2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Большой справочник "РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА"

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Краткая хроника жизни и творчества Ф. М. Достоевского

1821, 30 октября (11 ноября)

В Москве, на улице Новая Божедомка (ныне: ул. Достоевского, д. 2), родился Федор Михайлович Достоевский. Отец - Михаил Андреевич, врач; мать - Мария Федоровна, урожденная Нечаева.

1825-1833

Получает первоначальное домашнее образование.

1834

Поступает в пансион с гимназическим курсом.

1837

Смерть матери.

1838

Поступает в Главное инженерное училище.

1839

Смерть отца.

1841

Произведен в полевые инженер-прапорщики и переведен в нижний офицерский класс.

1843

Окончание училища и зачисление на действительную военную службу.

1844

Переводит «Евгению Гранде» Бальзака. Начинает писать роман «Бедные люди».

1846

В «Петербургском сборнике», изданном Н. Некрасовым, опубликован роман «Бедные люди».

1847

В журнале «Современник» опубликован «Роман в 9 письмах». Посещение «пятниц» Петрашевского.

1848

Участие в кружке Петрашевского.

1849, 23 апреля

Арест и заключение в Петропавловскую крепость.

1850-1854

Годы каторги.

1854-1859

По окончании каторжных работ доставлен в Семипалатинск и зачислен рядовым Сибирского линейного батальона. Отправлен в отставку по болезни в чине подпоручика. Переезд в Петербург.

1861

Публикация романа «Униженные и оскорбленные».

1864-1865

Издание журнала «Эпоха».

1866

В журнале «Русский вестник» опубликован роман «Преступление и наказание». Окончание работы над романом «Игрок».

1868

В «Русском вестнике» опубликован роман « Идиот».

1871-1872

В «Русском вестнике» публикуется роман «Весы».

1875

В журнале «Отечественные записки» опубликован роман «Подросток».

1878

Начало работы над романом «Братья Карамазовы».

1879

Начало публикации в «Русском вестнике» романа «Братья Карамазовы».

1880

Речь на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве.

1881, 28 января

Скончался Федор Михайлович Достоевский. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

История создания романа «Преступление и наказание»

Путь Ф. М. Достоевского к роману «Преступление и наказание» был долгим. Задуман он был еще в начале 50-х годов. В октябре 1859 года Достоевский пишет брату: «В декабре начну роман... помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту...» Намеки, которые встречаются в письмах и тетрадях писателя, указывают, что роман-исповедь - это роман о преступлении и наказании Раскольникова. Подтверждается это еще и тем, что в первоначальном варианте роман и существовал в форме исповеди Раскольникова.

Однако в 1859 году роман не был начат. Развитие его замысла некоторые исследователи связывают с влиянием пушкинских «Цыган», при этом ссылаются на черновые тетради Достоевского, где встречается такая запись: «Алеко убил. Сознание, что он сам недостоин своего идеала, который мучает его душу. Вот преступление и наказание».

Замысел «выкашивался» в продолжение еще шести лет. Тягостный и мучительный 1864 год дает писателю обильный материал для задуманного произведения. После смерти брата Достоевский оказывается в страшной материальной нужде. Над ним нависает угроза долговой тюрьмы. Весь год Федор Михайлович вынужден был обращаться к петербургским ростовщикам, процентщикам и другим кредиторам. Не жалея здоровья и сил, просиживая за работой до шести часов утра, пытаясь спасти издававшийся вместе с братом журнал «Эпоха», Достоевский все же не может выбиться из нужды и доводит сумму своего долга до 25 тысяч рублей. Он перестает бороться за журнал и возвращается к своему основному делу - писательскому ремеслу.

Возникает идея романа на злободневную тему - о пьянстве. В июле 1865 года он предлагает редактору «Отечественных записок» А. А. Краевскому роман «Пьяненькие», где предлагает написать о драматической судьбе детей в семьях алкоголиков. «Роман мой называется «Пьяненькие» и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч... и проч.». Из-за материальных затруднений Краевский не принял предложенный роман, и Достоевский решил уехать за границу, чтобы вдали от кредиторов сосредоточиться на творческой работе. За границей денежная драма разыгрывается с новой остротой: в Висбадене Достоевский проигрывает в рулетку все, вплоть до карманных часов. Теперь ему грозит голод. В такой вот момент и оформляется окончательный план величайшего создания Достоевского - романа «Преступление и наказание», в котором объединились два первоначально различныхтворческих замысла.

В сентябре 1865 года, обращаясь в журнал «Русский вестник» к издателю М. Н. Каткову, Достоевский так излагает замысел романа: «Это психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты... с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства - притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете и которая через месяц, может быть, сама собою померла бы...

Почти месяц он проводит до окончательной катастрофы. Никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям, чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело...»

Итак, основной вариант, как мы видим, сложился у Достоевского к осени 1865 года. Катков сумел оценить гениальность плана романа и немедленно выслал автору аванс. С предельным напряжением Ф. М. Достоевский работает над романом всю осень, однако в конце ноября все написанное он сжигает: «…было много написано и готово; я все сжег... новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова».

Первоначальный замысел разрастался, становился объемнее и сложнее. В феврале 1866 года Достоевский сообщает своему другу А. Е. Врангелю: «Недели две тому назад вышла первая часть моего романа в январской книге «Русского вестника». Называется «Преступление и наказание». Я уже слышал много восторженных отзывов. Там есть смелые и новые вещи».

Как это было обычно для него, параллельно с печатанием Достоевский лихорадочно продолжает работать над новым произведением до конца 1866 года: «Сижу за работой, как каторжник... Всю зиму я ни к кому не ходил, никого и ничего не видал... И так продолжится до окончания романа, если не посадят в долговое отделение».

Осенью 1866 года, в период завершения работы над «Преступлением и наказанием», Достоевский снова попадает в исключительно трудные обстоятельства: писатель был вынужден одновременно напряженно работать и над другим произведением (романом «Игрок»). По контракту с издателем Стелловским он должен был представить к 1 ноября новый роман. В случае невыполнения контракта издатель получал право в течение 9 лет «даром и как вздумается» печатать все, что будет написано Достоевским.

В начале октября у Достоевского не было написано ни одной строчки «Игрока». Положение казалось безвыходным, катастрофическим. В такой ситуации друзья посоветовали Федору Михайловичу обратиться к помощи стенографии, которая в то время начинала только входить в жизнь. Приглашенная Достоевским молодая стенографистка Анна Григорьевна Сниткина была лучшей ученицей петербургских курсов стенографии, ее отличали незаурядный ум, твердый характер и глубокий интерес к литературе. Меньше чем через месяц «Игрок» был завершен и вовремя сдан издателю. Сотрудничество с А. Г. Сниткиной оказалось чрезвычайно плодотворным (вскоре она становится женой и верным другом и помощником гениального писателя), опыт работы над «Игроком» был перенесен и на роман «Преступление и наказание». В ноябре и декабре 1866 года Достоевский диктует Анне Григорьевне последнюю, шестую часть и эпилог «Преступления и наказания», которые печатаются в декабрьском номере журнала «Русский вестник».

В марте 1867 года роман выходит отдельным изданием.

Сюжет, композиция, жанровые особенности романа «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевский, как писатель, придавал большое значение занимательности повествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрной фабулы, захватывающей читателя, держащей его в напряжении от первых до последних страниц романа. Никому прежде не удавалось соединить детективный сюжет с тончайшим психологизмом и глубиной философского смысла.

«Преступление и наказание» - роман о преступлении, но отнести его к «криминальному, детективному» жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов. В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всем его протяжении мы напряженно следим за каждым движением воспаленной мысли Раскольникова, за одинокими блужданиями его души, за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков.

Другие персонажи романа обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая большого самостоятельного значения, они, каждый по-своему, «разъясняли» ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой. «...Раскольников - единственный герой книги. Всеостальные - проекции его души. Тут-то и находит объяснение феномен двойников. Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности» (П. Вайль, А. Генис. «Страшный суд»). В «Преступлении и наказании» история главного героя тесно переплетается с двумя сюжетными линиями: историей семьи Мармеладовых и судьбой Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанными с ними историями Свидригайлова и Лужина. Эти две параллельно развивающиеся фабулы теснейшим образом связаны с Раскольниковым и его теорией.

Но не только композиционным центром является Раскольников. Трагические метания его духа вовлекают в свою орбиту всех действующих лиц, каждый по-своему пытается объяснить противоречия его личности, отгадать тайну его роковой раздвоенности. С ними он ведет страстный спор в своих внутренних монологах. «Каждое лицо входит... в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п.), а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают» (М. М. Бахтин). Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Мармеладов, Соня, Порфирий Петрович становятся для Раскольникова как бы воплощенным разрешением его собственного вопроса, «разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам, поэтому каждый задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи». Таким образом, Раскольников становится духовным и идейным центром романа.

Совершенство композиции «Преступления и наказания» не имеет себе равных у Ф. М. Достоевского. Состоящий из шести частей и эпилога роман, «построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка - преступление. Вторая - наказание» (П. Вайль, А. Генис. «Страшный суд»). Причем Достоевский пишет больше о наказании, чем преступлении Раскольникова: из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления. Но даже и не наказание, а «восстановление погибшего человека» более всего волнует Достоевского как художника и мыслителя, поэтому, сменяя друг друга, в романе звучат мотивы осуждения и защиты Раскольникова, нарастая к эпилогу, где намечен путь к возрождению героя и его постепенному обновлению, за которое необходимо «заплатить... великим, будущим подвигом». Вся поэтика романа подчиняется основной цели - воскресению, преображению героя. Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность... Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди...» В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим...». Отказ Раскольникова от бесчеловечной «недоконченной теории» и возвращение к вечным ценностям происходит только в эпилоге и подчеркивается многократно повторенным эпитетом: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря (впервые - в разговоре с Порфирием Петровичем о статье Раскольникова, второй раз - когда Соня читает ему эту легенду, возвращая читателя к главной, глубинной мысли Достоевского - к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех... по Христову евангельскому закону».

Анализ текста

«О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил! Не было бы всего этого!!» - так размышляет Родион Раскольников в конце романа, в сцене последнего свидания с Дунечкой. Следовательно, как это ни парадоксально, одним из мотивов, приведших его к преступлению, была его любовь к людям, желание стать «спасителем человечества».

Однако те, ради кого Раскольников совершил убийство, не принимают его, не могут оправдать. С ним происходит самое страшное - неизбежное отчуждение от людей - ив этом главное наказание Раскольникова: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его... С ним совершилось что-то ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое. Не то чтоб он понимал, но он явно ощущал, всею силою ощущения, что... с чем бы то ни было ему уже нельзя более обращаться к этим людям в квартальной конторе, и будь это все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни; он никогда еще до сей минуты не испытывал подобного страшного и ужасного ощущения».

Но особенно остро переживает он свое отдаление от самых близких, горячо любимых людей - матери и сестры. Вскоре после совершения Раскольниковым преступления в Петербург приезжают Пульхерия Александровна Раскольникова и Дуня. Они не виделись три года, и мать всю дорогу «мечтала в вагоне: как мы увидимся, как мы обо всем сообщим друг другу... и так была счастлива, что и дороги не видала!»

Ее материнским надеждам не суждено сбыться. При встрече с матерью и Дуней Раскольникова охватывает то же ощущение разъединенности, отчуждения, которые он испытал ранее. Естественные формы общения даже с близкими людьми кажутся ему невозможными: «Еще немного, и это общество, эти родные, после трехлетней разлуки, этот родственный тон разговора при полной невозможности хоть о чем-нибудь говорить, - стали бы, наконец, ему решительно невыносимы».

Характерные авторские ремарки сопровождают высказывания Раскольникова в этой сцене: «пробормотал... посмотрев на нее (Дунечку) чуть не с ненавистью и насмешливо улыбнувшись», « прибавил... раздражительно», «заключил... резко и отрывисто», «ответил... скривив рот в улыбку», «со смущением пробормотал», «вдруг смутился и побледнел», «лицо его перекосилось как бы от судороги» и т. д. Натянутый, фальшивый тон, настороженность из-за боязни проговориться и выдать себя превращают долгожданное свидание с матерью и сестрой в обоюдную пытку, в «сосредоточенную муку». «А ведь точно они боятся меня», - думал сам про себя Раскольников, исподлобья глядя на мать и сестру». И он недалек от истины: слушая ненаглядного Родю, Пульхерия Александровна «так бы, кажется, и бросилась к нему, и обняла его, и... заплакала», да боится, боится: «Вот ведь и ласково говорит, а боюсь! Ну чего я боюсь?..»

Нельзя обвинить Родиона в нежелании наладить искренние, истинно родственные отношения: «Сказав это, он вдруг, молча и с улыбкой, протянул руку сестре. Но в улыбке этой мелькнуло на этот раз настоящее неподдельное чувство...»

Однако уже через несколько мгновений Раскольников убеждается, что попытка установить искренние отношения с самыми родными ему людьми после совершенного им убийства невозможна. На абсолютно безобидную реплику матери, обрадованной примирением брата и сестры - «Родя, я уверена, все, что ты делаешь, все прекрасно!» - Раскольников отвечает резко, скривив рот в улыбку: «Не будьте уверены!» «Последовало молчание. Что-то было напряженное во всем этом разговоре, и в молчании, и в примирении, и в прощении, и все это чувствовали». Авторские замечания передают нарастающее внутреннее замешательство героя, позволяют проследить, как «неподдельное» чувство сменяется раздражением, досадой, а настойчиво повторяющееся слово «вдруг» подчеркивает неожиданную для самого Раскольникова стремительную смену мыслей и переживаний.

Раздвоенность героя, мучительное осознание разъединенности с людьми томит и терзает Раскольникова, приводит к разрыву с дорогими ему сестрой и матерью: «Полноте, маменька, - с смущением пробормотал он, не глядя на нее и сжав ее руку, - успеем наговориться! Сказав это, вдруг смутился и побледнел: опять одно недавнее ужасное ощущение мертвым холодом прошло по душе его; опять ему вдруг стало совершенно ясно и понятно, что не только никогда теперь не придется успеть наговориться, но уже ни об чем больше, никогда и ни с кем уже нельзя ему теперь говорить. Впечатление этой мучительной мысли было так сильно, что он, на мгновение, почти совсем забылся, встал с места и, не глядя ни на кого, пошел вон из комнаты».

Находясь в одной комнате с матерью и сестрой, он чувствует странное отдаление от них: «...точно из-за тысячи верст на все смотрю...» И с каждой новой встречей отчуждение нарастает, ощущение душевной пустоты, разомкнутости с близкими людьми делает жизнь Раскольникова нестерпимо невыносимой: он чувствует, что «все-таки сделал несчастными этих двух бедных женщин...».

В те редкие мгновения, когда Раскольникову удается восстановить утраченную связь с людьми, в его душе просыпается ощущение «вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни». Так было в сцене гибели Мармеладова, когда Раскольников оказывает помощь его многострадальной семье. Клеймо преступника как бы пропадает, и это возвращает ему веру в жизнь, надежду, ему кажется, что и ему «можно жить, что есть еще жизнь, что не умерла его жизнь вместе со старою старухой». Но это длится лишь мгновение. Новая встреча с матерью и Дунечкой убеждают его, что он «слишком поспешил» со своими надеждами. Прежних откровенных и чистых отношений вернуть не удается. Раскольников решает порвать с близкими, рвет по живому: «...я хотел сказать вам маменька... и тебе, Дуня, что нам лучше бы на некоторое время разойтись... Забудьте меня совсем. Это лучше... Не справляйтесьобо мне...»

Так совершается наказание Раскольникова, и он «принужден хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством... замучило его».

Критика о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Н. Н. Страхов

...Весь роман сосредоточивается около одного поступка, около того, как родилось и совершилось некоторое действие и какие повлекло за собой последствия в духе совершившегося. Так роман и называется; на нем надписано не имя человека, а название события, с ним случившегося. Предмет обозначен вполне ясно: дело идет о преступлении и наказании.

...Преступление вовсе не есть действие, характеристическое для личности Раскольникова; люди, в характеристику которых входит преступление, совершают дела этого рода гораздо легче и совершенно иначе..Раскольникову же просто довелось перенести на себе преступление; можно сказать, что оно с ним случилось и душа его отозвалась на него так, как отозвалась бы, вообще говоря, душа всякого человека...

Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края дороги, на которую его завел заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьезности, как бы религиозности, с которою они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед.

(Из рецензии «Преступление и наказание». Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского)

Д. И. Писарев

Он хотел убить и ограбить, но так, чтобы на него не брызнула ни одна капелька пролитой крови, чтобы ни один живой человек не мог проникнуть в его тайну, чтобы все прежние друзья и товарищи жали ему руку с прежним сочувствием и уважением и чтобы мать и сестра более, чем когда бы то ни было, считали его своим ангелом-хранителем, сокровищем и утешением...

...корень его болезни таился не в мозгу, а в кармане...

...Раскольников принужден сознаться, что все это дело было сделано по-дурацки. Он даже сам не понимал, зачем он его сделал. Он видит только, что ему приходится, так или иначе, нести на себе все последствия этого дурацкого дела. Эти последствия оказываются очень мучительными. Подробная история этих мучительных последствий наполняет собой почти весь роман г. Достоевского; она начинается со второй части и оканчивается только вместе с эпилогом...

(Из статьи «Борьба за жизнь»)

В. В. Зеньковский

Вера в человека у Достоевского покоится не на сентиментальном воспевании человека, - она, наоборот, торжествует именно при погружении в самые темные движения человеческой души.

(Из книги «Историярусской философии»)

В. С. Соловьев

Эта центральная идея, которой служил Достоевский во всей своей деятельности, была христианская идея свободного всечеловеческого единения, всемирного братства во имя Христово...

Из всех религий одно христианство рядом с совершенным Богом ставит совершенного человека, в котором полнота божества обитает телесно. И если полная действительность бесконечной человеческой души была осуществлена в Христе, то возможность, искра этой бесконечности и полноты существует во всякой душе человеческой, даже на самой низкой степени падения, и это показал нам Достоевский в своих любимых типах...

(Из книги «Три речи в память Достоевского» )

Д. С. Мережковский

Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы...

Все три основные, параллельно развивающиеся завязки романа - драма Раскольникова, Сони и Дуни - стремятся, в сущности, к одной цели - показать загадочное, роковое смешение в жизни добра и зла...

