2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

1550 тестов и проверочных заданий по русскому языку

Тесты по русскому языку

ТЕКСТЫ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЙ

Задания.

1. Определите тему и тип текстов. Озаглавьте их.

2. Найдите осложненные предложения. Определите, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения; объясните знаки препинания при них.

3. Передайте на письме содержание отрывков близко к тексту.

1001.

Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена (последнего пушкинского клена в Михайловском), среди густых кустов сирени, акаций и жасмина, кое-где увитых зеленым хмелем, стоит маленький деревянный флигелек. Флигелек этот был построен еще Осином Абрамовичем Ганнибалом в конце XVIII века одновременно с большим господским домом. В нем помещалась баня и светелка. При Пушкине в светелке жила Арина Родионовна.

Пушкин в светлицу няни приходил, когда ему было особенно одиноко. Здесь, у няни, он чувствовал себя как у бога за пазухой. Сюда он шел отдохнуть, послушать ее чудесные сказки. Здесь все было простое, русское, деревенское, уютное... Старинные сундуки, лавки, в красном углу, «под святыми», стол, покрытый домотканой скатертью, жужжащее веретено... В углу — русская печь с лежанкой, пучками душистых трав. Напротив печи на полке — медный самовар, дорожный погребец, глиняные бутылки для домашних наливок. На комоде — заветный ларец няни.

Шкатулка эта прямоугольной формы, дубовая, с отделкой из вишневого дерева, с откидной крышкой, в центре которой — небольшое, ныне заделанное отверстие «для копилки». Ларец закрывался на замок, сохранность его довольно хорошая.

Это единственная подлинная вещь Арины Родионовны, дошедшая до наших дней. (С. Гейченко.)

1002.

На следующий день к Медвежьему ущелью Никодим пришел очень рано: по росистой траве легче было обнаружить след медвежонка. Расчет был верен. Никодим скоро нашел след приятеля. Мальчик рассмотрел, что ночью пестун поймал зайца: только клочья шерсти валялись на траве. Изловил тетерева и, оторвав крылья, съел вместе с перьями.

Следопыт с каждой минутой убеждался, что медвежонок совсем близко. Никодим умел ходить по лесу бесшумно, как звери. С детства бок о бок со зверями и птицами, он и сам был сыном леса. Увезенный отцом из таежного села в захолустную избушку, оторванный от товарищей, мальчик обрадовался медвежонку, как другу.

— Ой, где-то ты, Бобоша, близехонько!

Никодим неожиданно придумал медвежонку кличку: Бобоша.

Солнце взошло, роса на травах высохла. Никодим увидел медвежонка на открытой поляне. Пестун стоял с высоко поднятой головой и настороженно шевелил короткими ушками. Никодим понял все: над душистыми цветами звенели пчелы. Медвежонок вдруг сорвался с места и помчался.

Остановился он в напряженной позе. Потом, вновь уловив в воздухе звук пчелы, стремительно бросился и остановился, спрятавшись за дерево. Со стороны казалось, будто звереныш играет в прятки.

«Пчелиный след» привел и пестуна и Никодима на скалистый утес, к высокой сухой сосне. (Е. Пермитин.)

1003.

Отдел истории русской культуры обладает небольшой, но хорошей коллекцией икон. Созданная в основном усилиями поисковых экспедиций сотрудников Эрмитажа, эта коллекция позволяет проследить закономерности иконописи новгородской, псковской, московской школ и особенно редких икон «северных писем».

Краснофонная икона «Святой Никола» новгородской школы XIII — начала XIV века — одна из лучших. Не претендуя на исключительность, она в полную меру выражает особенности этой школы в период активизации местных художественных течений в противовес византийскому канону. Византийское начало еще сохраняется в общей композиции: святой представлен в канонической торжественно-застылой позе. Суров и строг его удлиненный лик. Но утонченность и изысканность уступили место простоте и ясности. Выразителен лаконичный силуэт, полуфигура святого в зеленовато-синем облачении, с лимонно-желтым нимбом вокруг головы четко выделяется на красном фоне. Энергичными пробелами моделируется лицо. Необычно для византийской традиции и обилие орнамента. В этом произведении, с его контрастными, звонкими красками, четкостью форм и стремлением к нарядности, есть конкретность видения, идущая от народного творчества и выражающая вкус к простому и сильному. (Л. Воронихина.)

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru