2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Д. А. Фурманов (1891-1926)

Двадцатые годы были временем героической юности советской литературы. В нее входили молодые писательские силы, творческая судьба которых отныне стала неотрывной от жизни социалистической Родины. «Они принесли с собой, как простреленные шинели на плечах, романтику гражданской войны, героику народа, с отчаянной отвагой разметавшего белые армии. Лучшие произведения того первого этапа советской литературы напоены поэзией героики пролетарской войны» — так хорошо сказал А. Н. Толстой об этом поколении советских литераторов.

Почетное место среди зачинателей советской литературы занимает Дмитрий Андреевич Фурманов. Родился Д. А. Фурманов в крестьянской семье в Ивановской области. Закончив среднюю школу, Фурманов поступил в Московский университет.

Пребывание добровольцем на фронте во время империалистической войны помогло ему понять преступный смысл мировой бойни. Но только Великий Октябрь указал Фурманову истинную дорогу в жизни. Он вступил в большевистскую партию и записал в дневник (1918): «Теперь прибило к мраморному, могучему берегу — скале. На нем построю я свою твердыню — убеждение».

2410-1.jpg

Д. А. Фурманов. Портрет работы С. В. Малютина. 1922 г.

После выполнения ряда ответственных партийных и государственных поручений в Иваново-Вознесенске Фурманов в январе 1919 г. направляется с добровольческим отрядом рабочих на Восточный фронт гражданской войны в качестве комиссара знаменитой 25-й дивизии легендарного комдива Чапаева. В августе того же года он член Реввоенсовета Туркестанского фронта, а с марта 1920 г. — председатель военного совета дивизии. Он проводит успешную, но трудную работу по укреплению Советской власти на местах. Вскоре Фурманов — комиссар 9-й Кубанской армии — руководит десантом, разгромившим во вражеском тылу штаб врангелевского генерала Улагая.

С 1921 г. Фурманов переходит на литературную работу. За пять послевоенных лет Д. А. Фурманов написал два военно-исторических романа («Чапаев», «Мятеж»), две повести («Красный десант», «В восемнадцатом году»), немалое число очерков и рассказов о революционном прошлом русских пролетариев («Талка», «Незабываемые дни» и др.), о героях Октября и гражданской войны («Фрунзе», «Маруся Рябинина», «Летчик Жаров»), о мирном труде после гражданской войны («Морские берега», «Путь» и др.).

Примечательны его небольшие очерки, посвященные памяти В. И. Ленина. Но литературная деятельность Фурманова оказалась слишком кратковременной — 15 марта 1926 г. его не стало.

Фурманов — один из первых советских писателей, кто понял непреходящее значение темы гражданской войны для нашей литературы. Средствами художественной литературы он раскрывает историческое и военно-политическое значение защиты молодого социалистического Отечества от интервентов и белогвардейских полчищ.

В этом заключается подлинное принципиальное новаторство фурмановских книг о гражданской войне («Чапаев» и «Мятеж»).

Чтобы написать книгу о Чапаеве и чапаевцах, Фурманов проделал огромную предварительную работу по изучению архивов, просмотрел «горы материала», чтобы отобрать нужные «песчинки» и утрамбовать ими место, где положить «кирпич». Такая обстоятельная обработка фактов и документов придала книге «Чапаев» убедительную силу правды, пафоса действительного героизма. Раскрывая многогранные свойства своего героя, «коренного сына народной среды», Фурманов справедливо утверждает, что Чапаев — талантливый полководец — «полнее многих» воплотил в себе героическую энергию «своих бойцов».

В нем главенствуют сметливость бойкого ума русского крестьянина, предвидение полководца, чувство личного достоинства человека, разбуженного революцией к сознательной жизни. Чапаев по праву заслужил всенародную любовь своей безздветной преданностью советскому строю, Коммунистической партии, Родине.

Незабываемы слова Чапаева о себе, о своей жизни: «И вот вы заметьте, товарищ Клычков, што чем я выше подымаюсь, тем жизнь мне дороже... Не буду с вами лукавить, прямо скажу — мнение о себе развивается такое, што вот, дескать, не клоп ты, каналья, а человек настоящий, и хочется жить по-настоящему, как следует...»

