Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, М. Горький провел детство в семье деда, мещанина Каширина, испытал тяжелую жизнь «в людях», много странствовал по Руси. Он узнал быт босяков, безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету, которая с еще большей силой раскрыла перед будущим писателем противоречия жизни.
Впечатления этих лет Горький воплотил в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». В 1892 г. первый рассказ Горького — «Макар Чудра» — открыл читателям России нового писателя. А двухтомный сборник очерков и рассказов, вышедший в 1898 г., принес ему широкую известность.
Необычайная популярность начинающего писателя в России и далеко за ее пределами объясняется главным образом тем, что в произведениях раннего Горького выведен новый герой — герой-борец.
Для творчества молодого Горького характерны настойчивые поиски героического в жизни: «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», поэма «Человек». Вера в человека, способного на высшее самопожертвование, составляет одно из важнейших свойств гуманизма писателя.
«В жизни... всегда есть место подвигам...» — писал Горький («Старуха Изергиль»). Передовая молодежь России восторженно встретила эти гордые горьковские слова. Вот что рассказывает рабочий Петр Заломов, прототип Павла Власова — героя романа Горького «Мать», об огромной силе революционного воздействия горьковских романтических образов: «Песня о Соколе» была для нас ценнее десятков прокламаций... Разве только мертвый или неизмеримо низкий, трусливый раб мог от нее не проснуться, не загореться гневом и жаждой борьбы».
В эти же годы писатель, рисуя людей из народа, раскрывал их неудовлетворенность жизнью и неосознанное стремление изменить ее (рассказы «Чел-каш», «Супруги Орловы», «Мальва», «Емельян Пиляй», «Коновалов»).
В 1902 г. Горький пишет пьесу «На дне». Она проникнута протестом против социальных порядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и свободной жизни.
Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Если человек споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Но под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, о его силе и красоте. «Человек — вот это правда!.. Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!»
М. Горький. Портрет работы П. Д. Корина. 1932 г.
В пьесе «Мещане» (1901) главный герой — рабочий Нил при первом появлении на сцене сразу приковывает к себе внимание зрителей. Он сильнее, умнее и добрее других персонажей пьесы.
Горький подчеркивал в своем герое целеустремленную силу, твердое убеждение, что «права не дают» — «права берут», веру Нила в то, что человек в силах сделать жизнь прекрасной.
Горький понимал, что осуществить мечту Нила может только пролетариат, только революционная борьба. Поэтому писатель подчинил и свое творчество, и общественную деятельность служению революции. Он писал прокламации, издавал марксистскую литературу. За участие в революции 1905 г. Горького арестовали и заключили в Петропавловскую крепость.
И тогда в защиту писателя со всех концов земли полетели гневные письма. «Люди просвещенные, люди науки России, Германии, Италии, Франции, соединимся. Дело Горького — дело наше общее. Такой талант, как Горький, принадлежит всему миру. Весь мир заинтересован в его освобождении», — писал в своем протесте крупнейший французский писатель А. Франс. Царскому правительству пришлось освободить Горького.
По выражению писателя Л. Андреева, Горький в своих произведениях не только предсказывал грядущую бурю, он «бурю звал за собой». В этом и состоял его подвиг в литературе.
История Павла Власова («Мать», 1906) показывает сознательное вступление молодого рабочего в революционную борьбу.
В борьбе с самодержавием мужает характер Павла, крепнут сознательность, сила воли, настойчивость. Горький первым в литературе вывел рабочего-революционера как героическую личность, чья жизнь — пример для подражания.
Не менее примечателен жизненный путь матери Павла. Из робкой, забитой нуждой женщины, смиренно верующей в бога, Ниловна превратилась в сознательного участника революционного движения, сознающего свое человеческое достоинство.
«Собирай, народ, силы свои во единую силу!» — обращается Ниловна во время ареста к людям, призывая новых бойцов под знамя революции.
Устремленность в будущее, поэтизация героической личности сочетаются в романе «Мать» с отражением реальных событий и реальных борцов за светлое будущее. Роман написан с позиций нового метода — метода социалистического реализма (см. ст. «Социалистический реализм — метод советской литературы»).
В первые годы после революции М. Горький публикует ряд литературных портретов своих современников, воспоминаний, рассказов. Перед нами словно оживает галерея русских писателей: Л. Толстой, «самый сложный человек XIX в.», Короленко, Чехов, Леонид Андреев, Коцюбинский и другие.
У Горького, жадно тянувшегося к знаниям, людям, всегда было много преданных друзей и искренних почитателей, которых притягивало обаяние Горького, многогранность его талантливой натуры.
Высоко ценил писателя В. И. Ленин, который был для Горького воплощением человека-борца, перестраивающего мир в интересах всего человечества. Владимир Ильич приходил на помощь Горькому, когда тот сомневался и заблуждался, поддерживал его, беспокоился о его здоровье.
В конце 1921 г. у Алексея Максимовича обострился давний туберкулезный процесс. По настоянию В. И. Ленина Горький уезжает лечиться за границу, на остров Капри. И хотя связь с родиной затруднена, Горький по-прежнему ведет обширную переписку, редактирует многочисленные издания, внимательно читает рукописи молодых литераторов, помогает каждому найти свое творческое лицо. Трудно сказать, кто из писателей того времени обошелся без поддержки и дружеских советов Горького.
Поражает "творческий подъем Горького в эти годы. Он пишет знаменитые воспоминания о В. И. Ленине, заканчивает автобиографическую трилогию, публикует романы «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», пьесы, рассказы, статьи, памфлеты. В них он продолжает повествование о России, о русском народе, смело перестраивающем мир.
В романе «Дело Артамоновых», опубликованном в 1925 г., Горький раскрыл полную обреченность собственнического мира. Он показал, как хозяевами жизни становятся подлинные создатели «дела» — рабочие, совершившие в октябре 1917 г. великую революцию. Тема народа и его труда всегда оставалась ведущей в творчестве Горького.
Фома Гордеев и Саша. Иллюстрация В. Серова к роману А. М. Горького «Фома Гордеев».
Фронтиспис П. Алякринского к IV тому «Жизни Клима Самгина» А. М. Горького.
Демонстрация рабочих. Иллюстрация С. Герасимова к «Делу Артамоновых» А. М. Горького.
Хроника-эпопея Горького «Жизнь Клима Самгина» (1925 — 1936), посвященная судьбам русского народа, русской интеллигенции, охватывает значительный период русской жизни — от 80-х годов XIX в. до 1918 г. А. В. Луначарский назвал это произведение «движущейся панорамой десятилетий». Личные судьбы героев писатель раскрывает в связи с историческими событиями. В центре повествования — Клим Самгин, буржуазный интеллигент, маскирующийся под революционера. Само движение истории разоблачает его, обнажает индивидуализм и ничтожество этого человека «пустой души», «революционера поневоле».
Горький убедительно показал, что оторванность от народа, особенно в эпоху великих революционных бурь и потрясений, приводит к духовному обнищанию человеческой личности.
Жизнь отдельных людей и семей в произведениях Горького оценивается в сопоставлении с историческими судьбами и борьбой народа («Жизнь Клима Самгина», драмы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», «Сомов и другие»).
Очень сложен социальный и психологический конфликт в драме «Егор Булычев и другие» (1932). Тревога и неуверенность, захватившие хозяев жизни, заставляют купца Егора Булычева настойчиво размышлять над смыслом человеческого существования. И яростный крик его: «...не на той улице я живу! В чужие люди попал, лет тридцать все с чужими... Отец мой плоты гонял. А я вот...» — звучит как проклятье тому гибнущему миру, в котором рубль — «главный вор», где интересы чистогана порабощают и уродуют человека. И не случайно поэтому дочь купца Булычева Шура с такой надеждой устремляется туда, где звучит революционный гимн.
Вернувшись в 1928 г. на родину, Горький стал одним из организаторов Союза советских писателей. Горький много ездит по стране и создает очерки «По Союзу Советов». Взволнованно рассказывает он о великих переменах в Советской стране, выступает с политическими статьями, памфлетами. Горький борется за высокий уровень мастерства писателя, за яркость и чистоту литературного языка.
Долгие годы продолжалась переписка Горького с его маленькими друзьями. Он создал о детях и для детей немало рассказов («Дед Архип и Ленька», «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Детство»).
Еще до революции он задумал издание для юношества серии «Жизнь замечательных людей». Но только после революции осуществилась мечта Горького о создании большой, настоящей литературы для детей — «наследников всей грандиозной работы человечества».
М. Горький — друг Р. Роллана, А. Барбюса и других крупнейших зарубежных писателей — добивался сплочения прогрессивных сил интеллигенции для борьбы против угрозы новой войны, против фашизма. Его статья «С кем вы, мастера культуры?» прогремела по всему миру, словно вечевой колокол. М. Горький совершил поистине титанический писательский подвиг. Никто в мировой литературе ни до, ни после него не сказал таких беспощадных, уверенно-весомых слов об исторической обреченности капитализма. Человек многогранного таланта, он открыл новые пути в искусстве, создал книги исторической значимости и неувядаемой художественной ценности! которые будут жить в веках.
2i.SU ©® 2015