Множество легенд, сказок, преданий рассказывают в краю, где прошло детство киргизского писателя Чингиза Айтматова, произведения которого читают теперь на многих языках мира. Край этот — Талас, горная долина в Киргизии, один из древних очагов ее культуры. Будущий писатель с детских лет узнавал запечатленную в легендах и преданиях историю своего народа. Не случайно сказал он через много лет в «Заметках о себе»: «Именно в детстве закладываются подлинные знания родной речи, именно тогда возникает ощущение причастности своей к окружающим людям, к окружающей природе, к родной культура». Но Айтматов постигал жизнь народа не только по этим впечатлениям; когда Чингизу было 13 лет, началась война. Во время войны он работал секретарем сельсовета, учетчиком тракторной бригады... «Если в детстве я познал жизнь с ее поэтической, светлой стороны, — пишет он, — то теперь она предстала предо мной в своем суровом, обнаженном, горестном и героическом обличий. Я увидел свой народ в другом его состоянии — в момент наивысшей опасности для родины, в момент наивысшего напряжения духовных и физических сил».
Слова эти как нельзя лучше объясняют интерес Айтматова-писателя к труду и жизни народа в годы войны — об этом говорится и в его ранних рассказах, и в повестях «Джамиля», «Лицом к лицу», «Материнское поле», «Прощай, Гульсары!».
Чингиз Айтматов.
После войны он учился в техникуме, потом в сельскохозяйственном институте, работал зоотехником, а в 1956 г. поступил на Высшие литературные курсы в Москве. Но еще за четыре года до этого он напечатал свой первый рассказ — «Газетчик Дзюйд». Талант молодого писателя развивался быстро: в 1957 г. он опубликовал такое значительное, зрелое произведение, как повесть «Лицом к лицу», где с глубокой, почти трагической силой показана обреченность труса и эгоиста, убежавшего во время войны из армии и пытающегося всеми средствами сохранить, уберечь свою никому не нужную жизнь.
В 1958 г. появилась повесть «Джамиля», принесшая Айтматову не только всесоюзную, но и мировую известность. Это повесть о духовной красоте человека, о его праве на счастье, на свободу чувства.
Героиня повести Джамиля, полюбив вернувшегося с фронта Данияра, находит в себе силы уйти с ним вместе, оставив семью, где на женщину смотрят по старинке, где вся жизнь построена на ветхозаветный лад.
Айтматов пишет о людях наших дней, о своих современниках. Герои его повестей — будь то порывистая, смелая Джамиля или самоотверженный учитель Дюйшен из повести «Первый, учитель», мудрая, человечная Толгонай из «Материнского поля» или юноша Кемель из «Верблюжьего глаза», Танабай Вакасов из «Прощай, Гульсары!» или Данияр из «Джамили» — цельные, духовно богатые личности, наделенные пониманием того, что человеку в жизни прежде всего важно и необходимо чувство собственного достоинства и уважение к другим людям. В повести «Тополек мой в красной косынке» писатель, ведя повествование от лица шофера Ильяса, рассказывает о том, какой неотвратимый, жестокий крах потерпел человек, забывший, что истинное уважение к себе и к другим несовместимо с самодовольством, мелким тщеславием, желанием любой ценой выдвинуться на передний план.
По-разному складываются человеческие судьбы в повестях Айтматова, но, какое бы из его произведений мы ни взяли, всюду мы найдем острые столкновения характеров в жизненных, подчас глубоко драматичных ситуациях. В «Прощай, Гульсары!» Айтматов развернул перед читателями всю жизнь коммуниста Танабая Бакасова, в молодости создававшего первый колхоз в своем селе, потом ушедшего на войну, потом немало и нелегко потрудившегося в сложных условиях первых послевоенных лет. Танабай — горячий, страстный, упорный человек, в горячности своей готовый иной раз идти напролом там, где, может быть, надо бы проявить выдержку, терпение. Танабай выбрал себе в табуне коня, прекрасного скакуна Гульсары, который порывистостью своей, стремлением к движению сродни своему хозяину. «Огненным духом бега исполнен был Гульсары», — говорит о скакуне Айтматов. Великолепно, выразительно написанные страницы, посвященные Гульсары, придают всему повествованию особую эмоциональную окраску, усиливают воздействие произведения на читателя.
Животный мир, природу должен любить, знать и беречь человек, если он живет цельной, полнокровной жизнью. Не имеет он права быть хищником на земле, уничтожать бессмысленно или из корысти ее красоту. Трагически звучит эта тема в «Белом пароходе», где маленький герой, мечтательный, сильно чувствующий, влюбленный в природу мальчик, гибнет, столкнувшись со злобно-хищническим, стяжательским, уродливым отношением других к тому, что для него и дорого и свято. Заканчивая эту повесть, Айтматов говорит: «...детская совесть в человеке — как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает. И чтобы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди...»
Это очень важные слова для понимания всего творчества Чингиза Айтматова. Сила его искусства в том, что он показал человека нового мира — советского мира — в борьбе за свое духовное утверждение, свое развитие, борьбе сложной и трудной, но такой, цель которой прекрасна. Герои Айтматова и его читатели равно стремятся к этой цели, прежде всего поэтому герои его повестей так близки и понятны читателям.
Когда в 1963 г. Айтматов стал лауреатом Ленинской премии, это высшее признание, какое может получить писатель в нашей стране, было воспринято всеми, кто знает и любит его талант, как естественное и заслуженное.
2i.SU ©® 2015