2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

800 диктантов по русскому языку

9 класс

Диктанты для самостоятельной работы

202.

Ярким со..нцем в л..су пл..м..неет костёр
И сж..маясь трещит м..ж..евел..ник;
Точ..но паяных гигантов ст..лпивш..йся хор
Р..скр..сневш..сь ш..та..тся ел..ник.
Я и думать забыл про х..лодную ноч..
До к..стей и до сер..ца пр..грело;
Что смущ..ло к..лебл..сь умчал..ся проч..
Бу..то искры в дыму ул..тело.
Пусть на зор..к.. всё ниже спускаясь дымок
Над з..лою замрёт с..р..тливо;
Долго (долго) до поздней п..ры огонёк
Будет тепл. .т. .ся скупо л. .ниво.
(А. Фет.)

203. В п..сёлк..

П..сёл..к пробуждался рано. Едва зар..з..вело небо как на южн..й окра..н.. где двумя р..дами ст..яли д..ма закричали п..тухи. Через минуту им откликнулись п..тухи с (М, м)..сковской (К, к)убанской и других ул..ц. П..тухи п..ют долго с..м..з..бвен..о и пр..тихшая омытая первым майским д..ждём степь слуша..т п..туш..ное пен..е бл..г..г..вейно как м..литву. А когда наг..л..сивш..сь п..тухи замолкают п.. л..вина взросл..го н..с..ления п..сёлка уже на н..гах. Хлопают двери закутков скр..пят в..рота гусин..ых загонов звяк..ют вёдра и п..дойники. (С. Крутилин.)

204. Игум..некая келья

Игум..некая кел..я п..х..дила на все другие бра..ские кел..и с тою разн..цей что окна у неё были обр..ш..ч..н..ы ж..лезом и дверь была обита то (же) ж..лезом. В кел.. ст..яли пр..сты.. д..р..вян..ы.. ла..ки т..кой (же) стол и д..р..вян..ая кр..вать игум..н спал на голых досках. Единств..н..ую роск..ш.. с..ст..влял к..от в п..редн..м углу сикон..ми в д..р..гих окладах. У..кое окно пробитое в ст..не кр..п..с..ной т..лщ..ны открывало вид на весь м..н..стырский двор так что игум..н мог каждую м..нуту вид..ть что дел..т..ся у него во дв..ре. (Д. Мамин-Сибиряк.)

205. (А, а)лавердинский храм

Если (н..) обман..вала даль сн..г..вой хр..бет приблизился на р..с..т..янье выстр..ла. В..ч..рело. Ле..че р..зл..чались т..перь о..дельные горные ярусы одет..е в лес в з..лёный войл..к (А, а)льпийских лугов в роз..вое обл..чко в з..яющ.. (н..) что. В..обр..жение п..след..ват..льно р..с..еляло на них м..нахов п..стухов орлов и анг..лов. Скоро в..дение зав..лилось за н..двинувш..еся (с) лев., как (бы) в..рблюж..ей шкурой обт.,нутые х..лмы. Р..зг..воры затихли. Быстрый веч..р б..жал (на) встречу по ст..р..нам д..рог.. п..в..сали подмыт., туманом к..п..рисы. Вдруг из(за) оливк..вой рощ.. вым..хнул строгий куб (А, а)лавердинского храма с охвач..н..ой закатом ш..тровой кровл..й. (Л. Леонов.)

206. Наше будущ..

В м..ей л..дон.. ог..бая пал..ц за пальц..м ук..зат..льный средний без..млн..ый вр..ща..тся крохотная пл..нета. Мож..т быть она п..хожа на (М, м)арс? Так (же) красна и таинствен..а. Только есть (ли) на (М, м)арс.. ж..знь я (не) знаю. А здесь я её вижу в кажд..м п..в..рот., и отбл..ск.. . Бол..е того я вижу ж..знь какой она была в моём де..тве в к..торое я пр..ш..л из с..годня и какова она с..годня когда я вижу её из де..тва. И п..жалуй мне (н..) р..згл..деть какова буд..т ж..знь когда такую возможность взгл..нуть на своё де..тво по-луч..т мой сынишка став взрослым. Хотя будущ.. завис..т от нас о..цов и от того какими вырастут наши дети. (Г. Кочетков.)

207. Фокус

Стр..льба вызвала панику на ..сфальт.. во дв..ре. Но длилась эта стрельба очень (н..)долго и сама собою стала затихать. Дело в том что (н..) к..ту (н..)пр..шедшим она (н..) пр..ч..нила (н..)какого вреда. (Н..) кто (и..) ..к..зался (н..) только убит но даже ран..н все в том числе и кот ..стались с..в..ршен..о (н..)вр..димыми. Кто(то) из пр..шедших чтобы это ..к..н..чательно проверить выпустил штук пять в гол..ву ..каян..ому ж..вотн..му и кот бойк.. ответил целой ..бойм..й. И то (же) самое (н..) какого вп..чатления (н..) (на)кого (н..) произвело. Кот п..качивался на люстр.. р..змахи к..торой всё уменьшались дуя зачем (то) в дуло браунинга и плюя себе на лапу. У ст..ящих (в)низу в м..лчани.. на лицах появилось выражение полного (н..)доумения. Это был единствен..ый или один из единствен..ых случ..й когда стр..льба ..каз..валась с..в..ршен..о (н..)действительной. Можно было к..неч..но допустить что браунинг к..та какой (нибудь) игруш..ч..ный но о маузерах пр..шедших этого уж (н..) как нельзя было сказать. Первая (же) рана к..та в чём (уж) ясно (не) было (н..) малейшего с..мнения, была (н..) чем иным, как фокус..м... (По М. Булгакову.)

208. Лето императрицы Екатерины

Лето 1775 года императрица Екат..рина пр..в..дила в окрес..н..стях (М, м)осквы (с)перв.. в ст..рин..ом с..ле (К, к)оломенском потом в купл..нном у князя (К, к)антемира с..ле (Ч, ч)..рная (Г, г)рязь. П..следнее в чес..ть новой х..зяйки, было назв..н..о (Ц, ц)ариц..н..м и со врем..н..м, по её мысл.., должно было з..нять место (П, подмосковного (Ц, ц)арского (С, с)ела. У опушк.. густого леса ср..ди пр..рубл..н..ых в..к..веч..ных клёнов и дубов был (на) скоро выстро..н двух..этажный д..р..вян..ый дв..рец, с (кое) какими служб..ми скотным и птич..им дв..рами. Из окон нов..го дв..рца имп..ратрица люб..валась рядом обш..рных глубоких прудо.. окруж..н..ых л..систыми Хелмами. На (н..)оглядных скош..нных лугах к..п..шились белые рубахи косц..в и красные и синие понёвы гребщиц. За этими лугами в..днелись другие ещ.. (н..) тронутые к..сой цв..тущие луга. Далее чернели (све-же)р..спахан..ые нивы уп..ра..шиеся в новые з..лёные х..лмы и луга. И всё это з..л..тилось и с..греВалось б..з..блач..ным вешним (3, с)десь ж., лось просто и пр..вольно. В (на)скор.. пр..Неровл..н..ые весь день р..скрытые окна нес..я зап..х сена и л..сной др..в..сины. В них н..л..тали с р..ки ласт..ЧеКИ с луго.. стр..козы и м..тыльки. Свита (с) утра р..с..ыпалась по лесу с..б..рала цв..ты и грибы л..вила в прудах рыбу к..талась по ..крес..ным п..лям. (Г.Данилевский.)

209. С..мейная идил..ия

Из г..мназии Никитин ш..л на ч..с..ные уроки и когда (на) кон..ц, в ш..стом ч..су в..звр..щался домой то чу..ств..вал и рад..сть и тр..вогу как (буд) (то) (н..) был дома целый го.. . Он вб..гал по лес..н..ц.. з..пыха..шись н..х..дил Маню обн..мал её ц..ловал и клялся что люб..т её жить без неё (н..) может ув..рял что страшно с..скучился и со страх..м спрашивал её (з, с)д..рова ли она и (от) чего у неё такое (н..) в..сёлое лицо. Потом (в)двоём обедали. После обеда он л..жился в к..бинет.. на д..ван и курил а она с..дилась возле и р..с..каз..вала (в) (пол)г..лоса. Самыми сч..с..ливыми днями у н..го были т..перь в..скр..сен..я и праздники, когда он (с) утра и (до) веч..ра ..ст..вался дома. В эти дни он пр..н..мал уч..стие в наивной но (н..) обыкн..вен..о пр..ятной ж..зн.. н..п..м..навшей ему пастуш..ские идил..ии. Он (н..) п..р..ставая наблюдал, как его р..з..умная и п..л..жительная Маня устра..вала гн..здо и сам то (же) ж..лая п..казать что он (н..) лишний в дом., делал что (нибудь) б..сп..лезное например выкат..вал из сарая ш..р..бан и ..гляд..вал его со всех ст..рон. Манюся з..в..ла от трёх коров настоящее м..лоч..ное х..зяйство, и у неё в погр..б.. и на п..гр..биц.. было много ку..шинов с м..л..ком и г..рш..ч..ков со см..таной. (А Чехов.)

210. Люди и боги

Как (н..) м..гущ..ствен..ы боги, но в греч..ских приданиях о подвигах г..ро..в ч..л..век (н..) ре..ко из..бр..ж..н лучше зн..чит..льнее вышеб..гов. В эт..м сказал..сь правильное р..алистич..ское ч..т..е древних народных поэтов. Б..с..мертные, веч..ные боги из..бр..жены (с..бя)любивыми и ж..стокими. Они л..ш..ны высоких и бл..г..родных ч..д..веч..ских черт н..ст..ящей (само)..тверж..н..ой любви к с..м..е к друз..ям. Они (н..) могут отдать ж..з..нь за в..ликое дело как отд..вали люди г..рои (И,и)лиады. Боги (н..) с..в..рша..т подвигов им это (н..) нужно они разве лиш.. п..м..га..т или вр..дят людям по сво..й прихоти. Наконец они л..ш..ны одного из выс..чайших чу..ств ч..л..века любви к родин.. . У них нет родины. Душевный мир людей из..бр..ж..н г..раздо сл..жней и б..гаче. Г..рои г..меровских п..эм (н..) сказоч..ные образы а ж..вые люди. Им свойств..н..ы многие ч..л..веч..ские слаб..сти но они часто способны и на в..ликие душевные движения. Одис..ей (н..) только (н..) сказан..о умён и хитёр он быва..т лукав в св..ю пользу но он (н..) брос..т товарища в б..де (н..) отступ..т перед опас..н..стью. (Е. Тудоровская.)

211. Из жизн.. (Ч, ч)ичикова

На другой день (Ч, ч)ичиков отправился на ..бед и веч..р к (п..лицей)мейстеру где с трёх ч..сов после ..беда з..сели в вист и играли до двух ч..сов ночи. Там между прочим он п..знакомился с п..мещ..к..м (Н, н)оздрёв..м ч..л..веком лет тридцати р..збитным малым к..торый ему после трёх ч..тырёх слов нач..л г..в..рить ты. С (п..лицей)мейстером и пр..курор..м (Н, н)оздрёв то(же) был на ты и обращался (по)дружески но когда сели играть в б..льшую игру (п..лицей)мейстер и прокурор чр..звыч..йно вн..мат..льно р..с..матр..вали его взятки и сл..дили почти за всякою карт..ю с к..торой он х..дил. На другой день (Ч, ч)ичиков пр..вёл веч..р у пр..дс..дат..ля палаты к..торый пр..н..мал г..стей своих в х..лат.. (н..) сколько з..масл..н..ом и в том числе двух каких (то) дам. Потом был на веч..р.. у (вице)губ..рнат..ра на болып..м обеде у откупщика на (н..) болып..м обеде у прокурора к..торый впроч..м стоил больш..го на з..куск.. после обедни дан..ой г..р..дским главою к..торая то(же) стоила обеда. Слов..м (н..) одного часа (н..) пр..х..дилось ему ..ст..ват..ся дома и в г..стин..ицу пр..езжал он с тем только что (бы) заснуть. Пр..езжий во всём как (то) умел найтит..ся и п..казал в себе опытного светского ч..л..века. (Н. Гоголь.)

212. На б..р..гу (М, м)осквы (р..ки)

В т..ни высок..и липы на б..р..гу (М, м)осквы (р..ки) (н..Далеко от (К, к)унц..ва в один из самых жарких летних дней 1853 года л..жали на тр..ве два м..л..дых ч..л..века. Один (на) вид лет два..ц..ти (трёх) выс..к..го роста (ч..рн..)мазый с острым и (н..)много кривым нос..м высоким лбом и сдерж..н..ою улы..кой на ш..роких губах л..жал на спине и з..думч..во гл..дел (в) даль (с) л..гк.. пр..щурив свои (н..) большие серые гла..ки другой л..жал на груди п..дп..рев об..ими руками кудрявую б..локурую гол..ву и то (же) гл..дел куда (то) (в) даль. Он был тр..мя г..дами старше св..его т..варища но к..зался г..раздр м..ложе усы его едва пр..бились и на п..дб..родк.. вился лёгкий пух. Было что (то) (детски) миловидное что (то) (пр..вл..кат..льно) изящное в мелких ч..ртах его свеж..го круглого лица в его сладких карих гл..зах кр..сивых выпуклых гу..ках и белых руч..ках. Всё в нём дышало сч..с..ливою в..сёл..ст..ю (з,с)д..ров..я дышало мол..д..ст..ю б..спеч..н..ст..ю (само) надеян..ост..ю избалован..ост..ю прел..ст..ю мол..д..ст.. . Он и п..в..дил глазами и улыбался и п..дп..рал гол..ву как это дела..т мал..ч..ки к..торые зна..т что на них охотно з..гляд..ва..тся. (И. Тургенев.)

213. В..звр..щение Пьера к новой ж..зн..

Было м..розн.. и ясно. Над грязными (полу)тёмными ул..ц..ми над ч..рными крыш..ми ст..яло тёмное звёз..ное небо. Пьер только глядя на небо (н..) чу..ств..вал оскорбит..льной низ..сти всего з..много в ср..внени.. с вые..тою на к..торой находилась его душа. При в..езд.. на (А, а)рба..кую площ..дь огромное пространство звёз..ного тёмного неба открылась глазам Пьера. Почти в с..р..дин., этого неба над (П, п)р..чист..неким бульварам окруж..н..ая обсыпан..ая со всех ст..рон звёздами но отличаясь от всех близ..ст..ю к з..мле белым свет..м и длин..ым поднятым (к) верху хв..стом ст..яла огромная яркая к..мета 1812 года та самая к..мета к..торая пр..дв..щала как г..в..рили всякие ужасы и к..нец света. Но в Пьере светлая зв..зда эта с длин..ым лучистым хв..стом (н..) возбуждала (н..) какого страшного чувства. Напротив Пьер рад..с..но мокрыми от слез глазами см..трел на эту светлую зв..зду. Пьеру казал..сь что эта звезда (в)п..лне отвечала тому что было в его р. .сцветшей к новой жизн.. р..зм..гч..н..ой и ободрён..ой душе. (По Л. Толстому.)

214. Пер..д д..рогой

М..ня (н..) вольно п..разила сп..собн..сть русского ч..л..века пр..м..нят..ся к обыч..ям тех н..родов ср..ди к..торых ему случа..т..ся ж..ть (н..) знаю д..стойно порицания или п..хвалы это свойство ума только оно д..каз..ва..т (н..) им..верную его гибк..сть и пр..су..твие этого ясного (з, с)дравого смысла к..торый пр..ща..т зло везде где вид..т его (н..)обх..дим..сть или (н..) в..зможн..сть его ун..чт..жения. Между тем чай был выпит (д..вно) з..пр..ж..н..ые кони пр..дрогли на сн..гу месяц бл..днел на западе и г..тов уже был п..грузит..ся в ч.,рные свои тучи в..сящие на дальних в..ршинах как кл..ч..ки р..зодран..ого зан..в..са мы вышли из сакли. В..пр..ки пр..дск..занию м..его спутника п..года прояснилась и об..щала нам тихое утро х..р..воды звёзд чудными узорами сплетались на д..лёк..м (небо) склон., и одна за другою гасли по мере того как бл..дн..ватый отбл..ск в..стока разливался по (темно) лиловому своду оз..ряя п..ст..пен..о крутые отлог..сти гор п..крытые де..ствен..ыми сн..гами. (На) прав., и (на)лев.. ч..рнели мрач..ные тайнств..н..ые пропусти и туманы клубясь и изв..ваясь как змеи сп..лзали туда по м..рщинам с..седних скал буд (то) чу..ствуя и пугаясь приближения дня. (М. Лермонтов.)

Диктанты-ключи

К тексту 202.

Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр,
И, сжимаясь, трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник.
Я и думать забыл про холодную ночь, —
До костей и до сердца прогрело;
Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,
Будто искры в дыму, улетело.
Пусть на зорьке, всё ниже спускаясь, дымок
Над золою замрёт сиротливо;
Долго-долго, до поздней поры, огонёк
Будет теплиться скупо, лениво.
Фет.)

(60 слов. Правописание безударных гласных в корне слова, чередующихся гласных в корне слова, согласных, ь, личных окончаний глаголов, сложных слов; употребление знаков препинания при обособленных членах предложения и в сложном бессоюзном предложении.)

К тексту 203. В посёлке

Посёлок пробуждался рано. Едва зарозовело небо, как на южной окраине, где двумя рядами стояли дома, закричали петухи. Через минуту им откликнулись петухи с Московской, Кубанской и других улиц. Петухи поют долго, самозабвенно, и притихшая, омытая первым майским дождём степь слушает петушиное пение благоговейно, как молитву. А когда, наголосившись, петухи замолкают, половина взрослого населения посёлка уже на ногах. Хлопают двери закутков, скрипят ворота гусиных загонов, звякают вёдра и подойники. (С. Крутилин.)

(75 слов. Правописание прописных букв, безударных гласных в корне слова, н и нн в разных частях речи; употребление знаков препинания при однородных членах предложения, обособленных членах предложения, сравнительных оборотах, в сложноподчиненном предложении.)

К тексту 204. Игуменская келья

Игуменская келья походила на все другие братские кельи, с тою разницей, что окна у неё были обрешечены железом и дверь была обита тоже железом. В келье стояли простые деревянные лавки, такой же стол и деревянная кровать: игумен спал на голых досках. Единственную роскошь составлял киот в переднем углу с иконами в дорогих окладах. Узкое окно, пробитое в стене крепостной толщины, открывало вид на весь монастырский двор, так что игумен мог каждую минуту видеть, что делается у него во дворе. (Д. Мамин-Сибиряк.)

(79 слов. Правописание безударных гласных в корнях слов, н и нн в суффиксах имен прилагательных и причастий, окончаний имен существительных, прилагательных и причастий. Употребление знаков препинания при обособленных членах предложения, в сложноподчиненном и в сложном бессоюзном предложениях.)

К тексту 205. Алавердинский храм

Если не обманывала даль, снеговой хребет приблизился на расстоянье выстрела. Вечерело. Легче различались теперь отдельные горные ярусы, одетые в лес, в зелёный войлок альпийских лугов, в розовое облачко, в зияющее ничто. Воображение последовательно расселяло на них монахов, пастухов, орлов и ангелов. Скоро видение завалилось за надвинувшиеся слева, как бы верблюжьей шкурой обтянутые холмы. Разговоры затихли. Быстрый вечер бежал навстречу, по сторонам дороги повисали подмытые туманом кипарисы. Вдруг из-за оливковой рощи вымахнул строгий куб Алавердинского храма с охваченной закатом^шатровой кровлей. (Л. Леонов.)

(80 слов. Правописание безударных гласных в корне слова, приставок, ь, наречий; употребление знаков препинания при однородных членах предложения, в сложноподчиненном предложении.)

К тексту 206. Наше будущее

В моей ладони, огибая палец за пальцем — указательный, средний, безымянный, — вращается крохотная планета. Может быть, она похожа на Марс? Так же красна и таинственна. Только есть ли на Марсе жизнь — я не знаю. А здесь я её вижу в каждом повороте и отблеске. Более того, я вижу жизнь, какой она была в моём детстве, в которое я пришёл из сегодня, и какова она сегодня, когда я вижу её из детства. И, пожалуй, мне не разглядеть, какова будет жизнь, когда такую возможность — взглянуть на своё детство — получит мой сынишка, став взрослым. Хотя будущее зависит от нас, отцов, и от того, какими вырастут наши дети. (Г. Кочетков.)

(103 слова. Правописание прописной буквы, окончаний имен существительных, н и нн в прилагательных и причастиях; употребление знаков препинания в конце предложения, при вводных словах, обособленных членах предложения, уточнениях, в сложноподчиненных предложениях.)

К тексту 207. Фокус

Стрельба вызвала панику на асфальте во дворе. Но длилась эта стрельба очень недолго и сама собою стала затихать. Дело в том, что ни коту, ни пришедшим она не причинила никакого вреда. Никто не оказался не только убит, но даже ранен; все, в том числе и кот, остались совершенно невредимыми. Кто-то из пришедших, чтобы это окончательно проверить, выпустил штук пять в голову окаянному животному, и кот бойко ответил целой обоймой. И то же самое — никакого впечатления ни на кого не произвело. Кот покачивался на люстре, размахи которой всё уменьшались, дуя зачем-то в дуло браунинга и плюя себе на лапу. У стоящих внизу в молчании на лицах появилось выражение полного недоумения. Это был единственный, или один из единственных, случай, когда стрельба оказывалась совершенно недействительной. Можно было, конечно, допустить, что браунинг кота — какой-нибудь игрушечный, но о маузерах пришедших этого уж никак нельзя было сказать. Первая же рана кота, в чём уж, ясно, не было ни малейшего сомнения, была не чем иным, как фокусом... (По М. Булгакову.)

(161 слово. Правописание безударных гласных в корне слова, согласных, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и глагольных форм, н и нн в словах, ь, наречий, частиц, частицы не—ни, гласных после шипящих; употребление знаков препинания в простом осложненном, в сложноподчиненном и в сложном бессоюзном предложениях.)

К тексту 208. Лето императрицы Екатерины

Лето 1775 года императрица Екатерина проводила в окрестностях Москвы, сперва в старинном селе Коломенском, потом в купленном у князя Кантемира селе Чёрная Грязь. Последнее, в честь новой хозяйки, было названо Царицыном и со временем, по её мысли, должно было занять место подмосковного Царского Села. У опушки густого леса, среди прорубленных вековечных клёнов и дубов был наскоро выстроен двухэтажный деревянный дворец, с кое-какими службами, скотным и птичьим дворами. Из окон нового дворца императрица любовалась рядом обширных, глубоких прудов, окружённых лесистыми холмами. На неоглядных скошенных лугах копошились белые рубахи косцов и красные и синие понёвы гребщиц. За этими лугами виднелись другие, ещё не тронутые косой, цветущие луга. Далее чернели свежераспаханные нивы, упиравшиеся в новые зелёные холмы и луга. И всё это золотилось и согревалось безоблачным вешним солнцем. Здесь жилось просто и привольно. В наскоро приноровленные, весь день раскрытые окна нёсся запах сена и лесной древесины. В них налетали с реки ласточки, с лугов стрекозы и мотыльки. Свита с утра рассыпалась по лесу, собирала цветы и грибы, ловила в прудах рыбу, каталась по окрестным полям. (Г. Данилевский.)

(175 слов. Правописание безударных гласных в корне слова, согласных, приставок, правописание корней с чередующимися гласными, согласных, гласных после шипящих и ц, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и глагольных форм, ь, н и нн в словах, наречий и частиц; употребление знаков препинания в простом осложненном, в сложном бессоюзном предложениях.)

К тексту 209. Семейная идиллия

Из гимназии Никитин шёл на частные уроки и когда, наконец, в шестом часу возвращался домой, то чувствовал и радость и тревогу, как будто не был дома целый год. Он вбегал по лестнице, запыхавшись, находил Маню, обнимал её, целовал и клялся, что любит её, жить без неё не может, уверял, что страшно соскучился, и со страхом спрашивал её, здорова ли она и отчего у неё такое невесёлое лицо. Потом вдвоём обедали. После обеда он ложился в кабинете на диван и курил, а она садилась возле и рассказывала вполголоса. Самыми счастливыми днями у него были теперь воскресенья и праздники, когда он с утра и до вечера оставался дома. В эти дни он принимал участие в наивной, но необыкновенно приятной жизни, напоминавшей ему пастушеские идиллии. Он, не переставая, наблюдал, как его разумная и положительная Маня устраивала гнездо, и сам тоже, желая показать, что он не лишний в доме, делал что-нибудь бесполезное, например выкатывал из сарая шарабан и оглядывал его со всех сторон. Манюся завела от трёх коров настоящее молочное хозяйство, и у неё в погребе и на погребице было много кувшинов с молоком и горшочков со сметаной. (А. Чехов.)

(184 слова. Правописание безударных гласных в корне слова, согласных, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и глагольных форм, ь, гласных после шипящих и ц, наречий, союзов и частиц; употребление знаков препинания в простом осложненном, в сложносочиненном и в сложноподчиненном предложениях.)

К тексту 210. Люди и боги

Как ни могущественны боги, но в греческих преданиях о подвигах героев человек нередко изображён лучше, значительнее, выше богов. В этом сказалось правильное, реалистическое чутьё древних народных поэтов. Бессмертные, вечные боги изображены себялюбивыми и жестокими. Они лишены высоких и благородных человеческих черт — настоящей, самоотверженной любви к семье, к друзьям. Они не могут отдать жизнь за великое дело, как отдавали люди — герои «Илиады». Боги не совершают подвигов, им это не нужно; они разве лишь помогают или вредят людям по своей прихоти. Наконец, они лишены одного из высочайших чувств человека — любви к родине. У них нет родины. Душевный мир людей изображён гораздо сложней и богаче. Герои гомеровских поэм не сказочные образы, а живые люди. Им свойственны многие человеческие слабости, но они часто способны и на великие душевные движения. Одиссей не только «несказанно умён и хитёр»; он бывает лукав в свою пользу; но он не бросит товарища в беде, не отступит перед опасностью. (Е. Тудоровская.)

(149 слов. Правописание безударных гласных в корне слова, согласных, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, ь и прописных букв, наречий, союзов, частиц; употребление знаков препинания в простом осложненном, в сложносочиненном, в сложноподчиненном и в сложном бессоюзном предложениях, постановка кавычек.)

К тексту 211. Из жизни Чичикова

На другой день Чичиков отправился на обед и вечер к полицеймейстеру, где с трёх часов после обеда засели в вист и играли до двух часов ночи. Там, между прочим, он познакомился с помещиком Ноздревым, человеком лет тридцати, разбитным малым, который ему после трёх-четырёх слов начал говорить «ты». С полицеймейстером и прокурором Ноздрёв тоже был на «ты» и обращался по-дружески; но когда сели играть в большую игру, полицеймейстер и прокурор чрезвычайно внимательно рассматривали его взятки и следили почти за всякою картою, с которой он ходил. На другой день Чичиков провёл вечер у председателя палаты, который принимал гостей своих в халате, несколько замасленном, и в том числе двух каких-то дам. Потом был на вечере у вице-губернатора, на большом обеде у откупщика, на небольшом обеде у прокурора, который, впрочем, стоил большого; на закуске после обедни, данной городским главою, которая тоже стоила обеда. Словом, ни одного часа не приходилось ему оставаться дома, и в гостиницу приезжал он с тем только, чтобы заснуть. Приезжий во всём как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. (Н. Гоголь.)

(171 слово. Правописание безударных гласных в корне слова, согласных, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, ь, прописных букв и кавычек, наречий, союзов и частиц; употребление знаков препинания в простом осложненном, в сложносочиненном и в сложноподчиненном предложениях.)

К тексту 212. На берегу Москвы-реки

В тени высокой липы, на берегу Москвы-реки, недалеко от Кунцева, в один из самых жарких летних дней 1853 года лежали на траве два молодых человека. Один, на вид лет двадцати трёх, высокого роста, черномазый, с острым и немного кривым носом, высоким лбом и сдержанною улыбкой на широких губах, лежал на спине и задумчиво глядел вдаль, слегка прищурив свои небольшие серые глазки; другой лежал на груди, подперев обеими руками кудрявую белокурую голову, и тоже глядел куда-то вдаль. Он был тремя годами старше своего товарища, но казался гораздо моложе; усы его едва пробились, и на подбородке вился лёгкий пух. Было что-то детски-миловидное, что-то привлекательно изящное в мелких чертах его свежего, круглого лица, в его сладких карих глазах, красивых, выпуклых губках и белых ручках. Всё в нём дышало счастливою весёлостью здоровья, дышало молодостью — беспечностью, самонадеянностью, избалованностью, прелестью молодости. Он и поводил глазами, и улыбался, и подпирал голову, как это делают мальчики, которые знают, что на них охотно заглядываются. (И. Тургенев.)

(158 слов. Правописание безударных гласных в корне слова, корней с чередующимися гласными, согласных, гласных после шипящих, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и глагольных форм, н и нн в словах, сложных слов, наречий, союзов, частиц; употребление знаков препинания в простом осложненном, в сложносочиненном, в сложноподчиненном и в сложном бессоюзном предложениях.)

К тексту 213. Возвращение Пьера к новой жизни

Было морозно и ясно. Над грязными, полутёмными улицами, над чёрными крышами стояло тёмное звёздное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь огромное пространство звёздного тёмного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окружённая, обсыпанная со всех сторон звёздами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив, Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягчённой и ободрённой душе. (По Л. Толстому.)

(144 слова. Правописание безударных гласных в корне слова, согласных, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и глагольных форм, н и нн в словах, ь и прописных букв, наречий, союзов и частиц; употребление знаков препинания в простом осложненном и в сложноподчиненном предложениях.)

К тексту 214. Перед дорогой

Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения. Между тем чай был выпит; давно запряжённые кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уже был погрузиться в чёрные свои тучи, висящие .на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса; мы вышли из сакли. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звёзд чудными узорами сплетались на далёком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по тёмно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. (М. Лермонтов.)

(158 слов. Правописание безударных гласных в корне слова, согласных, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и глагольных форм, сложных слов, н и нн в словах, ь, наречий, союзов и частиц; употребление знаков препинания в простом осложненном, в сложносочиненном, в сложноподчиненном и в сложном бессоюзном предложениях.)

Диктанты с грамматическим заданием

215. Вечер

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнем.
(А Фет.)

(53 слова. Употребление знаков препинания при однородных членах предложения, уточнении, сравнительных оборотах, в сложносочиненном и в сложном бессоюзном предложениях.)

Задание Выполните синтаксический разбор первого предложения, указав, какими частями речи выражены все его члены.

216. На прииске

Таинственность этой экспедиции заинтересовала меня, и я с тревогой стал дожидаться её исхода. Прииск спал мёртвым сном; ночь была тёмная, нигде не мелькало ни одного огня. Время тянулось с убийственной медленностью, и часовая стрелка точно остановилась. Прошло десять минут, четверть часа, двадцать минут, — мне сделалось просто душно в конторе, и я вышел на крыльцо. Осенняя беспросветная мгла висела над землёй, и что-то тяжёлое чувствовалось в сыром воздухе, по которому проносились какие-то серые тени; может быть, это были низкие осенние облака, может быть — создания собственного расстроенного воображения. Я напрасно прислушивался к охватившей весь прииск тишине — ни один звук не нарушал её, точно всё замерло кругом. (Д. Мамин-Сибиряк.)

(104 слова. Употребление знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.)

Задание Выполните синтаксический разбор последнего предложения, составьте его схему.

217. Ночное

Зарывшись в тёплую душистую солому по самые плечи, Андрей лежал на высоком омёте и смотрел в беззвёздное небо. Над головой бесшумно плыли низкие облака. Тяжелые, серые, они, казалось, холодными своими подбрюшьями касались его лица. По сникшим, сонным хлебам, подступившим вплотную к стану, прокатывались шелестящие волны. Андрею чудилось, что он улавливает укоризненно-тревожный шёпот колосьев. И вдруг из глухой ночной тьмы, почти над самым омётом, возникла вереница гусей. Они летели ленивой, сытой раскачкой, по-ночному, еле слышно, гогоча, и, точно боясь потеряться, касались друг друга крыльями. Увидев за скирдой жаркий костёр, они с испуганным криком взмыли, но тут же успокоились и вновь, снизившись и негромко погогатывая, улетели в глубь спящих хлебов. (Е. Перми-тин.)

(108 слов. Употребление знаков препинания в простом предложении, осложненном обособленными, однородными и уточняющими членами предложения.)

Задание Выполните синтаксический анализ выделенного предложения.

218. Сад

Сад разнообразно одевался. Огромный старый клён, возвышавшийся над всей южной частью сада, видный отовсюду, стал ещё больше и виднее, — оделся свежей, густой зеленью. Выше и виднее стала и главная аллея: вершины её старых лип, тоже покрывшиеся, хотя ещё прозрачно, узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светло-зелёной грядою. А ниже клёна, ниже аллеи лежало нечто сплошное кудрявого, благоуханного сливочного цвета.  И всё это: огромная и пышная вершина клёна, светло-зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черёмух, солнце, синева неба и всё то, что разрасталось в низах сада, в лощине, вдоль боковых аллей и дорожек и под фундаментом южной стены дома, — кусты сирени, акации и смородины, лопухи, крапива, чернобыльник, — всё поражало своей густотой, свежестью и новизной. (По И. Бунину.)

(116 слов. Употребление знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, и в сложном предложении.)

Задание Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

219. Любимый город

С высоты башни Дмитрий оглядел Москву. Строение к строению, каждое расписано, чем-нибудь изукрашено, в каждое вложена человеческая любовь к красоте, каждое обжито человеческими горестями и радостями, каждое Дмитрию ведомо, построено на его глазах, по его совету, по его слову. Не всё так вышло, как думалось: то плотники норовили на свой лад поиначить, то каменщики вдруг замышляли по-своему повернуть. Многое же выросло будто само собой — красиво, айв мыслях у князя не было такое сооружать. Теперь он сам видит — красиво: словно подарил кто-нибудь. Там церковь, не похожая ни на одну из прежних, а то вот терем, странный и милый, высится в тени листвы. Девушки либо боярыни стоят на траве: хороши их яркие сарафаны на светлой зелени. (С. Бородин.)

(116 слов. Употребление знаков препинания в сложносочиненном и. в сложном бессоюзном предложениях.)

Задание Выпишите из последнего предложения все словосочетания и сделайте их разбор.

220. Молодой де Костёр

Хрупкий, мечтательный, бледный от бессонных ночей за письменным столом, — таким рисуется нам молодой де Костер. Он ещё не знает своего Тиля, но он на пути к нему. Чтобы создать «Легенду о Тиле Уленшпигеле», писателю нужно отобрать самое лучшее, мудрое, прекрасное из народного творчества, самые яркие эпизоды революции. Вспомните, как нарастает народный гнев против злодеев. Враги уничтожают близких Уленшпигеля, но он сам неуловим, недосягаем для палачей. В нём — бессмертие народа. Беззаветно любит Тиля нежная, ласковая Неле. Всюду следует за ним Ламме, хоть и жалуется порой на лишения. Нам симпатичен этот добродушный толстяк, любитель колбас, окороков, пива — он полон истинно фламандского грубоватого жизнелюбия. Много друзей, соратников у Тиля. На гребне войны против захватчиков, против мракобесов высится фигура Тиля Уленшпигеля — национального витязя. (В. Дружинин.)

(120 слов. Употребление знаков препинания при однородных членах предложения, в сложносочиненных и в сложноподчиненных предложениях.)

Задание Найдите и подчеркните в тексте однородные определения, указав разряд имен прилагательных, выступающих в роли этих определений.

221. Глаза

Ни у кого я таких глаз не видел, как у Михаила Юрьевича. То блестят, горят, сверкают. То ночи черней, непрозрачные, тусклые, тяжёлые, остановившиеся, как у мёртвого. Но редко можно прочесть по его глазам, что он чувствует. С друзьями-гусарами у него глаза всегда весёлые, улыбчивые, а это вовсе не значит, что ему весело. Это значит, что ему должно быть весело, и он заставляет себя чувствовать, что ему весело. Вроде бы, коль человек заставил себя чувствовать веселье, радость или горе — значит, это чувство им владеет. А у Лермонтова не так. У него воля громадная. Он принуждает себя, и ему по всем статьям весело: улыбка на детских губах, эпиграммами так и сыплет, бокалы залпом осушает, первый заводила и дебошир, а на самом дне лютая печаль. (Ю. Нагибин.)

(122 слова. Употребление знаков препинания при однородных членах предложения, сравнительных оборотах, в сложносочиненном, в сложноподчиненном и в сложном бессоюзном предложениях.)

Задание Выпишите из текста предложения со сравнительным оборотом, разберите их по членам предложения.

222. Окаменелая легенда

Что же ещё в запасе у Люксембурга — маленького волшебника? Неужели новые неожиданности? Представьте — да! Селения редки — не то, что в приграничье. Здесь настоящие просторы. Шоссе вьётся по излучинам рек, потом начинается горный серпантин. Долины рек глубже и круче врезаны в землю. Кое-где в чащах находят грубо отёсанные камни. В расположении их чувствуется некий загадочный для нас порядок. Это, по-видимому, храмы. Здесь совершали моленья друиды — жрецы и предводители кельтов. Но вот ещё храмы или остатки крепостей. Они высятся у самого шоссе, местами образуют сплошные улицы высоких, местами осыпавшихся, трещиневатых стен, круглых башен с пучком деревьев наверху, вместо купола. Причудливые карнизы в несколько этажей, огромные ворота в чёрную пустоту, узкие расщелины-переулки, теряющиеся среди этих диковинных построек. Похоже — заколдованный, уснувший город, окаменелая легенда в лесной глуши... (В. Дружинин.)

(124 слова. Употребление знаков препинания в конце предложения и в простом осложненном предложении.)

Задание Выполните полный синтаксический разбор выделенного предложения.

223. Лисица

В воскресный день Андрей и Вера в лёгонькой кошёвочке с впряжённым в неё Курагаем по первому пушистому снегу ехали по полям. Левее длинной гряды обындевелых бурьянов, недалеко от кошёвки, на снежной глади вынырнул прерывисто чёткий след. Вера по-охотничьи скосила на след глаза и, пригнувшись к самому уху Андрея, выдохнула: «Смотри!» Они ехали шагом и больше уже не говорили. Подъём кончился, и на обширной, залитой розовым утренним солнцем полосе, метрах в восьмидесяти, они увидели лисицу. Огнисто-золотая, распушив хвост, вытянувшись в струну, она кралась к кому-то. Каждое её движение на сверкающей глади снежного поля было закончено красивым, полным неповторимой звериной грации. Вера, казалось, забыла обо всём на свете. Подавшись вперёд, с побледневшим лицом, девушка видела только лисицу. Как и для Андрея, для неё сейчас мир замкнулся на этом звере. (Е. Пермитин.)

(127 слов. Употребление знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными, обособленными членами и вводными словами, при прямой речи.)

Задание Найдите предложение с прямой речью, выполните его синтаксический разбор.

224. Грохот дороги

Тарантасы, туго набитые купечеством. Скрипучие дрожки, пахнущие дёгтем, от которых за версту несёт витиеватой канцелярщиной. Прогретые солнцем до дна офицерские баулы со спящими на них денщиками. Прямоволосые монахи и пышноволосые дьяконы, покрывающие своими нахальными голосами трескучий грохот дороги. Купцы на ящиках колониальных товаров. Кирасиры на раздутых и надменных конях... Дальние помещики с крикливо-напыщенными голосами. Кухонные мужики. Плетёнки с птицей, не зарезанной ещё и по этому поводу радующейся: гогочущей, кукарекающей... Хлёсткий хохот. Рыдающие крики. Запахи коней, горячей земли, стонущей от долговременной засухи... И надо всем этим пыль, пахнущая ванилью, — должно быть, оттого, что по дороге, перед проездом государя, разбросали множество еловых веток. А впереди предстоит ещё больше пыли, криков, толкотни — вслед за зрителями идёт стопятидесятитысячная масса войск, бывших при открытии бородинского обелиска. (По Вс. Иванову)

(122 слова. Употребление знаков препинания при обособленных определениях, в сложноподчиненном предложении, при однородных членах предложения, вводных конструкциях, уточняющих членах предложения, в сложном бессоюзном предложении.)

Задание Подчеркните главные члены всех предложений, определите тип предложений.

225. Сергий

До Троицы не всяк добрести мог: топи, мхи, вековечная заросль, бурелом. Там видимо-невидимо лютого зверья. Из-под дубовых замшелых корней текут родники. В том глухом лесу поселился Сергий, разорённого ростовского боярина сын, Радонежа-города житель. Ушёл от родителей в те леса, выбрал высокое место над водой на горе Маковце, срубил себе незавидную хороминку — захотел обрести тишину. Бортничал ли, рыбу ль ловил, питался ли корнем и орехом, но жил. Лазоревый дым растекался по тишине лесной, а молва о Сергии — по окрестным городам. Начали к нему стекаться люди, просили пристанища, селились рядом. Сообща поставили церквушку во имя Троицы. А помалу из затхлых землянок в изрядные срубы перешли. Нищее было житьё, пока Московский князь про ту обитель сведал. А сведавши, помог. Всея Руси митрополит Алексей уразумел Сергия: бескорыстен, но в замыслах упорен, в писании начитан, но гордыни чужд. (С. Бородин.)

(133 слова. Употребление знаков препинания при однородных членах предложения, в сложносочиненном и в сложном бессоюзном предложениях.)

Задание Выполните синтаксический разбор частей выделенного сложного предложения как простых предложений.

226. У Ржавого болота

В первых числах марта буйно плясали метели вокруг березняков и осиновых перелесков, седыми космами хлестали поля, болота, овраги, заметая людские дороги и звериные тропы. А когда утихли метели — подули тёплые ветры, отмякли ели и сосны, посинели снега. И ночи были хрустально-ломки, с небольшим морозцем и крупными звёздами. Ночами снега покрывались плотным настом, и по насту хромой лесник Нефед ходил за Синь-бор, в чернолесье, слушать токованье тетеревов. Тетерева ворковали неуверенно и робко, но токовище уже намечалось у Ржавого болота. Здесь лесник построил шалаш, утренними зорями слушал, как с каждым днём крепли тетеревиные песни. В предутре по-зимнему хрустел снег, по-зимнему желты и холодны были зори. Перед восходом солнца чуфыкал токовик, как будто шоркал метлой по железному месту. Оживало безмолвие болот. Из шалаша Нефед видел, как на высокой осине косач, выгнув шею и распушив хвост, начинал свою песню. Из-за жухлых камышей вылезало большое красное солнце и алым цветом заливало чернолесье, и уже по-весеннему голубело небо; бурые ветки осин казались влажными. (А. Перегудов.)

(151 слово.отребление знаков препинания в сложном бессоюзном предложении, при однородных членах предложения, в сложноподчиненном предложении, при уточняющих членах предложения, обособленных обстоятельствах.)

Задание Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, определите типы придаточных.

227. Енисей

Не знаю, сколько я просидел на крутом яру по-над Енисеем. Он шумел у займища, на каменных бычках. Вода, сбитая с плавного хода бычками, вязалась в узлы, грозно переливалась возле берегов и кругами, воронками откатывалась к стержню. Неспокойная наша река. Какие-то силы вечно тревожат её, в вечной борьбе она сама с собой и со скалами, сдавившими её с обеих сторон. Но эта её неспокойность, это её древнее буйство не возбуждали, а успокаивали меня. Оттого, наверное, что была осень, луна над головой, сталистая от росы трава и крапива по берегам, вовсе не похожая на дурман, скорее на какие-то расчудесные растения; и ещё от того, наверное, что во мне звучала Васина музыка о неистребимой любви к родине. А Енисей, не спящий даже ночью, крутолобый бык на той стороне, пилка еловых вершин над дальним перевалом, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде бы один во всём мире, трава, как бы отлитая из металла, — это и была моя родина, близкая и тревожная. (В. Астафьев.)

(165 слов. Употребление знаков препинания в сложноподчиненном предложении, при уточняющих членах предложения, обособленных определениях, однородных членах предложения, в сложном бессоюзном предложении, при вводных конструкциях.)

Задание Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

228. На лоне природы

Тихое солнечное утро. Предрассветный мороз всё прибрал, посушил, где причесал, где постриг, но солнце очень скоро расстроило всё его заутреннее дело, пустило в ход все свои лучи, и на припёке под лужами острия зелёной травы начали из-под воды отделять пузырьки своего дыхания. Не знаю, не хочу вспомнить, как называется то дерево, на котором я увидел родные хохлатые почки, и в этот миг все пережитые мною вёсны стали мне как одна весна, и вся природа явилась мне как брачный пир. Мне долго казалось, что это острое, как иголки травы, пускающей на припёке из ледяной воды пузырьки дыхания, чувство природы мне осталось от первой встречи себя как ребёнка с природой. Так я долго был под влиянием великих мечтателей и представлял себе, будто и вправду где-то на лоне природы у дикарей существует прекрасная жизнь. (М. Пришвин.)

(131 слово. Употребление знаков препинания при однородных членах предложения, в сложносочиненном, в сложноподчиненном предложениях, при сравнительных конструкциях.)

Задание Выполните синтаксический разбор второго предложения.

229. Потрясение Синцова

А по сторонам тянулись мирные леса и рощицы. Синцову в тот день врезалась в память одна простая картина. Под вечер он увидел небольшую деревушку. Она раскинулась на низком холме; тёмно-зелёные сады были облиты красным светом заката, над крышами изб курились дымки, а по гребню холма, на фоне заката, мальчишки гнали в ночное лошадей. Деревенское кладбище подступало совсем близко к шоссе. Деревня была маленькая, а кладбище большое — целый холм был в крестах, обломанных, покосившихся, старых, вымытых дождями и снегами. И эта маленькая деревня, и это большое кладбище, и несоответствие между тем и другим — всё, вместе взятое, потрясло душу Синцова. Острое и болезненное чувство родной земли, которая где-то там, позади, уже истоптана немецкими сапогами и которая завтра может быть потеряна и здесь, переворачивало сердце. То, что видел Синцов за последние два дня, говорило ему: да, немцы могут прийти и сюда, — и, однако, представить себе эту землю немецкой было невозможно. Такое множество безвестных предков — дедов, прадедов и прапрадедов — легло под этими крестами, один на другом, веками, что эта земля была своей вглубь на тысячу сажен и уже не могла, не имела права быть чужой. (К. Симонов.)

(175 слов. Употребление знаков препинания в сложносочиненном, в сложном бессоюзном предложениях, при обособленных определениях, при однородных членах предложения, в сложноподчиненном предложении, при вводных конструкциях, словах-предложениях, при уточняющих членах предложения.)

Задание Найдите в тексте сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением придаточных; выполните его полный синтаксический разбор.

230. Два понятия

Чёрное — белое. Два этих понятия противопоставляют друг другу, как добро и зло, тепло и холод. Может быть, поэтому так и назвали море южное и море северное. На одном — добывают соль, надеясь на жаркое солнце, на другом — полагаясь на зимнюю стужу. На берегах Чёрного моря, в Крыму, летний зной сгущает рассол в бассейнах. На берегах Белого — рассол получают вымораживанием. Сбили «пресный» лёд с замёрзшей морской воды — рассол стал крепче. А мороз снова студит воду... У тёплого моря соль в конце концов сама осаждается на дно бассейна. У холодного — рассол приходится вываривать, полагаться на огонь. Как будто всё, как встарь. Но бассейны на берегу южного моря не чета стародавним — современные сооружения. Их стенки надёжны, дно выровнено. Да и по размеру нынешние бассейны не сравнишь с теми, которыми пользовались в старину. Некоторые из них занимают десятки, а то и сотни гектаров. Раньше рассол из бассейна в бассейн перегоняли по канавам. Теперь его перекачивают могучие насосы. А на берегу северного моря уже не встретишь дымных варниц. На их месте выросли солеварные заводы. Рассол выпаривают не в подвешенных к потолку железных сковородках, а в огромных котлах, установленных на каменных печах. Всё, что когда-либо делалось вручную, выполняют машины. Чёрное море и Белое — непохожи, как север и юг, тепло и холод. Но, как встарь, на их берегах высятся горы добытой поваренной соли. (А, Владимиров.)

(174 слова. Употребление знаков препинания при однородных членах предложения, вводных конструкциях, сравнительных оборотах, в сложноподчиненном предложении, при обособленных обстоятельствах, в сложном бессоюзном предложении; правописание кавычек.)

Задание Найдите в тексте сложные бессоюзные предложения; определите смысловые отношения между их частями.

231. Попугай

О! Это была действительно редкая порода попугая. Не говоря уже о красивой красной бороде, которая могла сделать честь любому генералу, попугай искуснейшим образом передавал человеческую речь.
— Кто ты? — трещал он мужским голосом.
И тут же отвечал очень тоненько, подражая голосу девочки:
— Я Суок.
— Суок!
— Меня послал Тибул. Я не кукла. Я живая девочка. Я пришла тебя освободить. Ты не видел меня, как я вошла в зверинец?
— Нет. Я, кажется, спал. Сегодня я заснул впервые.
— Я тебя ищу в зверинце. Я увидела здесь чудовище, которое говорило человеческим голосом. Я думала, что это ты. Чудовище умерло.
— Это Туб. Значит, он умер?
— Умер. А я испугалась и закричала. Пришли гвардейцы, и я спряталась на дерево. Я так довольна, что ты жив! Я пришла тебя освободить.
— Моя клетка крепко заперта.
— У меня ключ от твоей клетки.
Когда попугай прокричал последнюю фразу, негодование охватило всех.
— Ах, подлая девчонка! — заорали Толстяки. — Теперь понятно всё. Она украла ключ у наследника Тутти и выпустила оружейника. Оружейник разбил свою цепь, сломал клетку пантеры и схватил зверя, чтобы свободно пройти по двору.
—Да!
—Да!
—Да!
А Суок молчала.
Попугай утвердительно замотал головой и трижды хлопнул крыльями. (Ю. Олеша.)

(185 слов. Употребление знаков препинания в конце предложения, в диалоге, при обособленных обстоятельствах, в сложноподчиненном предложении, при вводных конструкциях, в сложносочиненном предложении, при однородных членах предложения и междометиях.)

Задание Отметьте неполные предложения в репликах диалога.

232. В музее

Весь огромный музей предстал Алпатову как воспоминание сказки, и чудом казалось, что ту же самую сказку переживали все художники с далёких времен. И он шёл из одной залы в другую очарованный и как бы пьяный от постоянных рассказов в красках и линиях одной и той же своей собственной сказки. Он не обращал внимание на множество празднично разодетых людей, среди которых, может быть, бродила где-нибудь, рассматривая тех же голландцев и венецианцев, его невеста. Если же случалось ему оторваться от картины и бросить взгляд на живое лицо, то в свете живописи лицо это определялось какой-нибудь школой, встречались лица фламандской школы, голландской, венецианской. Рубенс, Ван Дейк, Тициан распределялись в живой толпе на лицах многих людей, как на стенах. Но зачем было собирать в толпе пятна отражённого творчества, если на стенах висели оригиналы великих творений. И потому не было ничего странного в том, что юноша узнавал свою невесту по какой-то детской сказке в картинах великих мастеров и совершенно забыл, что она, живая, бродит где-нибудь тут, возле него. И когда он нечаянно вошёл в комнату, назначенную одной только «Сикстинской мадонне», то сразу узнал в ней что-то простое и прекрасное. Подумав немного, он вспомнил: это было в жаркий день на опушке дубового леса. Женя подошла к люльке, висевшей под деревом, взяла ребёнка, стала кормить и осталась в памяти святая, как и мадонна Сикстинская. (М. Пришвин,)

(220 слов. Употребление знаков препинания в сложносочиненном, в сложноподчиненном предложениях, при вводных конструкциях, обособленных обстоятельствах, в сложном бессоюзном предложении, при однородных членах предложения, обособленных определениях, в конце предложения; правописание кавычек.)

Задание Выполните полный синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольные диктанты

233. Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в сущности разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
(Ф. Тютчев.)

(54 слова. Употребление знаков препинания при однородных членах предложения, сравнительных оборотах, в сложном бессоюзном и в сложносочиненном предложениях.)

234. Таинственная сила

Жёлтое солнце висело совсем уже низко над жёлтой Сыр-Дарьей, а мои бедные пятки гудели: бессчётный раз толстый, недвижный трос лениво и небрежно сбрасывал меня на береговой песок. Я так для него мал, лёгок и ничтожен, что, сбросив меня, он лишь слегка и как бы брезгливо вздрагивал. Нет, я, наверное, зря обижался на толстенный трос. Он очень терпелив. Но что у него за жизнь: висеть день и ночь над берегом и водой и ничего не знать о цирке! Не знать о той силе, которая, я всё ещё хотел верить, живёт под сине-красным куполом, силе, совсем не железной, как у него, а особой, таинственной, совершенно необходимой мне. Всё же права девчонка, во всём права: в цирк не поступают, в цирке нужно родиться. (Г. Кочетков.)

(120 слов. Употребление знаков препинания в конце предложения, при однородных и обособленных членах, вставных конструкциях, правописание двоеточия в сложном бессоюзном предложении.)

235. Усторожье

Город Усторожье был не велик, дворов на шестьсот. Постройки все деревянные, как воеводский двор и старая церковь. Каменное здание было одно. Всё это деревянное строение было обнесено земляным валом, а на валу шёл тын из брёвен, деревянные рогатки и надолбы. По углам, где сходились выси, поднимались срубленные в паз деревянные башни-бойницы. Трое ворот вели из города, одни — на полдень, другие — на север, а третьи — прямо в орду, то есть в сторону степи. Усторожье выросло из небольшого пограничного острожка, в котором казаки отсиживались и от башкир, и от киргизов, и от калмыков. Боевое местечко выдалось, и в случае «заворохи» сюда сбегались поселыцики из всех окрестных деревень, посёлков и займищ, пока не улегалась гроза. (Д. Мамин-Сибиряк.)

(112 слов. Употребление знаков препинания в сложноподчиненных и в сложносочиненных предложениях.)

236. Журавли

Совсем ещё не думаешь об осени — и вдруг в один какой-нибудь всё ещё прекрасный день увидишь, что цветы на клумбах расцвели осенние: астры и георгины. А там высокий старый дуб начнёт озорничать, как мальчишка, швыряться желудями, стучать о забор и по крыше сарая при каждом порыве ветра. И вдруг услышишь в небе тревожное поскрипывание. Кружатся, кружатся журавли. То разобьются на звенья, будто подражая лётчикам — ведущий летит, а за ним ведомый, то построятся большим клином, но ещё нечётко, неумело. Будто учение у них происходит там, высоко в ясном небе, или репетиция перед отлётом. Кружатся, курлыкают, и кажется, ещё не хотят улетать, а просто ветром их относит всё южнее. Уже трудно разглядеть, растворяются в синеве. Вот и растаяли. (Н. Артюхова.)

(112 слов. Употребление знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными, обособленными членами, сравнительными оборотами, в сложносочиненном предложении.)

237. Птичьи гнёзда

Я и раньше ходил в лес гулять. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда. Известно, что, отправляясь по землянику, не обращаешь внимание на грибы; идя по орехи, топчешь ногами ягоды. Если хочешь что-нибудь разглядеть в лесу, нужно держать это в своём воображении. Тогда наступает чудесное прозрение, и будешь на каждом шагу находить то, что хочешь. Точно такое прозрение нашло и на меня. Я ходил теперь в лес, держа в воображении одни только птичьи гнёзда, и чудо началось: то и дело я стал обнаруживать их, не замечаемых мною раньше, как будто я действительно прозрел или надел некие чудесные очки. В молодом частом ельнике, на трёхметровой высоте, на широкой разлапистой ветке, сделанные из мелких палочек и травы, гнёзда представлялись мне верхом изящества и уюта. (В. Солоухин.)

(127 слов.Употребление знаков препинания в простом предложении, осложненном обособленными членами и вводными словами, в сложных предложениях с разными видами связи.)

238. Память

Порыв ветра резко хлопнул форточкой. Жаркие тёмно-вишнёвые блики, испуганно метнувшись, скрылись за книжным шкафом. И вместе с ними разом исчез и верблюд, и барханы, и оазис с сине-красным шапито на площади, которая оказалась просто-напросто стеной, оклеенной обоями. Всё исчезло разом, да только со стены. Но осталось в моей памяти. Потому что и гордый верблюд, и волнистые барханы, и зелёный оазис были на самом деле. Цел и тот чемодан, громадный, вытертый о верблюжьи, ишачьи и лошадиные бока, помятый в багажных отсеках поездов и самолётов. В нём всё ещё лежит та волшебная палочка, по мановению которой в пустыни возникали оазисы, к утомлённым возвращалась сила, к удручённым — радость. И я надеюсь, что палочка моя не утратила ещё своего удивительного могущества. Ведь то, что так трудно к нам приходит, остаётся с нами навсегда. (Г. Кочетков.)

(130 слов. Употребление знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными и обособленными членами, в сложноподчиненном предложении.)

239. Клубок дороги

Сани бухали полозьями о льдины, строгались отводинами о зубья торосов, и мы долго пересекали по мало торенной дороге в гору. Со всех сторон обступила нас и сомкнулась над дугой лошади тайга. Глухая, белая, с кое-где обнажившимися камнями дорога виляла, нехотя открывая нам желобок, усыпанный хвоей, семенами шишек... Колокольчик под дугой побрякивал негромко, мёрзло, вещая о людском непокое и движении, поскрипывали стылыми завёртками сани, ударяясь на разворотах отводинами о близко стоящие дерева. Высоко уже в горах, где каменных останцев было больше, чем деревьев, с чёрной лиственницы снялся глухарь, дуром метнулся в серую смесь леса, хлёстко ударяясь крыльями о мёрзлые ветви. Лошадь, с испугу сбившая шаг, наладилась снова на мерный ход, клубок дороги всё разматывался по лесу, белая ниточка её всё кружилась и кружилась, уводя нас к небу. (В. Астафьев.)

(131 слово. Употребление знаков препинания при однородных членах предложения, сложносочиненном предложении, при обособленных обстоятельствах, обособленных определениях, в сложноподчиненном и в сложном бессоюзном предложениях, при сравнительных конструкциях.)

240. Цельность и гармония

Если мы не можем объяснить себе какое-нибудь явление, не можем понять его, уловить его причинную связь с предыдущими, то называем его «случаем», случайным явлением. И, махнув рукою, успокаиваемся, то есть, мол, и рассуждать о нём не стоит. Но как только то же самое явление поддастся анализу, тотчас же является на сцену закон, мы начинаем понимать истинную суть его. Есть, однако, люди, которые думают, что ничего в мире, а в особенности в жизни человека, не может произойти случайно. Путём долгих, начавшихся ещё за несколько веков до Рождества Христова наблюдений подмечены и выяснены многие законы, изучение которых прямо указывает на те влияния, которым подвержен человек. На основании этого-то изучения можно иногда простыми выкладками предвидеть последующее, которое будет всегда простым результатом предшедшего, так как всё в мире, до мельчайшего движения атома, представляет собой удивительную цельность и гармонию. (М. Волконский.)

(135 слов. Употребление знаков препинания при обособленных обстоятельствах, однородных членах предложения, пояснительных конструкциях, в сложносочиненном, в сложноподчиненном предложениях; правописание кавычек.)

241. Смятение

Море и небо в смятении. Вода — в горбатой зыби, в кипящей пене. Низко ползут тучи, а с них, мотаясь, свисают трёпаные лохмотья. Глухим гулом наполнен мглистый воздух. Горизонт сузился, мир кажется тесным. И только на востоке виден провал. Он весь красный, зияющий, с раскалёнными краями рваных туч. А дальше, за этой брешью, развёртывается бесконечное пространство, пронизанное заревом утра. Туда тёмно-бурой громадой несётся броненосец, весь закованный в стальные латы... Слева от него дымятся тучи, похожие на вулканы. Ждёшь — сейчас потрясут воздух сокрушительные взрывы. Справа, на кроваво-лиловых пластах облаков, вырисовывается человеческое лицо, пухнет, оскаливается, словно от прилива злобы. Ещё минута — оно исчезнет в огне. Световым половодьем разливается утро, ширится, гонит последние ночные тени. Взмывают и дыбятся красногривые волны. А корабль всё продолжает свой путь к востоку, неуклонно мчится на всех парах в красный провал прошибленного неба. (Л. Новиков-Прибой.)

(134 слова. Употребление знаков препинания при однородных членах предложения, обособленных обстоятельствах, уточняющих членах предложения, обособленных определениях, сравнительных оборотах, в сложноподчиненном и в сложном бессоюзном предложениях.)

242. Бугуруслан

Бугуруслан течёт по долине; по обеим сторонам его тянутся, то теснясь, то отступая, отлогие, а иногда и крутые горы; по скатам и отрогам их изобильно рос всякий чёрный лес; поднимешься на гору — там равнина, непочатая степь, чернозём в аршин глубиною. По реке и окружающим её болотам все породы уток и куликов, гуси, бекасы, дупели и курахтаны вили свои гнёзда и разнообразным криком и писком наполняли воздух; на горах же, сейчас превращавшихся в равнины, покрытые тучною травою, воздух оглашался другими особенными свистами и голосами; там водилась во множестве вся степная птица: дрофы, журавли, стрепета, кроншнепы и кречет-ки; по лесистым отрогам жила бездна тетеревов; река кипела всеми породами рыб, которые могли сносить студёную воду: щуки, окуни, голавли, язи, даже кутума и лох изобильно водились в ней; всякого зверя и в степях и лесах было невероятное множество; словом сказать: это был — да и теперь есть — уголок обетованный. (С. Аксаков.)

(146 слов. Употребление знаков препинания при обособленных обстоятельствах, однородных членах предложения, обособленных определениях в сложносочиненном, в сложном бессоюзном предложениях, при вводных конструкциях.)

243. Страстный рыболов

Тем временем поднялось солнце и ожил мир. Золотая муха ткнулась лбом прямо о борт лодки, упала в воду, бьётся лапками напрасно. Плыла недолго: цапнула её рыбёшка, вспух на воде пузырёк и расплылся кружочком. Окончилась мушья жизнь. Воздух холоден, солнце горячо. И нежны дали за отлогим берегом. Много видал я рассветов во многих странах. Смотреть на иные из них приезжают туристы нарочно; ложась спать, велят, чтобы их непременно разбудили, когда солнцу полагается вставать по приказу путеводителя. Ничего себе, рассветы как рассветы, но нет рассвета лучше, чем на неширокой и рыбной русской реке! У рыболова несколько пар глаз: только одной он смотрит за поплавком, другими — с нежной любовью глядит на просыпающийся мир. Ради него он здесь — не ради наживы: от жилья подальше, в тесном слиянье с ласковой живой природой. Не смейтесь над страстным рыболовом, он — служитель прекрасного культа. Никто не видит столько рассветов, как рыболов-любитель. А кто видит много рассветов, у того душа беззлобней, тот дольше молод. (М. Осоргин.)

(155 слов. Употребление знаков препинания при однородных членах предложения, обособленных обстоятельствах, уточняющих членах предложения, в сложноподчиненном, в сложном бессоюзном предложениях; правописание дефиса при приложении, тире в простом предложении.)

244. Жители обыкновенного дома

Там стоял обыкновенный дом, но в шести этажах были растворены все окна. Из каждого окна торчали головы. Они были разные по виду: некоторые в ночных колпаках с кисточками; другие в розовых чепцах, с буклями керосинного цвета; третьи — в косынках; наверху, где жила бедная молодежь — поэты, художники, актрисы, — выглядывали весёлые безусые лица, в облаках табачного дыма, и головки женщин, окружённые таким сиянием золотых волос, что казалось, будто на плечах у них крылья. Этот дом с растворёнными решётчатыми окошками, из которых по-птичьему высовывались разноцветные головы, походил на большую клетку, наполненную щеглами. Обладатели голов старались увидеть нечто очень значительное, что происходило на крыше. Это было так же невозможно, как увидеть собственные уши без зеркала. Таким зеркалом для этих людей, хотевших увидеть собственную крышу из собственного дома, была толпа, бесновавшаяся на площади. Она видела всё, кричала, размахивала руками: одни выражали восторг, другие — негодование. (Ю. Олеша.)

(140 слов. Употребление знаков препинания в сложном бессоюзном, в сложноподчиненном предложениях, при однородных членах предложения, сравнительных оборотах, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах.)

245. Позолота Исаакия

В сентябре 1941 года, когда войска фашистов стояли у стен Ленинграда, на сверкающий купол Исаакиевского собора поднялись маляры с вёдрами, наполненными серой масляной краской. Над городом всё чаще появлялись самолёты с чёрными крестами на крыльях. Золотой купол Исаакия служил ориентиром. В солнечный день он был виден за сотни километров от города. Вот и решили его замаскировать. И купол собора перестал сверкать, «потух».
Кончилась война — маскировочная краска стала не нужна. А как её снять?
Счистить скребками? Пострадает позолота.
Смыть? Масляную краску не смоешь. Высыхая, она плотно пристаёт к металлу, образует прочную, несмываемую плёнку.
Чем бы её размягчить?
Химики перебирали одно средство за другим. И отвергали: то слишком летучи — не успеешь покрыть ими купол, испарятся, то боятся влаги, то слишком дороги.
Тут вспомнили о каустике, едком натре. Он накипь на стенках котлов снимает, ткани избавляет от смол — не подведёт.
Опять задача: как его применить.
Решили смачивать каустиком мешковину и покрывать ею масляную краску. После такого «компресса» плёнка краски разрушается. Краску можно легко стереть.
Конечно, такая работа не всякому по плечу. За неё взялись верхолазы. Через несколько дней купол Исаакия снова сверкал позолотой. (А. Владимиров.)

(187 слое. Употребление знаков препинания в конце предложения, при вводных словах, однородных обстоятельствах, в сложноподчиненном и в сложном бессоюзном предложениях, правописание кавычек.)

246. Суриков

Суриков — исторический живописец. Он титан. Он выворачивает из истории такие глыбы, что каждая из них — эпоха. И всюду трагизм. А ещё точнее — героический трагизм, угаданные душой художника огромные внутренние конфликты, проецируемые в то же время на историю России, на отечество, на народ. На телегах свозят стрельцов на казнь. Они обречены. Один крестится и прощается с народом. Около другого плачут родственники. Третьего преображенец, бережно поддерживая, повёл на плаху. Что-то как будто будничное, как будто съехались на лошадиный базар. А между тем через минуту польётся кровь, и бородатый стрелец, отодвинув случайно оказавшегося тут царя, скажет: «Отойди-ка, царь, здесь моё место!» Картина совершенна во всех отношениях. Разве что (единственный случай в творчестве Сурикова) немного не найден размер, немного замельчена. Но это первая картина, и некоторая робость перед размерами — вполне естественна. Зато потом уж всё решалось тютелька в тютельку, до сантиметра. (В. Солоухин.)

(137 слов. Правописание тире в простом предложении, употребление знаков препинания при обособленных членах предложения, обращении, вставных конструкциях и при прямой речи.)

247. Рахманинов

Рахманинов стоял, задумчиво перебирая кисти сирени. Он хотел понять, почему его так тронула и странно взволновала эта встреча. Верочка была очень миловидна, с прекрасными, густыми, длинными русыми волосами, с тонкой, стремительно затекающей румянцем кожей, с пытливыми, горячими глазами и тесно сжатым ртом. Эта серьёзная складка рта не соответствовала мягкой лепке лица. Но что ему эта Верочка, чуть не каждый день избирающая нового фаворита? Он, Рахманинов, — странствующий музыкант. Его дело — упражняться на рояле до одурения, который день корпеть над четырёхручным переложением «Спящей красавицы» несравненного Петра Ильича и урывать часишко-другой для собственного сочинительства. Да, он обуян дерзостным намерением в недалеком будущем вынести на суд публики свой первый фортепианный концерт. Пора робких ноктюрнов и разных мелких пьесок миновала, он способен сказать своё слово в музыке. О прочем нечего и думать. Но как всё-таки хорошо, что было это утро, тяжёлые благоухающие кисти сирени, холод капель за пазухой и девичье лицо, наивное и патетическое. (Ю. Нагибин.)

(150 слов. Правописание тире между подлежащим и сказуемым, употребление знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения, в сложноподчиненных предложениях.)

248. Родина

Понятие родины не может слагаться из умозрительных или философских понятий, статей и научных трактатов. Родина складывается из конкретных и зримых вещей: изб, деревень, рек, песен, сказок, живописных и архитектурных красот. Родина — это не очертание на карте, лежащее в железных обручах меридианов, как выразился один поэт. Но, может быть, скорее, это берёза под окном, по выражению того же поэта. Контуры на карте и даже саму географическую карту любить нельзя, но можно любить родник и тропинку, тихое озеро и родной дом, друзей и родных, учителей и наставников. Да, из любви к конкретным вещам складывается любовь к родине. Если же эта любовь озарена и оплодотворена любовью к преданиям, к легендам, к истории, то это и будет культура. Коровник, паровоз, подъёмный кран, дорожный каток, безусловно, полезны, но любить их нельзя. А Покров на Нерли любить можно. А Василия Блаженного, Московский Кремль, песни, стихи Пушкина, романы Толстого любить можно. Будем же собирать по крохам, по камешку всё, что можно любить и что в целом будет составлять нашу любовь к России. (В. Солоухин.)

(165 слов. Употребление знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, вводными словами, в сложноподчиненных предложениях, правописание тире между подлежащим и сказуемым.)

249. А. П. Чехов

В Москве я видел человека средних лет, высокого, стройного, лёгкого в движениях. Встретил он меня приветливо, но так просто, что я принял его простоту за холодность. В Ялте я нашёл его сильно изменившимся: он похудел, потемнел в лице, двигался медленнее, голос его звучал глуше. Но в общем он был почти тот же, что и в Москве: приветлив, но сдержан, говорил довольно оживлённо, но ещё более просто и кратко, и во время разговора всё думал о чём-то своём, предоставляя собеседнику самому улавливать переходы в скрытом течении своих мыслей. И всё глядел на море сквозь стёкла пенсне, слегка приподняв лицо. На другой день после встречи на набережной я поехал к нему на дачу. Хорошо помню солнечное утро, которое мы провели в его садике. С тех пор я начал бывать у него всё чаще и чаще, а потом стал и совсем своим человеком в его доме. Сообразно с этим, конечно, изменилось и отношение его ко мне, стало сердечнее. Но сдержанность осталась; и проявлялась она не только в обращении со мной, но и с людьми самыми близкими ему, хотя означала она, как я убедился потом, вовсе не холодность: только неизменную сдержанность. (И. Бунин.)

(186 слов. Употребление знаков препинания при однородных членах предложения, вводных словах, в сложносочиненных, в сложноподчиненных и в сложном бессоюзных предложениях.)

250. В башне

В башне всё тихо; сквозь решётку и слюду окон едва слышится голос ветра, наигрывающий свои грустные фантазии. Огромная комната освещена пылающим в очаге костром. Везде заметна простота и даже бедность. Украшением служат только рога оленей и несколько оружий, развешанных по стенам. Против огня, опрокинувшись назад на спинку кресел, дремлет восковое лицо старушки; очерк его, пощажённый временем, говорит ещё, что она была смолоду красавица, несмотря на тёмные, местами, пятна, которые, вероятно, болезнь оставила на нём. Изредка печальные думы перебегают по этому лицу, чаще проникнуто оно грустью, и вы, не видя на нём слез, сказали бы, что душа её вся в слезах. Старушка, должно быть, хозяйка башни, которую называли некогда замком. В некотором отдалении от неё старик седовласый, высокий, худощавый — служитель, оруженосец или кастелян. Смотря на него, делаешься добрее, благочестивее, становишься ближе к нему. Где такие старики в доме, там, полагать можно, благословение божье. То, сидя на треножной скамейке, он борется со сном и по временам, побеждённый им, ныряет головой; то подходит на цыпочках к очагу, чтобы поправить в нём огонь; то вслушивается к стороне двери. Посреди этой воплощённой зимы пал цветок, только что распустившийся: девушка лет шестнадцати — по одежде её, по месту, которое занимает в углублении комнаты, должно принять её за служанку. Она сидит на низенькой скамейке за пряжею, вся убранная пылающим огнём. На пригожем лице её тоже заметна тревога. Взоры нередко допрашивают дверь, при малейшем стуке за нею руки судорожно вздрагивают и перестают прясть. Всё тихо в башне; только слышно, как жужжит веретено в нетерпеливых руках девушки, как ветер жалобно просится в окно. (И. Лажечников.)

(253 слова. Употребление знаков препинания в сложном бессоюзном, сложноподчиненном, в сложносочиненном предложениях, при однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, вводных конструкциях.)

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru