2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

С. В. Михалков (р. 1913)

«Веселость, это бесценное качество, едва ли не самый редкий из даров», — неоднократно подчеркивал Пушкин. Перечитывая стихи Сергея Владимировича Михалкова, снова и снова убеждаешься, как щедро наделен этим бесценным качеством поэт. Первые стихотворения для детей молодого Михалкова почти сразу же сделали его известным, и не только детям.

«В доме восемь дробь один, у заставы Ильича...» Кто из советских ребят не знает этого адреса? По этому адресу Михалков «прописал» своего героя. Ведь там провел юные годы тот, кто на всю жизнь вошел в нашу память, — знаменитый дядя Степа, «был он самым лучшим другом всех ребят со всех дворов».

Крепко привязался к своему герою и сам автор. Когда он написал свой первый стихотворный рассказ о дяде Степе, он еще только вступал в литературу.

Прошли годы. Сергей Михалков стал писателем широко известным и во всей нашей стране, и далеко за ее пределами, не только как автор стихов для детей, но и как замечательный баснописец и драматург. Однако навсегда расстаться со своим любимым героем он не смог. И вот возникает его новый стихотворный рассказ «Дядя Степа — милиционер».

А совсем недавно поэт написал еще один рассказ в стихах — «Дядя Степа и Егор». Так три написанных в разное время стихотворных рассказа сливаются в единое художественное целое — поэтическое повествование о простом и удивительно привлекательном — смелом, добром, веселом человеке — настоящем советском человеке наших дней.

Добрыми и веселыми глазами дяди Степы умеет поэт глядеть на мир, который он показывает в своих стихах. Как и дядя Степа, он чувствует себя совсем своим в мире детей, умеет войти в их еще детские, но такие для них значительные чувства и мечты, в их тревоги и заботы, радости и огорчения. А создавая обо всем этом стихи, он сам ощущает себя таким же, как его читатели. И в этом нет ничего натянутого, искусственного. Поэтическое дарование Сергея Михалкова — человека, много пережившего, перевидевшего, перечувствовавшего, участника боевых походов, большого писателя-художника, видного общественного деятеля — заключает в себе чудесное качество непосредственной детскости.

Среди ребят, о которых или прямо от лица которых пишет свои стихи Михалков, попадаются и избалованные взрослыми лежебоки, лентяи, хвастунишки, неряхи, лгунишки, грубияны. Но к назиданиям и прописям (делай то-то, не делай того-то), которые обычно лишь раздражают ребят, будят в них дух противоречия, поэт не прибегает.

Он просто, со свойственной ему веселой иронией показывает, в какое неловкое, некрасивое, «стыдное» положение все эти дурно воспитанные дети сами себя ставят.

Воздуху милой, чарующей детскости, которым так радостно дышится в стихотворениях Михалкова, гармонически соответствует удивительно простая, народно-русская, кристально чистая поэтическая речь. Стихи Михалкова, написанные о детях и для детей и так им близкие и ими любимые, способны доставить подлинное эстетическое наслаждение и тем читателям, которые вышли из детского возраста.

Новый этап в развитии творчества поэта обусловлен годами великих исторических испытаний, выпавших на долю советского народа. В поэзию Михалкова вошла тема войны, тема борьбы с безобразным, ужасным, нечеловеческим, что нес с собой гитлеровский фашизм и с чем поэт, находившийся все эти годы в армии в качестве корреспондента фронтовой газеты, столкнулся лицом к лицу.

Подобно «Десятилетнему человеку» — название одного из его стихотворений этого времени — муза Михалкова стремительно повзрослела. Стало особенно очевидно: утверждение добра неизбежно включает в себя борьбу со злом. Эту задачу осознанно ставит перед собой поэт в том стихотворном жанре уже не с детскими, а только со взрослыми героями, который возникает в его творчестве к концу войны и с тех пор становится его излюбленным, — в жанре басни.

Обращение Михалкова именно к этому жанру внутренне закономерно, ибо связано с отличительными чертами его таланта.

2580-1.jpg

С. В. Михалков. Портрет работы И. С. Глазунова. 1973 г.

2580-2.jpg

Иллюстрация Г. Валька к стихотворению С. В. Михалкова «Дядя Степа — милиционер».

2580-3.jpg

Иллюстрация Г. Огородникова к стихотворению С. В. Михалкова «Моя улица».

Басня — один из исконных жанров художественной литературы, восходящий к самым истокам ее. В XVIII в. не было почти ни одного поэта, который не писал бы басен. Но только Крылов сумел сообщить старому, по существу условному, жанру черты реализма и подлинной народности, впервые с такой художественно-выразительной силой внесенные им в нашу литературу.

Благодаря этому жанр басни, в отличие от некоторых других жанров литературы XVIII в., продолжал существовать и в последующей нашей литературе.

Замечательные образцы революционной басни даны Демьяном Бедным. Но ближе всего к крыловской традиции именно Михалков. Живой сатирический отклик на отрицательные явления современности, высокий этический настрой — вот что роднит творчество Михалкова с творчеством его великого предшественника.

Ощутимы в них и те начала — «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться», которые Пушкин считал одним из свойств русского характера — «отличительной чертой в наших нравах».

По строкам басен Михалкова проходят в традиционных звериных обличьях бюрократы и невежды, наглецы и подхалимы, тунеядцы — все те, кто достоин гневного сатирического осуждения.

Но, как и в детских стихах Михалкова, в его баснях искрится все тот же веселый талант. Все, что пишет поэт, — на уровне подлинно поэтического. С. В. Михалков — лауреат Ленинской премии, драматург и редактор популярного остросатирического киножурнала «Фитиль».

За литературно-общественную деятельность ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru