2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Муса Джалиль (1906-1944)

В мае 1945 г. боец одного из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, во дворе фашистской тюрьмы Моабит нашел записку, в которой говорилось: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам-писателям в Москве». Весть о подвиге татарского поэта пришла на родину.

Вскоре после окончания войны кружным путем, через Францию и Бельгию, пришли на родину и песни поэта — два маленьких самодельных блокнота, содержащих около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.

2 февраля 1956 г. за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 г. за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он — первый среди поэтов — был удостоен Ленинской премии.

Муса Мустафович Залилов (Джалиль — литературный псевдоним) родился 15 февраля 1906 г. в татарской деревне Мустафино Шарлыкского уезда Оренбургской губернии, в семье крестьянина. Детство будущего поэта было нелегким. Отец его — Мустафа-абзы в 1919 г. умер от тифа. Жить пришлось на гроши, которые мать Мусы, Рахима-апа, добывала стиркой белья и мытьем полов по чужим людям. А в семье Залиловых в ту пору было семеро детей...

В голодном 1921 году Муса был беспризорником, болел тифом и лишь чудом остался в живых. Один из знакомых помог ему устроиться в Оренбургскую военно-партийную школу. Здесь пятнадцатилетний Муса не только учился, но и в составе отряда ЧОН (части особого назначения) воевал с белыми бандами, нес патрульную службу. В 1922 г. Муса переехал в Казань и поступил учиться на рабфак.

2140-1.jpg

Муса Джалиль.

Впечатлительный, не по годам начитанный, Муса с девяти лет начал писать стихи. А когда ему исполнилось тринадцать, его стихи впервые были опубликованы в красноармейской газете «Кызыл юлдуз» («Красная звезда»).

В 1925 г. после окончания рабфака Мусу направляют в г. Орск инструктором уездного комитета комсомола, а в 1927 г. выбирают членом татаро-башкирской секции ЦК ВЛКСМ. Он переезжает в Москву. Здесь Муса становится ответственным редактором татарского детского журнала «Кечкенэ иптэшлэр» («Юные товарищи»).

Он пишет стихи, песни, баллады и поэмы для детей. Одновременно учится в Московском университете на литературном факультете, выступает с лекциями и докладами перед рабочими.

Во второй половине 30-х годов Мусу Джалиля пригласили руководить литературной частью Татарской оперной студии при Московской консерватории. Он переводит на татарский язык десятки песен, романсов, оперные либретто.

Но, пожалуй, полнее всего его талант раскрылся в лирических стихотворениях. К середине 30-х годов Джалиль окончательно оформился как поэт-лирик.

Он переводит на татарский язык стихи Пушкина, Некрасова, Шевченко. Все это способствует творческому возмужанию поэта.

Замечательным событием в татарской литературе стала поэма Джалиля «Хат ташучы» («Письмоносец»), опубликованная в 1940 г. Широко используя образы и приемы народного творчества, поэт рассказывает в ней о своих современниках — людях колхозного села.

В первые же дни Великой Отечественной войны Джалиль добровольцем уходит на фронт, работает военным корреспондентом армейской газеты «Отвага», сражается под Волковым и весной 1942 г. попадает в окружение. Более двух месяцев советские бойцы продолжали героическое сопротивление. В конце июня при попытке прорвать кольцо окружения раненый Джалиль попал в плен. Стремление быть полезным Родине, народу и жгучая ненависть к фашистам приводят поэта к мысли о создании в концлагере подпольной организации военнопленных.

В августе 1943 г. гестапо удалось напасть на след подпольщиков. Джалиль и большинство членов его подпольной группы были арестованы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания.

Брошенный в каменный мешок Моабитской тюрьмы, скованный по рукам и ногам, но не сломленный духом, Муса не прекратил борьбы. Теперь у него осталось единственное оружие — слово.

Самоотверженный поединок Джалиля в Моабите с фашистскими палачами сродни подвигу национального героя Чехословакии Юлиуса Фучика. Подобно Фучику, татарский поэт, подвергаемый пыткам и истязаниям, не покорившийся страху «сорока смертей», вел свой репортаж «под топором палача».

Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час — умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена преклонив, у родины моей.

(Перевод С. Липкина.)

В заточении поэт создает самые глубокие по мысли и наиболее художественно совершенные произведения. «Мои песни», «Не верь!», «Палачу», «Мой подарок», «В стране Алман», «О героизме» и целый ряд других стихотворений можно назвать подлинными шедеврами советской поэзии. Поэт записывает в своей «Моабитской тетради» только то, что до конца выстрадано им.

Отсюда необычайная емкость его стихов, их предельная выразительность. Многие строки звучат как афоризмы:

Бой отваги требует, джигит,
В бой с надеждою идет, кто храбр.
С мужеством свобода, что гранит,
Кто не знает мужества — тот раб.

(Перевод А. Шпирта.)

Когда-то политзаключенный фашистской тюрьмы Муса Джалиль без труда нашел общий язык с бельгийцем Андре Тиммермансом, поляком Яном Хопуром, итальянцем Рениеро Ланфредини.

2140-2.jpg

Татарский поэт-патриот Муса Джалиль, казненный фашистами в Берлинской тюрьме Моабит в 1944 г. Картина X. А. Якупова.

Теперь поэзия Джалиля, переведенная на десятки языков народов СССР и зарубежных стран, уверенно прокладывает путь к сердцам людей разных национальностей, объединяет их в борьбе за мир, за демократию, за светлое будущее человечества.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru