Сейчас трудно назвать страну, где бы не знали имя Тараса Григорьевича Шевченко. А ведь было время, когда оно подвергалось строжайшему запрету!..
Судьбу в облике царского самодержавия трудно представить милостивой к людям «низшего сословия». Не была она ласковой и к Шевченко — сыну крепостных, принадлежавших помещику Энгель-гардту, потомку лифляндских баронов. Уже в детстве Тарас полной чашей испил горечь сиротства и унизительного рабства.
С ранних лет у Шевченко проявился музыкальный дар, тяготение к рисунку и красоте родного языка. Украдкой срисовывал он картины в барских покоях, затаив дыхание слушал бродячих кобзарей, бандуристов и лирников, рассказы деда — современника, а возможно, и участника казацко-крестьянских восстаний.
Т. Г. Шевченко.
Рисунок Т. Г. Шевченко «Нищие дети».
В 1838 г. благодаря усилиям поэта В. Жуковского и художника К. Брюллова Шевченко был выкуплен из крепостной неволи. В этом же году он поступил в Петербургскую академию художеств.
В 1840 г. выходит его первый поэтический сборник — «Кобзарь». Эта небольшая книга совершила переворот в украинском искусстве: никто не раскрывал так полно страдания и чаяния украинского народа, никто не говорил об этом так страстно и с такой болью. «Думы мои, думы мои! Горе, думы, с вами!..» — пишет Шевченко. Горе потому, что поэт не может не думать о миллионах угнетенных, стонущих в панском ярме; думы не дают ему покоя, горе не усыпляет, не развевает дум «пылью по дороге». Поэт не может молчать; полные гнева и ненависти к тирании, его думы идут к людям, будят их мысль, сознание.
Кобзарь — это народный украинский певец, сама мудрость народная, сама его совесть. Идя от села к селу, он зажигает сердца людей жаждой мщения и надеждой.
Как и песни кобзарей, слово Шевченко обладало чудодейственной силой. Пламенное, трепетное, дышащее народной мудростью, оно сразу же нашло дорогу к людям. В этом и заключалось главное значение «Кобзаря» в частности и всего творчества Шевченко в целом.
Впитав многовековые духовные ценности, созданные народом, Шевченко вместе с тем выступил оригинальным поэтом-новатором. Его творчество отразило все особенности внутреннего склада народа, его стремления.
«Даже бабы, взяв ухваты, Ушли в гайдамаки». Иллюстрация В. Касияна к поэме Т. Г. Шевченко «Гайдамаки».
Идеал Шевченко неразрывно связан с жизнью, с реальными запросами времени, с народной героикой, с красотой родного края, с трудом и мыслями простого человека. Воистину народным поэтом назвал Тараса Шевченко М. Горький.
С появлением «Кобзаря» Шевченко становится известным народным поэтом. Его высоко ценит прогрессивная украинская критика. Произведения Шевченко распространяются в списках среди заключенных царских тюрем, их воздействие испытывают Некрасов, Кольцов... О Шевченко узнает и по достоинству оценивает передовая русская и зарубежная общественность.
Сила реализма Шевченко заключалась прежде всего в революционной активности, в гуманизме и интернациональной направленности его творчества. Обновление жизни поэт считал возможным только путем революционной борьбы.
Тонкий и нежный лирик, Шевченко был влюблен в волшебство народных поверий, в красоту родной Украины. Течет вода от явора,
Яром на долину.
Красуется над водою
Красная калина,
Красуется калинушка,
Явор молодеет,
А кругом куда не глянешь,
Вербы зеленеют.
Но он становился беспощадным, саркастически-гневным, когда речь шла о «благоденствии» народа в царской России. Резкой антицаристской, антипомещичьей тенденцией проникнута одна из лучших поэм Шевченко — «Сон» (1844).
Украина, Кавказ, Сибирь, Петербург... Поэт охватывает взором всю Российскую империю. Всюду царит насилие, всюду страдает народ. И Шевченко выступает в защиту народов Кавказа («Кавказ»), его волнуют судьбы славян («Еретик»). Он зовет народы к революционному действию, к единению в «семье великой, в семье вольной, новой».
Выдающимся памятником мировой культуры стало «Завещание» (1845) поэта, известное во многих странах мира. Энергичные ритмы «Завещания», проникнутого верой в неизбежность светлого будущего, несли большой заряд революционного воздействия.
«Схороните и вставайте, кандалы порвите» — таково завещание поэта и борца. За сочинение «возмутительных и в высшей степени дерзких» стихотворений поэта ссылают в 1847 г. в Оренбургский корпус солдатом. На приговоре Николай I написал собственноручно: «Под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать». В 1858 г. Шевченко был освобожден и вернулся в Петербург.
Десятилетняя муштра и лишения не сломили поэта. Несмотря на тяжелую болезнь, он до конца остался тверд духом.
В последние годы жизни Шевченко сближается с русскими революционными демократами — Чернышевским, Добролюбовым, испытывает влияние их идей. Единение Шевченко с русской революционной демократией имело огромное значение для дальнейшего развития украинской литературы. Начиная с Шевченко, идя в русле его традиций, традиций революционной демократии, передовая украинская литература стала подлинной литературой народа.
2i.SU ©® 2015