В чистой и святой девушке, в Дуне, открывается возможность зла и преступления, - она готова предать себя, как Соня. В развратном, погибшем человеке, в Свидригайлове, открывается возможность добра и подвига. Здесь тот же основной мотив романа, вечная загадка жизни, смешение добра и зла.

(Из статьи «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» )

И. Ф. Анненский

Сердце Сони так целостно отдано чужим мукам, столько она их видит и провидит, и сострадание ее столь ненасытимо-жадно, что собственные муки и унижения не могут не казаться ей только подробностью, - места им больше в сердце не находится.

За Соней идет ее отец по плоти и дитя по духу - старый Мармеладов. И он сложнее Сони в мысли, ибо, приемля жертву, он же приемлет и страдание. Он - тоже кроткий, но не кротостью осеняющей, а кротостью падения и греха. Он - один из тех людей, ради которых именно и дал себя распять Христос; это не мученик и не жертва, это, может быть, даже ивверг, только не себялюбец, - главное же, он не ропщет, напротив, он рад поношению. А любя, любви своей стыдится, и за это она, любовь, переживает Мармеладова в убогом и загробном его приношении.

...Выходит, что от Лужина, если не до самого Раскольникова, то, во всяком случае, до его «Наполеона», до мыслишки-то его - в сущности, рукой подать... В этом-то, конечно, и заключается основание ненависти между Лужиным и Раскольниковым. Не то чтобы они очень, слишком бы мешали друг другу, а уж сходство-то чересчур «того»: т. е. так отвратительно похожи они и так обидно карикатурят один другого, что хоть плачь...

(Из статьи «Достоевский в художественной идеологии»)

Н. А. Бердяев

...Достоевский был не только великий художник, он был также великий мыслитель и великий духовидец. Он - гениальный диалектик, величайший русский метафизик...

...Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальчестве. В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы. Все сконцентрировано и сгущено вокруг человека, оторвавшегося от божественных первооснов.

...У Достоевского же до конца сохраняется человек. В человекобоге погибает человек, и в Богочеловеке сохраняется человек. Только христианство спасает идею человека, навеки сохраняя образ человека. Бытие человека предполагает бытие Бога. Убийство Бога есть убийство человека.

...У Достоевского есть и Бог и человек. Бог у него никогда не поглощает человека, человек не исчезает в Боге, человек остается до конца и остается на веки веков. В этом Достоевский был христианином в глубочайшем смысле этого слова...

(Из статьи «Миросозерцание Достоевского» )

М. М. Бахтин

...Произведения Достоевского прежде всего поражают необычайным разнообразием типов и разновидностей слова, причем эти типы и разновидности даны в своем наиболее резком выражении. Явно преобладает разнонаправленное дву-голосое слово, притом внутренне диалогизированное, и отраженное чужое слово: скрытая полемика, полемически окрашенная исповедь, скрытый диалог.

(Из статьи «Проблемы поэтики Достоевского» )

С. Цвейг

Приближаясь к нему впервые, мы рассчитываем найти законченное произведение, поэта, но открываем безграничность, целое мироздание с вращающимися в нем светилами и особой музыкой сфер. Ум теряет надежду когда-либо проникнуть до конца в этот мир: слишком чуждой кажется нам при первом познавании его магия, слишком далеко уносит в беспредельность его мысль, неясно его назначение, - и душа не может свободно любоваться этим новым небом, как родным. Достоевский - ничто, пока он не воспринят внутренним миром. В сокровеннейших глубинах мы должны испытать собственную силу сочувствия и сострадания и закалить ее для новой, повышенной восприимчивости: мы должны докопаться до последних корней с его как будто фантастической и в то же время такой подлинной человечностью. Только там, в самых тайных, в вечных и неизменных глубинах нашего бытия, где сплетаются все корни, можем мы надеяться отыскать связь с Достоевским...

От каждого созданного им образа спускается тропа в демонические пропасти земного, каждый полет в область духа касается крылом Божьего лика. За каждой стеной его творения, за каждым обликом его героев, за каждой складкой его облачения расстилается вечная ночь и сияет вечный свет; ибо назначением своей жизни и направлением своей судьбы Достоевский крепко связан со всеми мистериями бытия. Между смертью и безумием, между мечтой и жгуче отчетливой действительностью стоит его мир...

В творчестве Достоевского каждый герой наново решает все проблемы, сам окровавленными руками ставит межевые столбы добра и зла, каждый сам претворяет свой хаос в мир. Каждый герой у него слуга, глашатай нового Христа, мученик и провозвестник третьего царства. В них бродит еще изначальный хаос, но брезжит и заря первого дня, давшего свет земле, и предчувствие шестого дня, в который будет сотворен новый человек. Его герои прокладывают пути нового мира, роман Достоевского - миф о новом человеке и его рождении из лона русской души...

У Достоевского человек становится художественным образом лишь в состоянии высшего возбуждения, на кульминационной точке чувств...

Мировая литература не знает более совершенных пластических творений, чем речи героев Достоевского. Символичен порядок слов, характерен строй предложений, ничто не случайно: необходим каждый отдельный слог, каждый вырвавшийся звук, существенна каждая пауза, каждое повторение, каждое дыхание, каждая обмолвка; за высказанным словом всегда слышится подавленный резонанс: это бьют волны скрытого душевного прилива. Из речей героев Достоевского вы узнаете не только то, что говорит каждый из них, что он хотел бы сказать, но и то, о чем он умалчивает.

(Из эссе «Достоевский» )

П. Вайль, А. Генис

Тень Страшного суда полностью изменяет реальность в романах Достоевского. Каждая мысль, каждый поступок в нашей земной жизни отражается в другой, вечной жизни. При этом Достоевский уничтожает границу между верхом и низом. Мир, который он изображает, - един. Он одновременно является сиюминутным и вечным. То есть суд и Страшный суд - все-таки одно и то же.

Только преодолев это логическое противоречие, мы можем принять особый реализм «Преступления и наказания».

(Из эссе «Страшный суд. Достоевский» )

А. 3. Штейнберг

Достоевский - национальный философ России... Россия и Достоевский, Достоевский и Россия - как вопрос и ответ, как ответ и вопрос. Только с Россией соизмерим Достоевский, только с Достоевским соизмерима она. Понять Достоевского - это то же, что понять Россию; понять ее - это то же, что пережить ее в творческом умозрении Достоевского.

(Из статьи «Система свободы Достоевского» )

Вопросы и задания

  1. Найдите в романе «Преступление и наказание» городские пейзажи. Какими вы видите улицы, внешний облик людей, которые встречаются Раскольникову? Как описаны каморка Раскольникова, комната Мармеладовых, трактиры и распивочные? Какие краски преобладают в описании? В чем своеобразие Петербурга Достоевского в сравнении с Петербургом Пушкина, Гоголя, Некрасова?
  2. Проанализируйте сцену исповеди Мармеладова. Каким человеком вам представляется Мармеладов и какие чувства он у вас вызывает? Согласны ли вы с его словами: «Бедность не порок. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с»? Каково значение портрета Мармеладова в этой сцене? Как этот эпизод связан с решимостью Раскольникова пойти на преступление?
  3. Найдите описания внешности Раскольникова. Какова роль его портрета в романе?
  4. Каковы обстоятельства жизни Раскольникова в момент получения им письма от матери? Как повлияло на него это письмо? Что общего он увидел в судьбе Сони Мармеладовой и в судьбе своей сестры Дунечки?
  5. Перечислите события, которые подталкивают Раскольникова к осуществлению его идеи.
  6. Каково значение в романе снов Раскольникова? Проанализируйте сон, в котором он видит замученную лошадь и плачет от сострадания к ней.
  7. Какую роль играет случайно услышанный Раскольниковым разговор студента и офицера? Как воспринимает Раскольников слова одного из собеседников: «...не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?..»
  8. Как опровергает Достоевский теорию Раскольникова? Зачем вводится в роман факт двойного убийства?
  9. Опишите переживания Раскольникова после совершения преступления. Какое желание возникло у Раскольникова, когда он после болезни пришел в себя? Почему после трагической смерти Мармеладова Раскольников почувствовал «необъятное ощущение вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни»? Как долго это продолжалось?
  10. Что привело следователя Порфирия Петровича к догадке, что Раскольников - убийца? В чем он видит главную причину преступления Раскольникова? Согласны ли вы с ним или вам ближе точка зрения Д. И. Писарева, утверждавшего, что «причина преступления Раскольникова не в мозгу, а в кармане»?
  11. Почему именно Соню избрал Раскольников, чтобы признаться в преступлении? Какой смысл вносит в роман упоминаемая трижды евангельская притча о воскрешении Лазаря?
  12. Считаете ли вы Лужина и Свидригайлова психологическими двойниками Раскольникова? Что общего у них с Раскольниковым? Кто из них вызывает у вас большее осуждение и почему? Проанализируйте сцену последнего объяснения Дунечки и Свидригайлова. Что приводит Свидригайлова к самоубийству? Как его самоубийство подействовало на Раскольникова?
  13. Роман называется «Преступление и наказание». Какую часть текста занимает описание преступления и сколько отведено описанию наказания? Согласны ли вы с тем, что Раскольников переживает наказание, еще не успев совершить преступление?
  14. Как вы понимаете слова Порфирия Петровича: «Солгал-то он бесподобно, а натуру-то не сумел рассчитать»? И слова Разумихина: «С одной логикой нельзя через натуру перескочить!»
  15. Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского в эпилоге романа: «Он даже не знал того, что новая жизнь недаром ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом,..»? О каком подвиге идет речь? Верите ли вы в нравственное возрождение Раскольникова?
  16. В чем своеобразие психологизма Ф. М. Достоевского? Какими художественными средствами писатель достигает поразительной глубины в раскрытии психологии своих героев? Каково значение авторских ремарок? В чем особенность внутренних монологов героев? Почему в романе много диалогов и каков их характер?
  17. Ф. М. Достоевский в статье о романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» писал: «...зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегните зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из нее самой и что, наконец, законы духа человеческого столь еще неизвестны, столь неведомы науке, что нет и не может быть ни лекарей, ни даже судей окончательных, а есть тот, который говорит: «Мне отмщенье и аз воздам». Согласны ли вы с писателем? Кто из русских писателей высказывал аналогичные мысли?
  18. Один из современников Ф. М. Достоевского назвал его талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим определением? Аргументируйте свою точку зрения.
  19. В эссе о Ф. М. Достоевском «Страшный суд» П. Вайль и А. Генис высказали далеко не бесспорную мысль о том, что можно провести естественные аналогии между персонажами «Мастера и Маргариты» и «Преступления и наказания»: «.. .Роль Порфирия Петровича взяли на себя Воланд с Коровьевым - все тот же принцип справедливости, за который отвечает ведомство сил зла. Соня - это Иешуа с его ослепительным и безжизненным светом добра. Свидригайлов - это, конечно, Пилат, мудрец, знающий цену добру и злу и не желающий выбирать между ними. (Как заманчиво заметить в речи Свидригайлова совершенно случайное упоминание о «проконсуле в Малой Азии» и представить себе Булгакова за чтением этой страницы.)» Разделяете ли вы такую точку зрения? Попытайтесь обосновать свой ответ.

Темы сочинений

  1. Образ «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова.
  2. Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова.
  3. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.
  4. Христианские представления, мотивы, образы в художественном мире романа «Преступление и наказание».
  5. «Красота спасет мир» (Ф. М.Достоевский).
  6. Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского.
  7. Своеобразие портретной характеристики героя в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  8. Отношение автора к герою в романе «Преступление и наказание».
  9. «Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон»? (Противоречивость характера Раскольникова.)
  10. Жанровые особенности романа «Преступление и наказание».
  11. Роль образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии характера Раскольникова.
  12. Самообман Родиона Раскольникова.
  13. «Как же без человека-то прожить!..»
  14. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание».
  15. В чем истинная трагедия Раскольникова.
  16. Мир униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  17. Добро и зло в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  18. Психологические двойники Раскольникова и их роль в романе «Преступление и наказание».
  19. Использование приема антитезы в романе «Преступление и наказание».
  20. Художественные открытия Достоевского-психолога (по одному или нескольким произведениям).
  21. Мои любимые страницы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  22. Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского.
  23. Теория Раскольникова и ее крушение в романе «Преступление и наказание».
  24. Композиция романа «Преступление и наказание» и ее роль в раскрытии основной идеи произведения.
  25. Кем и за что наказан Раскольников.
  26. Жажда красоты и идеала в романах Ф. М. Достоевского.
  27. Образы детей в произведениях Ф. М. Достоевского и их роль в философской и художественной системе писателя.
  28. Символика снов в романе «Преступление и наказание».
  29. «Достоевский - не столько писатель XIX века, сколько XX века» («Все сбылось... по Достоевскому »).
  30. «Тайновидец духа» (высший реализм Достоевского) (Д. С. Мережковский о Ф. М. Достоевском),
  31. «Вы потеряли различие зла и добра...» (О неразрывности веры и нравственности в творчестве Ф. М. Достоевского.)
  32. Больная, но живая душа Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
  33. Тема милосердия и сострадания на страницах романа «Преступление и наказание».
  34. Тема смирения и гордости в творчестве Ф. М. Достоевского.
  35. «Все величие в романе отдано ей...» (Образ Сони Мармеладовой.)
  36. Бессмертные и великие образы души русской в творчестве Ф. М. Достоевского.
  37. Роман «Преступление и наказание» в моей читательской биографии («Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни». Н. Бердяев).
  38. Проблема совести в романе «Преступление и наказание».
  39. Женские характеры в романе «Преступление и наказание».
  40. «Да и горда была, чересчур горда...» (Значение образа Катерины Ивановны, в романе «Преступление и наказание».)
  41. Своеобразие авторских ремарок и их роль в романе «Преступление и наказание».
  42. Своеобразие художественной манеры Ф. М. Достоевского.
  43. Вопрос «что делать?» в романах Ф. М. Достоевского.
  44. «Высшая гармония» и «слезинка ребенка» в романах Ф. М. Достоевского.
  45. Душевная драма Раскольникова.
  46. «Есть один закон - закон нравственный» (Ф. М. Достоевский).
  47. Мысль о высшей ценности и святости человеческой личности на страницах романа «Преступление и наказание».
  48. «Я себя убил, а не старушонку...»
  49. Нравственные ценности семьи Раскольниковых в романе «Преступление и наказание».
  50. Семья Мармеладрвых и ее роль в судьбе Раскольникова.
  51. Портрет как выражение психологии в произведениях Ф. М. Достоевского.
  52. «Когда уж некуда больше идти...»
  53. Внутренняя речь как средство изображения духовной жизни (на примере одного или нескольких персонажей).
  54. Художественное значение интерьеров в романе «Преступление и наказание».
  55. Мое мнение об экранизации (тетральной постановке) «Преступления и наказания» (или другого романа Ф. М. Достоевского).
  56. Как выясняется личность автора в романе «Преступление и наказание»?
  57. Тема любви к людям и стремление к власти над ними в романе «Преступление и наказание».
  58. «Всяк об себе сам помышляет»?
  59. Павел Иванович Чичиков и Петр Петрович Лужин.

Развернутые планы сочинений

Автор и его герой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

...Любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле...
Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы» (Из поучений старца Зосимы)

Человек у Достоевского затевает спор с идеей, из которого он выходит победителем... рабство человека по отношению к идее осуждается Достоевским.
И. Золотусский

I. Достоевский никогда бы не написал своих знаменитых романов, если бы не пробыл «у смерти три четверти часа» и не «был у последнего мгновенья », если бы в кружке Петрашевского не прошел через искушение насильственного изменения общества. Лишь испытав все это на себе, он смог так остро почувствовать опасность власти идеи над человеком. В центре его романов, как правило, находится некая загадочная, таинственная личность, одержимая теорией, идеей (Раскольников, Ставрогин, Иван Карамазов). Однако эти теоретики обычно становятся и жертвами своей идеи.

II. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему, поэтому преступление Родиона Раскольникова автор оценивает не с юридической, а с нравственной стороны. Раскольников по христианским понятиям глубоко грешен. Причем греховность его, с точки зрения Достоевского, не столько в нарушении заповеди «не убий», сколько в гордыне, в презрении к людям («тварям дрожащим», по теории Раскольникова), в желании стать «властелином», «право имеющим проливать кровь по совести». По Достоевскому, первое, главное преступление Раскольников совершил перед Богом, второе (убийство старухи процентщицы и Лизаветы) перед людьми, причем как следствие первого.

III. Исследуя подробно теорию Раскольникова, автор показывает, в какой жизненный тупик привела она героя. Девиз: «Цель оправдывает средства», собственно говоря, является истинной сутью теории Родиона Раскольникова. Во имя спасения своей семьи от нищеты и унижений и для «тысячи других добрых дел» он решает убить отвратительную старушонку и ограбить ее. При этом, однако, Раскольников мучается вопросом, имеет ли он право переступить юридические законы несправедливо устроенного общества. Согласно его теории такое право у него есть. Достоевский, естественно, не согласен с философией Раскольникова и заставляет своего героя самого в ней разувериться.

IV. Ф. М. Достоевский осуждает «наполеоновскую теорию» и преступление Раскольникова, связывая это с идеями материалистической этики. Всем ходом повествования он развенчивает теорию главного героя. Это находит отражение в композиции романа: о преступлении рассказывается в одной части, а о наказании - в пяти. Характер главного героя чрезвычайно противоречив: добрый, отзывчивый на чужое горе, он создает бесчеловечную теорию. Совершив убийство, Раскольников испытывает мучительное ощущение разъединенности с человечеством (от людей его «как ножом отрезало») и принужден сам на себя донести «.. .чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям» (Достоевский, письмо к Каткову).

V. Как же Раскольников постигает ошибочность собственной теории? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину через страдания и веру.

Сюжет романа имеет зеркальный характер: сначала Раскольников отрекается от христианских заповедей, затем совершает убийство - сначала делает признание в убийстве, затем происходит истинное раскаяние, очищение, постижение любви к ближнему, т. е. воскрешение к новой жизни.

VI. Проводником философии автора в романе, несомненно, является Соня Мармеладова. Она воплощение смирения и христианской любви к ближнему. Основа ее жизни - самопожертвование. Во имя любви к ближнему она готова на самые невыносимые страдания. Именно Соня несет в себе ту истину, к которой через мучительные искания должен прийти Родион Раскольников. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она помогает ему превозмочь самого себя и сделать шаг к воскресению.

Проведя своего героя через жесточайшие душевные мучения, автор открывает ему путь к новой жизни. Веруя в искупительную, очищающую силу страдания, в каждом своем произведении вместе со своими героями страдает Достоевский, достигая тем самым изумительной достоверности в исследовании природы человеческой души.

Петербург Достоевского

I. Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Прекрасный и величественный «град Петров» встает со страниц лирики А. С. Пушкина. Петербург для Пушкина - воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России, талантливости ее народа. В произведениях Н. В. Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии («Петербургские повести»). Близок к Гоголю и Петербург некрасовский. Перед читателем разворачиваются картины страданий «униженных» и «обиженных» на фоне чванливых и помпезных «парадных подъездов».

В русской литературе XX века этот дивный и призрачный город воспевали поэты серебряного века: А. Блок, А. Ахматова, А. Белый.

П. Петербург Достоевского - это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его героев. «В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы. Все сконцентрировано и сгущено вокруг человека, «оторвавшегося от божественных первооснов» (Н. Бердяев). Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном духовном пространстве, несколько напоминающем гоголевский и некрасовский город, но еще более жестокий, фантастический и реальный одновременно. Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, закоулки, дворы-колодцы, Сенная и Канава, убогие, темныекомнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы, облитые помоями - вот фон, на котором завязываются конфликты и трагедии «самого петербургского» романа Ф. М. Достоевского - «Преступление и наказание».

III. Внутренняя драма героев романа весьма своеобразным приемом вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие постоянно перебрасывается из душных убогих комнат в шум столичных кварталов. Здесь отсчитывает Раскольников свои роковые 730 шагов до дома старухи процентщицы и затем всенародно кается на Сенной площади, на улице погибает под колесами щегольской коляски Мармеладов, на мостовой истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна, на проспекте перед каланчой сводит счеты с жизнью Свидригайлов.

IV. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка...» Такой образ Петербурга заслоняет в романе

Невы державное теченье, 
Береговой ее гранит,
И львов, и площадь, и того, 
Кто неподвижно возвышался 
Во мраке медною главой...

Прекрасная панорама пушкинского города почти исчезает, сменяясь картиной лишений, отчаяния, картиной страдания безнадежного и бессмысленного.

V. Городской пейзаж в «Преступлении и наказании» - пейзаж психологический. Он органически связан с внутренним миром героев, с их душевным состоянием. Он порождает преступный замысел Раскольникова и предопределяет его мучительную внутреннюю борьбу, его лихорадочные блуждания. В Петербурге, нарисованном в романе Достоевского, жизнь приобретает фантастические, уродливые формы. Реальное кажется подчас кошмарным видением, а бред и сон - реальностью.

VI. Влияние города на психику Раскольникова неоднократно подчеркнуто в романе. Исследователи творчества Достоевского не раз обращали внимание на символику имен, чисел и цвета в романах писателя. В «Преступлении и наказании» основным цветом является желтый: в комнате Раскольникова грязные желтые обои, само лицо героя во время болезни становится желтым, в комнате Сони - желтоватые обои, в кабинете Порфирия Петровича мебель из желтого дерева, лицо следователя темно-желтое; в квартире старухи процентщицы желтые обои, мебель из желтого дерева, картины в желтых рамках, сама старуха носит пожелтевшую кацавейку, на Петровском острове ярко-желтые домики... и т. д. Вообще в романе очень мало красок, и ни один цвет, кроме желтого, не повторяется много раз. Вероятно, это имеет в романе какой-то существенный символический смысл. Критик В. Кожинов сопоставляет слова «желтый» и «желчный». «Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и мира. В этом взаимодействии и кроется тот сложный и напряженный смысл, который приобретает в романе слово «желтый», - пишет В. Кожинов.

Если вспомнить, что «желтый дом» означало - сумасшедший дом, то символика желтого цвета становится очевидной. Ведь недаром же Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших.

VII. Многие блуждания главного героя происходят на закате (мотив заходящего солнца). Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге.

Не соответствующей географическому расположению Петербурга описана летняя жара, которая усиливает вонь распивочных, лето не превращает столицу в «город Солнца», а только усиливает ее гнетущее воздействие на душу. Описание жары, невыносимой духоты приобретает символический смысл. Человек задыхается в этом городе. В душных, темных комнатах погибают надежды и мечты о счастье и рождаются зловещие теории, разрешающие «кровь по совести». На грани безумия оказывается Раскольников, кончает с собой Свидригайлов, сходит с ума Катерина Ивановна. Трагическое ощущение бессмысленности и враждебности жизни отличает описание Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Петербург в «Преступлении и наказании» - город одиночества. Нигде нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Необъяснимый холод чувствует в столице Раскольников. Несчастье обитать в Петербурге ломает судьбы героев, приводит их к предельному отчаянию. Не случайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно располагающих к снам наяву.

Именно сном кажется автору эта неестественная, призрачная жизнь столицы, так разительно не похожая на норму человеческого бытия. Возрождение души Раскольникова немыслимо в такой обстановке, недаром совершенно иной пейзаж возникает в эпилоге романа.

IX. Ф. М. Достоевский считал, что большой город - дьявольское создание цивилизации - имеет на душу человека пагубное влияние. Настойчиво и подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мерзость и смрад, запыленный городской камень, от которого нигде нет спасения. Это неживая материя, которая подавляет, порабощает человека, задыхающегося в этих каменных бесчувственных громадах. «Город - трагическая судьба человека. Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальчестве» (Н. Бердяев).

Тема «маленького человека» в произведениях Достоевского

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия человеческого.
Ф. М. Достоевский

...Жизнь в нас самих, а не во внешнем... Быть человеком между людьми и остаться им навсегда в каких бы то ни было несчастьях, не ныть и не пасть - вот в чем жизнь, в чем задача ее.
Ф. М. Достоевский

I. Протест против социальной несправедливости - традиционная для русских писателей тема. В изображении «маленького человека» проявился величайший гуманизм и демократизм русской классической литературы. Помочь обществу осознать свою ответственность за судьбы тех, кто оказался «на дне» жизни, пробудить в «маленьком человеке» человеческое достоинство - вот что диктовало художнику обращение к этой теме.

П. Трагическая судьба «маленького человека» впервые была отражена в творчестве А.С.Пушкина («Станционный смотритель»), затем гениально продолжена Н. В. Гоголем в «Шинели», где показан ставший классическим тип «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Прямым продолжением этого характера становится Макар Девушкин в «Бедных людях» Ф. М. Достоевского. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - писал он. Придавленный нищетой, бесправием, бедный петербургский чиновник одарен доброй, сострадательной душой и способен на глубокие и сильные чувства. Ф. М. Достоевский не просто продолжает традиции, но страстно протестует против равнодушия и безразличия к судьбе «бедных людей». Он утверждает, что каждый человек имеет право на сочувствие и сострадание. Глубокое осмысление и высокохудожественное воспроизведение трагических сторон жизни увидел В. Г. Белинский в «Бедных людях»: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «ведьэто тоже люди, ваши братья!»

III. Тема униженных и обиженных бедных людей находит свое продолжение в романе «Униженные и оскорбленные», где изображена судьба неповинных и страдающих героев «пасмурной драмы большого города» (Л. Гроссман). Написанный в жанре мелодрамы, роман «Униженные и оскорбленные» рисует злодея-аристократа князя Валковского как воплощение нравственного падения, а его вольные и невольные жертвы показаны духовно просветленными, смиренными и благородными. Особенностью этого романа является то, что здесь Достоевский впервые обвинил в бессердечии и равнодушии к судьбам людей из «низов общества» не только само общество, но и отдельного человека (образ Алеши). Впервые в этом романе появляется у Достоевского тема страдания ребенка (судьба Нелли), которая станет впоследствии ключевой в его творчестве. В своем последнем романе «Братья Карамазовы» писатель устами Ивана скажет, что ему, как и всему человечеству, не нужны всеобщая гармония, всеобщее благоденствие, если в основе их лежит хоть одна слезинка ребенка.

IV. Тема «униженных и оскорбленных» с особой силой прозвучала в романе «Преступление и наказание». Картины беспросветной нищеты одна мрачнее другой раскрываются перед читателем. Действие разворачивается в убогих кварталах, в жалких петербургских трущобах, в зловонных распивочных, на грязных площадях. На таком фоне рисуется жизнь Мармеладовых. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой Родиона Раскольникова, В романе создано обширное полотно безмерных человеческих мук, страданий и горя. Пристально и пронзительно вглядывается писатель в душу «маленького человека» и открывает в нем огромное духовное богатство, душевную щедрость и внутреннюю красоту, не истребленные невыносимыми условиями жизни. Красота души «маленького человека» раскрывается прежде всего через способность любить и сострадать. В образе Сонечки Мармеладовой Достоевский раскрывает такую великую душу, такое «вместительное сердце», что читатель преклоняется перед ней.

V. В «Преступлении и наказании» Достоевский с особенной силой развивает мысль об ответственности конкретной личности за судьбы обездоленных. Общество должно быть устроено на таких началах, чтобы исключить подобные явления, но и каждый человек обязан сострадать, помогать тому, кто оказался в трагических обстоятельствах. Убийца Родион Раскольников, сам задавленный бедностью, не может пройти мимо трагедии семьи Мармеладовых и отдает им свои жалкие гроши. Закоренелый циник и злодей Свидригайлов устраивает судьбу осиротевших детей Мармеладовых. Это по-христиански, так должен действовать человек. В этой дорогой для Ф. М. Достоевского мысли заключен истинный гуманизм великого писателя, утверждавшего, что естественное состояние человека и человечества - единение и братство и любовь.

VI. В своих последующих романах, к каким бы проблемам Ф. М. Достоевский ни обращался, он не перестает тревожить людские сердца рассказами о судьбах обездоленных и униженных. И в «Бесах», и в «Братьях Карамазовых» эта тема возникает вновь и вновь. Потрясенный Дмитрий Карамазов, рыдая, говорит: «.. .В унижении, в унижении и теперь. Страшно много человеку на земле терпеть, страшно много ему бед!» Он хочет знать, «почему бедны люди», «почему бедно дите», почему люди «не обнимаются, не целуются, не поют песен радостных...». И он хочет вступить в борьбу с этим злом, «чтоб не было вовсе слез от сей минуты».

Потрясает душу история семьи отставного штабс-капитана Снегирева, отца Илюшечки - «славного, доброго и храброго мальчика», восставшего за честь и обиду отцовскую. В финальной сцене своего последнего романа Ф. М. Достоевский изображает, как из многоликой любви - Илюшечки к своему оскорбленному и гонимому отцу, сверстников - к памяти этого маленького героя, Алеши Карамазова - к ним ко всем - вырастает уверенность в том, что даже смерть не в состоянии их разлучить. На могильном Илюшином камне, как на живом основании, созидается соединение человеческих сердец в «добром и хорошем чувстве», рождается вера в любовное соединение людей. Похороны Илюшечки, речь Алеши - это страницы, не имеющие себе равных не только в русской, но и в мировой литературе. Величие «маленького человека», призыв к людям соединиться «в добром и хорошем», признание духовности человека как его высшего достоинства, вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем самом - вот главные черты миропонимания Достоевского, писателя-гуманиста.

Краткая библиография

Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. - М., 1985.
Пояснения к тексту романа, которые помогают глубже понять произведение. Автор знакомит читателя с эпохой, деталями ее быта, историческими и культурными событиями, повлиявшими на писателя в процессе работы над романом. Раскрывается символика цвета и чисел, а также собственных имен в романе.

Долинина Н. Г. Предисловие к Достоевскому. - Л., 1980.
Своеобразный обзор жизни и творчества Ф. М. Достоевского, который предстает перед читателем как тончайший психолог, исследователь человеческой души с целой системой философских и эстетических взглядов.

Карякин Ю.В. Самообман Раскольникова. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». - М., 1976.
Анализируются проблемы восприятия романа «Преступление и наказание» современными школьниками. Автор предостерегает читателя от прямолинейной логики, нередко оправдывающей преступление Раскольникова бедностью, безвыходным положением, влиянием среды и т. д.

Мережковский Д. С. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М., 1995.
Сопоставление мировоззрений двух великих писателей. Весьма своеобразная трактовка образа Раскольникова, парадоксальные суждения о его преступлении.

Цвейг С. Достоевский//Собр. соч. В 6т. Т. 6. - Тула, 1994.
Эссе о значении судьбы, личности и творчества Достоевского в мировой литературе.

ТрифоновЮ. В. Как слово наше отзовется. - М., 1985.
О своеобразии восприятия творчества Ф. М. Достоевского читателем середины XX века, о сложности, противоречивости судеб романов Ф. М. Достоевского.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru