Мир пр..мет бе..конечно разнообразен. Бывает очень радос..но, когда одна и та (же) пр..мета сохр..ня..т..ся в лесах год за годом. Каждую осень встр..ча..ш.. все тот (же) огнен..ый куст р..бины за Лариным прудом или все ту (же) зарубку, сделанную тобой на сосне. С каждым летом зарубка все сильнее заплывает твердой з..лотистой см..лой. (К. Паустовский.)
Задания.
1. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки.
2. Выпишите словосочетания, в которых главное слово выражено: а) именем существительным; б) глаголом; в) наречием.
3. Определите, какой частью речи выражено в словосочетаниях зависимое слово.
4. Определите вид синтаксической связи в выбранных словосочетаниях.
839.
Тютчев вышел на прогулку под вечер. Он и вообще любил пере-ходны.. ч..сы суток: когда зан..ма..тся утро или гасн..т день. В таинствен..ых стыках сна и бодрствования пр..рода и все мир..здание приоткрывают наблюдающ..му человеку дверь — (н..) в царствен..ые покои свои, нет, но хотя (бы) в пр..хожую. Человек оста-ет..ся (по) прежнему д..лек от пост..жения целей, намерений и симв..лов тв..рца. Но может полюбоваться его то веселой, то грозной и (н..) когда (н..) повт..ряющ..йся игрой. (Ю. Нагибин.)
Задания.
1. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки.
2. Выпишите словосочетания, в которых зависимое слово выражено: а) именем существительным; б) именем прилагательным; в) местоимением; г) наречием.
3. Определите, какой частью речи выражено в словосочетаниях главное слово.
4. Определите вид синтаксической связи в выбранных словосочетаниях.
5. Укажите средства выражения синтаксической связи.
840.
(Н..) малым б..гатством сияли сл..бодские церкви. Славный храм Богоматери покрыт был (с) наружи яркою жив..пис..ю. На каждом кирп..че бл..стел крест, и церковь казалась одет..ю в з..л..тую сетку.
Очаровательный вид этот разогнал на время ч..рные мысли, которые (н..) оставляли князя С..ребрян..ого (во) всю дорогу. (А. К. Толстой.)
Задания.
1. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки.
2. Выпишите словосочетания, имеющие синтаксическую связь: а) согласование; б) управление; в) примыкание.
3. Определите, какими грамматическими средствами выражена синтаксическая связь в выбранных словосочетаниях.
4. Определите, какими частями речи выражены компоненты словосочетаний.
5. Подберите к словосочетаниям синонимические замены. Если синонимическая замена невозможна, объясните почему.
841.
Сотни островерхих (шатер), р..зовеющих на з..ре, сотни з..л..тых (куп..л), отражающих в себе тихое сияние (небо).
Говорят, Москва, если смотреть (из) дали на (утрен..яя м..розная з..ря) или в (з..л..тистые летние сумерки), вся была как этот сказочный златоглавый и островерхий град.
В Москве около четырех (сот) п..тид..с..ти (церковь) и (часов ня), и когда начинают зв..нить все к..л..кола, то воздух дрожит от множества (звук) в этом (город) с мил..ион..ым (население). С (К, к) ремля открыва..т..ся вид на целое море (красота). Я (н..) когда (н..) представлял себе, что на (земля) может существовать подобный город: все кругом п..стреет (красный) и (з..л..чён..ый) (куп..л) и (шпиц). Перед этой (мас..а) зол..та, в соед..нени.. с (яркий голубой цвет), бл..дне..т все, о чем я когда (либо) м..чтал. Мы стоим у (памятник) Александру (В, второму и, обл..котившись о п..рила, (н..) отрываем (взор) от (картина), которая раскинулась перед нами. (В. Солоухин.)
(129 слов.) Орфограммы: I, 2, 5, 9, 10, 11, 17, 20, 24, 26, 27, 30, 32, 37, 40, 42, 44, 49.
842.
В л..сах, в топ..х, в (непролазный л..сной) д..рогах, на (высокий насыпной) х..лме, над (пр..вольный) р..кой сложен Руза (город).
По р..ке плывет (в) низ лес. Дойдя до Устья, он пов..рнет на Москву, пот..чет по Москве (река), мимо гор..да (Руза). Плывут (намокший, пот..мнелый) бревна. Ст..яли они в (глухой) л..сах, шумели (ветви); птахи вили гнезда на них, выводили (пт..нец). Нын.. д..л..ки пт..нцы, на тех д..ревьях вскормлен..ые, д..л..ки сучья, оставшееся в (глухой) л..сах. К осен.. доплывут бревна до (К, к)ремля. Выл..в..т их (крюки) на берег. Выв..л..кут, высуш..т. Сруб..т т..рема и х..ромы, постав..т избы.
Из п..к..лени., в п..к..лени., переходит Руза в роду кн..зей (М, м) Московских. Иван (К, к) алита и р..дился тут. (С. Бородин.)
(100 слов.) Орфограммы: 1, 2, 13, 17, 20, 24, 30, 32, 34, 37, 49.
843.
В первы.. дни с..ылки д..ревня пок..залась Пушкину тюрьмой. Бешенству его (н..) было пр..дела. Все его р..здр..жало.
Потом все переменилось, и он стал чу..ствовать себя в (деревня) как у бога (за) пазухой. Перед ним ра..крылся мир (н..) изведан..ого, мир (народный) творчества. Он стал дн..вать и н..ч..вать в (свой) д..р..внях, часто забегал в людскую. Увид..л в..оч..ю торжествен..ый обряд рус..кой свад..бы и записал (он). Бывал (гость) на (крестьянский) праздниках. Кр..стил р..бят. Любил (зимние вечера) с..деть в людской и в горниц.. (нян..ка) и слушать д..р..венские ска..ки и песни. Полюбил б..л..лайку и понял, что этот (не) хитрый инструмент — кусок душ., (народный). Хорошо узнал ж..знь (крестьянский) люда (не) только во всем (она) тогдашен..м ужас.., но и во всей (краса) и (бе..смертие) древних обрядов и традиций, познал тайну (рус..кий народный) х..ракт..ра. Все это пришло к (он) здесь, в (Михайловское). (С. Гейченко.)
(130 слов.) Орфограммы: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 14, 15, 20, 23, 24, 28, 34, 39, 47.
2i.SU ©® 2015