2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

В борьбе за коммунизм

Неизмеримо вырос за послевоенные годы авторитет Советского Союза, избавившего мир от фашистского рабства. Возросли международные связи нашей страны, ее роль в борьбе за мир во всем мире. Гордость за свою Родину звучит в стихах А. Твардовского:

Ее благородным победам
История дань воздает.
И ею проложенным следом
Уже пол-Европы идет.

Герой литературы первых послевоенных лет — советский воин-освободитель, вернувшийся к мирному, созидательному труду. В поэзии, прозе и драматургии этих лет писатели изображают героя-современника, борца за мир. Судьбы народов, борьба двух миров, большие исторические события стали для него личным, кровным делом. Этим темам посвящены циклы стихов советских поэтов: «Два потока» Н. Тихонова, «Миру — мир» А. Суркова, «Друзья и враги» К. Симонова, «Далекие небосклоны» М. Рыльского, «За синим морем» А. Малышко, «Европейские воспоминания» С. Вургуна и др.

В стихах Н. Тихонова «На Втором Всемирном конгрессе мира», «Два потока» звучит голос поэта-интернационалиста, советского гражданина, которому кровно близки судьбы и тревоги всего трудового народа:

Где-то в Бирме джунглей ропот
Партизаны стерегут,
Где-то по тибетским тропам
В эту ночь гонцы идут.
Много в жизни я изведал
И тревоги и забот,
И опять иду по следу,
Что к покою не ведет.

(«Два потока».)

Жизнь народов зарубежного Востока заняла большое место в творчестве таджикского поэта Мирзо Турсун-заде. Рисуя прошлое и настоящее Индии, Китая, Индонезии, Египта, поэт видит завтрашний день пробудившихся к свободе народов:

Это Азия наша проснулась,
Чтоб за счастье народное биться,
Это сердце ее встрепенулось,
Как свободу познавшая птица.

(Перевод С. Липкина.)

А в цикле «След молнии» белорусский поэт Максим Танк говорит о своей вере в дружбу людей труда всей земли. Это единственная сила, которая может спасти мир от разрушительной войны:

Корана буквы возвещают, что аллах Велик — всю землю держит он в руках.
Нет! В мире я другие руки знаю — Рабочие, Вот им я доверяю!

(Перевод Я. Хелемского.)

И в прозе этого периода появляются книги о судьбах народов, так называемые политические романы: «Буря» и «Девятый вал» И. Эренбурга, «Наступит день» М. Ибрагимова, «Буря» В. Лациса, «Тегеран» Г. Севунца.

Одна из главных тем послевоенной литературы — изображение вдохновенного труда советских людей, восстанавливающих разрушенное войной, развивающих завоевания социализма. Об этом рассказано в поэмах «Дом у дороги» А. Твардовского, «Флаг над сельсоветом» А. Недогонова, в романах «Счастье» П. Павленко, «Кружилиха» В. Пановой, «Жатва» и «Битва в пути» Г. Николаевой, «Айсолтан из страны белого золота» Б. Кербабаева, «Весна в Сакене» Г. Гулиа, «Победители» Ш. Рашидова, «Апшерон» М. Гусейна, «Люди наших дней» Т. Сыдыкбекова.

В дальнейшем развитии советской литературы и искусства большую роль сыграли постановления Центрального Комитета нашей партии по идеологическим вопросам, обратившие внимание на идейную направленность произведений литературы и искусства, их партийность и народность.

Одно из замечательных произведений этого времени — роман Л. Леонова «Русский лес» (1953), отмеченный в 1957 г. Ленинской премией.

В молодых республиках Прибалтики социалистическое преобразование жизни после войны происходит в обстановке острой классовой борьбы. Это нашло отражение в книгах В. Лациса «К новому берегу», Г. Леберехта «Свет в Коорди», А. Саксе «В гору», Р. Сирге «Решающий поворот», рассказах П. Цвирки, Ю. Балтушиса.

О многолетней борьбе латышского народа за свободу рассказывает А. Упит в историко-революционных романах «Земля зеленая» (1945) и «Просвет в тучах» (1951). Этот мастер монументальной, многоплановой прозы создает замечательные произведения с широким охватом событий, со сложным действием.

Со страниц книг этих лет не сходит тема недавних военных битв. В одних произведениях — «Знаменосцы» О. Гончара, «Зеленый луч» Л. Соболева, «На дальних берегах» И. Касумова и Г. Сеидбейли, «Дети большого дома» Р. Кочара — писатели выдвигают на первый план героику подвига. В других произведениях — «Спутники» В. Пановой, «Солдат из Казахстана» Г. Мусрепова, «Звезда» Э. Казакевича — герои предстают в суровой обстановке военных будней.

Эти разные по своему стилю книги в целом дают широкую, многостороннюю картину недавней войны. Ее дополняют многочисленные книги военных мемуаров, воспоминания участников войны, книги документально-художественные: «Подпольный обком действует» А. Федорова, «В Крымском подполье» И. Козлова, «Это было под Ровно» Д. Медведева, «Люди с чистой совестью» П. Вершигоры и др.

Замечательным явлением советской литературы стал рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1956). Писатель как бы связал в нем воедино тему войны с проблемами послевоенной жизни. Образ Андрея Соколова, русского солдата, прошедшего через тяжелые испытания, его душевная стойкость, нравственная сила, действенный гуманизм — в центре внимания художника. Эти проблемы характерны для многих произведений советской литературы.

В последние годы снова и снова появляются книги, возвращающие нас к волнующим событиям войны. С большой глубиной освещается военная тема в романах и повестях Ю. Бондарева «Последние залпы», «Батальоны просят огня», «Горячий снег», Г. Бакланова «Пядь земли», Б. Васильева «А зори здесь тихие...», «В списках не значится», В. Быкова «Третья ракета», «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Волчья стая», П. Куусберга «В разгаре лета», «Одна ночь», И. Авижюса «Потерянный кров», Э. Беэкман «Глухие бубенцы» и в других произведениях. Они повествуют о чувствах и мыслях рядового участника войны, о его трудном пути к победе.

Глубокое освещение хода войны, сочетание широких картин военных событий с изображением судеб их участников дается в трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето», в «Блокаде» А. Чаковского — монументальной документально-художественной летописи героической обороны Ленинграда, а также в романе Ю. Бондарева «Берег».

«Вместе с героями романов, повестей, фильмов, спектаклей участники войны как бы снова проходят по горячему снегу фронтовых дорог, еще и еще раз преклоняясь перед силой духа живых и мертвых своих соратников. А молодое поколение чудодейством искусства становится сопричастным к подвигу его отцов или тех совсем юных девчат, для которых тихие зори стали часом их бессмертия во имя свободы Родины» — так высоко оценен вклад советских писателей и художников, разрабатывающих военную тему, в Докладе Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева на XXV съезде нашей партии.

Главные герои книг последних десятилетий — участники напряженной борьбы за дальнейшее развитие сельского хозяйства и промышленности, пионеры новостроек и освоения целины — воплощают лучшие черты советского характера.

Наряду с широкоизвестными советскими поэтами Н. Тихоновым, Н. Асеевым, А. Твардовским, А. Прокофьевым, В. Луговским, С. Щипачевым, Л. Мартыновым, П. Бровкой, М. Рыльским, Я. Судрабкал-

ном, Н. Заболоцким, Я. Смеляковым и другими в наши дни стали популярны имена поэтов В. Федорова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Е. Исаева и многих других.

В творчестве современных писателей раскрывается ленинская тема, которую можно назвать сквозной темой всей советской литературы. Широкое признание читателей заслужила трилогия драматурга Н. Погодина «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья, патетическая», романы-хроники М. Шагинян «Семья Ульяновых» и «Первая Всероссийская», повесть для детей «Жизнь Ленина» М. Прилежаевой и др.

В последние десятилетия в современной литературе широкое развитие получает очерк. Писатели стремятся увидеть события своими глазами, принять участие в жизни и труде героев своих книг. В основе таких произведений — материал поездок авторов по родной земле или другим странам. Таковы книги В. Овечкина «Районные будни» и «Трудная весна», Н. Михайлова «Иду по меридиану», В. Солоухина «Владимирские проселки», В. Пескова «Шаги по росе», Е. Дороша «Деревенский дневник», очерки Г. Радова, Г. Троепольского, Ж. Гривы, повести из жизни деревни В. Тендрякова, Е. Мальцева. Проблемы жизни деревни, образы современников нашли яркое освещение в произведениях русских прозаиков — В. Шукшина, В. Распутина, В. Астафьева, Ф. Абрамова. В трудных условиях войны формировался характер Михаила Пряслина — героя трилогии Ф. Абрамова «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья». Михаилу пошел пятнадцатый год, когда отец погиб на фронте. На плечи Михаила Пряслина легли заботы не только о большой семье, но и о колхозе.

Это характер советский, рожденный новой исторической эпохой, закаленный событиями времени, что сказалось на масштабах его личности, его мировосприятия, его психологического склада.

Большой интерес читателей вызвали зарубежные очерки Б. Полевого, Н. Грибачева и многих других писателей. Эти произведения не просто описание путешествий, передача путевых впечатлений. Авторы рассказывают в них о своих современниках, о тех чувствах и раздумьях, которые рождает в писателе сегодняшний день мира. Одно из лучших очерковых произведений — «Ледовая книга» эстонского писателя Ю. Смуула, удостоенная Ленинской премии. Это дневник путешествия в Антарктиду. Автор пишет о героических советских людях, покорителях ледового материка.

Важная тема современной литературы — научно-техническая революция и человек. Характер современника в его многообразных связях с жизнью общества — вот, по общему признанию критики, главное направление в творчестве писателей, взявшихся за рабочую тему. В многонациональной литературе нашего времени это книги Б. Кербабаева («Небит-Даг», «Капля воды — крупица золота») и Д. Гранина («Иду на грозу»), В. Попова («Обретешь в бою», «Разорванный круг», «И это называется будни») и А. Рекемчука («Время летних отпусков», «Скудный материк»), Г. Панджикидзе («Седьмое небо») и В. Кожевникова («Особое подразделение», «В полдень на солнечной стороне»), В. Собко («Лихобор») и М. Колесникова («Атомград», «Право выбора»), А. Мухтара («Чинара») и В. Липатова («И это все о нем...»).

Изображение труда как творчества, жизни как деяния было в свое время открытием советской литературы. За прошедшие годы она накопила громадный опыт изображения трудового человека, созидателя мира социализма. Главное направление поисков советских художников — создание крупного характера современника, созвучного эпохе.

Литература наших дней обогатилась многими именами новых талантливых прозаиков. Мировую известность приобрели произведения киргизского писа'теля Ч. Айтматова. Его творчество — яркое свидетельство того замечательного факта, что в условиях советского строя молодые национальные литературы быстро развиваются и достигают высокого художественного уровня.

«Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Эти слова дагестанского народного поэта Абуталиба Гафурова взяты эпиграфом к книге прозы аварского поэта Расула Гамзатова «Мой Дагестан». Из глубины веков донес поэт до сегодняшнего читателя мудрость своего народа, его нравственный опыт, его художественную культуру, его легенды, сказки, притчи. Сознание кровного родства всех народов Советской страны, объединившихся' больше полвека назад в единую социалистическую державу, органично для поэта. Принимая эстафету из рук своих предшественников, Гамзатов приводит слова Сулеймана Стальского: «Я поэт не лезгинский, не дагестанский, не кавказский. Я поэт — советский».

Так формируется и обогащается национальное самосознание в новых исторических условиях, выходя на широкий простор социалистического интернационализма.

Советскому читателю хорошо известны и книги даргинского писателя Ахмедхана Абу-Бакара. Он рассказывает о переменах в облике Дагестана, о судьбах своих земляков. Самобытные, художественно зрелые произведения создают А. Кешоков, Т. Керашев, А. Шогенцуков, Ф. Алиева.

Многомиллионного, многонационального читателя приобрели такие замечательные поэты братских литератур, как С. Чиковани, И. Абашидзе, Р. Гамзатов, М. Турсун-заде, К. Кулиев. Д. Вааранди, С. Капутикян, Ю. Марцинкявичюс, Д. Кугультинов, Мустай Карим, А. Лупан, Г. Виеру, О. Вациетис, И. Аузинь.

Широкой известностью пользуются такие значительные исторические произведения, как эпопея казахского писателя М. Ауэзова «Путь Абая», исторический роман грузинского прозаика К. Гамсахурдия «Давид Строитель», историко-революционная дилогия «Вершины не спят» кабардинского писателя А. Кешокова, романы эстонских писателей «Берег ветров» А. Хинта и «Земля и народ» Р. Сирге.

В историко-революционной трилогии («Кровь людская — не водица», «Хлеб и соль», «Правда и кривда») украинский писатель М. Стельмах рисует путь своего народа к революции. Он создает романтические образы героев, воплощающие извечное стремление народа к правде, к миру и созиданию: таков образ Марко Бессмертного в романе «Правда и кривда».

В последние десятилетия стали появляться книги, знаменующие рождение новых советских литератур ряда народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Произведения большой прозы — повести и романы, созданные чукотскими, нанайскими, нивхскими, ненецкими, манси и другими писателями, — своеобразная летопись жизни народа, увиденной в смене эпох, в период исторического «прыжка» от первобытнообщинного строя к социализму.

Чукотский писатель Юрий Рытхэу — автор более чем двадцати книг, переведенных на многие языки. Ему принадлежат трилогия «Время таяния снегов», романы и повести «Нунивак», «Айвангу», «Самые красивые корабли», «Сон в начале тумана», «Иней на пороге» и др.

Один из первых писателей нанайской литературы — Г. Ходжер, автор трилогии, рисующей путь его народа от родового строя к социализму («Конец большого дома», «Белая тишина», «Амур широкий»). Сам писатель — сын охотника из далекого нанайского стойбища — вместе со своим народом пережил этот стремительный скачок через века.

Широкую популярность приобрело творчество Ю. Шесталова, зачинателя литературы манси, прозаика и поэта. В книгах «Синий ветер каслания», «Югорская колыбель» и в других произведениях писатель ощущает свой народ частицей большой семьи человечества; его любовь к своему краю и его людям — это чувство советского человека-интернационалиста.

Большой творческий вклад в развитие советской литературы внесла и многонациональная драматургия. Признание зрителя завоевали пьесы Л. Леонова, А: Афиногенова, А. Корнейчука, К. Симонова, К. Крапивы, С. Вургуна, М. Ауэзова, С. Шаншиашвили, П. Какабадзе, А. Гулакяна, В. Вагаршяна, В. Петросяна, Д,,Джабарлы. Жизнь и проблемы современного советского общества получили отражение в пьесах А. Арбузова, В. Розова, А. Салынского, А. Софронова, И. Дворецкого, Г. Бокарева, А. Тер-Григоряна, И. Касумова, М. Ибрагимова, Г. Мдивани и других драматургов.

Если взглянуть на современную «литературную карту» Советского Союза, видны те огромные перемены, которые произошли в жизни национальных культур за годы Советской власти. Можно сказать, что за это время возникли новые «материки» национальных литератур, исчезли «белые пятна», пролегли новые дороги, связывающие воедино культуры ранее разобщенных народов и народностей нашей огромной многонациональной страны.

Единая и многообразная советская литература вбирает в себя многочисленные потоки национального искусства наших народов, помогая великому делу воспитания нового человека — участника строительства коммунизма.

Просторное небо советской многонациональной литературы вобрало в себя национальное самобытное искусство наших народов, не растворив и не обесцветив его яркие краски, а, напротив, обогатив художественную палитру национального искусства многоцветием эстетического опыта разных народов.

Советская литература с первых лет своего возникновения стала играть огромную роль в судьбах мирового искусства. Произведения наших писателей переведены на многие языки и помогают в борьбе за утверждение коммунистических идеалов во всем мире. Художественный метод советской литературы — социалистический реализм стал в наши дни важнейшим явлением мирового литературного процесса.

И каждое талантливое его произведение наша партия, весь советский народ рассматривают как национальное достояние. «Мы хорошо знаем, — говорил на XXV съезде КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, — что художественное слово, переливы красок, выразительность камня, гармония звуков вдохновляют современников и передают потомкам память сердца и души о нашем поколении, о нашем времени, его треволнениях и свершениях».
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru