А. С. Грин (литературный псевдоним Александра Степановича Гриневского) — известный русский и советский писатель-романтик.
Грин родился в г. Слободском Вятской губернии в семье польского политического ссыльного. После окончания четырех классов Вятского городского училища ему пришлось бросить учебу. С 16 лет он ушел из семьи «в люди», жил в Одессе, Баку, на Урале, сменил множество занятий — был моряком, рабочим, золотоискателем, лесорубом, сплавщиком... Два года (с ноября 1903 по октябрь 1905 г.) провел в тюрьме, куда попал за политическую агитацию среди моряков и солдат Севастополя. В 1906 г. выслан в Тобольскую губернию, но совершил побег и до 1910 г. жил в Петербурге на нелегальном положении. Затем был арестован вторично и с 1910 по 1913 г. находился в ссылке в Архангельском крае. В 1913 г. вернулся в Петербург. В 1924 г. переехал в Крым, где и жил до конца своей жизни.
А. С. Грин.
Политическая деятельность привела Грина в литературу. В 1906 г. он написал свое первое произведение — рассказ-агитку «Заслуга рядового Пантелеева», разоблачавший зверства царизма в деревне после подавления первой русской революции. Литературный путь Грин начинал как писатель-реалист. В его реалистических рассказах периода реакции заметно влияние Чехова, Куприна, молодого Горького.
Первый сборник рассказов Грина — «Шапка-невидимка» (1908) — посвящен изображению террористической деятельности эсеров и проникнут разочарованием в их политической программе.
Хотя реалистические тенденции прослеживаются на протяжении всего творческого пути писателя, особенно в его журналистской работе (в эпоху нового революционного подъема и первой мировой войны Грин выступает с фельетонами, баснями, стихами более чем в пятидесяти газетах и журналах), самобытную художественную манеру и стиль он обретает на путях романтизма.
Первые романтические произведения Грина — «Остров Рено» (1909), «Колония Ланфиер» (1910) и др. Ранний романтизм Грина имел достаточно индивидуалистический характер — одинокий, сильный герой противостоял не только враждебному ему обществу, но и каждому человеку в отдельности. Но уже в ранний период в творчестве писателя возникает образ человека, живущего ради ближних, отважно вступающего в борьбу со злом («Трагедия плоскогорья Суан», 1912).
Впоследствии эстетический идеал Грина воплощается в герое, целиком посвятившем себя служению людям («Корабли в Лиссе», 1918).
Процесс постепенного «просветления» романтизма, который привел писателя от трагической безысходности «Окна в лесу» (1909) к ослепительному оптимистическому финалу «Алых парусов» (1923), и был, по существу, глубинным творческим откликом Грина на Октябрьскую революцию.
Все свои самые значительные произведения, и прежде всего романы («Блистающий мир», 1923, «Золотая цепь», 1925, «Бегущая по волнам», 1928, «Дорога никуда», 1929), Грин написал после Октября.
События и персонажи романтических произведений Грина выглядят необычно. Действие происходит в несуществующих городах с экзотическими названиями — Лисе, Зурбаган, Гель-Гью... Герои выступают под именами либо вненационального, либо англосаксонского происхождения — Гарт, Гнор, Друд, Гарвей... Конфликты не погружены в какую-либо конкретную социальную обстановку и строятся вокруг общечеловеческих проблем — писатель воспевает благородную и бескорыстную любовь, верность в дружбе, настойчивость и самоотверженность в осуществлении поставленных задач, пренебрежение к материальным благам, развенчивает «здравый смысл» обывателя, бескрылый практицизм, бездуховность и обращается подчас с этой целью к сюжетам самым фантастическим.
Вместе с тем гриновский романтический вымысел — это отнюдь не «бегство от действительности», в котором писателя не раз обвиняли. Страна Грина — Гринландия при ближайшем знакомстве оказывается не чем иным, как схематизированной моделью буржуазного общества, с моралью которого художник с самого начала вступил в беспощадную борьбу. Герои Грина полны чувством неудовлетворенности жизнью, их искания и борьба ведутся не ради славы или личного благополучия, но во имя конечной победы справедливости и добра. Писатель верит в неограниченные возможности человека, которым в полную силу суждено раскрыться в новых общественных условиях. Известная абстрактность и утопизм социальных представлений успешно компенсируются в творчестве Грина художественной полнотой и бескомпромиссностью этического и эстетического идеала, ни в чем не противоречащего идеям и образам социалистического искусства.
2i.SU ©® 2015