В трагедиях этих драматургов (трилогии в это время уже не писали) мировой порядок нарушен безвозвратно. После всех страданий и мучений героев хору остается только констатировать наличие в мире высших сил, непонятных и неподвластных человеку, творящих свою справедливость («Антигона» Софокла, «Вакханки» Еврипида). Здесь слышится отголосок тяжелых событий истории Греции в конце V в., породивших пессимизм и веру в неизбежность слепой судьбы.
Трагедия Софокла «Антигона» кончается гибелью героини и ее близких — жертв тирании царя Креонта. Дерзостная самонадеянность его в споре с Антигоной, живущей по законам кровного родства, преподанным самими богами, наказывается высшей справедливостью.
Креонт остается жив, но он раздавлен нравственно своим полным одиночеством. Царь Эдип, мудрец, некогда отгадавший загадку Сфинкса, освободитель Фив, умный и добрый правитель («Эдип-царь»), борется с судьбой, пославшей ему испытания и сделавшей его невольным убийцей отца и мужем собственной матери.
Эдип верит в свою невиновность и наказывает себя сам, выкалывая глаза, чтобы не видеть позора, когда тайна его рождения открыта, а преступление доказано.
Софокл — мастер перипетий, т. е. резких переходов от одной ситуации к другой, от счастья к несчастью, от незнания к знанию. Эдип с радостью принимает весть о смерти своего отца в Коринфе, так как видит неправоту оракула, предсказавшего ему убийство отца. Но он приходит в ужас, когда вестник разъясняет ему, что коринфский царь был приемным отцом Эдипа, следовательно, предсказание оракула должно исполниться.
Герой Софокла надеется на свои силы и врожденное благородство. Эдип умирает в презрении и одиночестве, но торжество правды после его смерти (трагедия «Эдип в Колонне»), признанное богами, только поднимает героя в глазах общества и делает его не гордецом, а мучеником.
В трагедиях Еврипида человеческие страсти поистине безграничны. Они разрушают счастье человека («Медея», «Ипполит») и направлены «а удовлетворение чисто личных стремлений. Но они могут иметь благодетельный характер, способствовать благополучию целого государства.
Так жертвует своей жизнью дочь Геракла Макария («Гераклиды») или Менекей («Финикиянки») ради спасения родного города. Так с радостью, сменившей оцепенение страха, юная Ифигения идет к жертвеннику («Ифигения в Авлиде»). Она украшена цветами и яркими лентами, она просит не носить темных траурных одеяний.
Смерть Ифигении спасет жизнь тысячам греков, так как сама богиня Артемида дарует им всем победу.
Патетика героического самопожертвования в трагедиях Еврипида была крайне необходима Греции V в. до н. э,
Софокл
Еврипид.
Агамемнон, Клитемнестра и Ифигения. Иллюстрация к трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде».
Иллюстрация к трагедии Еврипида «Медея» (рисунок на античной амфоре).
Еврипида возмущает бесправие женщины. Хороший человек для него часто простой человек, честный, свободный земледелец («Электра»), верный раб-воспитатель, педагог или рабыня-кормилица.
Еврипид не так суров и монументален, как Эсхил, не столь классически гармоничен, как Софокл.
2i.SU ©® 2015