Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 г. в г. Таганроге в семье мелкого торговца. В 1876 г. отец Чехова разорился и переехал с семьей в Москву. Антон остался в Таганроге один. Он учился в гимназии, зарабатывая на жизнь частными уроками. Сочинять Чехов начал рано, еще в гимназии, где участвовал в рукописном журнале и писал юмористические пьесы для любительских спектаклей.
В 1879 г. Чехов окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. С 1880 г. Чехов начал активно сотрудничать в популярных юмористических журналах того времени «Стрекоза», «Осколки» и «Будильник». Из-под пера молодого писателя выходит множество брызжущих остроумием и весельем маленьких рассказов, фельетонов, пародий. Среди них — «Письмо к ученому соседу», «Злоумышленник», «Хирургия», «Лошадиная фамилия».
Своими маленькими рассказами, большая часть которых выходила под псевдонимом Антоша Чехонте, молодой писатель быстро приобрел известность. Уже в первые годы своей литературной деятельности произведения Чехова не только развлекали читателей, но и заставляли их серьезно задуматься, учили видеть под маской смешного печальное или социально опасное («Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев»).
К середине 80-х годов постепенно меняется тональность чеховских произведений: бьющая ключом жизнерадостность и молодой задор уступают место глубокой печали, как будто, приглядевшись к жизни повнимательнее, писатель нашел в ней гораздо больше трагического, чем смешного. Русская действительность 80-х годов XIX в. давала для этого все основания. Это было время жестокой правительственной реакции, отступничества от передовых идей, господства мещанских настроений. Крах народничества породил разброд в рядах передовой интеллигенции, которая утратила веру в действенность каких бы то ни было общественных идеалов. Еще не настало время правильного осмысления коренных сдвигов, происшедших в русской жизни под влиянием реформы 1861 г. Неясны были перспективы движения страны вперед.
В такой обстановке писатели молодого поколения, вошедшие в литературу в 80-е годы, и в их числе Чехов, не чувствовали за собой права выступать в качестве учителей жизни, проповедников, какими были Л. Толстой, Достоевский, Лесков. Кроме того, они в значительной мере вынуждены были ориентироваться на нового массового читателя, с жадностью приобщавшегося к культурной жизни страны в результате начавшегося после отмены крепостного права всеобщего подъема чувства личности. Этот читатель был очень мало образован, его нужно было долго и терпеливо воспитывать. Прямое выражение идеалов автора в произведении отпугивало его, он хотел легкого, развлекательного чтения.
Чехов сумел увлечь этого широкого массового читателя и повести его за собой к вершинам культуры и гражданского самосознания. И помогло ему в этом то, что он в совершенстве овладел искусством влиять на сознание читателей незаметно, исподволь. Он не навязывает читателю своего мнения, не говорит своего решающего слова.
Писатель предоставляет возможность самому читателю вынести суждение об окружающей его действительности.
В произведениях Чехова нет отчетливого деления на положительных и отрицательных героев. В них осуждаются не отдельные люди, как бы плохи они ни были, а весь строй жизни в целом. В художественном мире, созданном Чеховым, характер человека определяется не узкой социальной средой, в которой он родился, воспитывался и живет, а более широкими обстоятельствами русской жизни. Поэтому в произведениях Чехова принадлежность к тому или иному социальному слою общества сама по себе не определяет качества человеческой личности, так же как не является гарантией счастья.
Сосредоточившись на изображении повседневного мироощущения человека, Чехов показал разрушительную власть мелочей быта. Быт в его произведениях выступает как непосредственное выражение разрушительной власти социальных обстоятельств жизни. Главную трудность в борьбе с бытом писатель видел в косности, инертности, духовной слепоте людей («Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре»).
Больше всего Чехов ценил в человеке способность испытывать недовольство собой и своей жизнью. Писателя интересовали люди с проснувшейся совестью.
Он любил изображать человека в момент пробуждения его сознания, когда он начинает понимать бессмысленность своего существования и делает хоть какую-то попытку прорваться к настоящей жизни («Жена», «Учитель словесности», «Моя жизнь», «Дама с собачкой»). Но герои Чехова, как правило не борцы. Им не дано разорвать тот замкнутый круг, в который заключено их существование. Только в последнем чеховском рассказе «Невеста» мы встречаемся с героиней, которая нашла в себе мужество круто изменить свою жизнь. Написанный в 1903 г., когда в стране уже зрели силы первой русской революции, этот рассказ благодаря своему светлому финалу отразил изменение общественной атмосферы.
В 1890 г. Чехов, уже будучи болен туберкулезом, совершил трудную поездку на Сахалин — место царской каторги и ссылки. Результатом поездки, оказавшей большое влияние на углубление мировоззрения писателя, явилась книга «Остров Сахалин» (1895).
В марте 1892 г. Чехов переехал с семьей в купленное под Москвой имение Мелихово. В Мелихове Чехов имел возможность не только близко наблюдать жизнь крестьян, но и оказывать им посильную помощь. Он лечил больных, участвовал в борьбе с эпидемией холеры, организовывал сбор средств в помощь голодающим. В окрестностях Мелихова Чехов построил на свои средства несколько школ для крестьянских детей.
С осени 1898 г. он по состоянию здоровья вынужден был переселиться в Ялту, где и прожил, с небольшими перерывами, последние годы своей жизни.
В июне 1904 г. Чехов выехал для лечения за границу и 2 (15) июля скончался в курортном городке Баденвейлер в Германии. Похоронен Чехов на Новодевичьем кладбище в Москве.
Обращение Чехова к проблеме освобождения личности — центральной проблеме духовной жизни той эпохи — позволило ему сделать важнейшие художественные открытия.
«...Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде», — говорил Л. Толстой. А в 1903 г. он записал о Чехове в своем дневнике: «...он, как Пушкин, двинул вперед форму».
Следуя традициям великих русских писателей, своих предшественников, Чехов еще больше приблизил литературу к жизни широких демократических масс.
А. П. Чехов. Портрет работы И. О. Браза. 1898 г.
«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле и часы в чехле из серой замши...» Иллюстрация Кукрыниксов к рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре».
Свидание Гурова с Анной Сергеевной. Иллюстрация Кукрыниксов к рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой».
«Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни». Иллюстрация Д. Кардовского к рассказу А. П. Чехова «Каштанка».
«... я писал этюд, а она стояла возле и смотрела с восхищением». Иллюстрация Д. Дубинского к рассказу А. П. Чехова «Дом с мезонином».
В его произведениях узнавали себя, свои судьбы, свои проблемы миллионы простых людей. Выработанный Чеховым стиль позволял создать в произведении такую полную иллюзию реальности, как будто не писатель повествовал о героях и событиях, а сама жизнь разворачивалась перед мысленным взором читателя. Стремясь оставить читателя наедине с изображаемой жизнью, Чехов старался сделать как можно незаметнее литературные приемы, с помощью которых создается произведение.
В первую очередь он совершенно отказался от прямых обращений к читателю и открытых авторских оценок изображаемого.
По меткому замечанию И. Эренбурга, «Чехов был нов во всем: он не доказывал, даже не рассказывал, он показывал». У Чехова не рассуждение, не рассказ, а картины жизни. Причем эти картины увидены глазами героя. Чехов сознательно писал «в тоне» и «в духе» героев. Даже в произведениях с повествованием от имени автора, а не от имени героя писатель использует слова, обороты, построение фраз, характерные для данного героя и отражающие его взгляды на мир.
Созданная Чеховым форма оказалась чрезвычайно емкой. Она позволила вложить в рассказ и повесть такое огромное содержание, что они стали успешно соперничать с романом в освоении материала действительности. И хотя Чехов не написал ни одного романа, совокупность написанных им повестей и рассказов дает широчайшую картину русской жизни конца XIX в.
Чехов прокладывал новые пути и в драматургии. Он выступил подлинным реформатором театра. Пьесы А. П. Чехова «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904) открыли новую эпоху в истории драмы и оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии XX в.
Интерес к творчеству Чехова неуклонно растет, и не только у нас в стране, но и за рубежом. В настоящее время имя Чехова — одно из самых популярных в мировой литературе.
2i.SU ©® 2015