2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

1550 тестов и проверочных заданий по русскому языку

Тесты по русскому языку

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗДЕЛА «ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА»

5 класс

759.

Через минуту Карлсон сощурился и сказал: «А теперь я хочу поразвлечься. Пробежим по крышам и сообразим, чем заняться». Малыш радостно согласился. Они взялись за руки и вышли на крышу.

Все выглядело удивительно прекрасным под синим вечерним небом. Дома в сумерках казались таинственными. Внизу зеленел парк. От верхушек тополей поднимался чудесный острый запах. Из раскрытых окон доносились смех, детский плач, собачий лай, чья-то игра на рояле, звенела посуда на кухне. Где-то загрохотал мотоцикл и заглушил цокот копыт грустной лошадки. Малыш чувствовал, что голова его кружится от впечатлений. Он забыл об опасности и чуть не свалился в широкую щель. (По А. Линдгрен в переводе Л. Лунгиной.)

(97 слов. Безударные гласные, согласные в корне слова, гласные после шипящих, разделительные г и ь, тъся и -тся в глаголах, падежные окончания имен существительных, ь на конце существительных, дефис-ное написание местоимений. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами.)

Задания.

1. Напишите проверочные слова к безударным гласным во 2-м предложении (I вариант), в 4-м предложении 2-го абзаца (II вариант).

2. Установите количество букв и звуков в словах грустной, чуть (I вариант), чувствовал, щель (II вариант).

3. Разберите по составу слова вечерним (I вариант), детский (II вариант).

760.

СТАНКИ

Сколько автомобилей на улицах города! И в каждом много тысяч деталей. Это валы, зубчатые колеса, фары с блестящими ободками... Разве они похожи на слитки металла? Любую вещь из стекла, металла, пластмассы, хлопка делают на специальных машинах — станках.

Зайдем в заводской цех. В космический корабль и зубную щетку вложен труд станочника.

Быстро вращается деталь на станке, непрерывной ленточкой вьется из-под резца стружка. Токарь внимателен. Отвлечется — испортит деталь. Он аккуратно проточил канавку, надрезал края. Стоп! Взял измерительный прибор, проверил. Все в порядке. Деталь готова.

(83 слова. Правописание безударных гласных, непроверяемых гласных и согласных, удвоенных и сомнительных согласных в корне слова, ь в различных частях речи, гласных после шипящих. Знаки препинания в простом предложении.)

Задания.

1. Что надо знать для написания слов стружки (I вариант), канавки (II вариант)?

2. Произведите фонетический разбор слов корабль (I вариант), деталь (II вариант).

3. Подберите однокоренные слова к словам металл, пластмасса (I вариант), аккуратно, быстро (II вариант).

4. Произведите синтаксический разбор предложений Сколько автомобилей... (I вариант), Разве они похожи на слитки... (II вариант).

6 класс

761.

Я возвращался домой и забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее. Еловые иглы на вершок покрывали землю.

Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. (По А. П. Чехову.)

(95 слов. Правописание безударных гласных в корне слова, окончаний имен существительных, прилагательных, приставок, гласных после шипящих в разных частях слова. Знаки препинания в сложном и простом осложненном предложении.)

Задания.

1. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения (I вариант), 2-го предложения (II вариант).

2. Произведите морфемный разбор слов пряталось (I вариант), растянулись (II вариант).

3. Произведите фонетический разбор слов изгородь (I вариант), аллею (II вариант).

762.

Мы стали подплывать к другому, отлогому берегу. Белые, чистые пески с грядами цветной гальки широко расстилались перед нами. Один из гребцов соскочил в воду и крепко привязал лодку к причалу. Тут мой язык уже развязался, и я с большим любопытством стал расспрашивать обо всем.

С нами в лодке был ковер и подушки, мы положили их на сухом песке. Мать боялась сырости и прилегла на них. Меня отец повел набирать камешков, от которых я пришел в восхищение. В карете нашей было много дорожных ящиков, один из них мать опростала и отдала в мое распоряжение, и я с большим старанием уложил свои сокровища. (По С. Т. Аксакову.)

(101 слово. Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением; корни с чередованием гласных, приставки, окончания существительных и прилагательных, гласные после шипящих. Знаки препинания при однородных членах, в сложносочиненном предложении.)

Задания.

1. Подчеркните основы предложений в 1-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант); укажите, какими частями речи они выражены.

2. Выберите из текста предложения по схемам и произведите их синтаксический разбор [ ], и [ ]. (I вариант); [ ], [ ]. (II вариант).

3. Укажите морфологические признаки слов сырости (I вариант), в лодке (II вариант).

4. Произведите морфемный разбор слов распоряжение (I вариант), развязался (II вариант).

5. Произведите фонетический разбор слова язык.

7 класс 

763.

ЛЕТОМ

Самая большая радость — наши частые прогулки в заливные приокские луга, к небольшим озерам, которые поросли травой в человеческий рост. Ходили мы с удочками в руках, у Константина Георгиевича через плечо всегда висела самодельная холщовая сумка.

Мы шли обычно по узкой тропинке в сторону далекой Оки, через раскинувшиеся на километры луга. Все цвело, издавало неизвестные мне звуки. Было видно, что Константин Георгиевич чувствовал себя среди всего этого как дома. Я тогда была обычной невеждой и часто не знала названий многих растений.

Я напоминала иностранца, жалко бредущего по чужой стране. Но отчаиваться не приходилось: рядом был терпеливый, всезнающий и неназидательный учитель. (По Г. Арбузовой.)

(100 слов. Правописание безударных гласных в корне слова, корней с чередованием гласных, приставок на з с, при- пре-, окончаний существительных и прилагательных, гласных после шипящих, в том числе о е, в суффиксах и корнях слов, суффиксов глаголов, слитное и раздельное написание не с именами и глаголами. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях.)

Задания.

1. Произведите синтаксический разбор предложений Мы шли обычно... (I вариант), Я тогда была обычной невеждой... (II вариант).

2. Произведите морфемный разбор слов издавало, поросли (I вариант), напоминала, всезнающий (II вариант).

3. Произведите морфологический разбор глаголов (не) знала (I вариант), отчаиваться (II вариант).

764.

АНТОНОВСКОЕ «СЧАСТЬЕ»

В канун Покрова самая большая радость — мочат антоновку. Погода разгулялась, большое солнце. В столовую, на паркет, молодцы-плотники, в розовых рубахах, чистые, ясноглазые, пахнущие березой банной, втаскивают огромный тюк из рогожи с выпирающей из него соломой. И сразу слышно, как пахнет яблоком. Ляжешь на тюк и дышишь: яблочными садами пахнет, деревней, волей. Не дождешься, пока распорют. Порется туго, глухо, и вот пучится из тюка солома, кругло в ней что-то золотится... — и катится по паркету яблоко, большое, золотое, цвета подсолнечного масла.

Вся комната в соломе. Под стульями, под диваном, под буфетом — везде закатились яблоки. Многие дни будут ходить по дому яблочные духи. И с какой же радостью я найду закатившееся под шкаф, ставшее слаще антоновское «счастье»! (По И. Шмелеву.)

(114 слов. Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне, корней с чередованием гласных, окончаний глаголов, окончаний существительных и прилагательных, гласных после шипящих, приставок, употребление ъ в глагольных формах. Знаки препинания при обособленных определениях, однородных членах предложения, в сложном предложении.)

Задания.

1. Выпишите из текста слово, в котором звуков меньше, чем букв. Произведите его фонетический разбор.

2. Произведите морфемный разбор слов разгулялась (I вариант), подсолнечного (II вариант).

3. Выпишите три слова, в которых корневая гласная проверяется ударением. Запишите проверочные слова.

4. Установите способ образования слов ясноглазые (I вариант), подсолнечный (II вариант).

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru