Особое место в греческой классической драматургии занимает Аристофан — создатель политически идейной, отвечающей на злобу дня комедии. Его герои — ремесленники и земледельцы, мелкий афинский люд, ничуть не героические, но зато ловкие, хитрые, самобытные, с недоверием относящиеся к продажным демагогам («Всадники») — вождям политических группировок, название которых со времени Аристофана получило отрицательный смысл. Это крестьяне, жаждущие мира («Мир», «Ахарня-не»), горожане — мечтатели, искатели правды, устроившие птичье государство между небом и землей, откуда изгнаны легкомысленные поэты, продажные ученые и жрецы («Птицы»).
Мир комедий Аристофана — веселая буффонада, часто даже грубая и злая, так как в комедии, связанной с радостной стороной культа возрожденного Диониса, все позволено и доступно. Раз в год на дионисовых празднествах Леней жители Афин потешаются над острыми положениями, озорными репликами и причудливым хором комедий.
Аристофан.
Здесь достается всем — незадачливому политику, посредственному поэту и новым философским и воспитательным теориям («Облака»), Аристофан выступает то как литературный критик, гиперболически выставляющий достоинства Эсхила и недостатки нелюбимого им Еврипида («Лягушки»), то как утопист, жаждущий переделать мир и увидевший, что богатство и бедность, обменявшись местами, не принесли счастья людям («Богатство»).
В центре комедий Аристофана — агон, т. е. соперничество, состязание, которое восходит еще к старинным народным представлениям об извечной борьбе зла и добра, мрака и света, зимы и лета (агон двух демагогов — во «Всадниках», правды и кривды — в «Облаках»).
Политическая комедия Аристофана ушла со сцены вместе с упадком афинской демократии. Но пьесы древнего поэта и теперь близки современному зрителю. В них затрагиваются вопросы, волнующие и современное человечество: о войне и мире, о задачах и целях поэзии. Комедии Аристофана переведены на языки многих народов мира.
2i.SU ©® 2015