Автор изображает чапаевцев, показывает подъем их самосознания. «Загорелые, суровые, мужественные лица... угловатые, неотесанные движения и речь, скроенная нескладно, случайно, зато сильно и убедительно».

Перед читателем проходят и бесстрашный Потапов с его «могутной, коренастой фигурищей», и «худенький черномазик» Петька, числившийся при Чапаеве «для особенных поручений», и Кочнев — «быстрый, легкий, гибкий, жилистый». Тут и Вихорь — «лихой кавалерист, горячий командир конных разведчиков», и Сизов — человек поразительной смелости, «доходившей до безрассудства». И если Чапаев «держал в руках коллективную душу огромной массы», то и сама эта героическая масса определяла в основном своеобразие духовного облика реально-легендарного комдива.

С удивительным подъемом написана Фурмановым сцена, как Чапаев готовится к одной из наступательных операций: «То и дело справлялся о расстояниях, о трудностях пути, о воде, об обозах, об утренней полутьме, о степных буранах... Перед взором Чапаева по тонким линиям карты развертывались снежные долины, сожженные поселки, идущие в сумраке цепями и колоннами войска, ползущие обозы, в ушах гудел-свистел холодный утренник-ветер, перед глазами мелькали бугры, колодцы, замерзшие синие речонки, поломанные серые мостики, чахлые кустарники. Чапаев шел в наступленье!»

И далее не раз Фурманов напомнит читателю, как Чапаев умел управлять героическими красными бойцами, которые «по горам, по узким тропам, бродом переходя встречные реки... и в дождь, и в грязь, по утренней росе и в вечерних туманах, день сытые, два голодные, раздетые и обутые скверно... шли победоносно... неудержимые, непобедимые...» Работая над образами Чапаева, его комиссара Клычко-ва и командарма Фрунзе, писатель одним из первых советских литераторов почувствовал и осознал важность и необходимость создания положительного и в то же время типического образа героя нового времени.

В работе над своим лучшим произведением Фурманов проявил качества большого художника и мыслителя. Партийная идейность и жизненность материала нашли свое образно-художественное воплощение в романе.

Так был рожден один из первых советских романов военно-политического содержания. В нем вымысел не искажает исторической правды, а, напротив, помогает раскрытию типической значимости действительных фактов, документализма. На основе фурмановского романа позже был создан всемирно прославленный фильм братьев Васильевых «Чапаев» (1935) с исполнителем заглавной роли Героем Социалистического Труда народным артистом СССР Б. А. Бабочкиным.

Второе широко известное произведение Фурманова — «Мятеж» — имеет огромное значение как документальное свидетельство героической борьбы горстки коммунистов, защищавших молодую власть Советов в Средней Азии в г. Верном (ныне Алма-Ата). Однако и здесь документальная основа романа не сковала творческого горения писателя. Повесть пронизана романтикой борьбы, героикой поколения советских людей, утверждавших впервые на земле социальную правду братства народов, возникающего в результате проведения в жизнь ленинской национальной политики.

Трудно забыть страстные слова большевика, идущего на усмирение толпы, восставшей против молодой Советской власти: если не помогут никакие меры убеждения и «если быть концу — значит, надо его взять таким, как лучше нельзя. Погибая под кулаками и прикладами, помирай агитационно! Так умри, чтобы и от смерти твоей была польза... это ведь твоя последняя мобилизация!..»

Коммунисты гибнут, но основной мотив произведения звучит отнюдь не пессимистически. Автор верит в торжество революционных идеалов.

«Так здравствуй, новый труд на новой ниве! Мы любим тебя в новой обстановке, в любых условиях. И всегда готовы отдаться тебе всеми знаниями, всем накопленным опытом жизни, всем пылом молодости, всей горячей верою в нашу победу, в нашу непременную победу!»

2410-2.jpg

Чапаев руководит боем. Иллюстрация к повести Д. Фурманова «Чапаев».

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru