Леонид Максимович Леонов — один из крупнейших советских писателей старшего поколения.
Писать он начал очень рано и уже в 1915 г. в архангельских газетах опубликовал свои первые литературные опыты — стихи и рецензии. Революция застала его в Москве, но вскоре он уехал в Архангельск, в 1920 г. был призван в Красную Армию и участвовал в гражданской войне на юге России. Вернувшись в Москву, Леонов сотрудничал в газете «Красный воин», одновременно работая в слесарной мастерской, и упорно трудился теперь уже над прозой.
В 1922 г. было опубликовано первое из его прозаических произведений — «Бурыга» — сказка о странном лесном существе. За ней вскоре последовали другие сказки, легенды, рассказы, повести, встреченные с большим интересом читателями и критикой.
Молодой писатель обратил на себя внимание смелой фантазией, разнообразием тем и жанров, прекрасным языком. Он умело воссоздавал стиль восточной легенды («Халиль», «Туатамур»), народного сказания русского Севера («Гибель Егорушки»), психологической повести в манере Достоевского, написанной на современном материале («Конец мелкого человека»).
Но по-настоящему широкую известность получил талант Леонова, когда в 1924 г. вышел его первый роман «Барсуки». Это было широкое эпическое полотно, со многими героями и сложными событиями, изображавшее преимущественно деревню в период гражданской войны.
Многослойный социальный опыт молодого Леонова, видевшего своими глазами и бойкую жизнь городского люда, и существование глухих углов России, и мирное их прозябание, и социальные взрывы, их потрясшие, дал талантливому писателю возможность широких обобщений на материале недавней действительности, позволил взглянуть на почти злободневные события в свете общерусских проблем крупного исторического масштаба.
Роман «Барсуки» был горячо одобрен и М. Горьким и А. Луначарским. Второй роман Леонова — «Вар» (1927) — был написан совсем на иной основе. Но интерес к нему читателей и критики был не меньшим. Персонажи романа — воры, грабители, убийцы, «бывшие люди», доживающие после революции свой век. Молодой писатель ходил по кабинетам следователей, по пивным и ночлежным домам (иногда вместе с поэтом Есениным), чтобы через этот странный мир найти объяснение многим сложным явлениям того времени. Отвращение к мещанскому застою и пошлости Леонов выразил в «Воре» с большой силой и искренним негодованием.
Противоречивость переживаний и мыслей писателя выразилась в очень оригинальной и запутанной композиции романа, изучать которую призывал критиков М. Горький, отнесшийся к «Вору» с большим интересом. Четверть века спустя Леонов вернулся к старому роману, и в 1952 г. вышла новая редакция «Вора».
Чуткий к общественным настроениям, Леонов уже в 1929 г. откликнулся на великий размах социалистического строительства в стране романом «Соть», в котором показал историю одной из строек первой пятилетки и типичные образы ее энтузиастов, коммунистов-организаторов.
«Соть» определила главное направление дальнейшей работы писателя. В 30-х годах он пишет два больших романа, много пьес, начинает систематически выступать в печати как публицист. В 1932 г. выходит роман «Скутаревский», где Леонов с новых позиций возвращается к одной из главных тем своего творчества, занимавшей его с начала 20-х годов, — к изображению конфликтов старой русской интеллигенции с новой действительностью. Талантливый физик Скутаревский находит в себе силы решительно порвать с прежними убеждениями, привычками и привязанностями, чтобы отдать все силы строительству нового общества.
Л. М. Леонов.
В романе «Дорога на океан» (1935) проблематика более разветвленная. Изображение драм старой интеллигенции сочетается здесь с задачей психологического анализа духовного мира нового человека, в прошлом революционера, в настоящем крупного организатора одной из отраслей народного хозяйства. В соответствии с многонаправленностью замыслов этого произведения Леонов ищет новые принципы построения романа.
В этом романе реальность настоящего сочетается с суровыми картинами прошлого и с элементами фантастики: герой романа оказывается свидетелем и участником будущих классовых битв на нашей планете, ожиданием которых живет.
Острым социальным и политическим конфликтам посвящена драматургия конца 30-х годов — пьесы «Половчанские сады» (1938), «Волк» (1938), «Метель» (1939), а также комедия «Обыкновенный человек» (1941).
Новый, значительный этап творчества Леонова приходится на период Отечественной войны, когда он написал две пьесы, повесть «Взятие Великошумска» (1944) и статьи, которые впоследствии составили книгу публицистики. Наиболее значительное произведение военных лет — пьеса «Нашествие» (1942). Как и вся советская литература того времени, пьеса проникнута высоким и горячим патриотическим чувством, уверенностью в победе над фашизмом, восхищением героизмом советских людей.
Самое крупное произведение Леонова — роман «Русский лес» (1953). Он тоже связан с событиями войны, в которой непосредственно участвуют его молодые герои. В этом произведении Леонов вскрывает самые разные пласты жизни, показывает разные исторические периоды, поднимает различные проблемы. Далекое прошлое России и ее героическое настоящее, крестьянские волнения в канун революции и конфликты современной научной мысли, семейные драмы — изображение всего этого связано в единый тугой узел и составляет замечательный роман «Русский лес», за который писателю в 1957 г. была присуждена Ленинская премия.
Не последнюю роль для понимания идейного смысла этого романа и его эстетических особенностей играют такие символические образы, как образ самого русского леса, давший многозначительное название роману.
Уже этот краткий анализ творчества Леонова показывает, какое это непростое явление: в нем отразилась вся история нашей страны после революции; оно касалось всегда самых трудных проблем человеческой жизни; в нем дана галерея разнообразных человеческих портретов, среди которых есть и прекрасные лица, и ужасные, и очень забавные, и очень трогательные.
Писал Леонов в основном прозу и пьесы, но написаны они языком, близким к языку поэзии, красочным, метафоричным.
О творчестве Леонова существует очень большая литература, ибо он ставит все новые и новые задачи для критиков и историков литературы. Книги Л. М. Леонова дарят читателю много ценных знаний о России и. размышлений о ее прошлом и будущем.
2i.SU ©® 2015