2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Рыцарский роман

На севере Франции в XII — XIII вв. появились и первые рыцарские романы — стихотворные и прозаические. Как и рыцарская поэзия, рыцарский роман связан с новой, куртуазной (придворной) культурой, возникшей при дворах крупных феодалов в XII в. Богатые сеньоры держали тогда у себя на службе и профессиональных поэтов — менестрелей.

Придворная рыцарская культура носила светский характер и отличалась известной утонченностью. От рыцаря теперь требовалась не только доблесть, но и обходительность, тонкость чувств.

Рыцарский роман и рыцарская поэзия, рассчитанные на вкусы феодалов, приукрашивали рыцарство. Содержание этих произведений иногда условно. Элементы искусственности и условности можно обнаружить и в поэзии трубадуров. Но именно эти жанры в противоположность церковным проповедям утверждали интерес к земной жизни, к естественным чувствам людей. Они содействовали развитию новой, реалистической литературы, расцвет которой наступает в эпоху Возрождения (см. раздел «Литература эпохи Возрождения»).

В отличие от героического феодального эпоса («песен о подвигах») основное место в рыцарских романах занимает любовная тема и всевозможные, часто фантастические, подвиги рыцарей. Свои подвиги рыцарь совершает в честь «дамы сердца» или только для того, чтобы добиться славы.

Сюжеты рыцарских романов брались из старинных легенд или из книжных источников. Наиболее одаренные авторы рыцарских романов — француз Бенуа де Сент-Мор, обрабатывавший сюжеты поэм Гомера и Вергилия; его прославленный соотечественник замечательный поэт Кретъен де Труа, автор ряда романов, в том числе о рыцаре Ланселоте; Вольфрам фон Эшенбах, немецкий миннезингер, автор громадной поэмы в 25 тысяч строк — «Парсифаль»; его соотечественник Готфрид Страсбургский, автор высокохудожественной обработки сюжета о Тристане и Изольде. Одна из самых популярных переработок этого сюжета принадлежит перу французского ученого XX в. Жозефу Бедье. В романе рассказывается о том, как рыцарь Тристан полюбил прекрасную королеву Изольду. Волшебный любовный напиток, выпитый ими по ошибке, связал их навечно высоким и непреодолимым чувством. Все препятствует их любви, но ни опасности, ни законы феодального мира не в силах убить ее.

Характерно, что, показывая нравственные мучения Тристана, нарушившего долг вассала и полюбившего жену своего короля, средневековые авторы глубоко сочувствуют влюбленным. Именно в рыцарской литературе впервые в эпоху средневековья прозвучало утверждение любви как высокого человеческого чувства.

В начале XIII в. появилась очаровательная повесть «Окассен и Николет» (автор неизвестен) — о любви Окассена к сарацинке Николет.

В повести нет обычного прославления рыцарской доблести. Автор сочувствует Окассену, предпочитающему битвам мирную жизнь.

В 1974 г. издательством «Наука» впервые на русском языке был опубликован полный текст романа английского писателя XV в. Томаса Мэлори «Смерть Артура».
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru