Долог и труден был путь латышского народа к свободе. Еще в XII в. в устье Даугавы появились корабли немецких завоевателей — рыцарей-крестоносцев, огнем и мечом покоривших народы, населявшие прибалтийские земли, и на несколько столетий установивших здесь свое господство.
Несмотря на жестокий гнет немецких феодалов, народ создавал свое искусство. Латышский фольклор и в наши дни остается замечательным памятником творческой мощи народа, его борьбы за свободу. Народные песни — дайны, предания, сказки отражают ненависть к угнетателям, мечты о свободе.
Так возник образ народного заступника — богатыря Лачплесиса. Сказания о Лачплесисе собрал и обработал в XIX в. латышский поэт Андрей Пумпур. Устное творчество народа стало основой латышской литературы, которая бурно развивается с середины XIX в.
Среди демократических писателей XIX в. можно назвать Ю. Алунана, Кр. Барона, Кр. Валдемара — собирателей латышского фольклора. Авторами первого реалистического романа «Времена землемеров» (1879) были братья Рейнис и Матис Каудзите, сыновья крепостного крестьянина. Реалистическое направление развивается затем в творчестве Апсишу Екаба (1858 — 1929)и Рудольфа Блауманиса (1863 — 1908) — классика латышской литературы. Широко известны его повести, рассказы и пьесы («Весенние заморозки», «В тени смерти», «В трясине», «Индра-ны», «Блудный сын»).
С ростом революционного рабочего движения в латышской литературе зарождается новое направление.
Первым революционным писателем был Эдуард Вейденбаум (1867 — 1892). Поэт обратился к своему народу с пламенным призывом:
Проснись, воспрянь, могучий дух свободы,
Вставай, сломай насилья страшный гнет!
В конце XIX в. широкую известность приобретают произведения Яна Райниса, отличающиеся идейной глубиной и блестящим художественным мастерством (см. ст. «Ян Райнис»).
Широко известно читателям имя другого замечательного художника — народного писателя Латвии, Героя Социалистического Труда Андрея Мартыновича Упита (1877 — 1970). Его романы, драмы, рассказы, критические статьи повествуют о времени, когда в Латвии, как и во всей России, делало первые шаги революционное рабочее движение, возникали первые марксистские кружки.
В дни Октябрьской революции А. Упит был вместе с лучшей, революционной частью своего народа. Позднее, в условиях буржуазного режима, он отстаивал в литературе демократические, революционные взгляды, разоблачал пороки капиталистического строя и буржуазию. Он создал такие классические книги, как цикл романов, названных по имени героев — «Робежниеки», исторический цикл «Награни веков» (четыре романа), сатирические «Рассказы о пасторах», а позже, уже в Советской Латвии, — романы «Земля зеленая» и «Просвет в тучах».
В книгах писателей социалистического реализма живут и развиваются лучшие традиции латышской литературы.
2i.SU ©® 2015