2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

К. А. Федин (р. 1892)

Константин Александрович Федин — один из самых своеобразных и талантливых советских писателей старшего поколения. Детство и ранняя юность его прошли в старинном русском городе Саратове. «Сейчас я как будто ярче прежнего вспоминаю свою родительскую семью то в одной, то в другой крошечной квартирке, — рассказывает Федин, — и детские впечатления о Волге с ее неповоротливыми пароходами, бесконечными вереницами плотов, просмоленными рыбачьими дощаниками и пышные фруктовые сады окрестных деревень».

В 1914 г. студент Коммерческого института Федин едет в Германию, чтобы изучить немецкий язык. Первая мировая война застала его в Нюрнберге. Здесь его задержали как гражданского пленного. Только в 1918 г. вернулся он на родину и сразу же увлекся литературной работой. В самый разгар наступления Юденича на молодую Советскую республику Федин едет на фронт. Он попадает в Отдельную Башкирскую кавалерийскую дивизию. Затем (до 1921 г.) работает в газете Седьмой армии «Боевая правда».

2390-1.jpg

К. А. Федин.

Огромная роль в становлении и росте таланта молодого Федина принадлежит А. М. Горькому. «В 1920 году, — вспоминал впоследствии Федин, — я познакомился с Горьким. Нынче, когда прошло больше трех десятилетий с того памятного февральского дня, я могу сказать еще убежденнее, чем раньше, что факт этого знакомства с Горьким сделался громадным событием моей писательской жизни. Первая же встреча с ним положила начало сердечному общению, длившемуся до его смерти». Об этом Федин рассказал в книге «Горький среди нас».

Первое крупное произведение Федина — «Города и годы» (1924) — посвящено гражданской войне. В романе передана бурная, бьющая весенним половодьем революционная стихия, «музыка революции» — музыка борьбы, ломки, крушения старого мира. Следующее крупное произведение — роман «Братья» (1927 — 1928) — рассказывает о становлении нового, революционного искусства.

В этих романах мечущимся, противоречивым в поисках правды интеллигентам противопоставлены цельные характеры революционеров из народа.

В романе «Похищение Европы» (1933 — 1935) дана яркая картина буржуазного Запада, охваченного кризисом, и Советской России периода индустриализации.

Началась Великая Отечественная война. Федин пишет очерки и рассказы о героизме и силе духа советских людей. Эти произведения военных лет вошли затем в книги «Несколько населенных пунктов» и «Свидание с Ленинградом».

2390-2.jpg

Обыск у Извековых. Кирилл и Вера Никандровна. Иллюстрация М. Клячко к роману К. А. Федина «Первые радости».

2390-3.jpg

Кадр из фильма «Первые радости» (режиссер В. Басов. 1956 г.) Кирилл Извеков и Лиза Мешкова.

2390-4.jpg

Андрей Старцов и Рита. Иллюстрация К. Рудакова к «Городам и годам» К. А. Федина.

Историческая победа советского народа в борьбе с фашизмом побудила писателя вернуться к прошлому — к годам революции и гражданской войны — ведь именно тогда начался великий путь, приведший к победе в 1945 г. Сразу же после войны Федин кончает роман «Первые радости» (1945), а в 1948 г. его продолжение — «Необыкновенное лето». Главные герои этих произведений — коммунисты, ведущие за собой народ. Молодой революционер Извеков и старый опытный подпольщик Рогозин как бы олицетворяют два неразрывно связанных поколения большевистской гвардии. Кирилл Извеков и Рогозин — характеры цельные, одухотворенные идеями коммунизма.

В романе «Необыкновенное лето» мы расстаемся с героями в боевом 1919 году, и нам, конечно, хочется знать, как сложились их судьбы дальше. Об этом рассказывает новый роман Федина — «Костер» (1961 — 1965).

Суровые дни начала Отечественной войны — сильнейшее испытание для людей старшего и юного поколений. «Ветер задувает свечу и раздувает костер» — этот эпиграф романа «Костер» подтверждает основную идею произведения: в дни грозных испытаний только единение с народом, с Родиной вырабатывает веру и стойкость, ведет к победе; одиночество лишает сил и губит. Почти во всех своих книгах, а в трилогии особенно, Федин ведет горячий, глубокий и очень конкретный разговор о цели, общественной направленности искусства.

Для Федина борьба за мастерство художника слова — это прежде всего борьба за высокое реалистическое искусство. Познание действительности направляет художника на поиски путей правдивого изображения жизни. Федин никогда не ищет легкого пути; самое характерное для него как писателя — глубочайшее сознание ответственности перед народом. Не менее характерна для Федина и страстная вера в литературу, в писателя, в оптимистический исход поисков нового и лучшего.

Взыскательность, огромное трудолюбие присуши Федину-художнику. Горький говорил, что настоящий, подлинный писатель — это великомученик слова. Эти слова имеют прямое отношение к Федину.

Трудно переоценить тот вклад, который внес Федин в русский советский роман, обогатив его великолепными образами русских революционеров, замечательными картинами природы родного Поволжья, поэзией меткого, острого и в то же время необычайно живописного русского языка.

К. А. Федин — один из руководителей Союза писателей СССР, ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru