Шарль Де Костер (1827-1879)
В последние дни 1867 г. в столице Бельгии Брюсселе появилась книга «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях». Автор этого романа Шарль Де Костер дотоле был почти не известен читателям, хотя и написал уже несколько произведений.
«Легенда об Уленшпигеле» получила всенародное признание. Однако сам Де Костер так и не узнал об этом — он умер в одиночестве и нищете.
А ведь он, по словам великого бельгийского поэта Верхарна, «создал первую книгу, в которой наша страна себя обрела». Действительно, до Шарля Де Костера в истории мировой литературы едва ли встретишь имя бельгийского писателя. И в этом нет ничего удивительного. Долгие годы на бельгийской земле хозяйничали оккупанты — то испанцы, то австрийцы, то французы, то голландцы. Независимым государством Бельгия стала лишь после революции 1830 г.
С этого времени писатели страны начали борьбу за развитие национальной литературы. Им пришлось преодолевать давно укоренившееся рабское подражание иностранным образцам и безразличие бельгийской буржуазии к такому малодоходному занятию, как литература.
Среди писателей-демократов выделялся талантом Шарль Де Костер.
«Дерзайте, будьте революционерами!» — этот призыв молодого писателя прозвучал в тогдашней Бельгии необычайно смело. Именно революционная дерзость обрекла большого писателя на нищету и безвестность в королевской Бельгии, но она же высоко подняла его над остальными соотечественниками-литераторами.
Шарль Де Костер.
«Часто Уленшпигель и Неле бродили вдвоем...». Иллюстрация Ф. Мазереля к «Легенде об Уленшпигеле» Ш. Костера.
Де Костеру принадлежат мудрые слова: «Народ умирает, если забывает о своем прошлом». В «Легенде об Уленшпигеле» он воссоздал то прошлое, которое считал залогом существования народа: наиболее славную и героическую страницу бельгийской истории, эпоху нидерландской революции XVI в., время самоотверженной борьбы народа против испанских угнетателей и мрачной деспотии церкви.
Герой книги — Тиль Уленшпигель, любимый персонаж народных преданий, неутомимый весельчак и балагур.
В начале романа он просто озорник. Вот он дразнит святош, вот подшучивает над монахами — его выдумкам нет конца. Но к веселым проделкам героя писатель дает зловещий аккомпанемент: на родной земле Тиля бесчинствует враг, рубят головы тем, кого до отчаяния довел голод, сжигают и грабят города. В страшных муках гибнет от рук палача отец Тиля.
И Тиль из бездумного весельчака становится народным мстителем. Как вихрь носится отважный герой по родной земле. Неистощимая изобретательность Уленшпигеля превратилась в оружие революционера.
Обманывая сыщиков, расправляясь с палачами, он поднимает народ на борьбу, сам как бы символизирует силу и бессмертие народа. Шпигель — по-фламандски «зеркало». И подлинным зеркалом народного бытия стал роман в целом.
В галерее национальных образов, созданных великими художниками всех стран, отныне на равных правах появились бессмертные образы бельгийцев Тиля и Ламме.
После появления «Легенды об Уленшпигеле» в стране одна за другой публиковались книги, которые «открывали Бельгию», с любовью изображая ее пейзажи, быт и нравы жителей. Писатели-реалисты стремились рассказать о противоречиях бельгийского общества, о великой битве, начатой пролетариатом,
разжимавшим «клещи» эксплуатации (нашумевший роман К. Лемонье «Клещи»), пытались изобразить капиталистический город (роман Ж. Экаута «Новый Карфаген») или деревню (романы С. Стрёвелса), где существование труженика так же безрадостно, как и в городе.
Морис Метерлинк (1862 — 1949)
Широко известно творчество Мориса Метерлинка. Вначале Метерлинк создал ряд мрачных, пессимистических произведений («Слепые» и др.), рисовавших человека беспомощным и обреченным на гибель существом.
Морис Метерлинк
Вслед за этим в начале нашего века он издает книги («Жизнь пчел» и др.), зовущие к познанию природы, а в его пьесах на передний план выходит смелый, деятельный, готовый к самопожертвованию герой. Прославилась драма Метерлинка «Монна Ванна», героиня которой находит в себе силы для подвига во имя спасения родины. Особую известность в нашей стране приобрела «Синяя птица» — уже более полувека эта пьеса не сходит со сцены МХАТа.
Метерлинк — замечательный сказочник. Серьезные философские проблемы «Синей птицы» он облек в форму увлекательного путешествия. Мы охотно следуем за героями пьесы, разделяем их радости и горести. Среди фантастических персонажей, среди оживших вещей герои пьесы Тильтиль и Митиль остаются обыкновенными ребятами, детьми бедняка. На поиски Синей птицы они отправляются потому, что о новогодней елке могут только мечтать, а сладости видели лишь на столе богатых соседей.
Однако Метерлинк остановил дерзание своих геро-ев на полпути. Он вернул их в ту же нищую хижину и внушил им иллюзию, что Синяя птица может быть под рукой, в бедном доме. Вместо реальной борьбы за счастье писатель призывал лишь к моральному самоусовершенствованию. Стоит стать добрым, пытался доказать он, и все чудесным образом переменится, нищеты больше не будет.
Змиль Верхарн (1855 — 1916)
Истинное дерзание стало творческим принципом другого бельгийского писателя, сумевшего привести своиx героев к иным, нежели у Метерлинка, революционным выводам, Эмиль Верхарн — один из самых крупных поэтов конца XIX — начала XX в. Его стихами, по свидетельству Н. К. Крупской, зачитывался В. И. Ленин. Первый переводчик произведений Верхарна на русский язык — Валерий Брюсов писал, что Верхарн «принадлежит к числу писателей, именем которых означаются целые эпохи». И действительно, на пороге нового, XX века великий бельгийский поэт уловил и с необычайной силой выразил революционную суть нашего времени. В его пьесе «Зори» (1898) герой говорит: «Мы живем в дни... обновлений». Верхарну в совершенно исключительной степени свойственно было ощущение движения и развития мира. «Горизонты в пути» — так мыслил себе современность поэт.
Эмиль Верхарн.
С гордостью писал Верхарн о новом человеке, о человеке-творце. Его поэзия как бы предугадала необычайный взлет творческих сил человека, поразительные открытия и достижения наших дней. Л первый в ряду настоящих людей у поэта — трибун, бунтарь. Бунтаря Верхарн пытался изобразить и в революционной драме «Зори». И когда осенью 1913 г. Верхарн приехал в Россию, его восторженно встретили пролетарские русские поэты. Нам понятна исключительная популярность этой пьесы именно в России накануне и после Великой Октябрьской социалистической революции: русские революционеры видели в пьесе талантливого бельгийского писателя отражение тех революционных зорь, которые становились реальностью у нас в стране благодаря героической борьбе пролетариата.
К революционному пониманию жизни Верхарн пришел не сразу. В 1883 г. он издал первый сборник стихов — «Фламандки». В нем отразились идиллические представления поэта. Скорее на картинах фламандских живописцев — мастеров XV — XVI вв., чем в жизни, увидел поэт тех беззаботных людей, которых нарисовал в своих ранних стихах.
В самом конце 80-х годов Верхарн испытал влияние поэзии символистов, которые все дальше уходили от действительности, от социальной борьбы, от общественных обязанностей искусства. Но Верхарн не потерял своего пути, он «не переставал наблюдать реальную жизнь», где
...Солома жалких крыш давно покрылась мхом,
Печные покосились трубы, А с перепутий ветер грубый
Врывается сквозь щели в дом.
Не в силах забыть о трагедии народа, поэт всем сердцем рвался
Туда, где над площадью — нож гильотины,
Где рыщут мятеж и набат по домам!
Пристально вглядываясь в жизнь, Верхарн создает знаменитую социальную трилогию. Она открывается поэтическими циклами («Поля в бреду», 1893, и др.), в которых показаны зловещие картины разорения деревни и с редкой силой отражена трагедия обнищания.
Стремясь вместить весь мир в свою поэзию, Эмиль Верхарн ломает рамки и границы поэтических систем. Традиционный стих он соединял со свободным стихом, создав неповторимую поэтическую систему.
Верхарн выполнил завет родоначальника современной бельгийской литературы Де Костера — идти к народу, только к народу. Поэтому поэзия Верхарна воспринимается ныне как поэтическое предисловие к XX в.
2i.SU ©® 2015