Классическая китайская поэзия — значительное явление мировой культуры. Но получилось так, что западный мир очень долгое время почти не знал этой прекрасной поэзии.
Это произошло потому, что нелегко было проникнуть в глубокие тайны иероглифической письменности.
В Китае поэзия с давних пор вошла в обыденную жизнь, и среди так называемых классических книг, учивших жизни, есть одна поэтическая книга — «Шицзин» — «Книга песен». В этой книге собраны народные песни и ритуальные гимны разных времен — с XII по VII в. до н. э. «Книга песен» соединяет в себе ценность поэтическую с жизненной достоверностью: из нее историки черпают многие сведения 6 быте прошлых веков. Мы привыкли к тому, что литературное наследие древности — это прежде всего эпические сказания, как правило выраженные в стихотворной форме. Китайский народ издревле выражает себя в лирических песнях. Мы не знаем китайского эпоса, который был бы древнее этих песен. Может быть, время не донесло его до нас и он погиб вместе с бамбуковыми дощечками, на которых был записан.
В лирических песнях «Шицзина» привлекает сила и чистота чувств. Девушка ждет признания любимого, жена тоскует о муже, ушедшем на войну, плачет мать, разлученная с сыном, мечтают воины о возвращении в родной дом.
А вот знаменитая «Песнь о седьмой луне», в которой рассказывается о трудовом годе земледельца древности.
В ней и радость труда, и еще не жалоба, но уже некоторое недоумение по поводу того, что все лучшее надо отдавать князю. В песне же о дровосеке уже слышится возмущение тем, что богачи объедают крестьян.
Песни «Шицзина» не только начинают собой китайскую поэзию, но и остаются жить в последующих стихах.
В Китае и теперь говорят «день, как три года», когда хотят выразить силу привязанности к человеку, с которым не виделись какое-то время. А взято это выражение из песни «Шицзкна» :
Уйду ли, мой милый, на сбор конопли,
Лишь день мы в разлуке, но кажется мне:
Три месяца был ты вдали!
Сбирать ли душистые травы иду,
Лишь день мы в разлуке, а кажется мне:
Три времени года я жду!
Уйду ль собирать чернобыльник лесной,
Лишь день мы в разлуке, а кажется мне:
Три года ты не был со мной!
В обиходе китайского народа и сейчас остались слова и целые строки из «Шицзина», хотя язык этих древних песен давно устарел и непонятен без объяснений.
Время скрыло от нас имена авторов «Шицзина», но скорее всего эти песни были коллективным творением. Их автор — народ.
Первое известное нам имя китайского поэта относится к IV — III вв. до н. э. Тогда в княжестве Чу, на юге нынешнего Китая, жил великий поэт Цюй Юань (340 — 278 до н. э.).
Он был сановником и, радея о благе населения княжества Чу, стремясь к миру между княжествами, восстановил против себя остальных царедворцев, притеснявших народ. Цюй Юань был оклеветан и изгнан из страны. Вот почему так много тоски в его стихах:
Я свой взор обращаю
На восток и на запад.
Ну когда же смогу я
Снова в дом мой вернуться!
Отчаявшись в победе справедливости, он бросился в воды реки Мило и утонул. Так рассказал о жизни поэта древний китайский историк Сыма Цянь.
Китайский народ до сих пор чтит память Цюй Юаня: в пятый день пятого месяца по лунному календарю на реках Китая устраиваются лодочные гонки в его честь.
Поэзия Цюй Юаня проникнута идеями добра и правды. В его стихах бушуют неземные силы, сверкает всеми красками удивительная природа юга. Но человек остается в центре внимания поэта.
В самом большом своем произведении — поэме «Лисао», что значит «скорбь изгнанника», Цюй Юань описывает всю свою жизнь. Он остался верен своим убеждениям, как те воины, которые в его стихотворении «Смерть за родину» своей гибелью победили смерть.
Поэзия Цюй Юаня, во многом близкая песням «Шицзина», породила большое число последователей. Творения Цюй Юаня и этих поэтов получили название «Чуских стихов».
Другой великий китайский поэт Тао Юань-мин родился в 365 и умер в 427 г. По происхождению поэт принадлежал к аристократии, но придворная служба не привлекала его, и, «повесив чиновничью шапку», как тогда говорили, он вместе с семьей стал жить в деревне, как простой крестьянин, обрабатывая землю и радуясь урожаю.
Поздним вечером после работы в поле возвращается поэт домой:
Так узка здесь дорога,
Так высоки здесь травы густые,
Что вечерние росы Заливают одежду мою.
Пусть промокнет одежда,
Это тоже не стоит печали:
Я, хочу одного лишь —
От желаний своих не уйти.
Поэт в своих стихах много говорит о смысле жизни. Он воспевает крестьянский труд как идеал человеческого существования, призывает к высокой нравственности, к добру. Тао Юань-мину принадлежит фантазия «Персиковый источник» — о стране, где счастливые люди трудятся на земле и где «с урожаем осенним государевых нет налогов».
Творчество Тао Юань-мина, сделавшего предметом высокого искусства обычную трудовую жизнь, определило дальнейшее развитие китайской поэзии.
2i.SU ©® 2015