2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Становление советской литературы

Великая Октябрьская социалистическая революция выдвинула перед писателями острую проблему — за революцию или против нее.

Наиболее передовая часть литературной интеллигенции решила для себя этот вопрос сразу. «Моя революция. Пошел в Смольный», — писал В. Маяковский, вспоминая бурные дни Октября. Другая часть писателей признала революцию позже, убедившись в справедливости ее целей. Таков путь А. Толстого, Г. Джавида, А. Абашели и других писателей. Л. Андреев, И. Бунин и некоторые другие писатели старшего поколения не приняли революции. А. Куприн вернулся в СССР из эмиграции в 1937 г.

Признанными мастерами художественного слова встретили революцию М. Горький, А. Блок, В. Брюсов, А. Серафимович, В. Маяковский, Д. Бедный, С. Есенин, А. Акопян, А. Ширванзаде, Ав. Исаакян, Ст. Зорьян, Ш. Дадиани, Н. Лордкипанидзе, Л. Киачели, Н. Нариманов, А. Ахвердов и другие.

В первые годы Советской власти в этот славный отряд писателей влились новые, в большинстве своем участники недавних революционных битв. «Мы, молодые, литературно родились после 1917 года», — писал Л. Леонов в 1925 г. О том же говорит поэт Н. Тихонов: «Меня сделала поэтом Октябрьская революция. Она открыла мне глаза на мир». «1919 год — мой пафос», — вспоминал К. Федин, участник гражданской войны в Поволжье.

В 1921 г. начинает свою литературную работу Д. Фурманов, бывший комиссар 25-й, Чапаевской дивизии.

В это же время входит в литературу молодой А. Фадеев. В гражданскую войну он воевал в партизанских отрядах и в Красной Армии против Колчака, японских интервентов, белогвардейских банд на Дальнем Востоке. Из далекой донской станицы приезжает в столицу юноша Шолохов, имевший за плечами боевой опыт участника продотряда. Яркие впечатления этих лет отразились в его первой книге — «Донские рассказы» (1925). Только в одной рус-

ской литературе с 1920 по 1926 г. появилось более 150 новых имен. С первых шагов советская литература обращается к новому герою — творцу революции, показывая его в обстановке непримиримой борьбы двух миров.

В ряде произведений 20-х годов показан образ вождя революции В. И. Ленина («В. И. Ленин» М. Горького и др.). Как и В. Маяковский, многие поэты видят в нем «самого человечного человека», который по словам Е. Чаренца, «собрал к себе — тысячи тысяч людских поколений». Татарский поэт Хади Такташ писал, что В. И. Ленин — «человек, которого века породили».

Писатели разных литератур, каждый по-своему, рисуют поединок нового мира с жестоким и мрачным прошлым. Эта тема отражена в «Чапаеве» (1923) Д. Фурманова, в «Партизанах» и «Бронепоезде 14-69» (1922) Вс. Иванова, «Падении Дайра» (1923) А. Малышкина, «Городах и годах» (1924) К. Федина, «Тихом Доне» (1927 — 1940) М. Шолохова, «Хождении по мукам» (1920 — 1941) А. Толстого, «Думе про Опанаса» (1926) Э. Багрицкого, в пьесах «Любовь Яровая» (1926) К. Тренева, «Разлом» (1927) Б. Лавренева, «Шторм» (1926) В. Билль-Белоцерковского.

Эти первенцы русской советской литературы ярко и талантливо представили читателю нового героя — участника революции, запечатлели на своих страницах остродраматические, героические картины рождения нового мира.

Советские писатели показали, что именно народ творит историю, что он ее главная сила. Произведения русских писателей прокладывали путь новому искусству, помогали развитию литературы народов СССР.

В замечательных книгах 20-х годов — «Чапаев» Д. Фурманова, «Железный поток» (1924) А. Серафимовича, «Разгром» (1927) А. Фадеева — даны образы героев революции.

«Железный поток» — книга о героическом походе Таманской армии в годы гражданской войны, когда в тяжелых боях и невероятных лишениях рождалась новая, революционная дисциплина бойцов Красной Армии.

Надолго запоминаются образы легендарного вожака таманского похода Кожуха (роман А. Серафимовича «Железный поток»), командира партизанского отряда Левинсона из романа А. Фадеева «Разгром», Глеба и Даши Чумаловых — рабочих-коммунистов, участников гражданской войны, восстанавливающих цементный завод (роман Ф. Гладкова «Цемент», 1925). В ряду этих героев стоит и Виктория — молодая революционерка из повести армянского писателя Ст. Зорьяна «Девушка из библиотеки» (1926).

Советская литература, рожденная Октябрем, многонациональна и многоязычна. Это литература новой исторической общности людей — советского народа. Она создается общими усилиями писателей разных национальных литератур. Каковы же ее отличительные черты?

В начале 70-х годов в Советском Союзе насчитывалось более 75 национальных литератур народов и народностей, населяющих нашу страну. До Октября их было значительно меньше — немногие народы бывшей царской России имели свою письменность и литературу.

Некоторые народы Средней Азии, Северного Кавказа, Поволжья к 1917 г. имели лишь устную народную поэзию — прекрасные песни, героические сказания о богатырях, красочные легенды и предания. Письменная же литература у них развивалась слабо. Поэтому литературы этих народов принято называть младописьменными.

Лишь в 20—30-е годы чукчи, ненцы, нанайцы, удэгейцы, коряки, тувинцы получили свою письменность и за короткий срок создали национальную литературу.

Светом революции озарены герои многонациональной литературы 20-х годов. Армянские писатели рассказывают в это время о тех, кто бесстрашно отдал жизнь за победу революции, и о тех, кого она «выпрямила» и освободила («Мерке» Д. Демирчяна, «Гюльханда» Г. Сарьяна).

Жизнь и борьба украинского крестьянства обрисованы в повести «Бурьян» 1927) А. Головко. Писатель создал яркие образы людей новой деревни — советских активистов, селькоров и противостоящие им фигуры сельских кулаков — куркулей.

Произведения о деревне создают в эти годы белорусские писатели Зм. Бядуля, М. Лыньков, М. За-рецкий. Воспевают Октябрь в своих стихах молодые белорусские поэты М. Чарот, Тишка Гартный и другие. В поэмах «Сымон музыкант», «Новая земля» (1908—1922), в повести «В полесской глуши» белорусского поэта и писателя Я. Коласа, в произведениях Я. Купалы говорится о пути белорусского народа к революции. В повести «Трясина» (1933) Я. Колас рассказывает о героической борьбе партизан Полесья против интервентов в годы гражданской войны. В повестях и романах К. Чорного, М. Зарецкого реалистически изображена белорусская деревня в годы революции.

В грузинской литературе Г. Табидзе воспевает социалистическое обновление жизни:

Нет, не дано эпохам право
Быть запросто на «ты» с моей!
Ей суждена навеки слава
В громах и бурях новых дней!..

(Перевод Г. Цаеарели.)

Писатели старшего поколения — Л. Киачели в романе «Кровь» (1927), Н. Лордкипанидзе в романе «С тропинок на рельсы» (1926) — повествуют о борьбе своего народа в период революции 1905 г. Живой образ революционной эпохи создают и молодые грузинские писатели А. Мирцхулава, С. Чиковани.

Видное место в татарской литературе 20-х годов занял историко-революционный роман Г. Ибрагимова «Наши дни». Писатель воскрешает события героической борьбы татарского и русского пролетариата Казани в нача'ле XX в.

Успешно развиваются в условиях советского строя литературы Средней Азии и Казахстана, где впервые появляются произведения прозы и драматургии.

Первый таджикский советский писатель — поэт и прозаик С. Айни написал в 1918 г. «Марш свободы» на мотив «Марсельезы». С ним шли в бой против басмачей отряды крестьян:

О рабы! Подымайтесь из праха,
Красным знаменем мир озаря!
Сбросьте иго покорства и страха —
Засияла свободы заря.

(Перевод И. Селъвинского.)

Среди поэтов нового поколения Средней Азии и Казахстана выделяются голоса П. Сулаймони в Таджикистане, поэта и драматурга Хамзы Хаким-заде Ниязи в узбекской литературе, С. Сейфуллина в Казахстане, туркменского поэта и прозаика Б. Кербабаева. Всесоюзную известность в эти годы приобрели песни казахского акына Джамбула, киргизского народного поэта Токтогула, народного певца Дагестана Сулеймана Стальского. Воспевая великие перемены в жизни своих народов, акыны сравнивали мрачное прошлое и светлое настоящее.

Выразительные картины гражданской войны и борьбы за новую жизнь в республиках Средней Азии созданы в произведении С. Сейфуллина «Трудный путь, тяжелый переход». Остроумно и метко разят корыстных и лицемерных мулл, жадных баев, зовут на борьбу за новую жизнь, за раскрепощение женщин пьесы Хамзы. Сохранились воспоминания современников о том, как женщины, посмотрев пьесу Хамзы, в едином порыве сбрасывали паранджу и уходили из театра с открытыми лицами. Жизнь замечательного узбекского писателя оборвалась трагически. Его убили враги трудового народа — изуверы и фанатики.

О переменах в судьбе угнетенной восточной женщины пишут казахские прозаики Б. Майлин в повести «Коммунистка Раушан» (1926), С. Сейфуллин в повести «Айша» (1922), С. Муканов в повести «Заблудившиеся» (1931, на русском языке она издана под названием «Сын бая»).

В 20-е годы в различных национальных литературах возникают разнообразные творческие объединения писателей. Каждое из них отстаивает свои взгляды на творчество в революционную эпоху, хотя участники их далеко не всегда правильно понимали задачи нового искусства.

Массовыми организациями были те, куда входили пролетарские писатели: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), ВОАПП (Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей), «Кузница».

Были и другие литературные объединения, например «Леф» («Левый фронт искусств»), в Грузии — «Голубые роги», в Армении — «Мурч» («Молот»), на Украине — «Ваплитэ» и др.

Коммунистическая партия помогала писателям активно участвовать своим творчеством в строительстве социализма. После постановления ЦК ВКЩб) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) был создан единый Союз советских писателей СССР.

Первый Всесоюзный съезд писателей состоялся в августе 1934 г. под председательством А. М. Горького. Участниками съезда были представители 52 национальностей Советского Союза.

В первое десятилетие в литературах народов СССР были созданы многие замечательные произведения, ставшие советской классикой. В эти годы сложились основные принципы нового искусства.

Советская литература — это народная литература, отражающая жизнь народа, его устремления. Это литература партийная, активно отстаивающая идеалы коммунизма. Об этой боевой коммунистической направленности нашей литературы, о ее великой воспитательной силе хорошо сказал замечательный поэт нашей революционной эпохи Владимир Маяковский:

...я подыму,
как большевистский партбилет, все сто томов
моих
партийных книжек.

Наряду с произведениями, где в центре стоит участник революционных битв, герой штурма Зимнего, взятия Перекопа, красногвардеец, партизан, появляются книги, главный герой которых — человек труда. Впервые в мировой литературе он изображается не как угнетенный, а как хозяин своей страны.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru