Задания.
1. Выпишите из текстов сложноподчиненные предложения. Выделите части предложения (главную и придаточную), отметьте их границы.
2. Определите тип придаточной части, назвав главное средство связи частей.
3. Начертите схемы сложноподчиненных предложений.
4. Определите тип предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
1089.
Да, вечер был действительно замечательный. Он словно обижался на то, что вы так невнимательно смотрели на него доселе. Облака мощно расправили крылья, будто им было невмочь хранить в себе такую красоту — лиловую, розовую, палевую. Пруд лежал бледный и бессильный, как брошенный летчиком парашют. Берега его были как бы просмоленные. Пахло от них тягуче, тоскливо. Отпускали они эти запахи медленно, с неохотой. (Вс. Иванов.)
1090.
Тучи, не переводя духа, неслись над деревьями, пригибая их все ниже и ниже к земле. Сильно пахло сыростью. Мы вступали, видимо, в область болот. Появлялись заросли осоки, которую никто не косит. Горизонт суживался до размеров палисадника. Всюду трещало и выло, казалось, будто над нами вытрясают пыль из савана. (Вс. Иванов.)
1091.
Возле вязов возвышается изящный силуэт деревянной Никольской церкви 1766 года, привезенной в Суздаль из села Глотова в 1960 году. Она является прекрасным образцом древней архитектуры типа деревянных «клетских» храмов. Подвышенная тесовая кровля, увенчанная единственной луковичной главкой, крытой деревянной «черепицей» — лемехом, придает маленькой постройке удивительную грациозность. В двуклетском строении храма появляется тесная связь со старинным деревянным жилищем. От близости с белыми стенами архиерейских палат и могучего собора церковь только выигрывает, ибо подобный контраст еще более усиливает ее живописность. (А. Варганов.)
2i.SU ©® 2015