В 1905 г., в пору расцвета своей славы, Александр Иванович Куприн поделился с одним начинающим беллетристом «десятью заповедями» писателя-реалиста. Вот одна из них: «...главное, работай живя. Ты — репортер жизни. Иди в похоронное бюро, поступи факельщиком, переживи с рыбаками шторм на оторвавшейся льдине, суйся решительно всюду, броди, побывай рыбой, женщиной, роди, если можешь, влезь в самую гущу жизни...»
А. И. Куприн.
К такому всестороннему познанию жизни через свой личный опыт Куприн стремился всегда. Он переменил за свою жизнь десятки профессий: был актером, борцом в цирке, землемером, псаломщиком, управляющим имением, учился зубоврачебному делу, служил на металлургическом заводе, спускался в шахту, ходил в море с балаклавскими рыбаками, охотился с полесскими крестьянами, разводил табак, поднимался в небо на воздушном шаре и погружался на дно моря в костюме водолаза. Его жадность к жизни была невероятной. И это была писательская, творческая жадность — неустанная погоня за знаниями, впечатлениями, правдой.
Куприн был, пожалуй, одним из самых «автобиографических» писателей русских. Его биография — в его книгах: отрочество и юность, проведенные в закрытых военных учебных заведениях, — в повести «Кадеты» (1900); четырехлетняя военная служба в захолустном пехотном полку — в романе «Поединок» (1905); жизнь в глуши Полесья — в повести «Олеся» (1898) и великолепных новеллах «полесского цикла»; поездки по заводам Донецкого бассейна — в романе «Молох» (1896); скудная и бесконечно тоскливая жизнь в эмиграции — в романе «Жанета» (1932 — 1933).
Однако сильно ошибся бы тот читатель, кто стал бы искать в созданном Куприным лишь поэтические отклики на его собственную биографию. Писатель толстовской «школы», правдивый и трезвый реалист, Куприн умел обобщать пережитое и выстраданное, умел воплощать свой жизненный опыт в полновесных и объективных художественных образах. И никогда, особенно в пору политического подъема в стране накануне революции 1905 — 1907 гг., Куприн не чуждался острых и больных общественных вопросов, откликаясь на них живо, взволнованно и с неизменным демократизмом. Яркое тому свидетельство — его «Поединок» (впервые напечатанный в сборнике «Знание» с посвящением М. Горькому). Роман этот содержал суровую критику русского военного сословия, обличение затхлости военного быта, ограниченности офицерства, его изолированности от жизни и общественной борьбы. С болью и сочувствием нарисовал здесь писатель образ русского солдата, доведенного бессмысленной муштрой до потери человеческого облика. Огромный общественный резонанс «Поединка» был вызван тем, что роман этот — явление большого реалистического искусства. В нем беспощадно правдивое изображение «ужаса и скуки военной жизни» сочеталось с большой достоверностью в раскрытии психологии молодого человека, переживающего серьезный нравственный перелом, изображалась ломка сознания, высвобождающегося из пут уродливых кастовых предрассудков.
Когда современный читатель ищет ответ на вопрос, в чем «секрет» Куприна, почему он был и остается одним из самых читаемых писателей русских, он понимает, что ответ этот нэ может быть однозначным: Куприн был большим знатоком и большим мастером языка. Он любил и понимал русскую природу и живописал ее в разнообразных и ярких проявлениях.
Много прекрасных страниц написал он о жизни животных. Вдохновенно писал Куприн о большой и самоотверженной любви («Олеся», «Гранатовый браслет»)... Все это так.
И однако, думается, самым привлекательным в этом писателе было и остается его нестареющее мастерство психологического анализа. Стоит присмотреться к тому, как он чаще всего пишет о своих героях: «Как все молодые люди, он...», «Как все застенчивые люди...», «Как все впечатлительные люди...», «Как всегда в таких случаях...» и т. п. Наблюдения над психологией обычной, конкретной, свойственной многим, тонкие и мимолетные, но всегда типичные и широко распространенные проявления человеческой психики — это та сфера, в которой Куприн чувствовал себя, пожалуй, увереннее всего.
Куприн писал не об избранных и не для избранных. Он писал «обо всех» и — для всех... Писатель очень русский, глубочайшими и крепчайшими корнями связанный со своей родиной — ее народом и ее природой, Куприн долгие годы провел в эмиграции. Он тяжко расплатился за эту жизненную ошибку — расплатился и жестокой тоской, и творческим спадом. Однако в 1937 г., незадолго до смерти, тяжелобольной, он все же нашел в себе силы вернуться на свою горячо любимую родину. Она, как мы тецерь видим, ответила ему благодарной читательской любовью, признанием, памятью.
2i.SU ©® 2015