Период истории русской литературы, который начался в 90-э годы прошлого века и закончился в октябре 1917 г., получал у литературоведов разные названия: «новейшая русская литература», «русская литература XX в.», «русская литература конца XIX — начала XX в.». Но, как бы ни называли этот период, ясно, что это не просто продолжение литературы XIX столетия, а особый период, даже целая эпоха, требующая специального изучения.
Как же надо оценивать эту эпоху? Каковы ее главные черты, ее основные движущие силы? Эти вопросы получали и продолжают получать далеко не одинаковые ответы, вызывая порой жаркие споры. Иначе и не могло быть: хотя рассматриваемый период истории русской литературы охватывает лишь двадцатипятилетие, он необычайно сложен и противоречив. Сложным и противоречивым был прежде всего сам исторический процесс, определявший развитие всех форм духовной жизни, в том числе и литературы. С одной стороны, Россия вступила в 90-е го'ды в эпоху империализма, т. е. в последнюю стадию капиталистического общества. Русский капитализм, едва успев пережить стремительный экономический взлет, оказался в состоянии загнивания, а русская буржуазия, проявив полную неспособность сыграть революционную роль, пошла на сговор с царизмом и со всеми реакционными силами. С другой стороны, в 90-е годы начался новый, пролетарский этап освободительной борьбы в России, куда переместился центр всего мирового революционного движения: началась эпоха трех революций, начались, по словам замечательного русского поэта Александра Блока,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Литературоведы, исходившие лишь из факта вступления России в эпоху империализма, считали, что и в литературе определяющими стали процессы распада, а именно распада самого передового направления литературы XIX столетия — критического реализма. Им казалось, что главную роль в литературе стали играть антиреалистические течения, которые одни определяют как «декаданс» (что означает «упадок»), другие — как «модернизм» (что означает «новейшее, современное»). Литературоведы, имевшие более широкое и более глубокое представление о действительности, подчеркивали ведущую роль пролетарской литературы и возникшего на ее основе нового, социалистического реализма. Но победа нового реализма не означала гибель старого, критического реализма. На самом деле новый реализм не отбросил и не «взорвал» старый, а помог ему, как своему союзнику, преодолеть напор декаданса и сохранить значение выразителя мыслей и чувств широких демократических слоев.
Размышляя о судьбе критического реализма в конце XIX — начале XX в., надо помнить о том, что еще жили и творили такие его великие представители, как Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. Их творчество в этот период пережило существенные изменения, отразив новую историческую эпоху. В. И. Ленин имел в виду в основном последние произведения Толстого, особенно роман «Воскресение», когда назвал Толстого «зеркалом русской революции» — зеркалом настроений крестьянской массы. Что касается А. П. Чехова, то именно в 90-е годы он совершил те художественные открытия, которые поставили его наряду с Толстым во главе русской и мировой литературы. Продолжали создавать новые художественные ценности и такие писатели-реалисты старшего поколения, как В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк и другие, а в конце 80-х — начале 90-х годов реалистическая литература пополнилась новым поколением крупных художников слова — В. В. Вересаевым, А. С. Серафимовичем, М. Горьким, Н. Г. Гариным-Михайловским, А. И. Куприным, И. А. Буниным, Л. Н. Андреевым и другими. Все эти писатели сыграли своими правдивыми, полными сочувствия к угнетенным произведениями большую роль в духовной подготовке первой русской революции 1905 — 1907 гг. Правда, после поражения революции, в глухую пору реакции, некоторые из этих писателей пережили полосу колебаний или даже совсем отошли от прогрессивного литературного лагеря. Однако в 10-е годы, в период нового революционного подъема, некоторые из них создали новые талантливые художественные произведения. К тому же в литературу пришли выдающиеся писатели-реалисты следующего поколения — А. Н. Толстой, М. М. Пришвин и другие. Недаром одна из статей о литературе, появившихся в те годы на страницах большевистской «Правды», имела знаменательное название: «Возрождение реализма».
Важнейшей особенностью русской литературы начала XX в. было рождение социалистического реализма, родоначальником которого стал Максим Горький, оказавший огромное влияние на развитие всей мировой литературы. Уже в творчестве писателя 90-х годов, отразившем растущий протест молодого русского пролетариата, было много своеобразия. В нем, при всем его глубоком реализме, звучали романтические ноты, выражавшие мечту о грядущей свободе и воспевавшие «безумство храбрых».
В начале XX в. Горький в пьесах «Мещане» и «Враги», в бессмертном романе «Мать» и других произведениях впервые показал пролетарских революционеров как представителей класса не только страдающего, но и борющегося, осознавшего свое назначение — освобождение от гнета всего народа.
Социалистический реализм создал новые возможности для изображения всех сторон действительности. Максим Горький в своих гениальных произведениях «На дне», автобиографической трилогии и других, а также вступившие вслед за ним на путь социалистического реализма А. С. Серафимович и Демьян Бедный показывали жизнь с не менее бесстрашной правдивостью, чем их великие предшественники в литературе XIX столетия, беспощадно разоблачали угнетателей народа, но при этом они отображали жизнь в ее революционном развитии, верили в торжество социалистических идеалов. Они рисовали человека не только как жертву жизни, но и как творца истории, что получило выражение в знаменитых горьковских изречениях: «Чело-век!.. Это звучит ... гордо!», «Всё в Человеке — всё для Человека!»
Противниками реализма явились такие модернистские течения, как символизм, акмеизм, футуризм. Они отстаивали «абсолютную свободу» художественного творчества, т. е. его независимость от общественных идеалов и политической борьбы, но на деле играли в этой борьбе отрицательную роль, так как стремились ослабить прогрессивный литературный лагерь.
Подъем революционных сил оказал влияние на многих талантливых представителей модернизма. Сложность исторического процесса, острота социальных противоречий, смена периодов революционного подъема периодами реакции — все это по-разному повлияло на судьбы писателей. Некоторые крупные писатели-реалисты утрачивали прогрессивные устремления и отклонялись к декадансу, как это случилось, например, с Леонидом Андреевым. Но крупнейший поэт символизма Александр Блок пришел к революции и создал одно из первых выдающихся произведений советской эпохи — поэму «Двенадцать». А крупнейший поэт Владимир Маяковский, которому было с самого начала тесно в рамках индивидуалистического бунтарства и формальных экспериментов футуристов, создал уже в предоктябрьские годы яркие антикапиталистические и антимилитаристские произведения.
Развитие мировой литературы дает картину того соотношения сил, которое впервые сложилось в русской литературе конца XIX — начала XX в.: соотношения социалистического реализма, критического реализма и модернизма. Уже это одно придает большую ценность опыту русской предоктябрьской литературы.
Ценность этого опыта еще многократно увеличена тем, что в предоктябрьские годы передовая литература получила теоретическую, эстетическую программу в выступлениях М. Горького и критиков-марксистов Г. В. Плеханова, В. В. Воровского, А. В. Луначарского и других. Особенно большое, поистине великое значение имели выступления В. И. Ленина: его гениальные статьи о Л. Н. Толстом и А. -И. Герцене, раскрывшие непреходящее значение традиций классической литературы; данные им оценки творчества М. Горького, осветившие рождение новой, пролетарской, социалистической литературы; статья «Партийная организация и партийная литература», которая в противовес лицемерному принципу мнимой «абсолютной свободы» творчества выдвинула принцип партийности литературы — открытой связи литературы с передовым классом и передовыми идеалами как единственного реального условия ее подлинной свободы.
2i.SU ©® 2015