2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Литература строителей социализма

В 30-е годы перед советским обществом встали новые задачи. Началась эпоха первых пятилеток. Советская литература неотделима от жизни народа:

Я с теми,
кто вышел строить
и месть в сплошной
лихорадке
буден. Отечество
славлю,
которое есть, но трижды —
которое будет.

(«Хорошо!» В. Маяковский.)

Писатели едут в колхозы, на фабрики, на новые, социалистические стройки и создают произведения по живым следам событий. Художественные очерки 30-х годов нередко становятся основой для создания повестей и романов. Яркие картины строительства Магнитогорска запечатлел в своем романе «Время, вперед!» В. Катаев (1932). О создании громадного бумажного комбината в северных лесах рассказывает Л. Леонов в романе «Соть» (1930). М. Шагинян изображает жизнь строителей новой гидростанции в Армении (роман «Гидроцентраль», 1930 — 1931). «Энергия» (1932 — 1938) Ф. Гладкова повествует о героических буднях Днепрогэса.

О социалистическом труде рассказывают книги писателей Украины («Рождается город» А. Копыленко, «Инженеры» Ю. Шовкопляса), Азербайджана («Каграман» А. Велиева) и других республик.

Многих писателей привлекают герои, которые, подобно Давыдову в «Поднятой целине» М. Шолохова (первая книга — 1932 г.), находятся в гуще событий в деревне. Об этом повествует четырехтомная эпопея Ф. Панферова «Бруски» (1928 — 1937). Писатели изображают, как в острых схватках с кулачеством проходит коллективизация, создаются колхозы.

Образ Давыдова, питерского рабочего, посланного ленинской партией в деревню в числе 25 тысяч коммунистов для организации колхоза, принадлежит к числу лучших образов, созданных советской литературой. Читателя привлекает цельность характера Давыдова, его преданность делу партии, спокойное мужество и подлинная человечность. Поэтому так единодушно поддерживают его коммунисты Гремячего Лога, поэтому правду Давыдова принимают и середняк Кондрат Майданников, после мучительных колебаний вступивший в колхоз, и многие жители села, еще недавно не хотевшие и слышать о коллективизации. Поэтому его любит народ, а враги — белогвардейский офицер Половцев, кулак Островнов — люто ненавидят.

«Поднятая целина» М. Шолохова — одна из первых и наиболее значительных книг в советской литературе, отразивших исторический перелом в деревне. Она оказала глубокое воздействие на ряд произведений нашей многонациональной литературы, которые, по-своему, на своем национальном материале рассказали о социалистическом переустройстве деревни.

В романе «Заря Колхиды» грузинского писателя К. Лордкипанидзе изображена жизнь грузинской деревни на переломе. Киргизский писатель Т. Сыдыкбеков в романе «Среди гор» (1937) рассказывает о коллективизации в киргизском аиле. Среди многочисленных произведений на эту тему можно назвать также и романы белорусских писателей П. Головача «Переполох на загонах» и К. Чорного «Третье поколение», роман казахского писателя Б. Майлина «Азамат Азаматович», повесть узбекского прозаика А. Кадыри «Абид-Кетмень», роман «Ацаван» армянского писателя Н. Заряна.

Еще в первые годы Советской власти появились книги об идейно-нравственном становлении нового человека. Особое место в этом ряду занимает творчество А. Макаренко — замечательного советского педагога и писателя. Его «Педагогическая поэма» (1935) — история трудовой коммуны имени А. М. Горького, во главе которой стоял сам Макаренко.

Среди книг о воспитании нового человека можно назвать роман «Люди из захолустья» (1938) А. Малышкина, «Танкер «Дербент» (1938) Ю. Крымова, «Гвади Бигва» (1939) Л. Киачели.

В центре романа Л. Киачели — образ грузинского колхозника Гвади Бигва. В поэме «Слово о колхознице Басти» азербайджанский поэт Самед Вургун создает выразительный образ освобожденной женщины Востока. Мать при рождении дала героине поэмы имя Басти (что значит «довольно, хватит»). Она знала, что дочь ждет горькая доля в мире бесправия и угнетения. «Обычай грустный был в стране моей — не праздновать рожденья дочерей», — пишет поэт. Революция изменила судьбу миллионов закабаленных женщин Востока:

Стал свободным и громким голос твой
На всех языках страны,
Ты проходишь с поднятой головой,
И шаги широки, верны!

(Перевод А. Адалис.)

В поэзии этих лет возникает образ молодой Республики Советов, которая вся в лесах строек.

Я — твой поэт, рабочий класс!
Признан я иль не признан,
Я тоже обязан камни класть
В фундамент социализма!

(Перевод П. Железнова.)

Так писал Самед Вургун, возвеличивая труд тех, кто преображал лицо земли, строил новые города, оживлял пустыни.

В кипении трудовых будней страны, в созидательном подвиге народа поэты видят, как день за днем все выше поднимается светлое здание коммунизма.

Поэзия этих лет многообразна: от стиха-агитки, лозунга, призыва до лирической песни, баллады.

В стихах и поэмах слышны голоса поэтов, создающих многоцветную картину жизни советского народа. Широкую известность приобретают стихи и поэмы В. Луговского, Н. Тихонова, М. Светлова, Б. Корнилова, Э. Багрицкого, А. Прокофьева, И. Сельвинского М. Рыльского, М. Бажана, П. Тычины, Г. Табидзе, Г. Леонидзе, А. Кулешова, П. Бровки, X. Алимджана, Г. Сарьяна и других поэтов.

В 1939 — 1940 гг. братская семья советских писателей пополнилась новыми художниками слова присоединившихся к Советскому Союзу Латвии, Литвы, Эстонии, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии. В 20 — 30-е годы многие из них создавали произведения в условиях буржуазного режима. В своих книгах революционные художники звали народ на борьбу, мечтали об освобождении.

Среди писателей этих литератур широко известны имена А. Упита, В. Лациса, Я. Судрабкална в Латвии, С. Нерис, П. Цвирки в Литве, И. Барбаруса, Ю. Сютисте в Эстонии, Я. Галана, А. Гаврилюка в западноукраинской литературе, М. Танка в литературе Западной Белоруссии, Ем. Букова, А. Лупана в Бессарабии.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru