2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Большой справочник "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА"

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Краткая хроника жизни и творчества Л. Н. Толстого

1828, 28 августа

В семье военного, участника Отечественной войны 1812 года графа Николая Ильича Толстого и его жены Марии Николаевны (урожденной Волконской) родился сын Лев.

1828-1836

Жизнь в Ясной Поляне.

1830

Смерть матери.

1836

Переезд семьи в Москву.

1837

Смерть отца; над несовершеннолетними детьми берут опекунство сестры отца: сначала А. И. Остен-Сакен, а после ее кончины П. И. Юшкова, жившая в Казани.

1841

Переезд в Казань.

1844

Поступление в Казанский университет на восточный факультет, затем перевод на юридический факультет.

1847

Переезд в Ясную Поляну (без окончания университетского курса).

1851

Отъезд на Кавказ, начало службы в армии.

1852

Повесть «Детство».

1854

Повесть «Отрочество». Участие в обороне Севастополя.

1855

«Севастопольские рассказы».

1856, ноябрь

Увольнение из военной службы по личному прошению.

1857

Повесть «Юность», завершение трилогии.

Первое заграничное путешествие.

1859

Открытие школы в Ясной Поляне, для которой в 1871г. будет создана «Азбука».

1862, сентябрь

Женитьба на Софье Андреевне Берс; сразу же после свадьбы переезд в Ясную Поляну.

1863-1869

Работа над романом «Война и мир».

1873-1877

Работа над романом «Анна Каренина».

1875

Замысел «Исповеди» (окончательно завершена в 1882г.).

1881

Переезд в Москву.

1886

Повесть «Смерть Ивана Ильича».

1891-1892

Организация помощи голодающим Орловской и Рязанской губерний.

1889-1899

Работа над романом «Воскресение».

1895

Первая встреча с А. П. Чеховым (1901 г. - вторая встреча).

1900, январь

Первая встреча с М. Горьким (осенью 1900 г. Горький посетил Ясную Поляну).

1901, 24 февраля

Официальное отлучение от церкви (публикация в «Церковных ведомостях» «Определения Святейшего Синода»).

1903

Рассказ «Послебала».

1910, 28 октября

Уход из Ясной Поляны.

7 ноября

Скончался Лев Николаевич Толстой.

9 ноября

Похороны в лесу Старый Заказ на месте, заранее указанном Толстым.

История создания романа «Война и мир»

Произведение «Война и мир» создавалось Л. Н. Толстым на протяжении семи лет, с 1863 по 1869 год. Книга потребовала от писателя громадных усилий. В 1869 году в черновиках «Эпилога» Толстой вспоминал то «мучительное и радостное упорство и волнение», которое он испытывал в процессе работы.

В действительности же замысел романа возник значительно раньше. В 1856 году Толстой начал писать роман о декабристе, возвращающемся из ссылки в Россию. В начале 1861 года уже были созданы первые главы, которые автор читал И. С. Тургеневу.

И в 1863 году, в год, который принято считать началом рождения «Войны и мира», работа над «Декабристами» продолжалась.

Новый роман находился в непосредственной связи с первоначальной идеей произведения о декабристах. Сам автор так объяснял логику развития творческого замысла: «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем, который должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но ив 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года... Но и в третий раз я оставил начатое... Ежели причина нашего торжества была неслучайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений... Задача моя состоит в описании жизни и столкновений некоторых лиц в период времени от 1805 до 1856 года».

Таким образом, исходя из творческой идеи писателя, «Война и мир» при всей своей величественности - только часть грандиозного авторского замысла, замысла, охватывающего важнейшие эпохи русской жизни, замысла, так до конца и не осуществленного Л. Н. Толстым.

Интересно, что первоначальный вариант рукописи нового романа «С 1805 по 1814 год. Роман графа Л. Н. Толстого. 1805-й год. Часть I» открывался словами: «Тем, кто знали князя Петра Кирилловича Б. в начале царствования Александра II, в 1850-х годах, когда Петр Кириллыч был возвращен из Сибири белым как лунь стариком, трудно бы вообразить себе его беззаботным, бестолковым и сумасбродным юношей, каким он был в начале царствования Александра I, вскоре после приезда своего из-за границы, где он по желанию отца оканчивал свое воспитание». Так автор устанавливал связь между героем задуманного ранее романа «Декабристы» и будущего произведения «Война и мир».

На разных этапах работы автор представлял свое произведение как широкое эпическое полотно. Создавая своих «полувымышленных» и «вымышленных» героев, Толстой, как говорил он сам, писал историю народа, искал пути художественного постижения «характера русского народа».

Вопреки надеждам писателя на скорое рождение своего литературного детища, первые главы романа стали появляться в печати лишь с 1867 года. И два последующих года работа над ним продолжалась. Они не были еще озаглавлены «Война и мир», более того - были впоследствии подвергнуты автором жестокой правке...

От первого варианта названия - «Три поры» - Толстой отказался, поскольку в этом случае повествование должно было начаться с событий 1812 года. Следующий вариант - «Тысяча восемьсот пятый год» - тоже не отвечал окончательно сложившемуся замыслу. В 1866 году возникает название: «Все хорошо, что хорошо кончается», констатирующее счастливый финал произведения. Очевидно, этот вариант названия не отражал масштабности действия и также был отвергнут Толстым. И лишь в конце 1867 года появилось наконец название «Война и мир». В рукописи слово «мир» было написано с буквой «i». Если обратиться к «Толковому словарю великорусского языка» В. И. Даля, то можно заметить, что слово «мiръ» имело более широкое истолкование: «Мiръ - вселенная; одна изъ земель вселенной; наша земля, земной шаръ, светъ; все люди, весь светъ, родъ человеческий; община, общество крестьянъ; сходка». Несомненно, именно такое объемлющее понимание этого слова имел в виду писатель, вынося его в заглавие.

Только в декабре 1869 года вышел в свет последний том «Войны и мира». Со времени возникновения замысла произведения о декабристе прошло тринадцать лет.

Второе издание вышло практически одновременно с первым, в 1868-1869 годах, потому авторская правка была незначительной. А вот в третье издание в 1873 году Толстой внес существенные изменения. Часть его, как он говорил, «военных, исторических и философских рассуждений» была вынесена за пределы романа и включена в «Статьи о кампании 1812 года». В этом же издании французский текст был переведен Толстым на русский язык, хотя он говорил, что «уничтожение французского иногда мне было жалко». Это было связано с откликами на роман, где высказывались недоумения в обилии французской речи. В следующем издании шесть томов романа были сокращены до четырех. И, наконец, в 1886 году вышло последнее, пятое прижизненное издание романа Толстого «Война и мир», которое по сегодняшний день является эталоном. В нем автор восстановил текст по изданию 1868-1869 годов. Были возвращены историко-философские рассуждения и французский текст, однако объем романа остался в четырех томах. Работа писателя над своим творением была завершена.

Психологизм Толстого в романе «Война и мир»

Отличительной особенностью творчества Толстого является изучение нравственных сторон человеческого существования. Как писателя-реалиста проблемы общества интересовали и волновали его, прежде всего, с точки зрения морали. Источник зла писатель видел в духовном несовершенстве личности, и потому важнейшее место отводил нравственному самосознанию человека.

Герои Толстого проходят нелегкий путь поиска добра и справедливости, ведущий к постижению общечеловеческих проблем бытия. Автор наделяет своих героев богатым и противоречивым внутренним миром, который открывается читателю постепенно, на протяжении всего произведения. Такой принцип создания образа лежит, прежде всего, в основе характеров Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой.

Один из важных психологических приемов, который использует Толстой, - это изображение внутреннего мира героя в его развитии. Анализируя ранние произведения писателя, Н. Г. Чернышевский пришел к выводу, что «диалектика души» - одна из ярких особенностей творческого метода писателя.

Толстой раскрывает перед читателями сложный процесс становления личности героев, ядром которого становится самооценка человеком своих мыслей, поступков. Например, Пьер Безухов постоянно подвергает сомнению, анализирует совершаемые им действия. Он ищет причины своих ошибок и находит их всегда в себе самом. В этом Толстой видит залог становления нравственно цельной личности. Писателю удалось показать, как путем самосовершенствования человек создает себя. На глазах читателя Пьер - вспыльчивый, не держащий слова, ведущий бесцельный образ жизни, хотя и великодушный, добрый, открытый - становится «важным и нужным человеком общества», мечтаю щим о создании союза «всех честных людей» для «общего блага и общей безопасности».

Нелегок путь героев Толстого к искренним чувствам, стремлениям, не подверженным ложным законам общества. Такова «дорога чести» Андрея Болконского. Не сразу он открывает для себя истинную любовь к Наташе, скрываемую за маской лживых представлений о чувстве собственного достоинства; трудно дается ему прощение Курагина, «любовь к этому человеку», которая все же наполнит «его счастливое сердце». Перед смертью Андрей обретет «любовь, которую проповедовал Бог на земле», но жить на этой земле ему уже не суждено. Долог был путь Болконского от поисков славы, удовлетворения своего честолюбия к состраданию и любви к ближним, он прошел этот путь и отдал за него дорогую цену - жизнь.

Подробно и точно передает Толстой нюансы психологического состояния героев, что руководит ими в совершении того или иного поступка. Автор намеренно ставит перед своими героями, казалось бы, неразрешимые проблемы, намеренно «заставляет» их совершать неблаговидные поступки, чтобы показать и сложность человеческих характеров, их неоднозначность, и путь преодоления, очищения души человеческой. Как ни горька была чаша стыда и самоуничижения, которую испила Наташа, встретив Курагина, но она вынесла это испытание с достоинством. Ее мучило не собственное горе, а то зло, которое она причинила князю Андрею, и вину видела только свою, а не Анатоля.

Раскрытию духовного состояния героев способствуют внутренние монологи, которые Толстой использует в художественном повествовании. Невидимые со стороны переживания подчас ярче характеризуют героя, нежели его поступки. В Шенграбенском сражении Николай Ростов впервые столкнулся со смертью: «Что это за люди?.. Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?» И авторский комментарий дополняет психилогическое состояние человека на войне, во время атаки, где невозможно установить границы между смелостью и трусостью: «Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно». Еще не раз испытает подобное состояние Николай, прежде чем преодолеет в себе чувство страха.

Нередко использует писатель такое средство психологической характеристики героев, как сон. Это помогает раскрыть тайники человеческой психики, процессы, не контролируемые разумом. Во сне Петя Ростов слышит музыку, наполняющую его жизненной силой и желанием совершать великие дела. И смерть его воспринимается читателем как оборвавшийся музыкальный мотив.

Дополняют психологический портрет героя его впечатления от окружающего мира. Причем у Толстого это передается нейтральным рассказчиком через чувства и переживания самого героя. Так, эпизод Бородинской битвы читатель видит глазами Пьера, а Кутузов на военном совете в Филях передается через восприятие крестьянской девочки Малаши.

Принцип контраста, противопоставления, антитезы - определяющий в художественной структуре «Войны и мира» - выражен и в психологических характеристиках героев. Как по-разному называют солдаты князя Андрея - «наш князь», и Пьера - «наш барин»; как по-разному герои ощущают себя в народной среде. Восприятие людей «пушечным мясом» не один раз возникает у Болконского в противовес единению, слиянию Безухова с солдатами на Бородинском поле и в плену.

На фоне масштабного, эпического повествования Толстому удается проникнуть в глубины человеческой души, показать читателю развитие внутреннего мира героев, путь их нравственного совершенствования или процесс морального опустошения, как в случае с семьей Курагиных. Все это позволяет писателю раскрыть свои этические принципы, увлечь за собой читателя на путь собственного самосовершенствования. «Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми» (Л. Толстой).

Анализ текста

«Проснулась любовь, и проснулась жизнь»

(том IV, часть 4, главы I-III)

После смерти князя Андрея Наташа и Марья «не смели взглянуть в лицо жизни». Однако окружающая действительность требовала от Марьи действий, и она подчинилась. Наташа оста лась одна, целиком поглощенная своим горем. Она намеренно отстраняла себя от людей, вновь и вновь вызывая в памяти картины болезни и смерти Андрея. «Она смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни». Этому состоянию Наташи Толстой отводит всю первую главу. Он называет ее горе «сладким», подчеркивая тем самым противоестественность такого положения. Доказывая эту мысль, Толстой завершает главу словами Дуняши, вбежавшей в комнату к Наташе: «Несчастье о Петре Ильиче...» В атмосферу самосожаления, погружения в личную беду врывается жизнь, которая, как казалось Наташе, остановилась.

Уйдя в себя, Наташа «испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи», потому известие о несчастье даже не тронуло ее, всегда такую чуткую и отзывчивую. «Какое там у них несчастие..?» И здесь Толстой меняет ритм Наташиного состояния с несвойственного ей созерцательно опустошенного на естественный, деятельный. «Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи». Что-то ударило в сердце, она почувствовала ужасную боль, но в то же время ощутила «освобождение от запрета жизни, лежащего на ней». И как результат - «она забыла себя и свое горе». Суть Наташиного характера - жить для других - взяла верх. В ней нуждались, нуждались в ее любви, деятельности, жажде жизни. «Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение».

Этот эпизод важен для постижения характера Наташи. Она центральная и главенствующая фигура в семье. Толстой это подчеркивал не единожды. Достаточно вспомнить поведение маленькой Наташи на именинах, затем ее действия во время отъезда из Москвы. Она не просто решительная личность, способная подчинять себе окружающих, она выражает в себе лучшее начало в семье Ростовых - жертвенность. Так же поступит Николай, когда вернется из армии в разоренное семейное гнездо. Семья для Ростовых - это не просто родственные узы, это стремление помочь в беде, объединиться для общего благополучия, это единение любящих людей. Не случайно в романе семья Ростовых - идеал семейной жизни.

Далее писатель открывает нам еще одну привлекательную черту характера Наташи - способность видеть свои ошибки. Мы помним, как самоотверженно молилась Наташа, очищая свою душу, после событий, связанных с Курагиным. Как она смотрела на мать, «ив лице ее была только мольба о прощении и любви». Любовь к матери, ко всем людям, к жизни - вот что привлекает в Наташе, дает ей силы, является стержнем ее характера. «Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни...» Все предложение наполнено динамичностью, психологически точно передающей деятельный характер Наташи, ее способность к самопожертвованию. И она принесла эту жертву: три недели Наташа не отходила от матери и все время разговаривала с ней, «потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню». Двумя незамысловатыми словами - «нежный», «ласковый» - Толстой передает тонкость души Наташи, ее теплоту в отношении к матери.

Потеряв близкого человека, Андрея, Наташа решила, что для нее жизнь кончена. Она не хотела замечать, что вокруг ее есть люди, нуждающиеся в любви, заботе и ласке. Наташа не могла оценить тот редкий дар, которым она наделена, - способность любить и отдавать себя и свою любовь людям. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Здесь Толстой еще раз подчеркивает, что счастье человеческое не в приобретении, а в возможности дарить людям все то, чем наделен сам. Наташа пронесет в себе через весь роман то лучшее женское начало, являющееся, по мнению Толстого, основой и опорой в жизни.

Смерть Пети отодвинула в сторону обиду, которую невольно затаила Наташа на Марью по случаю ее подготовки к отъезду. «Новое несчастье еще более сблизило их». Между ними «установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами».

Завершается четвертая глава развернутой метафорой, не только придающей повествованию красоту эстетического восприятия, но и психологически точно передающей состояние Наташи в один из сложнейших периодов ее жизни. «...Под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные, молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри ».

Роман «Война и мир» в оценке критиков и философов

Н. Г. Чернышевский

Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь, по всей цепи воспоминаний; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается дальше и дальше, сливает грезы с действительными ощущениями, мечты о будущем с рефлексиею о настоящем. Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего - связь чувств с действиями; четвертого - анализ страстей; графа Толстого всего более - сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определенным термином.

Из других замечательнейших наших поэтов более развита эта сторона психологического анализа у Лермонтова; но и у него она все-таки играет слишком второстепенную роль, обнаруживается редко, да и то почти в совершенном подчинении анализу чувства...

Есть в таланте графа Толстого еще другая сила, сообщающая его произведениям совершенно особенное достоинство своею чрезвычайно замечательной свежестью, - чистота нравственного чувства... Никогда общественная нравственность не достигала такого высокого уровня, как в наше благородное время, - благородное и прекрасное, несмотря на все остатки ветхой грязи, потому что все силы свои напрягает оно, чтобы омыться и очиститься от грехов. И литература нашего времени, во всех замечательных своих произведениях, без исключения, есть благородное проявление чистейшего нравственного чувства...

Эти две черты - глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, - придающие теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенны ми чертами его таланта, какие бы новые стороны ни выказались в нем при дальнейшем его развитии...

Граф Толстой обладает истинным талантом... Нужно иметь много вкуса, чтобы оценить красоту произведений графа Толстого; но зато человек, умеющий понимать истинную красоту, истинную поэзию, видит в графе Толстом настоящего художника, то есть поэта с замечательным талантом.

(Из рецензии «Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого, 1856 г.)

Д. С. Мережковский

Изображения человеческих личностей у Л. Толстого напоминают те полувыпуклые человеческие тела на горельефах, которые, кажется иногда, вот-вот отделятся от плоскости, в которой изваяны и которая их удерживает, окончательно выйдут и станут перед нами, как совершенные изваяния, со всех сторон видимые, осязаемые; но это обман зрения: никогда не отделятся они окончательно, из полукруглых не станут совершенно круглыми - никогда не увидим мы их с другой стороны.

В образе Платона Каратаева художник сделал как бы невозможное возможным: сумел определить живую, или, по крайней мере, на время кажущуюся живою личность в безличности, в отсутствии всяких определенных черт и острых углов, в особенной «круглости», впечатление которой поразительно-наглядное, даже как будто геометрическое, возникает, впрочем, не столько из внутреннего, духовного, - сколько из внешнего, телесного облика: у Каратаева «круглое тело», «круглая голова», «круглые движения», «круглые речи», «что-то круглое» даже в запахе. Он - молекула; он первый и последний, самое малое и самое великое - начало и конец. Он сам по себе не существует: он - только часть Всего, капля в океане всенародной, всечеловеческой, вселенской жизни. И эту жизнь воспроизводит он своею личностью или безличностью так же, как водяная капля своею совершенною круглостъю воспроизводит мировую сферу. Как бы то ни было, чудо искусства или гениальнейший обман зрения совершается, почти совершился. Платон Каратаев, несмотря на свою безличность, кажется личным, особенным, единственным. Но нам хотелось бы узнать его до конца, увидеть с другой стороны. Он добр; но, может быть, он хоть раз в жизни на кого-нибудь подосадовал? он целомудрен; но, может быть, он взглянул хоть на одну женщину не так, как на других? он говорит пословицами; но, может быть, он вставил хоть однажды в эти изречения слово от себя? Только бы одно слово, одна непредвиденная черточка нарушила эту слишком правильную, математически-совершенную «круглость» - и мы поверили бы, что он человек из плоти и крови, что он есть.

Но, именно в минуту нашего самого пристального и жадного внимания, Платон Каратаев, как нарочно, умирает, исчезает, растворяется - водяной шарик в океане. И когда он еще более определяется в смерти, мы готовы признать, что ему и нельзя было определиться в жизни, в человеческих чувствах, мыслях и действиях: он и не жил, а только был, именно был «совершенно круглым» и этим исполнил все свое назначение, так что ему оставалось лишь умереть. И в памяти нашей так же, как в памяти Пьера Безухова, Платон Каратаев навеки запечатлевается не живым лицом, а только живым олицетворением всего русского, доброго и «круглого», то есть огромным, всемирно-историческим религиозным и нравственным символом.

Нечто подобное происходит и с личностью князя Андрея.

Мы уже видим его или угадываем; он становится для нас все понятнее в своих живых противоречиях, в соединении холодного ума с пылкой мечтательностью, презрения к людям с неутолимою жаждою славы - «людской любви», внешней аристократической жестокости с тайною нежностью, как бы детски-беззащитной впечатлительностью сердца.

Но вот опять, как нарочно, именно в ту минуту, когда еще бы, кажется, лишь несколько ударов резца - и человеческий облик окончательно изваялся бы, - князь Андрей начинает умирать. В противоположность Каратаеву, умирает он долго и трудно, ибо вся личность его состоит из таких определенных черт, из таких острых углов, что смерти нужно много времени, чтобы сгладить эти живые углы и грани до совершенной «круглости» первоначальной молекулы, водяного шарика, готового слиться с океаном. И смерть укатывает, округляет его медленно, как волна морского прибоя острый камень.

Во время бесконечного умирания, в бреду и в муках, в отчаяниях и просветлениях - из-за живого лица его выступает новое, чуждое, страшное. И этим вторым лицом до такой степени заслоняется, поглощается первое, вся жизнь князя Андрея, все его живые мысли, чувства, действия кажутся теперь такими ничтожными, что в нашей памяти навеки остается не жизнь, а только «смерть князя Андрея», не живая, особенная личность, - а только это непостигаемое, нечеловеческое, потустороннее, второе лицо его.

Но вот Наташа Ростова: она уж, кажется, вся живая, вся родная, здешняя, близкая, вся особенная и единственная. Как нежно и крепко завязан узел ее человеческой личности. Из каких неуловимо-тонких и разнообразных оттенков духовно-телесной жизни соткан этот «чистейшей прелести чистейший образец». Подобно пушкинской Татьяне воплощает она как бы музыку поэта, отражает его собственное лицо в зеркале «вечно-женственного».

И тут, однако, именно в то время, когда образ Наташи, завершаясь, достигает высшей прелести, художник вводит одну мгновенную, но поразительно глубокую, незабываемую черточку. Дело происходит в поле во время охоты: собаки только что затравили зайца; один из охотниковотпазанчил и потряхивал зайца, чтобы стекала кровь. Все взволнованные, красные, задыхающиеся, в необыкновенном возбуждении хвастают и рассказывают обстоятельства травли. «В то время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга, и все бы должны были удивляться ему, ежели бы это было в другое время».

В диком охотничьем визге светской молодой девушки сказывается то незапамятно-древнее, стихийно-животное, звероловное, лесное, лешее, что, пережив тысячелетия культуры, до сих пор еще делает привлекательной, иногда для самых утонченных из. нас, столь, по-видимому, бессмысленную и бесчеловечную забаву, как травля зверей. Прелестные черты Наташи, искаженные первобытною страстью, не разлагаются ли в это мгновение до неузнаваемости? Не выступает ли из-за милого, столь знакомого, родного лица ее иное, чуждое и странное, почти жуткое, второе лицо, может быть, напоминающее лицо самого глубокого и первозданного образа во всем толстовском творчестве - лицо дяди Ерошки, «великого ловца перед Господом», который, по всей вероятности, точно так же визжал и ревел от восторга, затравив кабана? Черточка мимолетная, как будто бесследно исчезающая - но она не исчезнет, вернется впоследствии и будет постоянно возвращаться, прилагаясь к однородным, 'но уже более резким, глубоким и длительным чертам.

Нечто подобное этому дикому визгу не послышится ли Пьеру Безухову в еще более страшном, бессмысленно-животном крике Наташи во время родов, так же, как Левину в нечеловеческом визге и реве рожающей Кити? Ведь именно там, в эпилоге «Войны и мира», где Наташа становится супругой и матерью, «носит, рожает и кормит», - образ ее, проходящий сквозь всю эпопею, должен бы, по замыслу художника, окончательно завершиться. И он, действительно, завершается - но как неожиданно!

После семи лет замужества Наташа «пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу»...

Что же собственно произошло в отношении художника к образу Наташи? Изменил ли для него свое прежнее значение, уменьшился, потускнел ли этот образ? Есть ли какое-нибудь непредвиденное, не входившее в первоначальный замысел, противоречие между Наташей-девушкой, полною таких родных и таинственных очарований - сестрою пушкинской Татьяны, вещею музой Л. Толстого, «чистейшей прелести чистейшим образцом» - и этою, только носящею, рожающею, кормящею, даже не человеческою, а стихийно-животною матерью, «плодовитою самкою», у которой «видно одно лицо и тело, а души вовсе не видно»?

Оказывается, что между этими двумя образами, по крайней мере, в глазах самого художника, не только никакого противоречия нет, но есть даже необходимая связь органической последовательности и развития. Именно к этому, то есть к превращению Наташи в «самку», к преображению всего человечески-личного, но и условного, ограниченного, в стихийно-безличное, безусловное, безграничное, он и вел ее сквозь огромную эпопею, как природа ведет цветочную завязь к плоду, - только за это он и любил ее. Не уменьшился и не потускнел ее образ, а, напротив, теперь только вырос до совершенной меры величия своего, теперь только вполне открылось в нем «вечно-женственное», с точки зрения Л. Толстого, то есть вечно-плодовитое, рождающее, материнское.

(Из трактата «Л. Толстой и Достоевский», 1902 г.)

Н. А. Бердяев

Прежде всего нужно сказать о Л. Толстом, что он - гениальный художник и гениальная личность, но не гениальный и даже не даровитый религиозный мыслитель. Ему не дано было дара выражения в слове, изречения своей религиозной жизни, своего религиозного искания. В нем бушевала могучая религиозная стихия, но она была бессловесной. Гениальные религиозные переживания и недаровитые, банальные религиозные мысли!.. И всегда были чужды этому гению религия Логоса и философия Логоса, всегда религиозная стихия его оставалась бессловесной, не выраженной в Слове, в сознании.

Л. Толстой - исключительно оригинален и гениален, и он же исключительно банален и ограничен. В этом бьющая в глаза антиномичность Толстого.

С одной стороны, Л. Толстой поражает своей органической светскостью, своей исключительной принадлежностью к дворянскому быту... С другой стороны, тот же Толстой с небывалой силой отрицания и гениальностью восстает против «света», не только в узком, но и в широком смысле слова, против безбожия и нигилизма не только всего дворянского общества, но и всего «культурного» общества... А вот еще толстовская антиномия. С одной стороны, поражает своеобразный материализм Толстого, его апология животной жизни, его исключительное проникновение в жизнь душевного тела и чуждость его жизни духа... И тот же Л. Толстой оказывается сторонником крайней духовности, отрицает плоть, проповедует аскетизм...

И еще толстовская антиномия. Во всем и всегда поражает Л. Толстой своей трезвостью, рассудочностью, практицизмом, утилитаризмом, отсутствием поэзии и мечты, непониманием красоты и нелюбовью, переходящей в гонение на красоту. И этот непоэтический, трезво-утилитарный гонитель красоты был одним из величайших художников мира; отрицавший красоту оставил нам творения вечной красоты. Эстетическое варварство и грубость соединялись с художественной гениальностью... Наконец, самая разительная толстовская антиномия: проповедник христианства, исключительно занятый Евангелием и учением Христа, он был до того чужд религии Христа, как мало кто был чужд после явления Христа, был лишен всякого чувствования личности Христа... Он - страшный враг христианства и предтеча христианского возрождения. На гениальной личности и жизни Льва Толстого лежит печать какой-то особой миссии...

(Из статьи «Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого», 1912 г.)

В. В. Вересаев

В одной из своих педагогических статей Толстой пишет:

«Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе... Во всех веках и у всех людей ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным - есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным.

Наше воспитание, уродливая наша жизнь, уродливая оценка добра и зла калечат изначально-прекрасную человеческую душу. Но все время ясно и призывно звучит в ней «непогрешимый, блаженный голос» и зовет человека к великим радостям, таким близким и доступным...

В самых холодных, свирепых душах живет несознаваемо этот всемирный дух единения. Наступает миг, и, как сон, отходит от человека дурманящая власть обыденной жизни и звучит в душе напоминающий голос великого духа. Пленного Пьера Безухова приводят к маршалу Даву, известному своей жестокостью.

«- Кто мне докажет, что вы не лжете?

- Ваше высочество! - воскликнул Пьер не обиженным, но умоляющим голосом.

Даву поднял глаза и пристально посмотрел на Пьера. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья».

В душе человека живет всемирный дух единения? Он заставляет нас бессознательно жаться друг к другу?.. Мрачно и недоумевающе усмехнулась бы на это душа Достоевского. Как? Просто так, бессознательно жаться друг к другу, «как дерево растет к солнцу» ? И никакого за это бессмертия? Разве же способны на это люди, - «недоделанные, пробные существа, созданные в насмешку»? Нет, человек - это дьявол. «Дьяволу ничто человеческое не чуждо». «Если дьявол не существует и, стало быть, создал его человек, то создал его по своему образу и подобию».

Молодежь Ростовых сидит на диване в темной комнате, в окна падает на пол серебряный свет месяца. Все разговаривают шепотом, охваченные светлым, таинственным настроением. Вспоминают впечатления самого дальнего прошлого, где сновидения сливаются с действительностью, - и тихо смеются, радуясь чему-то...

«- Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, - сказала Наташа тем же шепотом, хотя и музыка кончилась, - а я знаю, наверное, что мы были ангелами там где-то и здесь были, и от этого все помним.

- Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? - сказал Николай. - Нет, этого не может быть.

- Не ниже, кто тебе сказал, что ниже? Почему я знаю, чем была прежде, - с убеждением возразила Наташа».

«Не ниже ангелов»... Это не девушка взболтнула, не зная, что говорит. Это душа Толстого сказала. Потому что именно Наташа-то и есть подлинная душа Толстого.

Ничем не сокрушимая вера в светлое существо человеческой души - это одно из самых характерных особенностей Толстого. «Человек - это то, чему не может быть оценки, выше чего ничего нет», - говорит он. Эта-то вера лежит в основе и его позднейшего учения о непротивлении злу...

Давно замечено, что каждый художник в творчестве своем как бы отражает один определенный человеческий, возраст. Гончаров и в самых юношеских своих произведениях был стариком. Юноша Лермонтов все время был взрослым человеком. Взрослый Пушкин до конца жизни оставался юношей. Во Льве Толстом мы имеем редкий пример, где художник все время остается ребенком. Ребенком не только в отношении своем к «добру», а во всех характернейших особенностях ребенка - в радостной

свежести чувства, в пенящемся сознании жизни, в чистоте отношения к жизни, в ощущении таинственной ее значительности, даже... даже в самом слоге.

Описание оперы в «Войне и мире». «Во втором акте были картины, изображающие луну, и абажуры на рампе подняли, и справа и слева вышло много людей в черных мантиях. Люди стали махать руками, и в руках у них было что-то вроде кинжалов; потом прибежали еще какие-то люди и стали тащить прочь девицу... Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили, и за кулисами ударили три раза во что-то металлическое, и все стали на колени и запели молитву ».

Кто это написал, - большой художник? Да. Но возможно также, что написал в своем дневнике восьмилетний мальчик. И тот же мальчик, описывая священника в ризе, скажет: «Старик в парчевом мешке». И про городового напишет: «Человек с саблей и пистолетом на красном шнурке» (и именно пистолетом, а не револьвером).

Глубоко серьезными глазами ребенка смотрит Толстой на жизнь...

(Из книги «Живая жизнь», 1910 г.)

Стефан Цвейг

Каждое художественное произведение только тогда достигает самой высокой степени, когда забываешь о его художественном созидании и ощущаешь его существование как несомненную реальность. У Толстого этот возвышенный обман доведен до совершенства. Никогда не осмеливаешься подумать, - столь ощутимо, правдиво они нас касаются, - что эти рассказы придуманы, что действующие лица вымышлены. Читая их, кажется, заглядываешь в открытое окно реального мира...

Документы свидетельствуют о том, что Толстой не обладал даром легкого творчества, он был одним из самых возвышенных, самых терпеливых, самых прилежных работников, и его грандиозные мировые фрески представляют собой художественную и трудовую мозаику, составленную из бесконечного числа разноцветных кусочков, из миллиона крохотных отдельных наблюдений. За кажущейся легкой прямолинейностью скрывается упорнейшая ремесленная работа - не мечтателя, а медлительного, объек тивного, терпеливого мастера, который, как старинные немецкие живописцы, осторожно грунтовал холст, обдуманно измерял площадь, бережно намечал контуры и линии и затем накладывал краску за краской, прежде чем осмысленным распределением света и тени дать жизненное освещение своему эпическому сюжету. Семь раз переписывались две тысячи страниц громадного эпоса «Война и мир»; эскизы и заметки наполняли большие ящики. Каждая историческая мелочь, каждая смысловая деталь обоснована по подобранным документам; чтобы придать описанию Бородинской битвы вещественную точность, Толстой объезжает в течение двух дней с картой генерального штаба поле битвы, едет много верст по железной дороге, чтобы добыть у какого-нибудь оставшегося в живых участника войны ту или иную украшающую деталь. Он откапывает не только все книги, обыскивает не только все библиотеки, но обращается даже к дворянским семьям и в архивы за забытыми документами и частными письмами, чтобы найти в них зернышко истины. Так годами собираются маленькие шарики ртути - десятки, сотни тысяч мелких наблюдений, до тех пор пока они не начинают постепенно сливаться в округленную, чистую, совершенную форму. И только когда закончена борьба за истину, начинаются поиски ясности. Как Бодлер, лирический художник, шлифует, поправляет и полирует строку своего стихотворения, так с фанатизмом безупречного художника сколачивает, смазывает и смягчает Толстой свою прозу. Одна какая-нибудь выпирающая фраза, не совсем подходящее прилагательное, попавшееся среди десятков тысяч строк, - и он в ужасе вслед за отосланной корректурой телеграфирует метранпажу в Москву и требует остановить машину, чтобы изменить тональность не удовлетворившего его слога. Эта первая корректура опять поступает в реторту духа, еще раз расплавляется и снова вливается в форму, - нет, если для кого-нибудь искусство не было легким трудом, то это именно для него, чье искусство кажется нам самым естественным. На протяжении семи лет Толстой работает восемь, десять часов в день; неудивительно, что даже этот обладающий крепчайшими нервами муж после каждого из своих больших романов психически подавлен...Именно этот творец гомеровского эпоса, этот естественнейший, кристальный, почти народно-примитивный рассказчик является в глубине души чрезвычайно неудовлетворенным мучеником -художником (бывают ли другие?). Но милость милостей - труд творчества, остается незримым в бытии законченного произведения...

Точность Толстого в его наблюдениях не связана ни с какими градациями в отношении к порождениям земли: в его любви нет пристрастий. Наполеон для его неподкупного взора не в большей степени человек, чем последний из его солдат, и этот последний опять не важнее и не существеннее, чем собака, которая бежит за ним, или камень, которого она касается лапой. Все в кругу земного - человек и масса, растения и животные, мужчины и женщины, старики и дети, полководцы и мужики - вливается с кристально светлой равномерностью в его органы чувств, чтобы также, в таком же порядке, вылиться. Это придает его искусству сходство с вечной равномерностью неподкупной природы и его эпосу - морской монотонный и все же великолепный ритм, всегда напоминающий Гомера...

Он, словно ваятель, может лепить лишь из земли, камня и глины, а не подобно музыканту - из окрыленного воздуха; и это не случайность, что Толстой не сочинил ни одного стихотворения, - поэзия, естественно, должна быть антиподна такому архиреалисту. Его искусство говорит языком реальности, - это его границы, но ни один поэт не достиг такого совершенства выразительности, - в этом его мощь. Для Толстого красота и истина - синонимы.

(Из книги «Три певца своей жизни. Казакова. Стендаль. Толстой», 1928 г.)

Вопросы и задания

  1. Расскажите об истории создания романа «Война и мир».
  2. Чем вызвано появление предисловия Толстого «Несколько слов по поводу книги «Война и мир»?
  3. Как определяет автор жанр своего произведения?
  4. В чем особенность жанров «роман-эпопея» и «семейная хроника»? К какому из этих жанров, на ваш взгляд, можно отнести «Войну и мир»?
  5. Какие основные исторические события нашли отражение в «Войне и мире»?
  6. Каков смысл названия романа?
  7. Как выражен принцип противопоставления в художественной структуре романа?
  8. Каков взгляд Толстого на роль исторической личности в судьбе народа?
  9. В чем выражается особенность изображения исторической личности у Толстого?
  10. Как выражен в романе взгляд Толстого на личности Кутузова и Наполеона?
  11. В чем, на ваш взгляд, основное отличие этих полководцев?
  12. Как соотнести слова Толстого «и нет величия там, где нет простоты, добра и правды» с личностью и деятельностью Кутузова?
  13. Как раскрывается смысл понятий «народ» и «народное» в романе?
  14. Что вкладывает Толстой в понятие «народная война»?
  15. В чем, на ваш взгляд, выражена «мысль народная» в романе?
  16. Как воплощена в романе «мысль семейная»?
  17. Расскажите о семьях Болконских, Ростовых и Курагиных. В чем вы видите их сходство и различие?
  18. Как соотносятся в романе историческая судьба народа и судьба отдельной личности?
  19. Каково влияние исторических событий на личную жизнь героев?
  20. Определите место образов Тимохина и Тушина в романе и дайте им характеристику.
  21. Как события Бородинской битвы отразились на судьбах героев произведения?
  22. Какую роль в романе играют эпизоды, связанные с бунтом крестьян в Богучарове?
  23. В чем особенности психологизма Толстого? Приведите примеры.
  24. Что такое «диалектика души»?
  25. В чем выражается путь исканий Пьера Безухова?
  26. Какую роль в судьбе Пьера играет Платон Каратаев?
  27. Неизбежна ли гибель Андрея Болконского?
  28. Как вы понимаете образ Николая Ростова (Федора Долохова, Василия Денисова, Анатоля Курагина)?
  29. Каково значение образа Наташи Ростовой в романе?
  30. Какие нравственные идеалы воплотил Толстой в образе Марьи Волконской?
  31. Дайте сравнительную характеристику образов Наташи и Элен.
  32. Охарактеризуйте петербургское и московское общество.
  33. Каким изображает Толстой в романе Александра I?
  34. В чем значение эпилога?
  35. Какое значение придает Толстой сну Николеньки Болконского? Какова, на ваш взгляд, его дальнейшая судьба?

Темы сочинений

  1. «Война и мир» как роман-эпопея.
  2. Реализм Толстого в изображении войны в романе «Война и мир».
  3. Кутузов и Наполеон.
  4. Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир».
  5. Народ и личность в понимании Толстого (по роману «Война и мир»).
  6. «Мысль народная» в романе «Война и мир».
  7. Москва и Петербург в изображении Толстого.
  8. «Мысль семейная» в романе «Война и мир».
  9. Семья Волконских и семья Ростовых.
  10. В романах Толстого «душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе» (Н. Н. Страхов).
  11. Естественность как мерило нравственности человека в романе «Война и мир».
  12. Эволюция личности Пьера Безухова.
  13. Путь нравственных исканий Андрея Болконского.
  14. Наташа Ростова и Марья Волконская.
  15. «Что такое настоящая жизнь?»
  16. Особенности психологического анализа в романе «Война и мир».

Развернутые планы сочинений

Судьба Андрея Болконского

I. Стремление к высшей правде - цель духовных исканий главных героев романа. Сложность и противоречивость характера князя Андрея предопределяют трудность жизненных поисков героя, мучительность его нравственного прозрения. П. Духовные искания Андрея Болконского:
1) поиск истинного, достойного дела:
а) неудовлетворенность светским обществом;

б) разочарованность в семейной жизни;

в) мечта о подвиге, стремление к славе;

г) желание на военной службе обрести уверенность в себе;

2) участие в войне 1805 года:
а) чувство воинского долга, воспитанное отцом;

б) неприятие законов света в среде военного офицерства;

в) стремление испытать судьбу Наполеона на себе;

г) встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сражении возвращает Андрея к реальности);

д) бессмысленность подвига князя Андрея во время Аустерлицкого сражения;

е) небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность в своем кумире, понимание жизни как нечто большего, чем стремление к личной славе);

3) смерть жены и рождение сына; понимание Болконским, чем он пожертвовал ради собственных эгоистических устремлений;

4) уход в себя, отречение от активной жизни;

5) разговор с Пьером о добре, справедливости и правде - этапный момент в жизненных исканиях князя Андрея;

6) встреча с Наташей в Отрадном (желание „ возродиться), воплощение мыслей Андрея в об- '"' разе дуба - символе «замирания» и «возрождения»;

7) стремление принести пользу на государственной службе (проснувшееся честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским;

8) любовь к Наташе, чувство долга и ответственности перед любимым человеком;

9) разрушение надежд на личное счастье (неспособность понять и простить близкого человека, заостренность на себе);

10) участие в войне 1812 года - решающий этап в жизни Болконского:
а) возвращение в армию, стремление быть полезным Отечеству, слияние с судьбой народа;

б) смерть отца и потеря родного дома не замыкают князя Андрея в себе;

в) нравственный подвиг Андрея на поле Бородина - подвиг выдержки и силы духа;

г) смертельное ранение открывает Болконскому вечную истину - необходимость любви к людям;

д) чувство жалости к Курагину; е) возрождение любви к Наташе; ж) смерть Андрея.

III. Судьба Андрея Болконского - это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству.

Кутузов и Наполеон

I. Образы Кутузова и Наполеона - психологические и нравственно-философские полюса романа. Осмысление причин возникновения войн, психологии завоевателей приводит Толстого к поиску силы, способной противостоять милитаристским идеям.

II. Кутузов и Наполеон - свет и тень романа:
1) Наполеон как носитель «наполеоновской идеи»:
а) олицетворение зла и насилия, гений войны;

б) стремление подчинять себе людей, одерживать верх;

в) увлечение внешними эффектами, отсутствие глубины восприятия жизни;

г) отсутствие связи с людьми, ощущение себя на пьедестале величия;

д) отсутствие естественности и простоты;

е) непривлекательная внешность и позерство;

ж) развенчание в лице Наполеона «наполеоновской идеи», завладевшей людьми;

2) Кутузов как носитель народного духа:
а) воплощение добра и справедливости;

б) демократичность в отношении к людям;

в) отсутствие позы, нежелание действовать по принятым правилам;

г) единение с людьми, понимание духа народа, его желаний и стремлений;

д) естественность и простота как залог величия и правды;

е) непритязательная внешность как своеобразный вызов тем, кто мнит себя героями;

ж) высокие нравственные идеалы, религиозность;

з) отсутствие подобострастия перед императором; осознание чувства собственного достоинства;

и) величие и гениальность Кутузова как полководца;

к) истинный патриотизм;

л) возвеличивание в лице Кутузова русского национального характера.

III. Воплощение в образах Кутузова и Наполеона идей мира и войны:
1) герои, тяготеющие к Наполеону, наделенные «наполеоновскими» чертами, способствуют возникновению войн (так психология войны развивается в людях, далеких от битв, - в Курагиных, Анне Павловне Шерер, Вере Ростовой и других);

2) герои, тяготеющие к Кутузову, несущие идеи мира, стремящиеся победить любые античеловеческие проявления (так психология мира развивается в Наташе Ростовой, Марье Волконской, Соне и, как ни парадоксально, в «военных людях» - Тушине, Тимохине, Денисове и других);

3) Пьер Безухое и Андрей Болконский проходят путь «от Наполеона к Кутузову», от ложных ценностей к истинным идеалам.

Краткая библиография

Роман Л. Н. Толстого в русской критике. - Л., 1989.
Сборник статей известных исследователей творчества Толстого дает возможность погрузиться в мир произведений великого русского писателя.

Бочаров С. Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». - М., 1978.
В книге известного критика дается полный и глубокий анализ произведения.

Громов П. П.О стиле Л. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». - Л., 1977.
Данная книга посвящена проблемам психологизма, особенностям изображения характеров в романе Толстого.

Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир». - Л., 1973.
Автор вместе с читателями размышляет о картинах жизни народа, поступках и чертах характеров героев эпопеи великого писателя.

Кандиев Б. И. Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир»: Комментарий. - М., 1967.
Издание представляет подробнейший текстуальный комментарий произведения писателя.

Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М., 1995.
В книге анализируются жизнь и творчество двух великих русских писателей, особое внимание уделяется вопросам их религиозного сознания.

Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». - М., 1987.
Известный исследователь творчества Толстого подробно анализирует произведение писателя, особое внимание уделяя проблемам нравственного совершенства личности героев.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru