Слово «литература» происходит от латинского слова «литера» — буква, т. е. имеет в виду то, что написано, письменность (мы говорим о художественной литературе, имеющей эстетическое значение, а не вообще о литературе, имеющей деловое, научное, бытовое и другое назначение). Но и до изобретения письменности устное народное твррчество (фольклор) создавало картины человеческой жизни. В этом смысле художественно-словесное творчество шире понятия «литература», и возникло оно на основе развития самой человеческой речи, т. е. оно существует почти столько же времени, сколько и само человечество.
Понятно, что в своем историческом развитии у разных народов в разные периоды их жизни литературное творчество было многообразным. Но все же в нем можно отметить некоторые общие черты. Прежде всего мы можем заметить, что оно как бы делится на три основных рода: лирику, драму и эпос (эпическое повествование).
Лирика и эпос как бы два полюса литературного изображения: с одной стороны, короткое — иногда в четыре, восемь, двенадцать строк — лирическое стихотворение; с другой — большой роман, где много действующих лиц, сложные события. Нас интересует и то, о чем говорится в стихотворении, и то, о чем рассказывает роман — большая форма эпического повествования.
Стихотворение раскрывает нам духовный мир человека, а в центре романа стоит изображение отношений людей, различных событий человеческой жизни. Если эти события ярко обрисовывают поступки людей, раскрывают черты характеров героев, а ход действия не поясняется рассказчиком, перед нами драма — третий род (во многом все же близкий к эпосу).
Литературные роды делятся на различные виды (например, к эпосу относятся и рассказ, и повесть, и роман, и эпопея).
Это все самые различные формы развития литературного творчества, возникающие благодаря конкретным историческим условиям, в которых развивается литература.
При всем разнообразии литературных родов и видов в них можно уловить и общие черты. С особенной ясностью эти общие черты выступают, когда мы сравниваем творчество писателей, которые действуют в одинаковой общественно-исторической обстановке. Конечно, всякий писатель пишет по-своему и не похож на других; он обладает, как говорят, своим, индивидуальным литературным стилем. Сравнив Пушкина и Некрасова, мы сразу почувствуем, с одной стороны, что они очень различны, что у каждого из них свой особенный стиль: в языке, в круге интересующих их тем, в том, как они изображают людей, и т. д. Но если писатели являются современниками, одновременно выступают в литературе, близки друг другу по своим эстетическим идеалам, то при всем своеобразии их стилей между ними создается творческая перекличка, их интересуют общие вопросы, они стремятся к общим целям, возникает то, что называют литературным течением. Так, например, в XIX в. Гоголь, Некрасов, Чернышевский, Герцен, Салтыков-Щедрин и близкие им по духу писатели составляли общее течение критического реализма, широко развившееся в русской литературе. У каждого из них свой стиль, но их связывает на основе исторической близости общий художественный метод (о методе см. ст. «Социалистический реализм — метод советской литературы»).
2i.SU ©® 2015