Армянский писатель Хачатур Абовян был выдающимся человеком своего времени. Великой любовью к многострадальной Армении, к своим соотечественникам освещен весь его жизненный путь. Роман Абовяна «Раны Армении» (1841) — гимн армянскому народу, лучшим его представителям, гордым, свободолюбивым.
Жизнь народа, его думы и чаяния, муки, которые приносят народу завоеватели, изображены в романе с такой страстью и правдивостью, с такой болью за родину, за судьбу народа, с такой верой в народные силы, что роман по праву считается первым и выдающимся образцом новой армянской литературы.
Одна из главных идей романа — идея братства Армении и России, в котором Абовян видит залог процветания своей родины.
Абовян вступил в открытую борьбу с церковной литературой. Героем его произведения является народ, а не «святые подвижники», как было принято в церковной литературе. Роман написан в 1841 г., однако борьба с церковниками началась для Абовяна гораздо раньше. Сын знатных, но разорившихся родителей, он смог получить высшее образование в Дерптском (ныне Тартуском) университете. После окончания университета Абовян возвращается в Армению с тем, чтобы стать учителем. Дети — вот надежда Армении! Обучить как можно больше детей, ввести всеобщее обучение (для малоимущих — бесплатное), сделать доступным высшее образование — об этом мечтает писатель. Абовян пишет книги для детей (он первый детский писатель в Армении), создает книгу для чтения «Предтропье» (1838), роман «История Тиграна, или Нравственное наставление для армянских детей» (впервые напечатан в 1941 г.), публикует учебник грамматики русского и армянского языков. Как педагог Абовян борется против схоластики и догматизма в школьном обучении, требует введения реального образования, основой которого должны стать естественнонаучные знания, родной и русский языки, требует устранить из школы религию.
Хачатур Абовян.
Вся общественная деятельность Абовяна — просветителя-демократа, педагога, писателя — протекала в борьбе с невежеством, отсталостью. Слово — это оружие Абовяна. Он пишет романы, рассказы, пьесы, стихи, басни, научно-художественные произведения («Открытие Америки», «Книга рассказов», сборник басен «Развлечения на досуге» и др.); переводит на армянский язык произведения Гомера, Гёте, Шиллера, Крылова; собирает, систематизирует и изучает фольклорные произведения; пишет исследования о быте армян 30 — 40-х годов XIX в.
Ранняя смерть писателя оборвала его неравный поединок с феодальной и церковной реакцией, противостоящей культурному возрождению Армении, но непобежденными остались высокая страсть писателя-гражданина, его гордая и нежная любовь к родине, его вера в светлое будущее. Непобежденными остались его произведения, выдержавшие борьбу с силами зла, прошедшие испытание временем.
2i.SU ©® 2015