Еще при жизни Самуила Яковлевича Маршака один замечательный детский врач, настоящий «доктор Айболит», Георгий Нестерович Сперанский, опираясь на свой многолетний опыт общения с детьми, рекомендовал прописывать малышам стихи Маршака как целебное средство, как один из самых надежных «витаминов роста». И действительно, глупый мышонок, Рассеянный с улицы Бассейной, дама с громадным багажом, Усатый-полосатый, неутомимые почтальоны разгоняют дурное настроение, неизменно вызывают смех, улыбку у маленьких читателей стихов Маршака. А сам поэт позаботился о том, чтобы создать для них целую своеобразную поэтическую энциклопедию «Про все на свете». Есть там и рассказы о людях простых и всем необходимых профессий, и веселые, похожие на затейливые детские игры, занимательные азбуки, и поэтический календарь природы «Круглый год» с его неустанно движущимся хороводом месяцев, и даже веселая арифметика, где каждая цифра — живой образ. Потом, подрастая, читатель стихов Маршака познакомится с его замечательными переводами стихов и песен шотландского поэта Роберта Бернса и сонетов Шекспира, с Маршаком — автором сосредоточенной философской лирики, Маршаком-сатириком и Маршаком-критиком.
С. Я. Маршак. Портрет работы А. М. Герасимова. 1964 г.
«Ослик на дедушке едет верхом». Иллюстрация Г. Валька к стихотворению С. Я. Маршака «Мельник, мальчик и осел».
«Стал натягивать гамаши — Говорят ему: не ваши. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!» Иллюстрация А. Каневского к стихотворению С. Я. Маршака «Человек рассеянный с улицы Бассейной».
«Заклубился дым угарный, Гарью комната полна». Иллюстрация М. Митурича к стихотворению С. Я. Маршака «Пожар».
Первыми знакомцами юных читателей были книжки Маршака, к ним, к юным читателям, непосредственно обращенные. Но Маршак начинал не с детских стихов. Для детей он начал писать, уже немало потрудившись в поэзии для взрослых. Впрочем, он и сам любил повторять, что прежде, чем стать детским писателем, надо быть писателем во всем значении этого слова и что детская литература ни в коем случае не освобождает от необходимости глубоко познать жизнь и в полной мере владеть мастерством.
Из каких же зерен вырастала детская поэзия Маршака? Как складывалась? Как формировалась? Самуил Яковлевич родился в Воронеже в семье техника-мастера химических заводов. Писать стихи начал в раннем возрасте. В 1902 г. тетрадка стихов юного поэта попала в руки знаменитого художественного критика Владимира Васильевича Стасова, который принял горячее участие в судьбе юного поэта, а позже обратил на него внимание Алексея Максимовича Горького. В 1904 — 1906 гг. Маршак жил в семье Горького в Ялте.
Нужно ли говорить, каким счастьем для молодого Маршака была встреча со Стасовым и Горьким. Знатоки и почитатели народной поэзии, они с самого начала привлекли внимание Маршака к богатому русскому фольклору. Вероятно, их влияние оберегало молодого поэта, впервые выступившего в печати в 1907 г., и от модных в то время декадентских веяний.
В Англии, где Маршак продолжал образование (1912 — 1914), его заинтересовали произведения английского фольклора, остросюжетные, динамичные народные баллады и песни, которые он тогда же стал переводить на русский язык.
В годы первой мировой войны Маршак активно участвовал в организации помощи маленьким сиротам и беженцам. Эта работа сблизила его с детьми. В 1920 г. Маршак организовал и возглавил в Краснодаре «Детский городок», где постоянно действовали библиотека, разнообразные мастерские. В Краснодаре стал давать спектакли один из первых советских детских театров, для которого Маршак начал писать свои пьесы-сказки.
В 1923 г. в Петрограде вышла первая книжка Маршака для самых маленьких — английские детские песенки «Дом, который построил Джек», а вслед за ней другая его книжка — «Детки в клетке». С тех пор начинается неутомимая плодотворная деятельность Маршака-поэта для детей, редактора и организатора детской литературы. В 1923 — 1925 гг. он возглавил журнал «Новый Робинзон», которому суждено было сыграть важную роль в истории советской литературы для детей. На страницах журнала впервые увидели свет произведения Б. Житкова, М. Ильина, В. Бианки, Е. Шварца и других. С 1924 г. Маршак почти пятнадцать лет руководил детским отделом ОГИЗа. Максим Горький не раз привлекал Самуила Яковлевича к разработке планов большой литературы для маленьких, высоко ценил его поэтическую и редакторскую деятельность. Он называл Маршака «основоположником детской литературы у нас».
А стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник «Сказки, песни, загадки», который из года в год (вплоть до самой смерти Маршака в 1964 г.) дополняясь новыми произведениями, стал одной из любимых книг многих поколений советской детворы. В центре своего внимания поэт поставил новые темы и образы, подсказанные ему советской действительностью. Тем самым он помог и всей молодой советской поэзии для детей определить пути дальнейшего развития. Ведь именно это острое ощущение новой советской жизни, любовь и внимание к простому человеку, к его творческому, созидательному труду, столь свойственные поэзии Маяковского, Маршака, прозе Гайдара, Житкова и пришедших вслед за ними в литературу писателей, наполнили новым содержанием советскую книгу для детей. В этом и заключается, по словам Александра Фадеева, ее новаторский характер, выделяющий советскую детскую литературу в мире как совершенно новое, принципиально новое явление.
Если же говорить о форме стихов Маршака, то здесь надо отметить то, что уже отмечалось выше: в детском фольклоре, песенках, веселых считалках и «дразнилках» детских игр, в полных энергии и движения народных сказках, пословицах, присловьях, забавных прибаутках он почерпнул образность, живость стиха, научился ценить сильное, выразительное, неожиданное, но всегда точно отобранное слово из речи ребенка.
Высокая культура классического русского стиха и традиции устного народного творчества обогатили его поэзию для детей. Но в свою очередь, став мастером детского стиха, он приобрел много нового для себя как лирического поэта, сатирика, переводчика. Между его стихами для детей и для взрослых нет непереходимой границы. У них общие корни, общий источник. Пройдя строгую школу детской поэзии, Маршак и в стихах для взрослых добивался почти детской прозрачности, простоты и ясности слова.
Много лет назад Маршак рассказал о своей беседе с одной пионеркой, которая пожаловалась на то, что писатели быстро бросают героев своих книг: «Если бы я была писательницей, я бы, кажется, написала про каждого героя шесть книг: и про то, как он маленьким был, и как в школе учился, и что с ним потом в жизни было, и даже как он умер».
Про своего юного героя Маршак написал не одну, не шесть, а несколько десятков книг — и про то, как он учился, и про то, как лихо играл в Чапаева, и какой славный из него вышел почтальон, плотник, пожарный, врач-парашютист. Вот только, как герой умер, ничего не написал, потому что такой герой не умирает. Он навсегда остается в любимых книгах, радуя новые поколения читателей.
2i.SU ©® 2015