущественно представители духовенства.
В 30 — 40-е годы прошлого столетия в стране ширится освободительное движение. Вместе с ним возрождается и национальная болгарская литература — она становится одним из важнейших факторов борьбы за независимость своего народа. Выступая с патриотическими и революционными идеями, писатели широко используют в своих оригинальных произведениях неумирающее устное творчество народа и опираются на достижения зарубежных писателей, особенно русских. Их любимыми авторами стали Пушкин, Гоголь, а несколько позже — Тургенев, Некрасов, Л. Толстой.
В 50 — 70-х годах XIX в. национально-освободительная борьба болгарского народа против турецких завоевателей достигает наивысшего подъема: ширится движение партизан — гайдуков, возникают крупные революционные организации, вспыхивают массовые крестьянские восстания и самое крупное из них — знаменитое апрельское восстание 1876 г. В это же время в Болгарии появляются самобытные
таланты, и среди них писатель Петко Славейков (1827 — 1895), неутомимый просветитель, одаренный переводчик и собиратель народного творчества, автор лирических стихотворений, басен и патриотических поэм. На его произведениях воспитывалось не одно поколение. Петко Славейкова любовно называют дедушкой болгарской литературы. Яркие национальные характеры впервые запечатлел в рассказах и повестях Любен Каравелов (ок. 1834 — 1879).
Христо Ботев (1849-1876)
Самая яркая личность в болгарской литературе XIX в. — Христо Ботев, выдающийся революционный демократ, публицист и вдохновенный поэт. Он родился в семье учителя в небольшом балканском городке Калофер. В патриотической среде, к которой принадлежал его отец, особенно остро переживали страдания народа. Когда маленький Христо окончил начальную школу, отец, сам получивший образование в России, послал его учиться в Одессу. Два года, проведенные среди русской молодежи, оставили неизгладимый след в жизни Ботева. В России он с увлечением читал Пушкина, Тургенева, Чернышевского, живо интересовался политическими событиями.
За свободолюбивые идеи и пренебрежительное отношение к казенной муштре юношу исключили из гимназии; после скитаний он возвратился на родину. Став учителем, Ботев заменил отца в местной школе.
В своих выступлениях он разоблачал болгарских богачей и торговцев, турецкого султана и его наместников, чинивших беззакония в стране. Местная знать решительно ополчилась против молодого учителя, и ему пришлось покинуть Болгарию.
Христо Ботев.
Осенью 1867 г. Ботев поселился в румынском городке Браила: сюда стекалось много болгарских эмигрантов. Они снаряжали вооруженные отряды для борьбы против ненавистных эксплуататоров. Ботев не раз мечтал вступить в один из таких отрядов знаменосцем. Но военного опыта и знаний у юноши еще не было. Он близко знал самоотверженных борцов из отряда известного воеводы Хаджи Димитра. Он тяжело воспринял их гибель и с грустью писал: «Мы делили с ними печаль и радость, смех и слезы, сидели с ними за богатой и бедной трапезой, беседуя о судьбе нашего поруганного отечества... Делились с ними всем, — только смерть и свободу не могли разделить!»
Почти девять лет прожил в Румынии Ботев. Все эти годы он думал о своей родине, мечтал о народной революции и ради этого работал: сотрудничал в революционных газетах, а затем издавал свои. Вскоре Ботев оказался в центре революционной эмиграции и возглавил Болгарский Центральный революционный комитет, готовивший всенародное восстание в Болгарии.
Гневные статьи Ботева разили одновременно и европейскую и болгарскую реакцию. Они сплачивали передовые силы народа. Ему принадлежат знаменитые слова: «Исповедую единый светлый коммунизм — исцелитель всех недугов общества. Чаю пробуждения народов и будущего коммунистического строя во всем мире» («Символ веры болгарской коммуны»).
Стихи Ботева покоряют искренностью и глубиной чувства. Это своеобразная исповедь человека, посвятившего свою жизнь борьбе за счастье народа. Обращаясь к матери, он говорит: «Не плачь ты, мать, не кручинься, что сделался я гайдуком»; самую большую награду борцу он слышит в словах, которые произносит сам народ: «Он умер, бедняга, за правду, за правду и за свободу».
Элегическое настроение и мужественная скорбь сменяются гневной сатирой, когда Ботев говорит о тех, кто «просто душу продает» и смиренно «молится перед образами». Лучшие стихи поэта — «Гайдуки», «Казнь Басила Левского», «Хаджи Димитр» — посвящены борцам за независимость. В них он утверждает величие патриотических подвигов:
Кто в грозной битве пал за свободу — не умирает: по нем рыдают земля и небо, зверь и природа, и люди яесню о нем слагают...
Эти строки из баллады «Хаджи Димитр», ставшей народной песней, с полным основанием могут быть отнесены и к самому автору. С началом апрельского восстания Ботев, подобно прославленному воеводе, возглавил отряд гайдуков и отправился на родину добывать свободу исстрадавшимся соотечественникам. В неравной борьбе 1 июня 1876 г. он погиб. По сложившейся традиции ежегодно 2 июня болгарский народ чтит память своего национального героя и всех патриотов, отдавших жизнь за свободу и независимость Болгарии.
Иван Вазов (1850-1921)
Едва смолк голос поэта-борца Христо Ботева, как в той же среде прогрессивных эмигрантов Румынии зазвучали новые стихи — Ивана Вазова. Летом 1876 г. в Бухаресте вышел его первый сборник — «Знамя и гусла», а в следующем году второй — «Горе Болгарии». Оба сборника продолжали и обогащали традиции героической гражданской лирики, заложенные в литературе Ботевым. Первый из них передавал воодушевление народа в канун апрельского восстания, а во втором поэт оплакивал трагическую участь тысяч болгарских семейств, ставших жертвами кровавых расправ завоевателей во время подавления восстания. Этими сборниками начиналась литературная деятельность поэта, которому суждено было стать народным писателем и крупным реалистом прошлого столетия.
Иван Вазов.
Вазов воспитывался на национальных традициях П. Р. Славейкова, Л. Каравелова, X. Ботева и на опыте больших русских писателей. «Пушкин и Лермонтов, — писал он, — давали мне уроки по музыке речи, по красоте форм, по выразительной краткости мыслей».
Проникновенный художник слова и подлинный демократ, Вазов запечатлел эпоху подъема национально-освободительного движения и многообразную, сложную жизнь болгарского народа в пору буржуазного развития страны.
В стихах и прозаических произведениях он волнующе передавал чувства любви и признательности болгар русскому народу — старшему славянскому брату и их освободителю от чужеземного рабства. Еще в середине 70-х годов поэт писал:
Россия! Свято нам оно,
То имя милое, родное,
Оно, во мраке огнэвоэ,
Для нас надеждою полно.
«Стены мельницы, хоть и были полуразрушены, все же послужили укрытием для троих обреченных». Иллюстрация Б. Ангелушева к роману И. Вазова «Под игом».
Вместе с русскими войсками в 1877 г. Вазов вступил на болгарскую землю и в новых стихах (сборник «Избавление») прославил первый день свободы и мужество воинов на Балканах. Однако воодушевление народа вскоре сменилось разочарованием. Пришедшее к власти монархическое правительство предало забвению свободолюбивые идеалы деятелей национально-освободительной борьбы. Наступила, как выражался Вазов, «хаотическая эпоха, полная прозаической суровости и мелкой борьбы пробужденных страстей». Миру фальши и насилия, уродливым отношениям в общественной жизни поэт противопоставлял светлые образы безвременно погибших борцов-патриотов. Им он посвятил цикл лирических поэм «Эпопея забытых» (1883). Высокую нравственность, благородство простых болгар он прославил в поэмах «Громада» и «Загорка». Тяжелой жизни эмигрантов, озаренной романтикой борьбы, посвящена повесть «Отверженные» (1884).
Роман Вазова «Под игом» (1889 — 1890) — одно из самых значительных произведений болгарской литературы — посвящен подготовке и проведению апрельского восстания. В этом первом болгарском романе писатель с большой художественной силой отразил многообразные характеры людей и нравы народа, его мечту о свободе. Как живые предстают перед нами простые жители маленького городка и профессиональные революционеры. Писатель утверждает справедливость народной освободительной борьбы. Роман «Под игом» принес автору мировую известность — он переведен на многие европейские языки.
В начале нынешнего века Вазов издает ряд сборников стихотворений, пишет сатирические комедии, исторические драмы, повести и новые романы. Большого мастерства писатель достигает в небольших рассказах. Убежденный гуманист, он выступает з защиту обездоленных и угнетенных тружеников, влачащих убогое существование в буржуазном государстве. В его произведениях нашли отражение различные события из жизни народа.
В стихотворении «Живая история» звучит такое признание поэта:
Тяжелый плуг неволи и мучений
За этот срок всю душу мне вспахал.
Бесчисленных балканских потрясений
Живой историей я стал.
Заветы Ивана Вазова о долге писателя — быть постоянно в гуще народа, изображать его радости и горе нашли продолжение в творчестве многих мастеров художественного слова — реалистов начала XX в.
Христо Смирненский (1898-1923)
С развитием болгарского пролетарского движения и распространением идей научного социализма в литературе начинается новый этап. Первый крупный его представитель — выдающийся пролетарский поэт Христо Смирненский, родоначальник социалистического реализма в болгарской литературе. Расцвет творческой деятельности Смирненского относится к 1919 — 1923 гг., когда в Болгарии под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции возникло массовое революционное движение, возглавляемое Болгарской коммунистической партией. Смирненский стал пламенным певцом этого движения, провозвестником социалистической революции.
В изданных при жизни поэта сборниках «Да будет день!» (1922), «Зимние вечера» (1923), а также в многочисленных стихотворениях он прославлял подвиги пролетарских деятелей, утверждал идеи интернациональной солидарности трудящихся и мечтал о наступлении дня социальной справедливости, торжества дела пролетариев. Определяя художественное своеобразие творчества поэта, один из критиков-коммунистов писал: «Восторг, опьянение борьбой, жажда подвига и самопожертвования, бунт и движение, движение, движение — вот содержание поэзии Смирненского. А форма ее — феерия огнеструй-ных образов и картин».
К числу выдающихся произведений болгарской литературы относятся стихотворения Смирненского об Октябрьской революции, о победном шествии Красной Армии, о пролетарской Москве: «Северное сияние», «Три года», «Красные эскадроны», «Москва».
В них традиции Вазова — певца русско-болгарской дружбы — обогащены идеями пролетарского интернационализма. Они нашли богатое развитие в творчестве многих современных писателей Болгарии.
Никола Вапцаров (1910-1942)
При жизни Николы Вапцарова, большого национального поэта и мужественного революционера, был опубликован лишь один сборник его стихотворений — «Песни мотора» (1940). Болгарские фашисты 23 июля 1942 г. расстреляли поэта. Но в сознании народа гражданский подвиг Вапцарова остался бессмертным, а его стихотворения приобрели после второй мировой войны большую популярность в самой стране и далеко за ее пределами.
Никола Вапцаров.
Всемирный Совет Мира в 1953 г. посмертно удостоил Николу Вапцарова, как и чешского писателя-героя Юлиуса Фучика, Международной премии Мира.
Вся жизнь Вапцарова, механика и кочегара, коммуниста-подпольщика и поэта, — горение во имя раскрепощения народа, во имя торжества социалистических идеалов.
В каждом стихотворении поэта, кому бы оно ни посвящалось — рабочему, другу, любимой родине, вырастает образ мужественного современника, борца и мечтателя.
Вся поэзия Николы Вапцарова — утверждение радости жизни, выражение исторического оптимизма класса, призванного разрушить мир насилия. В стихотворении «Письмо» он говорит:
О, если бы ты знал, как жизнь люблю я! Как ненавижу праздные химеры! И верю я: сквозь мрак и ночь пройдем мы, ломая льды могучими руками, и солнце вновь на горизонте темном заблещет животворными лучами.
В стихах Вапцарова из цикла «Песни о человеке», «Песни о Родине» каждый раз перед нами предстает живой, конкретный человек со своей заботой о друге, с мечтой о неоткрытых мирах и с готовностью отдать жизнь за счастье народа.
Потрясающую стойкость и мужество Вапцаров проявил в фашистских застенках. Здесь он написал задушевное стихотворение жене и другу — «Прощальное», а за несколько часов до казни завершил стихотворение «Борьба так беспощадна и жестока». Последние строки поэта обращены к народу: «Но знай, народ, с тобой в отрядах первых пойдем вперед мы в буре необычной!» Перед расстрелом Вапцаров и его друзья запели песню на слова Христо Ботева: «Кто в грозной битве пал за свободу — не умирает...»
В сегодняшней Болгарии имя Николы Вапцарова стало символом героизма
и мужества.
2i.SU ©® 2015