В апреле 1755 г. в Москве открылся университет. В имевшуюся тогда при нем подготовительную школу-гимназию был зачислен и мальчик Фонвизин. Учился он прекрасно. В гимназии Фонвизин познакомился с лучшими образцами русской и зарубежной литературы.
Д. И. Фонвизин.
В 1760 г. Фонвизина в числе лучших учеников направляют в Петербург для представления куратору университета И. И. Шувалову. От этой поездки остались в памяти два события: встреча с М. В. Ломоносовым и знакомство с отцом первого постоянного русского театра, талантливейшим актером-самородком Ф. Г. Волковым, которого называли впоследствии Ломоносовым русской сцены. Побывал Фонвизин и в самом театре. «Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно», — позднее вспоминал он. По окончании гимназии, весной 1762 г., он становится студентом. Но учиться ему не пришлось.
Вскоре он поступает на службу в Иностранную коллегию в качестве переводчика и уезжает в Петербург. До нас дошло два сатирических произведения молодого Фонвизина — «Лисица-казнодей» и «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке».
В исключительной по смелости басне «Лисица-казнодей» (проповедник), написанной, видимо, в связи со смертью царицы Елизаветы Петровны, с возмущением рассказывается, как умершему льву — «знатному скоту», в правление которого его «любимцы и вельможи сдирали без чинов с зверей невинных кожи», — льстят придворные подхалимы — «подлые скоты». Их восторженные похвалы, понятно, насквозь лживы и лицемерны:
О, лесть подлейшая! — шепнул Собаке Крот, —
Я Льва коротко знал: он был пресущий скот,
И зол, и бестолков, и силой вышней власти
Он только насыщал свои тирански страсти...
В остросатирическом «Послании к слугам моим...» устами смышленого и наблюдательного конюха Ваньки, который со своих козел навидался многого, изъездил «вдоль и поперек» обе столицы и даже бывал во дворце, дана картина всеобщего плутовства и обмана, процветающих при самодержавно-крепостническом строе:
Попы стараются обманывать народ,
Слуги — дворецкого, дворецкие — господ,
Друг друга — господа, а знатные бояря
Неоедко обмануть хотят и государя...
Позднее от стихотворной сатиры Фонвизин перешел к сатире в прозе. Один из самых смелых и рстроумных образцов сатирической литературы XVIII в. — написанная им «Всеобщая придворная грамматика».
Сцена из пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». Митрофанушка: «Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; но только чтоб это был последний раз...»
Здесь в форме ответов на вопросы основных грамматических определений и изложения грамматических правил дается исключительно резкая критика двора. Екатерины II, который Фонвизин считал самым зараженным местом во всем государстве, продажных льстецов-одописцев и т. п. На первый же вопрос: «Что есть придворная грамматика?» — следует ответ: «Придворная грамматика есть наука хитро льстить языком и пером». — «Что значит хитро льстить?» — «Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным приятна, а льстецу полезна». — «Что есть придворная ложь?» — «Есть выражение души подлой перед душою надменной».
Уже в сатирах Фонвизина ярко сказываются два основных свойства этого писателя: «дар смеяться вместе весело и ядовито», на что метко указал великий русский критик-демократ В. Г. Белинский, и острая наблюдательность, умение схватить и живо показать типические характеры своих современников. Но во весь рост «сатиры смелый властелин», как назвал Фонвизина А. С. Пушкин, вырастает в комедиях «Бригадир» и «Недоросль».
В «Бригадире», законченном в 1769 г., Фонвизин остроумно и метко осмеивал отдельные пороки и недостатки правящего класса: глупое подражание иностранцам, невежество, лицемерие. В «Недоросле» (1782) он громил основное зло тогдашней русской жизни — крепостничество. Как и все просветители XVIII в., Фонвизин придавал очень большое значение правильному воспитанию детей. В лице грубого неуча Митрофанушки он хотел показать несчастные следствия дурного воспитания. Однако одним этим он не ограничился.
Сама действительность, которую он старался возможно правдивее отразить в своей комедии, подсказывала, что дурное воспитание не причина, а следствие, результат всего уклада жизни злонравных помещиков. Картину дикого, уродливого, «скотского» помещичьего злонравия и развертывает во всю ширь автор «Недоросля». Пьеса о воспитании перерастает в резкое обличение крепостнических отношений, в социальную комедию-сатиру.
Как и «Бригадир», комедия «Недоросль» написана в основном по правилам классицизма. Автором соблюдены так называемые единства места и времени (все действие происходит в доме Простаковой и в течение одних лишь суток); персонажи прямолинейно делятся на порочных и добродетельных. Но не это определяет художественное своеобразие комедии. Не было еще в русской литературе до «Недоросля» такого широкого обобщающего изображения крепостнической действительности; не было такого мастерства в лепке характеров; не было такого подлинно народного юмора. Исключительно велико общественно-обличительное значение комедии.
Слова, вложенные Фонвизиным в уста добродетельного Стародума: «...угнетать рабством себе подобных беззаконно», — звучали как обвинительный приговор всему крепостническому строю.
С величайшим трудом удалось добиться Фонвизину в 1782 г. постановки «Недоросля» на сцене. Но колоссальный успех комедии у зрителей вознаградил его за все. В то же время этот успех особенно усилил неприязненное отношение к Фонвизину Екатерины II, давно уже подозрительно следившей за его литературной деятельностью. Задуманный им сатирический журнал «Друг честных людей, или Стародум» запретили к изданию, не разрешили ему выпустить и собрание своих сочинений. Все это не могло не подорвать и без того слабое здоровье писателя. В конце августа 1785 г. сорокалетнего Фонвизина разбил паралич. Умер он 1 декабря 1792 г. в Петербурге.
Так безвременно оборвалась жизнь замечательного сатирика. Но семена, брошенные им, дали богатые всходы. Фонвизин, по словам М. Горького, был зачинателем «великолепнейшей и, может быть, наиболее социально-плодотворной линии русской литературы — линии обличительно-реалистической». От сатиры Фонвизина тянутся нити к острому юмору басен И. А. Крылова, к тонкой иронии А. С. Пушкина. «Недоросль» открывает собой тот славный ряд величайших созданий русской драматургии, в котором следом за ним станут «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, пьесы о «темном царстве» А. Н. Островского.
2i.SU ©® 2015