Общий художественный метод — метод социалистического реализма объединяет советских писателей.
У нас очень много писателей «хороших и разных», по выражению В. Маяковского: Л. Леонов совсем непохож на А. Фадеева, А. Твардовский — на Н. Островского, а все-таки мы видим в их творчестве, в их стиле сближающие их черты, общий метод.
Сравним Полю Вихрову из «Русского леса» Леонова, Метелицу или Левинсона из «Разгрома» Фадеева и его молодогвардейцев, Павла Корчагина из романа «Как закалялась сталь» Островского и Василия Теркина из поэмы Твардовского.
Какие разные люди! Но у всех них общая главная черта: они борцы за социализм, за Советскую власть, и это определяет и их поведение, и их отношение к людям, и весь их духовный мир. В этом их, так сказать, «алгебраическое» единство, при всем их «арифметическом» несходстве. Значит, у писателей, создавших образы этих людей, именно в них увидевших своих героев, есть общее в эстетическом идеале, в основном подходе к жизни, в оценке и понимании жизненных целей человека. Это пример единства метода.
Можно сравнить метод с компасом, который указывает писателям общее направление их творческого пути, единство цели. А то, насколько успешно приближаются они к этой цели, зависит уже от таланта, знаний каждого писателя.
Художественный метод проявляется в исторически обусловленном единстве творческих принципов писателей, выражающемся в общей трактовке основных проблем, которые возникают перед искусством в любом и данном историческом периоде, т. е. проблем идеала героя, жизненного процесса и народа в данных конкретных исторических условиях.
Каждый из писателей, связанных общим методом, идет своим путем, рассказывает о тех сторонах жизни, которые он изучил. Поэтому его произведения непохожи на произведения других писателей. И в то же время мы чувствуем их внутреннее родство.
Так, Поля Вихрова из «Русского леса» близка Уле Громовой из «Молодой гвардии», а Левинсон из «Разгрома» — Павлу Корчагину из «Как закалялась сталь».
Эстетический идеал, в основе которого лежит борьба за движение к коммунизму, герой, вернее сказать положительный герой, который в самых разнообразных своих проявлениях в жизни может быть назван носителем именно этого идеала, понимание исторического процесса как пути к коммунизму, отношение к народу как к главной движущей силе истории — все это составляет основу художественного метода советской литературы.
Метод этот ни в чем не ограничивает творчества писателей, каждый из которых может быть связан с разными сторонами жизни, откликаться на различные вопросы, которые она ставит. В произведении, например, может и не быть положительного героя, но представление о нем подскажет писателю нужные краски для изображения отрицательных типов.
Писатель может также говорить о прошлом, а не о современности или о том, что происходит за пределами Советского Союза. Но, оценивая все это под углом зрения своего эстетического идеала, показывая, например, борьбу народа в прошлом за свое освобождение, он останется в русле социалистического реализма.
На чем же основано само наименование этого метода? Что такое прежде всего реализм?
Латинское слово real'itas означает действительность, слово realis — действительный. Очевидно, что словом реализм мы прежде всего подчеркиваем верность изображению жизни.
Реализм — это художественное творчество, в котором явления действительности изображаются так, как они происходят в жизни. Поэтому в наиболее общем смысле этого слова и В. Шекспир, и Л. Толстой, и М. Горький могут быть названы реалистами. Некоторые исследователи склонны искать черты реализма в первобытном искусстве, другие относят его возникновение к эпохе Возрождения, третьи — к началу XIX в.
Понятно, однако, что, к какой бы точке зрения мы ни присоединились, нам все равно понадобится уточнить, в чем особенности реализма именно Л. Толстого или именно М. Горького, и тогда нам понадобятся ответы на уже более конкретные вопросы: в чем их эстетический идеал, чем характеризуется положительный герой этих великих писателей и т. д.
Понятие реализм часто соотносят с понятием романтизм — художественным методом, сложившимся в европейских странах в начале XIX в.
Легко заметить, что слово романтизм близко к слову роман, оно действительно от него и возникло. Когда хотели сказать, что творчество писателя далеко от жизни, непохоже на нее, говорили, что у него жизнь показана, «как в романе».
Так реализму стали противопоставлять романтизм как творчество, в котором писатель как бы подчиняет себе жизнь, говорит больше о том, как она ему представляется, а не о том, какова она есть на самом деле. Возьмем очень простой пример — изображение
белой ночи в старом Петербурге. А. Пушкин пишет о ней так:
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
А вот как рисует ее А. Блок:
А там — закат из неба сотворил
Глубокий многоцветный кубок.
Руки Одна заря закинула к другой,
И сестры двух небес прядут один
То розовый, то голубой туман,
И в море утопающая туча
В предсмертном гневе мечет из очей
То красные, то синие огни.
Мы видим, что Блок отличается от Пушкина тем, что стремится не столько описать саму зарю, сколько передать свое субъективное отношение к ней, свою взволнованность, свое представление об этом явлении природы.
В начале стихотворения он негодовал на то, «что сделали из берега морского скучающие модницы и франты». Поэтому с такой резкостью противопоставляет он им прекрасную природу, поэтому даже туча у него «в гневе».
Сравним «Капитанскую дочку» А. Пушкина и поэму М. Лермонтова «Демон». У Пушкина простые люди с их обычным языком, внешностью, реальные и в данном случае даже действительно происходившие события, связанные с восстанием Пугачева, — все это образец реалистического отражения жизни в литературе.
А в «Демоне» — переплетение реального и фантастического, необыкновенные события и страсти людей. Таким образом, поэт как бы стремится выразить свою тоску о том, что в современной ему жизни, «...где преступленья лишь да казни, где страсти мелкой только жить...», еще нет сильных людей.
И в поэме «Мцыри» Лермонтов также обращается к этой теме. Его герой воплощает ту же тоску поэта по сильным и гордым людям, стремящимся к борьбе и подвигу:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Перед нами романтическое изображение характера. Это значит, что его еще нет в жизни, но поэт выражает свою мечту о том, чтобы такие люди появились. Естественно, он подбирал краски для их воплощения в воображении, поэтическим языком он передавал свое, субъективное отношение к действительности.
Романтизм как художественный метод возникает именно тогда, когда писатель вступает в разлад с жизнью, требует от нее того, чего в ней еще нет. Конечно, и реализм вовсе не означает, что писатель все принимает в жизни. Он критикует ее и рисует то ценное, что в ней есть. Но в процессе критики он показывает то, что в жизни противоречит его идеалу, а романтик стремится сразу нарисовать такой идеал, и это заставляет его обращаться к фантастическим или условным формам изображения.
Приглядимся к одному романтическому произведению — к рассказу «Старуха Изергиль» М. Горького, где перед нами появляется образ Данко, вырывающего из своей груди сердце, чтобы осветить людям дорогу к счастью. Это романтическая фантастика, но ведь это произведение написано в 1895 г., всего за десять лет до революции 1905 г., за двадцать с небольшим лет до Великой Октябрьской революции, — другими словами, это произведение стояло уже в преддверии героических боев за свободу. В подвиге Данко уже виделись баррикадные бои на Пресне, подвиги, которые совершали бойцы Красной Армии на полях гражданской войны.
В романтической форме М. Горький угадал и передал то воодушевление, которое накапливалось прежде всего в рабочем классе России и которое превратилось в массовое движение в годы революции.
Выступление А. М. Горького на Первом Всесоюзном съезде писателей в августе 1934 г.
У М. Горького и у близких ему писателей революционная мечта сближалась с жизнью, романтизм, не теряя своей устремленности вперед, сливался с реальным отражением героики борьбы русской революции, т. е. получал уже новый характер. Романтизм становился романтикой, неотъемлемо присущей социалистическому реализму, т. е. умением находить в жизни ее лучшие, передовые черты, изображать явления в их росте, в их движении вперед, в их приближении к коммунистическому идеалу. Новый характер получал и реализм, обогащавшийся, не отрываясь от жизни, романтикой, заключенной в самой действительности.
Сразу же после Октября в советской литературе появляется на языках различных национальностей нашей страны множество произведений, посвященных В. И. Ленину. Они были глубоко реалистичны, отражали историческую личность Владимира Ильича Ленина. Вместе с тем имя Ленина звучало как символ революции, поднималось над массами как знамя, зовущее вперед, воплощало передовые идеалы революции. В изображении Ленина сливались воедино реалистическое и романтическое начала.
Слияние реалистического и романтического начал придавало реализму советской литературы новый характер, характер реализма социалистического, т. е. проникнутого духом революции, стремлением к светлому будущему.
В основе творчества советских писателей и лежит новый сравнительно с предшествующими периодами развития литературы художественный метод. Он заключается в особом их отношении к жизни, потому что сама эта жизнь полна героики, стремления вперед, к построению коммунистического общества. Поскольку эти зовущие вперед идеалы выдвинуты нашей партией, а партия, по словам Ленина, выражает интересы народа, мы можем сказать, что в основе метода советской литературы лежат начала народности и партийности. Это выражается в представлении о положительном герое, в понимании значения народа как движущей силы истории, во всем том, что определяет отношение писателя к основным вопросам, которые ставит перед советским народом жизнь.
Социалистический реализм — это метод советской литературы. Но он развивается и за ее пределами: лучшие прогрессивные писатели мира, отражая нарастающую борьбу народных масс и воспринимая опыт советских писателей, приходят к нему. Так же как и в советской литературе, у них есть свои национально-исторические истоки этого метода в начавшемся еще задолго до Октября движении народных масс к социализму.
Говоря о художественном методе, мы должны понимать, что он не выдвигает каких-то обязательных правил и рецептов «как писать», но метод указывает писателю, куда направить внимание, что в жизни важно, интересно, нужно; метод является компасом творчества, и у писателей социалистического реализма стрелка этого компаса всегда обращена к интересам народа, к совершенствованию человека социалистического общества, к борьбе со всем, что мешает этому развитию.
Метод социалистического реализма сложился и развивался именно по мере того, как шла у нас борьба за социализм. Основоположником его явился М. Горький; его роман «Мать» — замечательный пример осуществления этого метода.
Герои этого романа — представители новой исторической силы — рабочего класса, вступившего в решающую борьбу со старым миром во имя создания социалистического общества. Роман проникнут глубочайшей верой писателя в победу. В. И. Ленин прочитал его в рукописи и назвал «своевременной книгой», которая поможет прийти к революции сотням тысяч рабочих. Павел Власов, его мать Ниловна, Андрей Находка — герои романа, на примере которых воспитывались поколения советских людей.
Следование ленинским принципам народности и партийности позволяет писателям увидеть в жизни именно таких людей, деятельность которых отвечает интересам народа, тем целям, за которые борется партия коммунистов.
Научная политика Коммунистической партии Советского Союза — жизненная основа развития нашей литературы, тот надежный компас, который всегда помогает советским писателям творить по велению сердца в интересах народа, строящего коммунизм, творить свободно, масштабно, идейно — целеустремленно, а тем самым — активно влиять на умы и сердца миллионов.
За годы Советской власти литература социалистического реализма получила признание во всем мире.
История советской литературы — это история развития метода социалистического реализма. Метод этот не стесняет творчества писателя, обращающегося к самым разнообразным литературным формам, но он направляет его внимание к тем сторонам жизни, которые в особенности важны для воспитания человека социалистического общества.
2i.SU ©® 2015