Мы знаем Брюсова-поэта, Брюсова-прозаика, Брюсова-драматурга, Брюсова-переводчика, Брюсова-теоретика и историка литературы, литературного критика, издателя, редактора, одного из строителей молодой советской культуры, ректора созданного им института, профессора, читающего курсы по истории и теории литературы и истории математики. М. Горький называл Брюсова «самым культурным писателем на Руси».
В. Я. Брюсов.
Путь Валерия Яковлевича Брюсова был сложным и трудным. В 90-х годах прошлого века он выступил как глава русских декадентов, представителей упадочного искусства. В советское время он стал членом Коммунистической партии, певцом революции. В творчестве Брюсова причудливо переплетались декадентские и демократические мотивы.
В среде декадентов, символистов конца XIX — начала XX в. Брюсов занимал особую позицию. Для символистов мир принципиально непознаваем. Ученые, по их мнению, могут познать лишь внешние очертания мира. Только художники в минуты вдохновения, в поэтическом озарении способны прикоснуться к основам бытия и обозначить эти основы знаками-символами.
Брюсов, внук крепостного, воспитывался в семье, где чувствовался дух шестидесятников, дух Чернышевского, Писарева, Некрасова. Он был убежденным поклонником разума. Мистицизм символистов был ему глубоко чужд. Символисты утверждали образ поэта-пророка, Брюсов — поэта-труженика, исследователя жизни, смелого искателя новых поэтических форм. «Вперед, мечта, мой верный вол! Неволей, если не охотой! Я близ тебя, мой кнут тяжел, я сам тружусь, и ты работай!» — вызывающе писал Брюсов в 1903 г. («В ответ»). Один из вождей символизма — Вяч. Иванов, вспоминал Брюсов, «жестоко упрекал меня за этот реализм в символизме, за этот позитивизм в идеализме».
Брюсов постоянно подчеркивал, что для него символизм не система философских, этических и эстетических взглядов, а только литературная школа. Он был убеждённым экспериментатором, любил делать поэтические опыты, открывать новые области жизни для художественного изображения, искать новые средства для их воссоздания на страницах своих книг. «Я счастлив и силен, свободен и молод, творю, чтобы кинуть опять!» — с такой декларацией он выступил еще в 1901 г.
Поэт сам указывал, что выпущенные им в 90-х годах сборники «Русские символисты» были опытом освоения новых форм французской поэзии.
Обыденная жизнь дворянско-буржуазной России не удовлетворяла Брюсова. Поэта привлекало все величественное, значительное, грандиозное, не укладывающееся в общепринятые нормы. Брюсов написал большой цикл стихов, посвященных воспеванию мифологических и исторических героев.
«Любимцами веков» назвал он этих героев, наделенных дерзкими мыслями, яркими чувствами, своеобразными и сильными характерами. В 1909 г. он начал работать над грандиозным замыслом — многотомным трудом «Сны человечества». Брюсов хотел перевоплотиться в лириков древнего мира — Египта, Греции, Рима, средних веков, Возрождения, нового времени, услышать их голоса и передать их современникам в открытых поэтами прошлых веков формах. Брюсов считал, что такая обширная хрестоматия — он предполагал включить в нее до 3000 произведений — не только обогатит современных поэтов знанием открытий, сделанных их предшественниками, но и поможет им в работе над темами сегодняшнего дня. Вот какими крупными масштабами мыслил Брюсов! «Умея ковать стихи, — писал Блок в 1906 г., — Брюсов умеет ковать и идеи, не давать им расплыться. Это — черта большого поэта».
В исторических романах Брюсова «Огненный ангел», «Алтарь победы», «Юпитер поверженный» сложно переплетается удивительно точное изображение жизни далеких эпох, глубокие психологические конфликты и актуальные проблемы, волновавшие тогда писателя.
Брюсов создает величественный образ современного поэта, вдохновляемого большими идеями, хорошо знающего многовековую историю человечества, размышляющего о путях его дальнейшего развития. С величайшей ответственностью относится Брюсов к поэтическому творчеству. «Ты должен быть гордым, как знамя; ты должен быть острым, как меч; как Данту, подземное пламя должно тебе щеки обжечь», — говорил он в своем обращении к «Поэту» (1907). Брюсов воспевает не только героев прошлого. Он признанный певец современного города с его социальными контрастами. Его восхищают грандиозные здания из стали и стекла, «электрические луны» фонарей, в те годы только что появившиеся; на улицах. Он начинает осознавать и социальные контрасты буржуазного города. В дни назревания революции он восклицает: «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, и песня с бурей вечно сестры» («Кинжал», 1903). С яростной ненавистью говорит он об угнетателях, о либеральных болтунах, прославляет трудящееся человечество.
Вера в творческие силы человека, создающего все блага мира, — одна из центральных тем творчества Брюсова (стихотворение «Хвала человеку» и многие другие).
Поэт даже пытался заглянуть в будущее человечества. В одной из пьес он нарисовал образ инженера, изобретателя снаряда, предназначенного для полета на другие планеты.
Однако нельзя забывать и о том, что творчество Брюсова внутренне противоречиво. В ряде художественных и публицистических произведений Брюсова декадентские мотивы выступают на первый план. В некоторых стихах он воспевает индивидуализм, говорит о своем равнодушии к добру и злу («И господа и дьявола хочу прославить я»), о примате творчества над жизнью («Быть может, все в жизни лишь средство для ярко певучих стихов»), поэтизирует одиночество, усталость, изломы больной души. Художественные поиски его иногда превращались в формалистические опыты. Нелегко было такому поэту разобраться в сложных процессах общественно-политической жизни эпохи. Брюсов не сразу понял характер русско-японской войны, мировой войны. Он даже выступал со стихами, прославляющими эти войны.
Однако в эпоху Великой Октябрьской революции демократическая струя в творчестве Брюсова победила. Он увидел, что Россия становится страной, указывающей путь другим странам. В великом образе В. И. Ленина он увидел «воль миллионных воплощенье».
Много сил отдал Брюсов воспитанию поэтической молодежи. Особое значение придавал он освоению молодыми литераторами марксистско-ленинского мировоззрения. Поэт-новатор, поэт-экспериментатор, он готовил те открытия, которые были сделаны советскими поэтами. «Вы, — говорил Борис Пастернак, обращаясь в Брюсову, — ...были домовым у нас в домах и дьяволом недетской дисциплины».
В огромном наследии Брюсова есть свои неудачи, свои ошибки, особенно в первый период его творчества. Но поучителен итог творческого пути поэта, ставшего одним из первых певцов Великого Октября.
2i.SU ©® 2015