2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Л. Н. Толстой (1828-1910)

Ни одному из выдающихся русских писателей судьба не подарила такой долгой жизни, какую прожил Лев Толстой. Он родился через три года после восстания декабристов, когда в России еще царило крепостничество, а умер за семь лет до Великой Октябрьской социалистической революции.

Толстому шел девятый год, когда на дуэли погиб Пушкин. На восьмом десятке лет Толстой встретился с молодым Горьким. От Пушкина — родоначальника русской литературы — до Горького — основоположника литературы социалистического реализма — таковы вехи пути, пройденного львом русской литературы, как назвал Толстого И. А. Гончаров, автор знаменитого романа «Обломов».

По словам Толстого, его отцом и учителем в литературе был Пушкин. Но Толстой унаследовал не только пушкинские, но и гоголевские традиции. Первое его законченное произведение — повесть «Детство» — было напечатано в 1852 г., когда умер Гоголь. Восторженно встретив приход в литературу молодого Толстого, Тургенев назвал его наследником Гоголя.

Первооткрывателем таланта Толстого был Н. А. Некрасов, напечатавший повесть «Детство» в журнале «Современник». Вместе с Некрасовым, Тургеневым и Гончаровым рождение нового писателя горячо приветствовали Чернышевский и Герцен, Щедрин и Островский, Аксаков и другие выдающиеся художники слова.

Шесть десятилетий Толстой оставался в первом ряду крупнейших русских писателей, жизнью своей и беспримерным творческим трудом соединив два века русской литературы — XIX и XX. В месте с Чеховым и Короленко он завершает ее XIX в. и приветствует появление Горького, возвестившего начало новой эры в развитии русской и мировой литературы.

Перед глазами Толстого прошло много больших и важных событий. На страницах его произведений запечатлены картины русской жизни за целое столетие — от кануна Отечественной войны 1812 г. до событий, последовавших за революцией 1905 — 1907 гг.

«Историческое значение работы Толстого, — еще при жизни великого писателя говорил Горький, — уже теперь понимается как итог всего пережитого русским обществом за весь XIX век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного гением: его книги — документальное изложение всех исканий, которые предприняла в XIX веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело».

По инициативе В. И. Ленина в нашей стране выпущено Полное собрание сочинений Толстого в девяноста томах. В него вошли художественные, фило-софско-теоретические, публицистические и педагогические сочинения писателя, его дневники и письма. Это уникальное издание действительно «памятник упорного труда, сделанного гением».

Поражаясь гигантским масштабам толстовского творчества, критики-современники сравнивали его с горным хребтом, морем, могучим лесом, Вселенной. Поражала и личность писателя, многогранная, противоречивая. Близко знавший его Горький говорил, что «Лев Толстой был самым сложным человеком среди всех крупнейших людей XIX столетия» и что «не зная Толстого — нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

Что же за человек был Лев Толстой и что дал он отечественной и мировой литературе?

Толстой был сыном знатных родителей. Его мать, Мария Николаевна, — урожденная княжна Волконская. Его отец — граф Николай Ильич — вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при Иване Грозном. Толстые и Волконские находились в родстве с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими и другими родовитыми семьями. По материнской линии Толстой был в родстве с некоторыми из декабристов и с Пушкиным. Автор «Евгения Онегина» приходился автору «Войны и мира» четвероюродным дядей.

Детские годы Толстого прошли в Ясной Поляне. Он рано потерял родителей. Мать Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда будущему писателю шел девятый год. Осиротевших детей (у Толстого было три брата и сестра) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Здесь Толстой прожил шесть лет. В 1844 г. он поступил в Казанский университет, став студентом сначала восточного, а затем юридического факультета.

Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого, он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и оставил университет, пробыв в нем три года.

Распрощавшись с университетом, Толстой уехал из Казани в Ясную Поляну, владельцем которой стал после раздела отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1860 г. началась его писательская деятельность. Вскоре он решил уехать на Кавказ, где его старший брат, Николай

Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Молодому Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию; сначала был юнкером, потом сдал экзамены на младший офицерский чин.

События кавказской войны Толстой описал в рассказах «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный» и — много десятилетий спустя — в повести «Хаджи-Мурат». События этой войны легли в основу его повести «Казаки» и рассказа «Кавказский пленник», всем нам памятного с детских лет.

Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа сначала в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, который был осажден объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой проявил редкое бесстрашие.

Стойкость, мужество и героизм защитников города Толстой обессмертил в «Севастопольских рассказах», которые печатались в некрасовском журнале «Современник», в самый разгар войны, потрясая читателей правдивостью ее изображения, глубоким проникновением во внутренний мир людей. «Эта правда, — писал Толстому Некрасов, — в том виде, в каком вносите вы ее в нашу, литературу, есть нечто у нас совершенно новое. Я не знаю писателя теперь, который бы так заставлял любить себя и так горячо себе сочувствовать, как тот, к которому пишу».

В «Севастопольских рассказах» молодой писатель достиг высокого мастерства в изображении «диалектики души», что подчеркнул Чернышевский в отзыве на первую книгу Толстого, куда вошли его повести «Детство» и «Отрочество» и военные рассказы.

В повестях «Детство», «Отрочество» и «Юность» появился типичный толстовский герой — искатель истины. Юный герой трилогии Николенька Иртенев, которому в детские годы жизнь казалась безмятежно-светлой, полной добра и счастья, постепенно убеждается в том, что простые люди в нравственном отношении далеко превосходят дворянство.

Накануне падения крепостного права Толстой написал рассказ «Утро помещика», показав себя не только глубоким знатоком крестьянского быта, но, по словам Чернышевского, сумев «переселяться в душу поселянина» и верно передать мужицкий «взгляд на вещи». В повести «Поликушка» Толстой с такой силой поведал о горькой жизни и бессмысленной гибели крепостного крестьянина Поликея, что повесть была воспринята современниками как «отходная» всему строю крепостничества.

1710-1.jpg

Л. Н. Толстой. Портрет работы И. Н. Крамского. 1873 г.

1710-2.jpg

Наташа Ростова. Пьер Безухов. Иллюстрации Д. Шмаринова к роману Л. Н Толстого «Война и мир».

1710-3.jpg

Партизаны ведут пленных французов. Иллюстрация Д. Шмарино-ва к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

В конце 50-х и начале 60-х годов прошлого века Толстой дважды ездил за границу. В рассказе «Люцерн», в заграничных сценах романов «Война и мир» и «Анна Каренина» нашли отражение его встречи с Западом, его отрицательное отношение к буржуазной цивилизации.

Поездки в Западную Европу многое дали Толстому как педагогу для его занятий с детьми в Яснополянской школе, для его педагогического журнала «Ясная поляна» и статей по вопросам воспитания и образования.

Семь лет напряженного, сосредоточенного труда Толстой посвятил созданию романа-эпопеи «Война и мир» (1863 — 1869). По громадному охвату событий (русская и европейская жизнь первой четверти минувшего века), по числу действующих лиц (их около 600), по художественной мощи это произведение не имеет равных в мировой литературе.

Толстой говорил, что в каждом произведении художник должен любить главную мысль, и признавался, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную». Этой мыслью освещено развитие главных событий романа. «Мысль народная» лежит и в оценке исторических лиц и всех других героев романа.

Называя Кутузова истинно великим человеком, свято исполнявшим обязанности «представителя народной войны», Толстой противопоставляет его «палачу народов» Наполеону, который был настолько ослеплен своим мнимым величием, что уже «не мог понимать... ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков».

Все положительные герои романа — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Петя Ростов — так или иначе сопричастны делу защиты Родины, участвуют в нем. Или всей душой ему сочувствуют, как «волшебница» Наташа. А таких господ, как князь Василий Курагин и его дети или генералы Пфуль и Вейротер, состоящие на русской службе, война разоблачает как лихоимцев, озабоченных лишь получением чинов и наград.

Прославляя подвиг народа в священной освободительной войне, Толстой выступает в своем романе страстным противником агрессивных захватнических войн. Менее чем через десять лет после «Войны и мира» Толстой создает роман «Анна Каренина» (1873 — 1877).

Героиня романа посмела переступить «законы» великосветского общества, и это общество отвернулось от нее, преследовало ее клеветой, грязными сплетнями. В основу романа, по признанию автора, он положил «мысль семейную», связанную в романе с тревожной мыслью о судьбах страны, народа. «У нас теперь все это переворотилось и только укладывается», — говорит о крутой ломке старых порядков в стране Константин Левин — один из главных героев.

Приведя эти слова в статье «Л. Н. Толстой и его эпоха», В. И. Ленин подчеркнул, что в них дана меткая и глубокая характеристика главного содержания всей русской жизни от реформы 1861 г., когда пало крепостное право, до первой революции в России.

В этом романе еще более глубоким стало толстовское мастерство психологического анализа. Известный критик В. В. Стасов писал: «Анна Каренина» останется светлой громадной звездой талантливости на веки веков».

1710-4.jpg

Свидание Анны Карениной с сыном. Иллюстрация М. Врубеля к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

В конце 70-х — начале 80-х годов. Толстой пережил острый духовный кризис, завершившийся переломом его взглядов. «Со мной случился переворот, — писал он в «Исповеди», — который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга — богатых, ученых — не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл... Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь...»

Решительно порвав со своей средой, писатель, как он говорил о себе, принял «звание» «адвоката 100-миллионного земледельческого народа», стал его страстным заступником.

В начале 80-х годов, когда подросли его старшие дети и им нужно было дать образование, Толстой переехал из Ясной Поляны в Москву, став на два десятилетия московским жителем.

Перед глазами писателя, хорошо знавшего деревенскую нищету, открылись устрашающие картины городской бедности.

В статье «О переписи в Москве» и трактате «Так что же нам делать?» Толстой передал свои впечатления, вызванные социальными контрастами жизни большого города, и сделал вывод: «Нельзя так жить, нельзя!»

С этой поры и до последнего дня своей жизни писатель выступает в защиту обездоленных и угнетенных, обрушивается с беспощадной критикой на самые основы «людоедского» строя жизни, как он называл буржуазно-дворянский общественный строй.

Крупнейшим произведением позднего Толстого явился роман «Воскресение», создававшийся на протяжении десятилетия (1889 — 1899). Читателей поразило, как писал А. П. Чехов, «ухватистое» перо автора романа: на его страницах была запечатлена вся предреволюционная Россия — от высших царских сановников до тюремного попа, от Москвы и Петербурга до сибирских тюрем и острогов. Одним из главных героев произведения стал человек из народа — Катюша Маслова. Поведав о ее тяжкой судьбе, Толстой рассказывает, как с помощью ссыльных революционеров Катюша переживает подлинное воскресение. «Она поняла, что люди эти шли за народ, против господ», и прониклась чувством доверия к ним.

Цензура свирепо обрушилась на последний роман Толстого: из 123 глав «Воскресения» только 25 были напечатаны без сокращений или «поправок» цензурного карандаша.

Реакционная — светская и церковная — печать требовала наказать «еретика» Толстого, и в феврале 1901 г. по решению святейшего синода он был отлучен от церкви.

В «Ответе на определение синода», как и в других статьях и трактатах по религиозным вопросам, писатель обвинил православную церковь в пособничестве злодеяниям правящих классов и заявил о своем полном разрыве с нею.

«...Я — человек, отрицающий и осуждающий весь существующий порядок и власть и прямо заявляющий об этом», — написал Толстой в 1905 г. одному из ближайших родственников царя. А когда первая русская революция потерпела поражение и в стране свирепствовала реакция, писатель выступил со статьей «Не могу молчать!» (1908), в которой потребовал остановить казни участников революции.

Духом гневного обличения и протеста наполнены такие художественные произведения позднего Толстого, как драма «Власть тьмы», повести «Смерть Ивана Ильича» и «Холстомер», комедия «Плоды просвещения» и драма «Живой труп», рассказы «После бала» и «За что?», уже названная нами повесть «Хаджи-Мурат», в которой отчетливо звучат призывы к активной борьбе с деспотизмом и насилием.

1710-5.jpg

Хаджи-Мурат в приемной у главнокомандующего Воронцова. Иллюстрация Е. Лансере к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат».

Горький заметил, что Толстому, проповедовавшему в сочинениях на религиозно-моральные темы непротивление злу насилием, «пришлось признать и почти оправдать в «Воскресении» активную борьбу».

Взгляды и творчество великого писателя противоречивы, как противоречива была эпоха, получившая в его книгах правдивое, многогранное, необыкновенно рельефное изображение. Суровый и трезвый реализм в исследовании общественных противоречий соединялся у Толстого с проповедью «новой» религии, очищенной от церковных обрядов и догматов, с призывами к непротивлению злу насилием, к личному самоусовершенствованию и всепрощению.

В статье «Лев Толстой, как зеркало русской революции» и в других своих работах о Толстом В. И. Ленин раскрыл и охарактеризовал сильные и слабые стороны в наследии гениального художника, его разум и предрассудки, показал, что в наследии Толстого отошло в прошлое, что принадлежит будущему. В. И. Ленин решительно отверг попытки буржуазных критиков свести все содержание взглядов великого писателя к «христианскому анархизму».

«Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, — писал о Толстом В. И. Ленин, — и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции».

Целая историческая эпоха подготовки революции в России нашла в Толстом своего гениального художника и предстала в его произведениях «как шаг вперед в художественном развитии всего человечества».

Непревзойденное умение изображать «диалектику души» человека, его внутренний мир помогло Толстому поднять на новую высоту искусство человековедения, каким, по словам А. М. Горького, является литература. Сюжет произведения, его композицию, язык действующих лиц и авторскую речь — все средства художественной выразительности — Толстой подчинил одной задаче — высказать правду о жизни, необходимую людям.

В густом лесу Старый заказ, нэ краю глубокого оврага, высокие деревья охраняют скромную могилу, где похоронен «великий писатель русской земли», как назвал Толстого И. С. Тургенев. Тысячи людей, приезжающих со всех концов мира в Ясную Поляну, приходят сюда и — в строгом молчании — стоят у могильного холма, вспоминая о том, что где-то здесь в детские годы Толстой вместе с братьями начал искать «зеленую палочку», на которой написано, как сделать всех людей на земле добрыми и счастливыми...

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru