2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Ф. М. Достоевский (1821 -1881)

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в Москве. Отец его был лекарем в Мариин-ской больнице для бедных, мать происходила из купеческого рода. Квартира семьи находилась во флигеле больницы. Картины неустроенности, нищеты, голода, болезней, преждевременных смертей определили первые впечатления чуткого ребенка.

До отмены крепостного права владеть землей в России могли только дворяне. Отец писателя дослужился до чина, принесшего ему дворянское знание; на скупые сбережения он купил небольшое поместье в Тульской губернии. Поездки в деревню родили в душе мальчика сочувствие к крестьянам, ознакомили его с их. положением, не соответствующим человеческому достоинству. В 1839 г. недовольные крестьяне убили отца писателя.

Жизнь подраставшего писателя протекала главным образом в городе. На мрачные деревенские впечатления наслаивался горький городской опыт. Семья Достоевских была небогата, ей все время приходилось тянуться, чтобы соблюсти приличия, диктовавшиеся уровнем жизни богатой родни и обычаями дворянского общества.

Первоначальное образование Достоевский получил в частных московских пансионах. В 1838 г. он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое и окончил в 1843 г. со званием военного инженера. И в пансионах, и особенно в аристократическом инженерном училище Достоевский все время испытывал тяжело переживавшееся им чувство неравенства.

Жизнь с самого начала поставила Достоевского в центр противоречивых и контрастных социальных процессов, чреватых в будущем грозными взрывами. Самодержавно-крепостнический строй в России был уже подточен и рождал недовольство крестьян. Начавшееся капиталистическое развитие и новый культурный подъем активизировали демократическую массу. Она была неоднородна. Ее авангард создавал предпосылки для усвоения рождающегося научного коммунистического мировоззрения. Но в целом масса была недостаточно дифференцирована, недостаточно осознавала подлинные свои интересы, поддавалась многообразным влияниям, подчас реакционным. Строительной клеточкой этой массы был, как его называли в литературе, «маленький человек». Он во всеуслышание заговорил о своих требованиях, но не был последователен, не мог перешагнуть определенных идеологических пределов, его упования носили мечтательный характер, он был неустойчив и способен на самые неожиданные повороты.

Однако масса эта была частью великого народного моря, взволнованного до глубины процессами капитализации. От ее сознания, от ее идеалов, от того, за кем она пойдет, во многом зависел исход важнейших исторических битв.

Лучшие люди 40-х годов поняли, что монархия и религия изжили себя. Передовое меньшинство из их числа усвоило идеи утопического социализма, проникавшие в страну из книг французских мыслителей Сен-Симона, Фурье, а так же их последователей.

Подлинным глашатаем прогрессивного общественного мнения в России стал В. Г. Белинский. Первый кружок утопических социалистов в стране сложился вокруг Петрашевского. Достоевский, увлекавшийся статьями Белинского, вошел в состав петрашевцев, хотя его убеждения и не были столь последовательны, как убеждения его духовного учителя.

Первым художественным произведением Достоевского был роман в письмах «Бедные люди» (1845). Роман произвел сильное впечатление. Он сблизил Достоевского с Некрасовым и позволил познакомиться с Белинским. Достоевский доказал, что обитатели подвалов и чердаков также могут и должны стать героями большого искусства. Роман отличается гуманными настроениями, навеянными чтением утопистов. «Каждый человек есть трже человек и называется брат твой» — такова главная идея произведения. «За Бедными людьми» последовали новые повести и рассказы («Двойник» и «Господин Прохарчин» (1846), «Хозяйка» (1847), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849). Особенно следует выделить среди них повесть «Двойник». Утописты разделяли иллюзию Руссо о том, что «естественный человек» исполнен добродетелей, не знает зла и не может причинять зло. Достоевский с ужасом понял, что «маленький человек», предоставленный самому себе, не может выработать по-настоящему гуманного идеала, что если дать ему волю, то он столкнет хозяев жизни не для того, чтобы изменить в корне существующий миропорядок, а для того, чтобы стать на их место. Ф. М. Достоевский полагал, что человека, даже угнетенного, могут привести к передовому идеалу образование и нравственное развитие.

Первоначальный период биографии Достоевского оборвался катастрофой. Кружок петрашевцев был всплеском «весны народов» — всеевропейского революционного прилива 1848 г. Правительству стало известно о существовании кружка. Николай I приказал арестовать всех его участников, заточить в Петропавловскую крепость и судить военным судом. Достоевский был признан одним из важнейших преступников и приговорен вместе с ними к смертной казни.

1700-1.jpg

Ф. М. Достоевский. Портрет работы В. Г. Перова. 1872 г.

Смертный приговор молодым людям, не сделавшим еще никаких практических противоправительственных шагов, был слишком вопиющ даже для царской России. Приговор был смягчен. Достоевскому назначили четыре года каторги с последующей отдачей в солдаты. Однако Николай I решил разыграть жестокую, бесчеловечную игру. Все осужденные были выведены на Семеновский плац, им прочли первоначальный приговор, одели в саваны, первых трех подвели к столбам (Достоевский был во второй тройке), навели ружья — и только после этого объявили о царской «милости». Достоевский пережил все чувства, все потрясение казнимого. Каковы были эти чувства и каково было потрясение, можно понять из рассказа князя Мышкина о смертной казни в романе «Идиот».

Местом отбывания каторг.и Достоевскому была назначена Омская крепость, местом отбывания солдатской службы — Семипалатинск. Достоевский был отправлен в Сибирь этапом, в кандалах в последние дни 1849 г., а вернулся в Петербург в конце 1859 г., уже в царствование Александра II.

В Семипалатинске Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (1859).

Достоевский вернулся в Петербург в разгар политического и социального подъема 60-х годов. Он с головой окунулся в новую для него общественную атмосферу. В 1861 г. появился первый роман Достоевского, написанный после каторги, — «Униженные и оскорбленные».

Огромное общественное значение приобрели «Записки из Мертвого дома» (1861 — 1862), задуманные и начатые еще на каторге.

В свете вставших перед Россией новых задач Достоевский не хотел оставаться только художником. С января 1861 г. он стал издавать ежемесячный журнал «Время». Направление, которое он придал своему органу, получило наименование «почвенничества». «Время» полемизировало с главой консервативно-либеральной журналистики Катковым. Вместе с тем журнал решительно восставал против революционных методов преобразования русской действительности, отстаивавшихся Чернышевским и Добролюбовым. Несмотря на это, он вызвал подозрения у правительства и в мае 1863 г. был закрыт. Достоевский попробовал было возобновить издание под названием «Эпоха», но оно продержалось немногим более года и в июне 1865 г. прекратило свое существование.

Среди художественных произведений, напечатанных Достоевским в своих журналах, следует отметить очерки «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863), содержащие сильную и убедительную критику западноевропейского капитализма, и «Записки из подполья» (1864), в которых Достоевский полемизировал, между прочим, и с романом Чернышевского «Что делать?».

1700-2.jpg

Настенька. Иллюстрация И. Глазунова к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи».

1700-3.jpg

«Толпа расступилась перед ним на две половины, и он остался глаз на глаз с Настасьей Филипповной, в трех шагах от нее расстояния. Она стояла у самого камина и ждала, не спуская с него огненного, пристального взгляда». Иллюстрация Л. Файнберга к роману Ф. М. Достоевского «Идиот».

Журнальная работа, ожесточенная полемика с противниками, хлопоты по ликвидации дел «Времени» и «Эпохи», тяжелое материальное положение, долги, смерть первой жены, смерть брата Михаила, соредактора журналов, изнуряли силы Достоевского.

Однако участие в общественно-политической борьбе 60-х годов дало новый и сильный толчок творчеству Достоевского. Критический реализм придавал огромное значение очищению общественного сознания от обветшалых представлений, догм, норм, нравов, обычаев, на которых держался самодержавнокрепостнический строй. Герцен называл это низложением «идолов», Белинский и Щедрин — развеиванием «призраков». Достоевский же уловил, что в условиях ширившегося капиталистического развития вновь поднимающаяся разрозненная и дезориентированная масса ставит на место низложенных идолов свои собственные иллюзии, собственные обманные мифы.

1700-4.jpg

Раскольников. Иллюстрация Д. Шмаринова к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Феерическая карьера Наполеона рождала в головах наиболее решительных и радикально настроенных индивидуалистов мысль о том, что избранному человеку все позволено, что другие — только пьедестал для его возвышения. В то же время у никем не руководимой, обездоленной и несчастной массы теплилась мысль, что придет новый, благодетельный Наполеон и сделает то, что не сделал первый Наполеон, — принесет всем благоденствие и счастье. Достоевский впитывал идеи, носившиеся в воздухе, и все перерабатывал в своей творческой фантазии. Он заглянул в душу бедного студента Раскольникова, гениально показав, как выглядел бы Наполеон-Мессия (спаситель) на первой же ступени своего восхождения. Роман «Преступление и наказание» (1866) разоблачал наполеоновский миф и вместе с тем подрывал возникавший идеал ницшеанского «сверхчеловека ».

Многие утописты связывали свое учение с религией, с евангелием. Опираясь на христианство, они хотели преобразовать неправедную действительность мирными средствами. В романе «Идиот» (1868) Достоевский попытался доказать практическую осуществимость обновленного христианства. Главного героя романа — князя Мышкина он уподоблял Христу. Но Достоевский был гением, а высшим законом для гения является правда. С неопровержимой силой художественного совершенства он показал полное крушение Мышкина, который не спас Настасью Филипповну, не просветил темную душу Рогожина. Хозяевами жизни по-прежнему остались богатые и злые. Достоевский-художник, хотел он этого или не хотел, вскрыл иллюзорность религиозных обоснований социалистического братства.

Человеку, оторванному от массового революционного движения, не осознавшему еще особой исторической миссии рабочего класса, разочаровавшемуся в своих надеждах на спасительную волю диктатора Наполеона и на спасительную любовь нового Христа, легко было впасть в анархическое своеволие.

1700-5.jpg

Знакомство Алеши и Ивана. Иллюстрация М. Ройтера к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

В романе «Бесы» (1871) Достоевский беспощадно вскрыл беспочвенность и безнравственность, лежащие в основании всякого анархического учения с его теорией и практикой разрушения и злодейства, не могущих быть оправданными мнимостью «благих» целей, ведущих лишь к хаосу и необеспеченности общей и личной свободы.

Все три романа — «Преступление и наказание», «Идиот» и «Бесы» — являются как бы последовательными актами одной трагедии, трагедии крушения иллюзорных и мифических рецептов спасения страдающего человечества.

В 1876 — 1877 гг. Достоевский издает своеобразный ежемесячный журнал под названием «Дневник писателя», в котором он был редактором и единственным автором. В журнале ясно обнаружились противоречия писателя. Он обнажал тяжелое положение народных масс, вступался за женщин, за детей — и проповедовал терпение и смирение; он мечтал о братстве, об утопическом рае на земле — и идеализировал царизм и православную церковь; он провозглашал всемирную гармонию — и впадал в неумеренные крайности национализма. При всем том в «Дневнике писателя» настолько ярко пробивались наружу демократические симпатии писателя, что очередной его роман — «Подросток» (1875) — был принят Некрасовым и напечатан в «Отечественных записках», лучшем органе русского народничества.

«Подросток» проникнут иными настроениями по сравнению с романами крушения. Это роман надежды. Главный герой романа проходит нравственно невредимым через все круги социальной неурядицы, разложения, эгоизма, хаоса, охвативших шатавшееся, разваливавшееся общество, и вырастает в деятеля, готового и способного «побогатырствовать» за идеал.

Последний роман Достоевского — «Братья Карамазовы» (1879 — 1880) — является как бы итогом всего его творческого пути. В «Братьях Карамазовых» с обостренной силой выражено отрицательное отношение Достоевского к умиравшему крепостничеству и к пришедшему ему на смену капитализму; в действующих лицах повторяются в видоизмененной, уточненной и обогащенной форме герои прежних его книг. Рупором идей Достоевского в романе является старец Зосима, проповедующий утопию превращения государства в церковь, способную будто бы утолить все страдания, разрешить все противоречия. Однако критическое содержание романа, выраженная в нем боль за человека неизмеримо убедительнее и художественно сильнее его консервативно-утопической стороны.

В 1880 г. на торжествах, посвященных открытию памятника Пушкину в Москве, Достоевский выступил с речью, произведшей сильное впечатление. Речь была напечатана в единственном выпуске «Дневника писателя» за 1880 г. Она была лебединой песнью Достоевского — 28 января 1881 г. великий писатель скончался.

Достоевский оказал огромное воздействие на развитие русской и всемирной литературы. Он обладал способностью как бы прямого видения внутреннего мира своих действующих лиц. Сквозь напластования вековой грязи и извращений он проник в истинную суть человека и человеческого поведения. Психологизм Достоевского демократичен. Вопреки дворянскому складу мышления, считавшему привилегированного человека не только душой, но даже кровью, телом выше «мужика», вопреки буржуазному мышлению, рассматривавшему миллионы «двуногих тварей» в качестве орудия и средства, Достоевский был органически убежден в бесконечной ценности «души» каждого человека, независимо от его звания и состояния, и каждой из них уделял равное и любовное внимание.

Достоевский обогатил искусство романа. В эпический рассказ он внес трагический конфликт, что дало ему возможность концентрировать как содержание, так и время действия своих повествований. Сквозь внешнюю видимость он проникал в существенную глубину действительности — и это вызывает напряженный интерес, неотступно приковывающий читателя к страницам его книг.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru