2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

1550 тестов и проверочных заданий по русскому языку

Тесты по русскому языку

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Лексика

1288.

ВЕЧЕР

Вечер. Коса золотистая,

Видишь, — в лесу замелькала осиновом.

Ветка далекая,

Росистая,

Наклоняется

В небе малиновом.

И сорока качается

На ней белобокая,

Слежу за малюткою:

С видом рассеянным

То постоит

Над незабудкою,

То побежит

За одуванчика пухом развеянным. 

Милая, ясная, Синеокая, —

Засмотрелась, как белочка красная 

Проскакала по веточке, цокая. 

Ласковый, розово-матовый Вечер.

В небо вознесся агатовый 

Блещущий глетчер. (А. Белый.)

Задания. Вариант 1.

1. Выпишите слова, обозначающие цвет. По толковому словарю или словарю иностранных слов установите значение слова глетчер.

2. Определите спряжение глаголов.

3. Назовите сочинительные и подчинительные союзы.

4. Слова каких тематических групп использовал автор в этом тексте?

Вариант 2.

1. Выпишите слова, обозначающие цвет, установите их цветообозначение. Установите значение слова глетчер, используя словарь иностранных слов.

2. Выделите основу инфинитива и основу настоящего времени глаголов. Определите спряжение глаголов.

3. Установите функции сочинительных и подчинительных союзов.

4. Какие изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры) использовал автор в этом тексте?

1289.

1. А зачем золотой казной хвастаться?

2. И Илья наконец разомкнул свои золотые уста.

3. Маня — большая — золотой все-таки характер у человека!

4. Золотые руки оказались у парня.

5. И вот сидит Томка, ее золотая Томка.

6. И вот — золотые ребята! — уже улыбаются.

7. Синяя мини-юбочка, синий кителек с золотыми крылышками на рукаве и синяя пилотка.

8. Золотой, сверкающий клин резал воду.

9. Заранее заказывайте орденок, а то и звездочку золотую.

10. Потом в реку опустилось солнце и золотыми искрами рассыпалось по каменистому дну.

11. Помнит ли еще зареченскую пекариху с золотыми волосами?

(Из произведений Ф. Абрамова.)

Задания. Вариант 1.

1. Установите значение выделенных имен прилагательных, используя толковый словарь русского языка.

2. Определите род, число, падеж выделенных прилагательных.

3. Какими членами предложения являются выделенные слова?

4. Составьте контексты, в которых прилагательное золотой употребляется в разных значениях.

Вариант 2.

1. Установите значение выделенных слов, отметив основное и переносные значения, а также оттенки этих значений (используйте толковый словарь русского языка).

2. Установите, к какому лексико-грамматическому разряду имен прилагательных относятся выделенные слова. Отметьте случаи перехода прилагательных из одного разряда в другой.

3. Установите тип стилистической фигуры, в состав которой входит выделенное слово.

4. Установите, какие значения прилагательного золотой не приведены. Дайте свои примеры с этими значениями.

1290.

Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, наполняя произведенные в нем траты. Ворота лавры преподобного Сергия затворятся, и лампады погаснут над его гробницей — только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его. (В. О. Ключевский.)

Задания. Вариант 1.

1. Выпишите книжные слова.

2. Обозначьте (графически) в словах приставки. Объясните их правописание.

3. Объясните постановку тире и точки с запятой в тексте.

4. Определите тему текста. Передайте его содержание своими словами.

Вариант 2.

1. Выпишите книжные слова. Назовите их лексическое значение, морфологические признаки, укажите стилистическую принадлежность.

2. Обозначьте приставки, установите их функцию, объясните правописание.

3. Объясните расстановку знаков препинания в тексте. Возможны ли здесь вариантные знаки препинания? Какие?

4. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что я знаю о преподобном Сергии?»

1291.

Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Выйду на озеро в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнет благодать.

Серым веретьем стоят шалаши,

Глухо баюкают хлюпь камыши.

Красный костер окровил таганы,

В хворосте белые веки луны.

Тихо, на корточках, в пятнах зари

Слушают сказ старика косари.

Где-то вдали, на кукане реки,

Дремную песню поют рыбаки.

Оловом светится лужная голь...

Грустная песня, ты — русская боль. (С. Есенин.)

Задания. Вариант 1.

1. Отметьте слова, которые не встречаются в литературном языке.

2. Установите тип склонения имен существительных.

3. Выделите уточняющие члены предложения. Объясните их правописание.

4. Назовите эпитеты и метафоры.

Вариант 2.

1. Выделите слова диалектные, просторечные, разговорные. Прокомментируйте, чем они отличаются друг от друга. Установите их функцию в тексте.

2. Произведите морфологический разбор имен существительных.

3. Выделите уточняющие члены предложения. Установите, какими членами предложения они являются и какой член предложения уточняют. Объясните пунктуацию.

4. Определите стиль текста. Отметьте значение в нем лексики, ограниченной в употреблении. Установите характер эпитетов (постоянные, индивидуально-авторские) и метафор (образные, сухие).

1292.

Услышьте все, живущи в мире,

Убогих и богатых сонм,

Ходящи в рубище, в порфире,

Склонитеся ко мне челом!

Язык мой истину вещает,

Премудрость сердце говорит;

Что свыше дух святой внушает,

Моя то лира днесь звучит. (Г. Р. Державин.)

Задания. Вариант 1.

1. Выделите устаревшие слова, формы слов и выражения.

2. Произведите фонетический разбор слова вещает.

3. Определите наклонение глаголов.

4. Выделите антонимы, синонимы.

Вариант 2.

1. Выделите устаревшие слова, формы слов и выражения. Отнесите их к историзмам или архаизмам. У архаизмов укажите современный синоним.

2. Произведите фонетический разбор слова вещает. Установите соотношение букв и звуков в этом слове и значение йотированных букв.

3. Определите наклонение глаголов. Образуйте от них формы других наклонений.

4. Определите стиль текста. Укажите значение в нем устаревшей лексики. Выделите антонимы, синонимы. Приведите синонимические ряды, установите признак, по которому слова составляют тот или иной синонимический ряд.

1293.

Не ветры осыпают пущи, Не листопад златит холмы.

С голубизны незримой кущи

Струятся звездные псалмы.

Я вижу — в просиничном плате,

На легкокрылых облаках,

Идет возлюбленная Мати

С Пречистым Сыном на руках.

Она несет для мира снова

Распять воскресшего Христа:

«Ходи, мой Сын, живи без крова,

Зорюй и полднюй у куста».

И в каждом страннике убогом

Я вызнавать пойду с тоской,

Не помазуемый ли Богом

Стучит берестяной клюкой.

И может быть, пройду я мимо

И не замечу в тайный час,

Что в елях — крылья Херувима,

А под пеньком — голодный Спас. (С. Есенин.)

Задания. Вариант 1.

1. Выделите церковно-славянские слова.

2. Приведите начальные формы (единственное число, именительный падеж) имен существительных.

3. Объясните правописание частицы не.

4. Определите тему текста, подчеркните ключевые слова. Перескажите его содержание.

Вариант 2.

1. Выделите церковно-славянские слова. Установите их функцию в тексте.

2. Установите лексико-грамматический разряд имен существительных.

3. Установите значение частицы не, объясните ее правописание.

4. Установите, с какими словами — книжными, нейтральными, разговорными — сочетаются в контексте церковно-славянские слова. Изменяется ли «стилистическое впечатление» от этих слов при подобном соседстве?

1294.

ПРАЗДНИК

Слепнут взоры: а джиорно Освещен двухсветный зал. Гость придворный непритворно

Шепчет даме мадригал, —

Контредансом, контредансом,

Завиваясь в «chnoise».

Искры прыщут по фаянсам,

По краям хрустальных ваз.

Там — вдали — проходит полный

Седовласый кавалер.

У окна вскипают волны

Разлетевшихся портьер.

Обернулся: из-за пальмы

Маска черная глядит.

Плещут струи красной тальмы

В ясный блеск паркетных плит.

«Кто вы, кто вы, гость суровый —

Что вам нужно, домино?»

Но, закрывшись в плащ багровый,

Удаляется оно.

Прислонился к гобелэнам,

Он белее полотна...

А в дверях шуршит уж трэном

Гри-де-перлевым жена...

(А. Белый.) (Орфография автора.)

Задания. Вариант 1.

1. Найдите заимствованные слова. Объясните их значение.

2. Объясните правописание сложных слов.

3. Произведите синтаксический разбор сложных предложений.

4. Определите тему и тип текста: повествование, описание, рассуждение. Перескажите его содержание, используя заимствованные слова.

Вариант 2.

1. Найдите заимствованные слова. По словарю иностранных слов установите их значение и происхождение.

2. Объясните происхождение, образование и правописание сложных слов.

3. Выявите отношения между частями сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.

4. Определите тему и тип текста. Перескажите его содержание, заменив заимствованные слова русскими по происхождению.

Фонетика

1295.

Храм стоял, открытый со всех сторон. Белый мрамор ионических колонн, облитый солнцем, с негой купался в лазури; и темная теплая лазурь радовалась, обнимая этот мрамор, холодный и белый, как снег; по обоим углам фронтон увенчан был двумя изваяниями грифонов: с поднятою когтистою лапою, с открытыми орлиными клювами вырезывались они гордыми, строгими очертаниями на голубых небесах. (По Д. Мережковскому.)

Задания. Вариант 1.

1. Обозначьте в словах ударение. Разделите слова на слоги.

2. Установите тип склонения имен существительных.

3. Укажите однородные члены предложения и прокомментируйте знаки препинания при них.

4. Сформулируйте основную мысль текста.

Вариант 2.

1. Укажите, какие слова не имеют самостоятельного ударения, к какому слову они примыкают. Разделите слова на слоги, включая в них слова без самостоятельного ударения.

2. Установите тип склонения имен существительных, аргументируя выбор того или иного типа склонения грамматическими признаками имени существительного.

3. Установите, какими членами предложения являются однородные члены, какими частями речи они выражены.

4. Определите тему текста, перескажите его содержание своими словами.

1296.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин... (А. К. Толстой.)

Задания. Вариант 1.

1. Подчеркните одной чертой буквы, обозначающие гласные звуки, а двумя чертами — согласные. Укажите буквы, обозначающие два звука.

2. Раскройте значение слов бедный, красуются, вянущих.

3. Объясните постановку знаков препинания в конце предложений.

4. Передайте содержание поэтического текста прозаическим.

Вариант 2.

1. Укажите различия между гласными и согласными звуками с точки зрения акустической и артикуляционной.

2. Укажите слова со значением признака. Установите, к каким частям речи они относятся и какими членами предложения являются.

3. Укажите отношения между частями сложного предложения. Объясните пунктуацию.

4. Определите тему текста. Напишите сочинение-миниатюру на ту же тему, используя слова со значением признака, употребленные в данном тексте.

1297.

В лоб целовать — заботу стереть.

В лоб целую.

В глаза целовать — бессонницу снять.

В глаза целую.

В губы целовать — водой напоить.

В губы целую.

В лоб целовать — память стереть.

В лоб целую. (М. Цветаева.)

Задания. Вариант 1.

1. Назовите глухие и звонкие согласные, мягкие и твердые.

2. Определите спряжение глаголов.

3. Выделите простые предложения. Разберите их по членам предложения.

4. Объясните, с какой целью автор повторяет одни и те же слова и формы этих слов.

Вариант 2.

1. К глухим и звонким, мягким и твердым согласным приведите парный по глухости — звонкости, мягкости — твердости, указав непарные по этим признакам согласные звуки.

2. Определите спряжение глаголов. Выделите основу глаголов настоящего времени и основу инфинитива.

3. Установите типы простых предложений. Укажите, какими частями речи выражены главные члены предложений. Объясните постановку тире.

4. Прокомментируйте, какую функцию выполняет в этом тексте лексический и синтаксический повтор.

1298.

Когда я был ребенком, — лес ночной

Внушал мне страх; до боли я боялся

Ночных равнин, болот, одетых белой мглой,

Когда мой конь усталый спотыкался.

Теперь — прошло немного лет с тех пор,

И жизнь сломила дух; я пережил довольно;

Когда опять въезжаю в темный бор

Ночной порой — мне радостно и больно. (А. Блок.)

Задания. Вариант 1.

1. Отметьте слова, которые различаются количеством звуков и букв. Назовите в каждом случае, каких единиц больше, каких меньше.

2. Выпишите из текста все местоимения и укажите их начальную форму.

3. Найдите сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложные предложения.

4. Назовите ключевые слова, посредством которых автор передает свои чувства.

Вариант 2.

1. Отметьте слова, которые различаются количеством звуков и букв. Объясните причину этого различия. Установите значение йотированных букв — е, ё, ю, я.

2. Произведите морфологический разбор местоимений. Укажите их лекси-ко-грамматический разряд.

3. Произведите синтаксический разбор сложных предложений. Объясните постановку разных знаков препинания между частями сложного предложения. Объясните постановку тире.

4. Установите характер связи между ключевыми словами, передающими чувства автора, в первом и во втором четверостишии.

1299.

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой...

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, —

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной. (Ф. И. Тютчев.)

Задания. Вариант 1.

1. Запишите текст так, как он произносится вами.

2. Отметьте формы имен прилагательных и причастий, обосновав их различия.

3. Установите, какими членами предложения являются имена прилагательные и причастия.

4. Определите стилистическую принадлежность текста.

Вариант 2.

1. Затранскрибируйте текст, подчеркнув фонетические слова: отразите изменение гласных в безударных позициях, звонких перед глухими и глухих перед звонкими, звонких согласных на конце слов. Проследите за передачей значения йотированных букв в разных фонетических позициях.

2. Установите лексико-грамматический разряд имен прилагательных. Установите признаки прилагательных, отличающие их от причастий. Произведите морфемный анализ имен прилагательных и причастий.

3. Разберите предложение по членам предложения. Выделите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

4. Определите стилистическую принадлежность текста. Назовите изобразительно-выразительные языковые средства, свидетельствующие об этой принадлежности.

1300.

Сад весь в цвету,

Вечер в огне, Так освежительно-радостно мне!

Вот я стою,

Вот я иду, Словно таинственной речи я жду.

Эта заря,

Эта весна Так непостижна, зато так ясна!

Счастья ли полн,

Плачу ли я, Ты — благодатная тайна моя. (А. А. Фет.)

Задания. Вариант 1.

1. Установите количество букв и звуков в словах. Разделите слова на слоги. Выделите гласные, ударные и безударные; согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие.

2. Найдите полные и краткие формы имен прилагательных.

3. Выделите простые предложения. Установите в них главные члены предложения.

4. Определите тему текста. Назовите ключевые слова, передающие лирическое настроение автора.

Вариант 2.

1. Произведите полный фонетический разбор. Затранскрибируйте текст; разделите слова на слоги, охарактеризуйте их — открытые или закрытые. Дайте характеристику гласным и согласным звукам. Установите соотношение букв и звуков в словах.

2. Произведите морфологический разбор полных и кратких имен прилагательных.

3. Определите тип простых предложений по значению.

4. Назовите изобразительно-выразительные языковые средства, передающие определенное настроение автора стихотворения.

Морфемика и словообразование

1301.

Это — выжимки бессонниц,

Это — свеч кривых нагар,

Это — сотен белых звонниц

Первый утренний удар...

Это — теплый подоконник

Под черниговской луной,

Это — пчелы, это — донник,

Это — пыль, и мрак, и зной. (А. Ахматова.)

Задания. Вариант 1.

1. Произведите морфемный разбор слов. Обозначьте морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания и другие значимые части слова).

2. Поставьте имена существительные в начальную форму. Установите, что они обозначают: предмет, вещество, понятие и т. д.

3. Установите функцию тире. Выделите сказуемое в предложениях текста.

4. Определите тему текста. Попытайтесь вскрыть подтекст.

Вариант 2.

1. Произведите морфемный разбор слов. Обозначьте морфемы (приставки, корни, суффиксы, интерфиксы, постфиксы и окончания) и основы.

2. Установите лексико-грамматический разряд имен существительных. Приведите формы единственного числа именительного падежа и множественного числа родительного падежа этих существительных.

3. Установите функцию тире в тексте. Разберите все предложения текста по членам предложения.

4. Напишите сочинение-миниатюру, опираясь на ассоциации, рожденные этим текстом.

1302.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. (И. А. Гончаров.)

Задания. Вариант 1.

1. Обозначьте морфемы. Объясните правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах.

2. Объясните правописание не и ни.

3. Произведите синтаксический разбор сложных предложений, передайте отношения между частями этих предложений схемой.

4. Передайте содержание текста простыми предложениями.

Вариант 2.

1. Обозначьте в словах приставки и суффиксы. Подберите одноструктурные слова. Объясните правописание безударных гласных в этих морфемах.

2. Объясните употребление и правописание не и ни.

3. Произведите синтаксический разбор сложных предложений, выделив простые предложения, установив отношения между ними и указав средства связи. Передайте эти отношения схемой.

4. Разбейте текст на смысловые части, озаглавьте их. Расширьте по структуре вводные единицы. Установите, изменяются ли при этом знаки препинания.

1303.

Август — астры, Август — звезды, Август — грозди

Винограда и рябины Ржавой — август! Полновесным, благосклонным Яблоком своим имперским, Как дитя, играешь, август. Как ладонью, гладишь сердце Именем своим имперским: Август! — Сердце! Месяц поздних поцелуев, Поздних роз и молний поздних! Ливней звездных — Август! — Месяц Ливней звездных! (М. Цветаева.)

Задания. Вариант 1.

Обозначьте основу и окончание в словах, изменяя их по числам и падежам (имя существительное), по родам, числам и падежам (имя прилагательное), по временам, лицам и числам (глагол).

2. Укажите имена существительные одушевленные и неодушевленные.

3. Установите, каким членом предложения является имя существительное ав густ в тексте.

4. Почему у месяца «имперское» имя август?

Вариант 2.

1. Обозначьте основу и окончание. Охарактеризуйте основу (производная — непроизводная, простая — сложная, членимая — нечленимая) и окончание (материально выраженное, нулевое).

2. Прокомментируйте переход имен существительных из одного лексико-грам-матического разряда в другой. Изменяется ли при этом какой-либо грамматический признак?

3. Установите функцию тире в тексте.

4. Прокомментируйте основной прием, который использовал автор для создания художественного образа.

1304.

ВЕЧЕР

Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон. Как шорох стаи журавлиной, — И в шуме листьев замер он. Как море вешнее в разливе,

Светлея, не колыхнет день, —

И торопливей, молчаливей

Ложится по долине тень. (Ф. И. Тютчев.)

Задания. Вариант 1.

1. Обозначьте морфемы в знаменательных словах. Подберите к ним родственные. Отметьте чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

2. В две колонки выпишите слова: изменяемые и неизменяемые.

3. Какой частью речи является слово как в тексте? Разберите предложения с этим словом по членам предложения.

4. Определите тему текста. Назовите слова, которые сообщают ему поэтичность, лиричность, музыкальность.

Вариант 2.

1. Обозначьте в знаменательных словах основу и окончание. Подбором родственных слов выделите корень. Укажите чередующиеся гласные и согласные звуки. Установите тип чередования: фонетическое (позиционное) или историческое.

2. Установите, какие слова относятся к изменяемым, а какие — к неизменяемым. Какой частью речи или формой слова являются неизменяемые слова?

3. Установите, к какой части речи относится слово как. Какова его функция в тексте?

4. Установите характер изобразительно-выразительных средств (эпитеты, метафоры, олицетворения и др.).

1305.

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. (В. О. Ключевский.)

Задания. Вариант 1.

1. Укажите для выделенных слов слова с производящей основой (от которых они образовались). Какими морфемами различаются эти слова?

2. Назовите слова книжные. Укажите признаки, которыми они отличаются от разговорных слов.

3. Найдите обособленные члены предложения. Чем они выражены?

4. Что такое «живая душа народа»? Ответьте письменно на этот вопрос.

Вариант 2.

1. Подберите к выделенным словам слова с производящей основой. Установите, какие аффиксы участвовали в образовании слов. Укажите способ словообразования.

2. Установите, какие группы книжных слов использованы в тексте, какова их стилистическая функция.

3. Прокомментируйте характер обособленных и необособленных членов предложения. Чем выражены обособленные члены предложения?

4. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Нравственность есть правда» (В. Шукшин), используя содержание текста.

1306.

ЛАСТОЧКИ

Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши все кругом, Следить за ласточкой стрельчатой Над вечереющим прудом. Вот понеслась и зачертила — И страшно, чтобы гладь стекла Стихией чуждой не схватила Молниевидного крыла... (А. А. Фет.)

Задания. Вариант 1.

1. Установите, каким способом образованы знаменательные слова.

2. Определите тип склонения имен существительных. Просклоняйте имя существительное соглядатай.

3. Установите количество простых предложений в тексте. Найдите подлежащее в этих предложениях.

4. Определите тему текста. Какими словами автор передает свои чувства? Ответьте письменно на этот вопрос.

Вариант 2.

1. Произведите морфемный разбор слов, выстроив словообразовательную цепочку.

2. Назовите имена существительные одушевленные и неодушевленные. Просклоняйте существительные соглядатай и пруд. Отметьте различия в падежных окончаниях этих слов.

3. Выделите простые предложения в тексте, установите их тип по значению. Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи они выражены?

4. Определите тему текста; попытайтесь ее продолжить, написав свои одно-два четверостишия.

1307.

Самые усовершенствованные новейшие электровозы никого теперь не удивляют. А как поразили нас, тогдашних ребят, впервые увиденные нами паровозы, черные, закопченные, с огромными колесами. Они вылетали из-за поворота, как сущие дьяволы, сея искры, оглушая людей пронзительным шипением пара из-под колес. А вагоны зеленые, желтые, синие, постукивая на ходу, манили нас в неизвестные края бессчетными окнами. (С. Маршак.)

Задания. Вариант 1.

1. Выпишите слова с суффиксами, содержащими букву н. Определите, к какой части речи относятся эти слова, от какого слова они образованы. Объясните их правописание.

2. Объясните правописание частицы не и сложных предлогов.

3. Выделите однородные члены предложения. К какой части речи они относятся?

4. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Удивительное — рядом».

Вариант 2.

1. Выпишите формы имен прилагательных и причастий с к и кн. Установите, от какой основы они образованы, посредством каких аффиксов, какую функцию выполняют эти аффиксы — словообразовательную или формообразующую.

2. Отметьте случаи перехода причастий в имена прилагательные. Какие грамматические признаки изменились?

3. Назовите однородные и неоднородные определения и признаки, по которым они таковыми являются.

4. Определите стиль и тип текста.

Морфология

1308.

Белое солнце и низкие, низкие тучи, Вдоль огородов — за белой стеною — погост. И на песке вереницы соломенных чучел Под перекладинами в человеческий рост.

И, перевесившись через заборные колья,

Вижу: дороги, деревья, солдаты вразброд.

Старая баба — посыпанный крупною солью

Черный ломоть у калитки жует и жует...

Чем прогневили тебя эти серые хаты, —

Господи! — и для чего стольким простреливать грудь?

Поезд прошел и завыл, и завыли солдаты,

И запылил, запылил отступающий путь...

— Нет, умереть! Никогда не родиться бы лучше,

Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой

О чернобровых красавицах. — Ох, и поют же

Нынче солдаты! О Господи Боже ты мой! (М. Цветаева.)

Задания. Вариант 1.

1. Дайте имена существительные в начальной форме. Установите, на основе какого признака их можно объединить в те или иные тематические группы.

2. Определите, к какому разряду относятся имена прилагательные (качественные, относительные, притяжательные).

3. Установите, к какой части речи относятся слова: Господи! Боже ты мой!

4. Отметьте повторяющиеся слова. С какой стилистической целью использовал их автор?

Вариант 2.

1. Определите, к какому лексико-грамматическому разряду относятся имена существительные (собственные, нарицательные; одушевленные, неодушевленные; конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные).

2. Определите разряд имен прилагательных. Отметьте случаи перехода прилагательных из одного разряда в другой.

3. Найдите однородные определения. Объясните, почему они являются однородными.

4. Установите стилистическую функцию повторяющихся слов (повторов).

1309.

Он длится без конца — янтарный, тяжкий день!

Как невозможна грусть, как тщетно ожиданье!

И снова голосом серебряным олень

В зверинце говорит о северном сиянье.

И я поверила, что есть прохладный снег

И синяя купель для тех, кто нищ и болен,

И санок маленьких такой неверный бег

Под звоны древние далеких колоколен. (А Ахматова.)

Задания. Вариант 1.

1. Определите разряд имен прилагательных (качественное, относительное, притяжательное). Образуйте краткую форму. От каких прилагательных она не образуется?

2. В слове серебряным выделите значимые части слова. Как оно образовалось? Объясните правописание суффикса.

3. Установите роль союза и в тексте.

4. Найдите примеры эпитетов. Какие слова являются эпитетами? Замените эпитеты не-эпитетами.

Вариант 2.

1. Определите разряд имен прилагательных. Отметьте случаи перехода прилагательных из одного разряда в другой. От каких полных прилагательных нельзя образовать краткую форму, почему?

2. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова серебряным.

3. Установите, какую функцию выполняет в тексте союз и. Дайте графическую схему сложного предложения с союзом и.

4. Отметьте примеры эпитетов и метафор. Какова их функция в художественном тексте?

1310.

Молюсь оконному лучу —

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце — пополам.

На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне. (А. Ахматова.)

Задания. Вариант 1.

1. Выпишите формы кратких и полных имен прилагательных. От полных форм образуйте краткие. От каких прилагательных не образуются краткие формы?

2. Произведите морфемный разбор слова рукомойник. Каким способом оно образовано? Что это слово означает?

3. Выпишите из текста союзы и предлоги. Какова их роль в тексте?

4. Найдите в тексте слова в переносных значениях. На чем основывается этот перенос?

Вариант 2.

1. Выпишите краткие и полные формы имен прилагательных. От полных образуйте краткие формы и формы сравнительной и превосходной степени. От каких прилагательных и почему не образуются эти формы? Какую функцию в предложении выполняют краткие и полные формы прилагательных?

2. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова рукомойник.

3. Выпишите из текста союзы и предлоги. Установите, к какому разряду они относятся, какую функцию в предложениях выполняют.

4. Найдите примеры метафоры, олицетворения, сравнения. Установите их функцию в тексте.

1311.

Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу ее необъятные поля, волнующиеся урожаем. Теплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи, непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в стране нашей. На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа. (И. Соколов-Микитов.)

Задания. Вариант 1.

1. Определите род, число, падеж, тип склонения имен существительных.

2. Выпишите формы причастий и деепричастий. Установите, от каких глаголов они образовались.

3. Установите, какими членами предложения являются краткие формы имен прилагательных.

4. Определите тему и тип текста. Назовите ключевые слова, придающие тексту торжественный, приподнятый тон. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «С чего начинается Родина?»

Вариант 2.

1. Произведите морфологический разбор имен существительных, указав лекси-ко-грамматический разряд, постоянные и непостоянные признаки, функцию в предложении.

2. Выпишите формы причастий и деепричастий, выделите основы глаголов, от которых они образовались.

3. Установите синтаксическую функцию кратких форм имен прилагательных. Могут ли они быть определением?

4. Определите, к какому жанру и стилю относится текст. Выделите ключевые слова (стилистически окрашенные), придающие тексту приподнятый, торжественный тон.

1312.

Дорога довольно хорошая,

Приятная хладная звень.

Луна золотою порошею

Осыпала даль деревень.

«Ну, вот оно, наше Радово, —

Промолвил возница, —

Здесь!

Недаром я лошади вкладывал

За норов ее и спесь.

Позволь, гражданин, на чаишко.

Вам к мельнику надо?

Так вон!..

Я требую с вас без излишка

За дальний такой прогон»...

Даю сороковку.

«Мало!»

Даю еще двадцать.

«Нет!»

Такой отвратительный малый,

А малому тридцать лет.

«Да что ж ты?

Имеешь ли душу?

За что ты с меня гребешь?»

И мне отвечает туша:

«Сегодня плохая рожь.

Давайте еще незвонких

Десяток иль штучек шесть —

Я выпью в шинке самогонки

За ваше здоровье и честь...» (С. Есенин.)

Задания. Вариант 1.

1. Выпишите имена числительные. Определите их разряд (количественные, порядковые, дробные, собирательные). Разберите их по составу (простые, сложные, составные).

2. Отметьте слова, которые характерны для разговорной речи. Что они означают?

3. Замените прямую речь косвенной (письменно).

4. Перескажите содержание текста от 3-го лица.

Вариант 2.

1. Произведите морфологический разбор имен числительных, указав разряд, различия по структуре, постоянные, непостоянные признаки, функции в предложении. Найдите в тексте слова с числовым значением. К какой части речи они относятся и чем отличаются от имен числительных?

2. Выделите разговорные и просторечные слова. Укажите их стилистическое различие. С какой целью автор использовал их в художественном тексте?

3. Замените прямую речь косвенной. Какие типы предложений при этом используются?

4. Перескажите содержание текста, заменив разговорные и просторечные слова нейтральными и книжными. Как изменился стиль текста?

1313.

Ровно в три четверти первого Санин объявился к Полозову. У ворот его гостиницы уже стояла карета, запряженная четырьмя лошадьми. Увидав Санина, Полозов только промолвил: «А! решился?» — и, надев шляпу, шинель и калоши, заткнув себе хлопчатой бумагой уши, хотя дело было летом, вышел на крыльцо. Кельнеры, по его указанию, расположили во внутренности кареты все многочисленные его покупки, обложили место его сиденья шелковыми подушечками, сумочками, узелками, поставили в ноги короб с провизией и привязали к козлам чемодан. Полозов расплатился щедрой рукой — и хотя сзади, но почтительно поддерживаемый услужливым привратником, полез, кряхтя, в карету, уселся, обмял хорошенько все вокруг себя, выбрал и закурил сигару — и тогда только кивнул пальцем Санину: «Полезай, мол, и ты!» (И. С. Тургенев.)

Задания. Вариант 1.

1. Разберите местоимения, указав постоянные и непостоянные признаки, какими членами предложения они являются.

2. Обозначьте суффиксы и окончания в словах. Объясните правописание безударных гласных в суффиксах и окончаниях.

3. Выделите обособленные члены предложения. Какой частью речи они выражены? Дайте определение причастному и деепричастному обороту.

4. Отметьте слова, редко употребляемые или не употребляемые в современной речи. Установите их значение.

Вариант 2.

1. Произведите морфологический разбор местоимений, указав разряд по значению, постоянные и непостоянные признаки, функцию в предложении.

2. Обозначьте суффиксы и окончания в словах. Аргументируйте наличие окончания теми или иными грамматическими признаками слова. Объясните правописание безударных гласных в этих морфемах.

3. Установите, какими членами предложения являются обособленные и однородные члены предложения. Какой частью речи они выражены?

4. Назовите устаревшие слова. Почему они перестали употребляться в современном языке? Определите тему, тип и стиль текста.

1314.

Ветер принес издалека Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звездные сны. Робко, темно и глубоко Плакали струны мои, Ветер принес издалека Звучные песни твои. (А. Блок.)

Задания. Вариант 1.

1. Выпишите наречия. Объясните их правописание.

2. Поставьте имена существительные в форму множественного числа родительного падежа.

3. Найдите примеры прямого и обратного порядка слов в предложении.

4. Приведите примеры слов, употребленных в переносных значениях.

Вариант 2.

1. Произведите морфологический разбор наречий, указав их разряд (определительные, обстоятельственные), функцию в предложении. Объясните образование наречий и их правописание.

2. Образуйте форму множественного числа родительного падежа от имен существительных. Какие существительные и почему не образуют этой формы?

3. Выпишите примеры прямого и обратного порядка слов в предложении. Что такое инверсия? С какой стилистической целью автор ее использует?

4. Приведите примеры слов, употребленных в переносных значениях. Установите вид переноса (метафора, метонимия, синекдоха).

1315.

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. (А. П. Чехов.)

Задания. Вариант 1.

1. Отметьте наречия. Установите, какими членами предложения они являются. Объясните их правописание.

2. Выпишите союзы, предлоги и частицы. Объясните, в чем их различие.

3. Дайте графическую схему второго предложения.

4. Объясните, с какой целью автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Вариант 2.

1. Произведите морфологический разбор наречий. Объясните их правописание. Установите, от каких наречий образуется форма сравнительной степени.

2. Выпишите союзы, предлоги, частицы. Установите их функции в тексте.

3. Произведите синтаксический разбор второго предложения, дайте его графическую схему.

4. Определите тему текста. Какими словами автор передает мироощущение ребенка? Опишите свое самое яркое детское впечатление.

1316.

Посмотрю на юг —

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;

Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается.

Гляну к северу —

Там в глуши пустынь

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю. (И. С. Никитин.)

Задания. Вариант 1.

1. Определите тип спряжения глаголов.

2. Выпишите слова, в которых количество звуков превышает количество букв.

3. Найдите сравнительные обороты. В чем заключается их необычность?

4. Найдите синонимы в этом тексте.

Вариант 2.

1. Выделите основу инфинитива и основу настоящего времени глаголов, а также окончания форм настоящего времени. Определите тип спряжения. Каким правилом при этом следует руководствоваться?

2. Затранскрибируйте слова, в которых количество звуков превышает количество букв.

3. Выделите сравнительные обороты. Опишите их структуру. Установите, какими членами предложения они являются. К какой части речи относится слово что?

4. К словам из текста подберите синонимы, составьте синонимические ряды, выделяя основное слово (доминанту) ряда.

1317.

В пленительный твой облик вглядывался, Вспоминая, как он смутно складывался Из различных лиц, личин и личностей. Твой характер только предугадывался,

То есть, говоря без околичностей,

Кто творил тебя и будто радовался,

Кто в наследники к тебе прокрадывался,

Кто пророчествовал, кто проповедовался,

Кто торжествовал, кто унаследовался,

Кто со счета безнадежно скидывался... (Л. Мартынов.)

Задания. Вариант 1.

1. Обозначьте суффиксы глаголов прошедшего времени. Объясните их правописание.

2. Разберите по членам предложения одно из предложений, начинающихся со слова кто. Какой частью речи это слово является?

3. Установите стилистическую принадлежность слов лицо, личина, личность.

4. Установите значение слов лицо, личина, личность. Употребите их в контексте.

Вариант 2.

1. Установите, от каких глагольных основ образованы формы прошедшего времени, посредством каких аффиксов. Объясните правописание гласных в суффиксах.

2. Почему глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам?

3. Произведите синтаксический разбор второго предложения.

4. Будут ли составлять синонимический ряд слова лицо, личина, личность? Используя толковый словарь русского языка, установите значение этих слов, употребите их в различных контекстах.

1318.

По твердому гребню сугроба

В твой белый, таинственный дом

Такие притихшие оба

В молчании нежном идем.

И слаще всех песен пропетых

Мне этот исполненный сон,

Качание веток задетых

И шпор твоих легонький звон. (А. Ахматова.)

Задания. Вариант 1.

1. Выпишите слова, которые образованы от глаголов. Посредством каких суффиксов эти слова образованы и какой частью речи являются?

2. Отметьте отвлеченные имена существительные. Каково их значение?

3. Найдите определения и подчеркните их соответствующей линией. Установите, согласованные они или несогласованные.

4. Назовите признаки, по которым данный текст относится к поэтическим произведениям.

Вариант 2.

1. Выпишите слова, образованные от глаголов, найдите производящую основу и обозначьте суффиксы. Установите, какую функцию выполняют эти суффиксы — словообразовательную или формообразующую.

2. Определите лексико-грамматический разряд имен существительных. Прокомментируйте противопоставление конкретных существительных отвлеченным.

3. Установите, почему определения при слове дом являются однородными.

4. Назовите характерные для поэтического произведения признаки текста. Передайте его содержание прозой. Что исчезает при этом?

1319.

Оставаться в экипаже было опасно, и мы, несмотря на грязь и дождь, должны были идти пешком.

Волга... страшно вообразить, что такое была Волга\ Она вся превратилась в водяные бугры, которые ходили взад и вперед, желтые и бурые около песчаных отмелей и черные посередине реки; она билась, кипела, металась во все стороны и точно стонала; волны беспрестанно хлестали в берег, взбегая на него более чем на сажень. По всему водяному пространству, особенно посреди Волги, играли белянки: так называются всплески воды, когда гребни валов, достигнув крайней высоты, вдруг обрушиваются и рассыпаются в брызги и белую пену. Невыразимый ужас обнял мою душу, и одна мысль плыть по этому страшному пути леденила мою кровь и почти лишала меня сознания. (С. Т. Аксаков.)

Задания. Вариант 1.

1. Определите вид, наклонение, время, лицо, число глаголов.

2. Найдите сочинительные, подчинительные союзы и союзные слова. По каким

признакам они различаются

3. Разберите по составу имена прилагательные и наречия, содержащие в суффиксах н и нн. Объясните их правописание.

4. Установите, какими синтаксическими конструкциями являются выделенные единицы текста.

Вариант 2.

1. Определите вид, наклонение, время, лицо, число глаголов. Укажите переходные и непереходные глаголы. Выпишите возвратные глаголы, установите способ их образования.

2. Произведите морфологический разбор союзов. Отметьте союзные слова. Назовите различия между союзами и союзными словами.

3. Произведите морфемный и словообразовательный разбор имен прилагательных с суффиксами -ан-, ян-. Объясните их правописание.

4. Установите функцию разорванной конструкции. Чем являются выделенные синтаксические единицы текста?

1320.

Солнце — одно, а шагает по всем городам.

Солнце — мое. Я его никому не отдам.

Ни на час, ни на луч, ни на взгляд. — Никому. — Никогда.

Пусть погибают в бессменной ночи города!

В руки возьму! — Чтоб не смело вертеться в кругу!

Пусть себе руки, и губы, и сердце сожгу!

В вечную ночь пропадет — погонюсь по следам...

Солнце мое! Я тебя никому не отдам! (М. Цветаева.)

Задания. Вариант 1.

1. Произведите морфологический разбор выделенных слов.

2. Объясните правописание не и ни.

3. Установите количество букв и звуков в словах мое, сердце.

4. Объясните постановку тире.

Вариант 2.

1. Произведите морфологический разбор выделенных слов.

2. Объясните употребление и правописание не и ни.

3. Затранскрибируйте слова мое и сердце. Прокомментируйте количество букв и звуков.

4. Объясните причину постановки автором тире в этом тексте.

Синтаксис

1321.

Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.

Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?

Когда отпевали мать, был май, вишенные деревья и акации наглухо залепили стрельчатые окна. Алексей, Елена, Тальберг, и Анюта, выросшая в доме Турбиной, и Николка, оглушенный смертью, с вихром, нависшим на правую бровь, стояли у ног старого коричневого святителя Николы. За что такая обида? Несправедливость?

Отпели, вышли на гулкие плиты паперти и проводили мать через громадный город на кладбище, где под черным мраморным крестом давно уже лежал отец. Эх... эх... (По М. Булгакову.)

Задания. Вариант 1.

1. Найдите предложения повествовательные, вопросительные.

2. Подчеркните имена собственные. Что они называют?

3. Подберите общеизвестные синонимы и антонимы к словам мирный, крова вый (год).

4. Определите тему и тип текста. Перескажите его содержание.

Вариант 2.

1. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания.

2. Объясните использование заглавных букв.

3. Что олицетворяют мифологические имена Марс и Венера?

4. Поясните, какую установку дает зачин текста для идейно-тематического содержания всего произведения (данного отрывка).

1322.

Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детского подъезда. Спрашиваю: «Нравится?» »Хорошо, — сказал Блок, а потом прибавил: — У меня в деревне библиотеку сожгли».

Вот это «хорошо» и это «библиотеку сожгли» было два ощущения революции, фантастически связанные в его поэме «Двенадцать». Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие — славу ей. (В. Маяковский.)

Задания. Вариант 1.

1. Выделите простые предложения. Определите их тип: повествовательное, вопросительное, побудительное; восклицательное, невосклицательное; распространенное, нераспространенное.

2. Произведите морфологический разбор слов греющийся, связанные.

3. Отметьте книжные слова.

4. Выделите ключевые слова, раскрывающие основную мысль текста. Какие чувства передают эти слова?

Вариант 2.

1. Произведите синтаксический разбор простых предложений.

2. Найдите однородные определения, установите, какой частью речи они выражены. Почему они являются однородными?

3. Приведите примеры книжных слов. Назовите их семантические и морфологические признаки.

4. Определите тему текста, тип речи и стиль. Отметьте ключевые слова текста, являющиеся основными средствами эмоционального воздействия на читателя.

1323.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья, с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою.

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!

И все-таки он не мог усидеть на своей высокой безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остано-

вился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился. (И. С. Тургенев.)

Задания. Вариант 1.

1. Разберите предложения по членам предложения, подчеркнув их соответствующими линиями.

2. Объясните постановку в тексте таких знаков препинания, как скобки, тире, многоточие.

3. Разберите по составу слова (с) желтизной, прораставшие, чудовищем, впереди.

4. Какова роль обособленных членов предложения? Перескажите текст, опустив обособленные члены предложения. Выиграл от этого текст или проиграл?

Вариант 2.

1. Охарактеризуйте слова как члены предложения, устанавливая, какой частью речи они выражены.

2. Объясните постановку знаков препинания. Почему автор предпочел скобки, тире, многоточие?

3. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слов (с) желтизной, впереди, (в) направлении.

4. Назовите обособленные члены предложения. Установите, какой частью речи они выражены и какую функцию выполняют в тексте.

1324.

Ты письмо мое, милый, не комкай,

До конца его, друг, прочти.

Надоело мне быть незнакомкой,

Быть чужой на твоем пути.

Не гляди так, не хмурься гневно.

Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна

И уже не монашка я —

В этом сером, будничном платье,

На стоптанных каблуках...

Но, как прежде, жгуче объятье,

Тот же страх в огромных глазах.

Ты письмо мое, милый, не комкай,

Не плачь о заветной лжи,

Ты его в твоей бедной котомке

На самое дно положи. (А. Ахматова.)

Задания. Вариант 1.

1. Выделите простые предложения. Разберите их по членам предложения.

2. Определите наклонение глаголов.

3. Отметьте случаи использования автором имен прилагательных в роли эпитетов. Установите их роль в тексте.

4. Назовите слова, не являющиеся членами предложения. Для чего они использованы автором?

Вариант 2.

1. Разберите по членам предложения простые предложения. Установите, какой частью речи выражены главные члены предложения.

2. Определите наклонение глаголов. От каких глагольных основ образованы формы наклонения?

3. Назовите эпитеты. Какова их стилистическая роль в тексте? Какие имена прилагательные не стали эпитетами в этом тексте?

4. Отметьте слова, грамматически не связанные с членами предложения. Установите их стилистическую и художественную функцию.

1325.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковой материей, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана осел вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. (И. А. Гончаров.)

Задания. Вариант 1.

1. Выделите однородные члены предложения. Объясните пунктуацию.

2. Выпишите из текста примеры на согласование, управление, примыкание.

3. Назовите тематические группы имен существительных, использованных в тексте.

4. Опишите обстановку вашего дома, квартиры, комнаты. Какими вещами она отличается от обстановки комнаты Ильи Ильича?

Вариант 2.

1. Выделите однородные члены предложения. Установите, какой частью речи они выражены и какими членами предложения являются.

2. Выпишите из текста примеры на разные виды подчинительной связи. Произведите синтаксический разбор словосочетаний с разными видами подчинительной связи.

3. Распределите слова по тематическим группам. Назовите эти группы.

4. Какие элементы текста придают повествованию субъективный характер? Выигрывают ли от этого содержание и стиль текста?

1326.

НА ВОЛЬНОМ ПРОСТОРЕ

Здравствуй,—

Желанная

Воля —

Свободная,

Воля

Победная,

Даль осиянная, — Холодная, Бледная.

Ветер проносится, желтые травы колебля, — Цветики поздние, белые. Пал на холодную землю. Странны размахи упругого стебля, Вольные смелые. Шелесту внемлю.

Тише...

Довольно:

Цветики

Поздние, бледные, белые,

Цветики,

Тише...

Я плачу: мне больно. (А. Белый.)

Задания. Вариант 1.

1. Разберите предложения по членам предложения. Назовите однородные определения.

2. Объясните постановку знаков препинания.

3. Что означает словосочетание даль осиянная! Составьте контекст с этим выражением.

4. Выделите слова, словосочетания, предложения, передающие чувства и настроение автора.

Вариант 2.

1. Установите функции определений в препозиции и постпозиции, назовите признаки однородности определений.

2. Выявите функциональную значимость различных знаков препинания в тексте.

3. Установите значение слова осиянная. С какими словами в словосочетании можно использовать это причастие? Приведите примеры.

4. Установите стилистические функции разных слов в тексте.

1327.

Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересный именно своею трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему. После зимы, проведенной в Дялиже, среди больных и мужиков, сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо и слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки, — было так приятно, так ново... (А. П. Чехов.)

Задания. Вариант 1.

1. Выделите обособленные, однородные и повторяющиеся члены предложения.

2. Назовите гласные и согласные звуки в слове надоедливые. Сколько букв и сколько звуков в этом слове?

3. Определите спряжение глаголов по форме инфинитива.

4. Установите тип текста. Аргументируйте свои выводы.

Вариант 2.

1. Назовите обособленные, однородные и повторяющиеся члены предложения. Какие функции они выполняют в тексте?

2. Произведите фонетический разбор слова надоедливые. Установите звуковое значение йотированных букв.

3. Подчеркните личные окончания глаголов. Укажите формы инфинитива. Определите спряжение.

4. Определите тип и стиль текста, назовите его тему.

1328.

Ожидая паром, они оба легли в тень от берегового обрыва и долго молча смотрели на быстрые и мутные волны Кубани у их ног. Ленька задремал, а дед Архип, чувствуя тупую, давящую боль в груди, не мог уснуть. На темно-коричневом фоне земли их потрепанные и скорченные фигуры едва выделялись двумя жалкими комками; утомленные, загорелые и пыльные физиономии были совсем под цвет бурым лохмотьям.

Костлявая и длинная фигура дедушки Архипа вытянулась поперек узкой полоски песка; задремавший Ленька лежал калачиком сбоку деда. Ленька был маленький, хрупкий, в лохмотьях, он казался корявым сучком, отломленным от деда — старого иссохшего дерева, принесенного и выброшенного сюда, на песок, волнами реки.

Дед, приподняв на локте голову, смотрел на противоположный берег, залитый солнцем и бедно окаймленный редкими кустами ивняка. Его тусклые и воспаленные глаза, с красными опухшими веками, беспокойно моргали, а испещренное морщинами лицо замерло в выражении томительной тоски.

Остановив на внуке увлажненный слезой взгляд, дед осторожно погладил шершавой рукой его голову. (М. Горький.)

Задания. Вариант 1.

1. Выделите причастные и деепричастные обороты. Назовите их отличия.

2. Разберите причастия: от какой основы глагола образовано, действительное или страдательное, время, род, число, падеж.

3. Выпишите сложносочиненные и бессоюзные предложения. Объясните в них постановку знаков препинания.

4. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте эти части.

Вариант 2.

1. Выделите причастные и деепричастные обороты. Установите их структуру и функцию в предложении.

2. Произведите морфологический разбор причастий, указав все признаки и функцию в предложении.

3. Произведите синтаксический разбор сложносочиненных и бессоюзных предложений.

4. Определите тему текста. Разделите его на смысловые части. Озаглавьте их. Установите, какое из заглавий семантически близко к теме.

1329.

В тот вечер возле нашего огня

Увидели мы черного коня.

Не помню я чернее ничего.

Как уголь были ноги у него.

Он черен был как ночь, как пустота.

Он черен был от гривы до хвоста.

Но черной по-другому уж была

Спина его, не знавшая седла.

Недвижно он стоял. Казалось, спит,

Пугала чернота его копыт.

Он черен был, не чувствовал теней,

Так черен, что не делался темней.

Так черен, как полуночная мгла.

Так черен, как внутри себя игла.

Так черен, как деревья впереди,

Как место между ребрами в груди.

Как ямка под землею, где зерно.

Я думаю: внутри у нас черно.

(И. Бродский.) (Орфография и пунктуация автора.)

Задания. Вариант 1.

1. Выделите сравнения. Какими предложениями или членами предложения они являются?

2. Определите тип склонения имен существительных.

3. Выпишите личные и неличные местоимения. Как они изменяются по падежам?

4. Какова роль имени прилагательного, обозначающего черный цвет, в тексте?

Вариант 2.

1. Установите структуру и функции сравнений в тексте. Разберите одно из предложений, содержащее сравнение, по членам предложения.

2. Приведите начальную форму имен существительных. Установите признаки, по которым то или иное существительное относится к тому или иному типу склонения.

3. Определите разряд местоимений в тексте, приведя их начальную форму.

4. Прокомментируйте, с какой стилистической целью автор использовал цвето-обозначение в тексте.

1330.

Что слышу? Что сердце волнует?

Что веселится царский дом?..

Опять Россия торжествует!

Опять гремит Кагульский гром!

Опять времен Екатерины,

Я слышу, встали исполины...

Но мой восторг неполон! Нет!

Наш век велик, могуч и славен;

Но где ж, Россия, твой Державин?

О, где певец твоих побед? (А. Н. Майков.)

Задания. Вариант 1.

1. Охарактеризуйте предложения с точки зрения их эмоциональной окрашен-ности.

2. Выделите имена существительные собственные и нарицательные. Чем они различаются?

3. Разберите слово торжествует по составу.

4. С какой целью автор использовал повторяющиеся слова?

Вариант 2.

1. Произведите синтаксический разбор простых предложений.

2. Назовите имена существительные собственные и нарицательные. По каким признакам они различаются? Отметьте случаи перехода существительных из одного разряда в другой.

3. Произведите морфемный разбор слова торжествует, предварительно затранскрибировав слово. Каким звуком заканчивается основа?

4. Установите стилистическую и художественную функцию повторов.

1331.

Великий киевский князь Владимир Мономах, муж многоумный, с малых лет обученный многим языкам и премудростям, владел редкостным умением: изобрел способ, как передать далеким потомкам о событиях своего времени и делах князей прежних. Велел летописцам собрать все уже написанное в Русской земле и, отбросив мелочное, несущественное, затемнявшее светлые деяния великих предков, свести в единую государственную книгу, прибавив туда и все творимое им самим, Мономахом, но опять-таки отбирая самое главное и затрачивая на описание как можно меньше слов, чернил и пергамента. Так появилась в Главной Летописи единственная строка

про Первомост через Днепр возле Киева, хотя событию такому следовало бы уделить более пристальное внимание. Князь заранее не умел, наверное, увидеть все значение будущего моста, для князя была лишь потребность переправы через Днепр, для быстрой связи Киева с противоположным берегом, с берегом черниговским, а также — переяславским, потому Переяслав был милее всех городов сердцу Мономаха, который долго княжил там. (По П. Загребелъному.)

Задания. Вариант 1.

1. Выпишите сложноподчиненные предложения. Выделите главную и придаточную части, определите тип придаточной.

2. Назовите устаревшие слова. Употребляются ли они в современном русском языке?

3. Отметьте формы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных. Какими членами предложения они являются?

4. Определите тему текста, тип речи и стиль.

Вариант 2.

1. Произведите синтаксический разбор сложного предложения (последнее в тексте). Дайте графическую схему этого предложения.

2. Найдите устаревшие слова (отдельно историзмы и архаизмы). Какова их функция в тексте?

3. Отметьте формы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных. Как они образованы и какими членами предложения являются?

4. Произведите полный лингвистический анализ текста.

1332.

Иногда казалось, что он на постоялом дворе в Данкове, что ночной дождь шумит по навесу ворот и поминутно дергается, звонит колоколец над ними, — приехали воры, привели в эту непроглядную темь его жеребца и, если узнают, что он тут, убьют его. Иногда же возвращалось сознание действительности. Но и действительность была тревожна. Старик ходил под окнами с колотушкой, но то казалось, что он где-то далеко-далеко, то Буян, захлебываясь, рвал кого-то, с бурным лаем убегал в поле и вдруг снова появлялся под окнами и будил, упорно брехал, стоя на одном месте. Тогда Тихон Ильич собирался выйти, глянуть: что такое, все ли в порядке. Но как только доходило до того, чтобы решиться, встать, как гуще и чаще начинал стрекотать в темные окошечки крупный косой дождь, гонимый ветром из темных беспредельных полей, и милей отца-матери казался сон. (ПоИ. А. Бунину.)

Задания.

Вариант 1.

1. Произведите синтаксический разбор сложных предложений. Дайте графические схемы предложений.

2. Отметьте слова книжные и разговорные.

3. Какие элементы текста передают настроение и чувства Тихона Ильича? Опишите один из снов, в котором вы испытывали ужас или страх.

Вариант 2.

1. Произведите синтаксический разбор сложных предложений. Дайте графические схемы сложных предложений, отразив в них отношения между частями, средства связи и пунктуацию.

2. Выделите слова книжные, разговорные, просторечные. Как меняется их стилистическая окраска, если они образуют одно словосочетание, являются членами одного предложения?

3. Какие элементы текста придают повествованию субъективный характер? Становится ли от этого текст менее художественным? Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Мне снился сон...»

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru