На рубеже XV — XVI вв. во Франции начинается расцвет искусства и литературы, получивший название Ренессанса, или Возрождения.
Эпохе Ренессанса предшествовали коренные изменения экономического и общественного строя всех европейских стран. Рушились старые феодальные устои, и уходил в прошлое мир средневековых представлений. Создавался новый социальный уклад, зарождалась новая, гуманистическая культура.
В Европе в XV в. было изобретено книгопечатание. Возрождается античное прошлое (поэзия, философия, история). Развиваются науки. Во всех областях человеческого знания — естественных науках, медицине, астрономии, филологии — появляется ряд выдающихся ученых, которые разбивают старое представление о мире.
Идеологи Возрождения, или гуманисты, стремились освободить человеческую мысль от власти церкви. Борясь с феодально-церковным мировоззрением, они брали под защиту человека и его естественные права. Живописцы, скульпторы и поэты славили земную природу, человека.
Родиной Возрождения была Италия, которая раньше других европейских стран перешагнула рубеж средних веков (вторая половина XIV в. — XV в.). Она дала миру величайших художников — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.
Походы французских королей в Италию способствовали проникновению во Францию итальянской гуманистической культуры. В XV в. Франция стала второй родиной Возрождения. Крупнейшим писателем эпохи французского Возрождения был великий гуманист Франсуа Рабле.
Франсуа Рабле (1494-1553)
Рабле родился в древнем французском городке Шиноне на берегах Вьенны. Свои ранние годы он провел в аббатстве Сейи, шестнадцати лет поступил послушником во Францисканский монастырь, двадцати четырех — принял сан священника. Но духовное поприще не влекло Рабле. Устав Францисканского ордена запрещал монахам заниматься науками, а молодой Рабле страстно стремился к знанию. Он легко овладел древними языками и принялся за изучение античных философов и ученых. Научные занятия Рабле были сочтены ересью. Он подвергся преследованиям и бежал из монастыря. Благодаря стараниям друзей Рабле получил от папы Климента VII разрешение перейти в Орден бенедиктинцев, где мог иметь относительную свободу. Но Рабле не спешил воспользоваться этой милостью и вел бродячую жизнь. Ему покровительствовал Майезейский епископ, который прощал «брату Франсуа» его вольности, ибо видел в нем выдающегося человека. Рабле уехал в Монпелье и здесь с увлечением начал изучать естествознание и медицину. В 1530 г. он уже читал лекции на медицинском факультете и занимался врачебной практикой.
Рабле был одним из образованнейших людей своего времени. По словам Анатоля Франса, Рабле «был философом, богословом, математиком, юристом, музыкантом, астрономом, художником, стихотворцем».
В литературу Рабле вошел как создатель романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Этот огромный роман, состоящий из пяти книг, не был похож ни на одно из известных литературных произведений. Сказочная история о великанах Гаргантюа и сыне его Пантагрюэле, возникшая на основе народной литературы, явилась по существу разящей сатирой на феодальный мир и церковную идеологию.
Рабле нападает на духовенство всех рангов, вплоть до самого папы, насмехается над монархами, разоблачает судей и все судейское сословие, издевается над учеными-схоластами.
Сатира Рабле своеобразна: описания реальной жизни перемежаются в ней с самым неправдоподобным и забавным вымыслом. Все размеры сказочно преувеличены (Гаргантюа снимает колокола с Собора Парижской богоматери, его лошадь сбивает своим хвостом целый лес), аллегории причудливы (остров «Пушистых котов», остров «Звонкий», Папоманы и Папефиги) — все доведено здесь до гротеска, до самой нелепой крайности. Рабле высмеивает старые методы обучения, сводившиеся к бессмысленной зубрежке, и предлагает новую систему воспитания, которая должна формировать гармонически развитого и любящего труд человека. Письмо Гаргантюа к сыну звучит как восторженное восхваление науки, которая идет на смену схоластической учености. Гуманистическая сила и смелость выступлений Рабле против средневековой схоластики становятся особенно очевидными, если вспомнить о том, что схоласты Сорбонны были идейным оплотом инквизиции, сжигавшей на кострах всех подозреваемых в ереси.
Франсуа Рабле.
Общественные идеалы Рабле выражены им в картине Телемского аббатства. Это аббатство особое — без церковных служб и молитв. Его девиз: «Живи как хочешь». Здесь нет никакого принуждения и полная свобода во всем. Телемское аббатство было создано по замыслу брата Жана — любимого героя Рабле. Брат Жан, или Жан-Зубодробитель, — монах, но только по названию. Это простой крестьянин, который, защищая от врагов монастырский виноградник, перебил и расшвырял перекладиной от креста тринадцать тысяч иноземных завоевателей. Автор подчеркивает, что на защиту родной земли вышел человек из народа и что именно ему принадлежит идея Телемского братства. И это является замечательной заслугой великого гуманиста Рабле.
«Плеяда»
В первые десятилетия XVI в. во Франции возник кружок молодых поэтов-гуманистов, которым руководил известный ученый-филолог Жан Дора. Позднее это содружество, состоящее из семи человек — Пьера де Ронсара, Иоахима Дю Белле, Жана Дора, Э.Жоделя,Р.Белло,Ж.А. Баифа и Понтюса де Тийара, называлось «Плеяда», т. е. Семизвездие.
В 1543 г. вышел в свет литературный манифест «Плеяды» — «Защита и возвеличение французского языка».
Целью этого документа было обновление языка французской поэзии. В нем впервые прозвучал призыв сделать поэзию национальной и вернуть ее к народным истокам. Поэты «Плеяды» предлагали обогатить французский язык за счет создания новых слов, восстановления забытых, но ярких выражений старофранцузского языка и заимствований из народной речи.
«Отцовы щенки лакали из его миски, а он ел с ними. Он кусал их за уши, а они ему царапали нос...» Пантагрюэль. Иллюстрации Г. Доре к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Новаторство «Плеяды» не ограничивалось только реформой языка, оно внесло во французскую поэзию новое, гуманистическое отношение к жизни.
Манифест представлял собой боевую программу, направленную против изысканной и легковесной придворной поэзии, а также против ученой поэзии на латинском языке. Этот документ, выражавший мнение всех поэтов «Плеяды», принадлежал перу дю Белле, но главным вдохновителем и борцом за его идеи был Пьер де Ронсар.
Пьер де Ронсар (1524-1585)
Ронсар, крупнейший поэт французского Возрождения, родился в провинции Вандомуа, в замке Пуассоньер.
Его отец, участник итальянских походов, был приближенным Франциска I. Детство и юность поэта прошли при королевском дворе. Он состоял в свите принца Карла Орлеанского и сопровождал французских посланников в их дипломатических поездках.
Рано начавшаяся придворная карьера Ронсара была прервана тяжелой болезнью, которая закончилась глухотой. Но это несчастье стало причиной того, что Ронсар смог беспрепятственно заняться любимым делом — поэзией. Восемнадцати лет Ронсар поступил в коллеж Кокре для изучения литературы и здесь встретил своих будущих друзей и соратников, создавших впоследствии поэтический союз — «Плеяду».
Творчество Ронсара явилось блестящим осуществлением теоретических принципов «Плеяды». Он обновил и обогатил поэтический язык и поднял французскую национальную поэзию на огромную высоту. Он сделал стих музыкальным, звучным и выразительным. После условных средневековых виршей и ученой латыни поэзия заговорила на живом французском языке.
Ронсару принадлежит множество произведений, различных по жанру и по характеру. Это оды, поэмы, сонеты, элегии, послания. В них звучат гражданские, политические и философские мотивы, но большая часть лирики Ронсара посвящена теме любви.
Особенно известны три цикла его стихов, три книги разных лет о любви. Вторая книга, посвященная Марии Дюпен, крестьянской девушке, которую любил Ронсар, согрета живым и искренним человеческим чувством.
Творчество Ронсара, насыщенное идеями того времени, было глубоко гуманистичным в своей основе. Оно нашло широкий отклик среди современников и получило высокую оценку у романтиков.
2i.SU ©® 2015