К герою рассказа И. С. Тургенева «Призраки» явилась призрак-женщина Эллис. Она могла летать и в пространстве, и во времени. Вместе с ней герой побывал в Древнем Риме, увидел Цезаря, затем перенесся в Россию XVII в., на берег Волги, к сподвижникам Стеньки Разина, потом в Италию, во Францию... Правда, за такие полеты пришлось платить дорогой ценой: призрак пил кровь своего пассажира.
Тургенев отнюдь не стремился к тому, чтобы распространять веру в существование призраков, но он не нашел другого способа для путешествий своего героя в прошлое. «Могу... уверить, — писал он, — что меня исключительно интересует одно: физиономия жизни и правдивая ее передача, а к мистицизму во всех его формах я совершенно равнодушен и в фабуле «Призраков» видел только возможность провести ряд картин».
Прошло немногим более тридцати лет, наука ушла вперед, и вот уже Герберт Уэллс опубликовал в 1895 г. роман «Машина времени», где попытался обосновать идею о теоретической возможности для человека обогнать время и, стало быть, путешествовать и в прошлое, и в будущее. Но из последнего путешествия изобретатель машины времени не вернулся...
Мы вспоминаем об этих произведениях потому, что они отчетливо передают страстное стремление человека выйти за пределы своей собственной жизни, соприкоснуться с самыми различными областями окружающего его мира, заглянуть в его прошлое, узнать о его будущем. Так возникает мечта о машине времени, даже если за нее приходится столь дорого платить.
Но если повнимательнее присмотреться, то на первый взгляд не такой молниеносный, но зато более верный и надежный путь познания жизни давно уже открыт человечеством.
Если мы с вами захотим, например, узнать, что было на Руси во времена Степана Разина, то, читая романы С. Злобина и А. Чапыгина, мы как бы проникаем в жизнь того времени. Откроем романы Г. Эберса — и мы узнаем о нравах людей, быте, обычаях Древнего Египта; Вальтер Скотт расскажет нам о европейском средневековье («Айвенго»); Виктор Гюго — о Великой французской революции («93-й год»). А «Война и мир» Толстого или «Капитанская дочка» Пушкина...
Трудно перечислить все произведения, в которых воспроизведены разнообразнейшие стороны жизни человечества самых различных периодов его истории.
Но нам также надо знать и современную жизнь, надо пройти с нашими дедами, отцами, старшими братьями великий путь революции, штурмовать Зимний дворец, как в поэме В. Маяковского «Хорошо!», сражаться с интервентами («Разгром» А. Фадеева), стоять до конца на службе Родине с Павлом Корчагиным, пережить «Судьбу человека» (М. Шолохов) в годы Великой Отечественной войны. Нам нужно узнать, о чем думают, к чему стремятся наши сверстники и современники во всех концах нашей страны, узнать их сокровенные помыслы. И в этом нам помогут произведения художественной литературы.
Литературе доступен весь мир, а нам, читателям, доступна литература, и, стало быть, через нее доступен мир и нам.
И когда в школе изучают литературу как особый предмет, то необходимо помнить, что она остается с нами на всю жизнь. И конечно, чем глубже мы понимаем, что литература может нам дать, тем больше мы можем от нее и взять.
В чем же ее основные особенности, чем она отличается от других путей познания мира, от других видов искусства?
2i.SU ©® 2015