5 класс
700.
СТАРЫЙ ДОМ
У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других — не очень. Иногда он был в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично позвякивал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился котенок Акулич. Иногда дом сердился или скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтением оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.
Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал ревматизмом. Грустным он бывал редко, болезней у него не было, и он не боялся сырой погоды. (В. Крапивин.)
(Правописание окончаний прилагательных и существительных, безударных гласных и непроизносимых согласных в корне слова, букв о — е. после шипящих и ц. Знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, сложносочиненных предложениях.)
701.
МАЛЬЧИК И ЧИП
Мальчик был в бело-голубом костюмчике, который делал его похожим не то на юнгу со сказочного брига, не то на маленького воздушного гимнаста из цирка.
— Ты просто прекрасно выглядишь, — сказал
Чип, и в голосе лягушонка скользнула легкая зависть. Но мальчик с досадой
возразил:
— Что тут прекрасного?.. У взрослых смешная
привычка: если у человека день рождения, значит, надо его наряжать, будто
куклу. Разве это правильно? В день рождения должно быть весело, а тут ходишь
и смотришь, чтоб не запачкаться, не зацепиться. А спорить — у родителей
настроение испортится. Они ведь старались. И все равно взрослых не перевоспитаешь...
(В. Крапивин.)
(Правописание личных окончаний глаголов, -ться и -тся в глаголах, безударных гласных и сомнительных согласных в корне слова. Знаки препинания при диалоге, однородных членах, в сложном предложении.)
702.
На полу в моей детской расстилают ковер, чтобы не дуло из щелей. На ковре я располагаюсь со своими игрушками. Игры мои час от часу принимают все более воинственный характер: «Коли врага! Руби!» И что мне война? Моей семьи она не коснулась. Стало быть, у меня, четырехлетнего малыша, уже было чувство Родины? Когда же оно появилось? (Н. Любимов.)
(Правописание безударных проверяемых гласных в корне, корней с чередованием гласных а//о, е//и. Знаки препинания при прямой речи.)
703.
НА ТОРГЕ
Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А внизу тихая белая река, крохотные лошадки, санки, ледок зеленый, черные мужики, как куколки. А за рекой, над темными садами, — солнечный туманец, тонкий, в нем колоколенки-тени, с крестами в искрах, — милое мое Замоскворечье. (И. Шмелев.)
(Правописание суффиксов имен существительных. Знаки препинания при однородных членах предложения, определениях, обособленных обстоятельствах.)
704.
ПТИЦ КУПАЮТ
Я просыпаюсь рано, а солнце уже гуляет в комнате. Благовещение сегодня! В передней, рядом, гремит ведерко, и слышится плеск воды.
Пришла весна, и соловьев купают, а то и не будут петь. Птицы у нас везде. В передней чижик, в спальной канарейки, в проходной комнате — скворчик, в спальне отца канарейка и черный дроздик, в зале два соловья, в кабинете жавороночек, и даже в кухне у Марьюшки живет на покое, весь лысый, чижик, который пищит — «чулки-чулки-паголенки», когда застучат посудой. В чуланах у нас множество всяких клеток с костяными шишечками, от прежних птиц. (И. Шмелев.)
(Правописание суффиксов и окончаний имен существительных, буква и после шипящих. Знаки препинания при однородных членах, при обособлении.)
705.
СКВОРЦЫ
Мы сидим на дворе, на бревнах, и рассматриваем новенький скворечник. Такой он высокий, светлый, из свеженьких дощечек, и такой яркий день, так ударяет солнце, что я ничего не вижу. Будто бы он растаял — только слепящий блеск. Я гляжу в кулачок и щурюсь. На высоком шесте, в мреющем блеске неба, сверкает домик, а в нем — скворцы. Кажется мне чудесным: скворцы, живые! Я знаю скворцов в клетке, но эти, на воле, кажутся мне другими. Эти скворцы чудесные. (По И. Шмелеву.)
(Правописание суффиксов имен существительных, буквы о — е после шипящих и ц, буквы у, и после шипящих, буква ы после ц в окончаниях существительных. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, в сложном предложении.)
706.
НЕОТСТУПНЫЙ
Дворовые сплетницы говорили: «Он ходит за ней как тень». На то они и сплетницы, чтобы ничего не смыслить и попусту молоть языком. Разве может тень чувствовать с полувзгляда, говорить «брось, все обойдется» в горестные минуты, заступаться, если человека обижают. Тень волочится сзади, как хвост, или норовит пристроиться впереди, или навязчиво шагает рядом. Но стоит солнцу спрятаться за тучу — тени нет, исчезла.
Он не был тенью. Он был неизменным спутником, верным другом, молчаливым рыцарем. (Ю. Яковлев.)
(Правописание непроизносимых согласных, проверяемых безударных гласных в корне, -ться, -тся в глаголах. Знаки препинания при прямой речи, однородных членах предложения.)
707.
СИМВОЛЫ МОСКВЫ
Есть несколько олицетворений Москвы: бронзовая четверка несущихся коней на Большом театре или Останкинская башня. Но, пожалуй, более известны такие долгожители, как Царь-колокол и Царь-пушка. Без их изображения не обходится ни один путеводитель по Москве. Почему длинноствольное орудие прозвали Царь-пушкой? В народной речи все необыкновенное принято именовать так: царь-рыба, царь-дерево, царь-девица. А пушка — крупнейшее артиллерийское чудо Древней Руси, сотворенное литейщиком Чеховым в 1586 году. (Е. Осетров.)
(Правописание сложных существительных, суффиксов существительных, прописной или строчной буквы, словарных слов. Знаки препинания в простом осложненном предложении.)
708.
КАК МЕДВЕДЬ НЯНЬКУ РАЗЫСКАТЬ ЗАХОТЕЛ
Жил-был медведь, и было много у него медвежат. Медведь один — дела по горло. Встанешь утром — иди по дрова, за детьми некому и присмотреть.
И призадумался медведь: неладно так, без призора медвежата. Мало ли грех какой: и раздерутся, и зверь какой обидит, берлогу обесчестит, — обязательно глаз надо.
Насушил медведь мешок сухарей, взвалил на плечи и пошел в путь-дорогу: отыщет он человека, и тот будет медвежатам за няньку. (А. Ремизов.)
(Правописание приставок на з — с, при-, букв и — ы в корне после приставок, окончаний глаголов. Знаки препинания в сложном предложении.)
6 класс
709.
СИВУЧИ
Сивучи — это морские млекопитающие, ушастые тюлени. В конце июня они начинают дележку лежбищ. Они располагаются где придется, взбираются на скалы очень высоко, на двадцать— тридцать метров. Прямо удивляешься, как животное, такое неуклюжее на суше, может забраться на почти отвесную скалу.
Едешь на лодке и вдруг видишь — высоко-высоко над головой, на скале, показывается голова сивуча. И если он чего-нибудь испугается, то прямо головой вниз, «ласточкой», бросается в воду. Беда, если лодка не успеет ускользнуть! Представьте себе, что к вам в лодку с большой высоты прыгает «зверек» в полтонны весом! (В. Арсеньев.)
(Правописание окончаний глаголов, существительных с морфемой пол-, корней с чередованием гласных, с оглушением согласных в корне слова, употребление мягкого знака. Знаки препинания в сложном предложении, при обособленном обстоятельстве.)
710.
КРУЖЕВНИЦА
Узор напоминает морозные рисунки на стекле. Воздушные нити, переплетения, фантастические букеты диковинных цветов. Есть легенда о возникновении кружевного промысла в старинном волжском селе Балахна...
Спустилась девица к Волге, чтобы водицы набрать, глянула на прозрачный узорный ледок и замерла как зачарованная: перед ней переливался солнечными искрами застывший сад цветов и деревьев. Налюбовалась девица, а дома взяла в руки тоненькие палочки-коклюшки — зашелестели под руками шелковые узоры, потекли удивительные кружева... (П.Андреев.)
(Правописание безударных гласных в корне слова, корней с чередованием, суффиксов прилагательных, окончаний разных частей речи. Знаки препинания в сложном предложении.)
711.
ЧИСТИК
Чистик — славное наше моховое болото, мать великой русской реки. Буйные с полверсты заросли, если свалишься, напорешься на колья чахлых березок. Ходишь по клюквенным тропам, пробитым общими усилиями людей, волков, лисиц и зайцев. Как пробьешься из этих зарослей в чистик, летом, после комара, как подсохнет, — найдешь себе кочку величиною со стол и в нее — как в постель, только руками поводишь, гребешь в рот клюкву, чернику, бруснику. Кум королю! (По М. Пришвину.)
(Правописание окончаний глаголов, безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова, существительных с морфемой пол-, употребление ь. Знаки препинания в сложном предложении, при уточнении, однородных членах предложения.)
712.
УТРО
Серым одеялом сваливается ночь в одну сторону. На востоке великие планы начертаны, стар и млад встань в заутренний час лицом на восток, и все равно у всех одинаково сложится в душе.
Журавль неустанно выкликает солнце, и видно по всему, что катится оно, спешит захватить всю черную силу и покончить с ней навсегда. Весь серебряный, в росе, показался другой журавль, с огромными крыльями во весь солнечный диск, летит к нему, сошлись и ликуются. Тогда во всех зарослях все большие и малые, кто как успел, кто как догадался, твердят: «Слава, слава». Солнцу великому слава! (М. Пришвин.)
(Правописание окончаний глаголов, -тъся, -тся в глаголах, суффиксов прилагательных, окончаний существительных, безударных гласных в корне. Знаки препинания в сложном предложении, при обособленных определениях.)
713.
КАК СЕРВИРОВАТЬ СТОЛ
Справа лежат ножи, они обращены лезвием к тарелке; слева — вилки, зубцами книзу. Суповую ложку кладут вправо от внешнего ножа, а если десерта нет, то перед тарелкой. Тарелку для десерта ставят слева наискосок от основной тарелки. На другой стороне, впереди справа, расставляют бокалы. Суп, а также кофе и чай наливают и подают справа от гостя. Остальное, напротив, подают слева. (В. Егоров.)
(Правописание наречий, образованных от кратких прилагательных, слитное написание наречий. Знаки препинания в простом осложненном предложении.)
714.
Не сразу Москва строилась... Уходит в небытие маленькая крепость-частокол Юрия Долгорукого, и ее место занимает дубовый детинец-треугольник Ивана Калиты. Дубовый Кремль строили два года. Был он, наверное, необыкновенно живописен. Полтыщи лет спустя археологи еще извлекают остатки стен, обугленных, так как против огня они устоять не могли. В тысяча триста шестьдесят пятом году к Кремлю потянулись суда с белым камнем — десятки тысяч подвод. Как не вспомнить поэтическое сравнение: «Кричат телеги в полночи, словно лебеди распуганные...» (Е. Осетров.)
(Правописание сложных существительных, числительных, орфография собственных имен. Знаки препинания при вводных словах, прямой речи, в сложном предложении.)
715.
По старому стилю я родился 19 февраля — как раз в тот день, в который праздновалось освобождение крестьян в царской России.
С утра я получал всякие подарки. Помню синеватый дым от пистолетных выстрелов, переводные картинки какого-то особого свойства, помню подаренные мне кем-то — только подумать! — золотые пять рублей, еще что-нибудь. Не помню судьбы этой суммы, большой для того времени. Кажется, ее одолжили у меня взрослые на некоторое время и не отдали. (По Ю. Олеше.)
(Правописание неопределенных местоимений, прописная или строчная буква в именах существительных и прилагательных, безударная гласная в корне слова. Знаки препинания в простом осложненном предложении, при вставной конструкции.)
716.
В детстве мне ни разу не удавалось запустить змея, и некому было меня научить. Я ни к кому, правда, не обращался за инструкцией — я знал, что необходимо некоторое соединение ниток у морды змея, но какое именно соединение следует сделать, я не знал. Однако от этой-то злосчастной путы и зависело — полетит змей или будет бежать по земле, как какой-нибудь рогатый козел. Хвост змея казался мне в ту минуту бородой такого злого и глупого козла. (По Ю. Олеше.)
(Правописание неопределенных и отрицательных местоимений, суффиксов и окончаний глаголов, слитное и раздельное написание частиц не и ни. Знаки препинания при вводных словах, сравнительном обороте, сложном предложении.)
7 класс
717.
ПАДЕНИЕ ЛИСТА
Я подставил руку. Лист словно учуял тепло, заиграл, зареял надо мной и недоверчивой нарядной бабочкой опустился на ладонь.
Растопорщенный зубцами, взъерошенный стерженьком, холодящий кожу невесомой плотью, лист все-таки освежал воздух едва слышной, едва уловимой горечью, последней каплей жизни, растворенной в его недрах.
Упругости листа хватило на полминуты. От тепла он ослаб, прогнулся середкой, жилы и жилочки листа распустились, он обрывком бумажки расклеился на моей ладони, сделался вялым и беззащитным. Все силы листа растратились на чуть желтоватый теплый цвет и на этот краткий и бесконечный миг падения к подножию дерева. (В. Астафьев.)
(Правописание суффиксов и окончаний глаголов, суффиксов причастий, приставок, окончаний имен прилагательных, оглушенных согласных в корне слова. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложении.)
718.
Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтобы успеть до ночи взобраться на гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов. А внизу Арагва обнялась с другою безыменною речкой, шумно вырывающейся из черного ущелья, и тянется серебряною нитью, и сверкает, как змея своею чешуёю. (По М. Ю. Лермонтову.)
(Правописание суффиксов причастий, прилагательных, имен существительных, приставок, безударных проверяемых гласных в корне слова. Знаки препинания при причастном обороте, при однородных членах предложения.)
719.
По завеянному снежком двору бродят куры и голуби, выбирают просыпанный лошадьми овес. С крыш уже прямо льет, и на заднем дворе, у подтаявших штабелей сосновых, начинает копиться лужа — верный зачин весны.
Подкрякивают утки: радостным так-так... И капельки с сараев радостно тараторят наперебой: как-как-кап... И во всем, что ни вижу я, что глядит на меня любовно, слышится мне: так-так. И безмятежно отстукивает сердце: так-так. (По И. Шмелеву.)
(Правописание суффиксов причастий, -ться, -тся в глаголах, окончаний прилагательных, существительных, глаголов, наречий, звукоподражательных слов. Знаки препинания в сложном предложении.)
720.
РУССКАЯ ПЛЯСКА
Бабушка не плясала, а словно рассказывала ,что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно... Она откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, прислушалась, улыбаясь все веселее, — и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от нее — так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности. (По М. Горькому.)
(Правописание деепричастий, суффиксов глаголов, окончаний существительных, неопределенных местоимений, отрицательных частиц. Знаки препинания в осложненном простом предложении.)
721.
В ПОМОРСКОЙ ИЗБЕ
Тускло мерцает фитилек в глиняной плошке, наполненной жиром, отбрасывая колышущиеся блики на закопченные стены. Полутемно, таинственно и угарно. В большинстве поморских изб печи топятся по-черному. Дым стелется под потолком, всасываясь в дощатую трубу. Молодая хозяйка за самодельным станком сноровисто ткет холстину. Престарелая бабка на лавке у стены прядет, наматывая пальцами шерстяную нить на пряслице. Дед плетет из бересты туесок. Молодой хозяин, присев на пороге, шорничает, чинит хомут. У него на подхвате сын-подросток: присматриваясь к отцовской работе, подает шило, дратву. Привычный обыденный ритм вечерней жизни. (Л. Демин.)
(Правописание деепричастий, суффиксов разных частей речи, наречий, проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне, букв о — е после шипящих. Знаки препинания при деепричастном обороте, при однородных членах предложения.)
722.
В ворота гостиницы губернского города въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики — словом, все те, которых называют господами средней руки.
В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным. (По Н. В. Гоголю.)
(Правописание частиц не и ни, окончаний и суффиксов имен существительных. Знаки препинания в сложном предложении, при однородных членах с обобщающим словом.)
723.
ОБЫЧАЙ, ОСВЯЩЕННЫЙ ВЕКАМИ
Существовал обычай, освященный веками, — проходить в Кремль через ворота Спасской башни с обнаженной головой. Нарушителя-зеваку или несмышленого приезжего народ наказывал немедленно, заставляя пятьдесят раз поклониться башне. В начале прошлого века англичанин-путешественник Кларк, узнав, что перед Спасскими воротами надо обнажать голову, решил притвориться незнающим. Его тут же окликнул часовой, и крестьяне, с громким выражением негодования, схватив его, очень быстро научили, как в будущем надо проходить Ворота. (Е. Осетров.)
(Правописание причастий и деепричастий, приставок, суффиксов и окончаний имен прилагательных и существительных, частиц. Знаки препинания в сложном предложении, при обособленных обстоятельствах.)
724.
ВЕСНА ПРИШЛА
Пришел после ужина Горкин. Спрашиваю его: «А что говорил-то ты, «будто весна пришла»? Будет, а?» Он мне мигает хитро: бу-дет. Но что же будет?
И вдруг в темном зале заиграл тихо, переливами, детский простой органчик. Нежно так заиграл, словно звенит водичка, радостное такое, совсем весеннее. И вдруг — соловей! живой! Робея, тихо, чутко первое свое подал — ти-пу, ти-пу — будто выкликивает кого, тоскует. Все так и затаились от счастья — вернулось лето! (По И. Шмелеву.)
(Правописание служебных частей речи, суффиксов глаголов и существительных, звукоподражательных слов, непроизносимых согласных в корне слова. Знаки препинания в сложном предложении.)
725.
ВСТРЕЧА
...Но в эту минуту тихо подъехал верховой киргиз, с ним была другая оседланная лошадь.
— Помогите мне поднять сумку на плечи, — сказал капитан. — Вот спасибо, милый юноша, прощайте же.
Алпатов долго стоял на крыльце и думал, что, если бы у него был такой отец, как легко бы жилось, как хорошо бы во всем с ним советоваться. Загадочны слова капитана! Он просит то же объяснить свою звезду, но она ему шепчет неясное. (По М. Пришвину.)
(Правописание частиц, союзов, предлогов. Знаки препинания в сложном предложении.)
Изложения с творческими заданиями
5 класс
726.
ПОРТРЕТ ДРУГА
Вовка любил разглядывать стены в комнате Старого Капитана. Любил морские карты, совсем не похожие на те, что в учебниках, любил фотографии пароходов. И только портрет бородатого человека не нравился Вовке.
Лицо бородатого человека было неприветливым. Одну щеку от глаза до губы пересекал шрам. Человек смотрел на него угрюмо. И Вовка прятал глаза.
Один раз он спросил:
— Это кто? Писатель?
— Нет, что ты, — сказал Старый Капитан.
— А кто? Путешественник?
— Путешественник? Да, пожалуй...
— Знаменитый?
— Нет, но какая разница? — удивился Старый
Капитан.
— Если не знаменитый, тогда зачем он здесь?
— сумрачно спросил Вовка. — Такой некрасивый и сердитый...
Старый Капитан странно посмотрел на Вовку. Потом долго смотрел на портрет.
— Нет, неправда, — сказал он уверенно. — Это мой лучший друг. Лучшие друзья не бывают сердитые и некрасивые.
Тогда Вовка поднял глаза и тоже стал смотреть на портрет.
А дома Вовка вырвал из тетради листок и достал цветные карандаши. Он не умел хорошо рисовать, но посидел с закрытыми глазами и все как следует вспомнил. Вовка нарисовал желтые, как пшеница, волосы и карие глаза. Потом нарисовал большой смеющийся рот и немножко оттопыренные уши. И получился портрет Сени Крабикова. Вовка взял четыре кнопки и приколол портрет в углу над штурвалом. (По В. Крапивину.)
727.
ВОЛШЕБНАЯ СЧИТАЛКА
Мальчик понимал, что давно пора домой.
— Пойду, — сказал он наконец. — Наверное,
будет нахлобуч-
— Выдерут? — с беспокойством спросил Чип.
— Ну что ты! Просто будут говорить всякие
скучные слова. Лягушонок посмотрел на небо.
— Вон светлая тучка. Вон звезда. Ты скажи
волшебную считалку, и все будет прекрасно.
— Какую считалку? — удивился Мальчик.
— Ты не знаешь? Я подслушал на земле,
когда мальчики играли в прятки. Вот какая.
И Чип без запинки прочитал четверостишие. Он гордился, что выучил эти слова.
— Ладно, — сказал Мальчик. — Я попробую.
Только там говорится: «Пусть дрожат мои враги». Мне ведь от мамы попадет,
а разве она враг?
— Мама, конечно, хорошая, — объяснил Чип.
— А враги — это неприятности, которые тебя ждут. Против них и нужны волшебные
слова.
Мальчик попробовал. Он бежал к дому и шептал считалку. И знаете, что дальше было?
— Ну, наконец-то, — сказала мама. — Я уже начала беспокоиться. Беги умойся, а я разогрею ужин.
Вот и все. Согласитесь, это чудо. Не меньше, чем говорящий лягушонок. (По В. Крапивину.)
728.
РОЖДЕСТВО
Рождество...
Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое это слово видится мне голубоватым.
Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом.
Сад — в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро праздника — Рождество.
В детстве таким явилось — и осталось. (И. Шмелев.)
729.
УТРО В КОМНАТЕ
...Как., как-кап... кап... Это не скучный дождь, как зарядит, бывало, на неделю, это веселая мартовская капель. Она вызывает солнце. Под сосенкой — кап-кап... Под елочкой — кап-кап...
Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. По таким полосам спускаются с неба Ангелы, — я знаю по картинкам. Если бы к нам спустился!
На крашеном полу лежат золотые окна, и зайчики играют.
А блеска все больше. Угол нянина сундука снежным огнем горит. А графин на лежанке светится разноцветными огнями. А милые обои! Прыгают журавли и лисы, уже веселые, потому что весны дождались, — это какие подружились. Самые веселые обои. И пушечка моя, как золотая... и сыплются золотые капли с крыши, вьются, как золотые нитки. Весна! Весна! (По И. Шмелеву.)
730.
В КАМЕННЫХ ПЕЩЕРАХ
Много тысячелетий тому назад, когда первобытные люди жили в пещерах, они занимались охотой на диких зверей и сбором съедобных растений. Часами сидел около ямы-ловушки первобытный охотник, караулил животное и попутно наблюдал за ним. Он очень хорошо изучил вид и повадки всех зверей, с которыми ему приходилось встречаться.
Мы смотрим на эти бесконечно далекие немые следы прошлого, и нас невольно поражает умение художника изобразить главное в облике животного. Наложением более светлых и темных красок переданы округлые формы туловища. Отдельные штрихи подчеркивают длинную, свисающую шерсть. А ведь в распоряжении художника было всего две краски: красно-коричневая и черная — охра и марганец, добытые в земле.
Как-то даже не верится, что эти рисунки сделаны тогда, когда в руках у человека были лишь простые каменные орудия и он совсем недавно научился добывать огонь. (По М. Андреевой.)
731.
ЛЕСНОЙ ЛАКОМКА
Однажды мы шли по тропе сквозь тайгу. Вдруг до нас донеслись какие-то странные звуки: не то вой, не то визг, не то ворчанье. Мой проводник придержал меня за рукав, прислушался и сказал:
— Медведь.
Мы тихонько пошли вперед и скоро увидели виновника шума. Молодой медведь возился у большой липы. Она росла у скалы.
С первого взгляда я понял, в чем дело: медведь добывал мед. Он стоял на задних ногах и тянулся к улью. Протиснуть лапу в дупло ему мешали камни. Он ворчал и тряс дерево изо всей силы. Пчелы жалили медведя, а он тер лапами морду, кричал тоненьким голосом, валялся по земле, но затем вновь принимался за ту же работу. Смотреть на его уловки было смешно. (В. Арсеньев.)
732
КАКИЕ БЫВАЮТ ДОЖДИ?
Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, дожди косые, спорые, сильные окатные дожди и ливни. Но в это лето я испытал их на себе. Я понял, что в каждом из них заключена своя поэзия.
Первые капли начинают крапать. Редкие крапинки остаются на пыльных дорогах и крышах. Потом дождь расходится. Тогда возникает чудесный запах мокрой земли, свежести... В народе говорят всегда «дождик», независимо от того, какой будет дождь. «Дождик припустил», «дождик траву обмывает»...
Чем отличается, например, спорый дождь от грибного? Слово это означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Особенно хорош он на реке. Каждая его капля выбивает в воде маленькую водяную чашечку, подскакивает и снова падает. Капля блестит и похожа на жемчуг. При этом по всей реке стоит стеклянный звон.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет. Чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. И после него буйно лезут грибы.
Слепой дождик идет при солнце. В народе о нем говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (По К. Паустовскому.)
733.
СПАСИТЕЛИ
Весной 1942 года немецкие самолеты нашли и забросали глубинными бомбами английскую подводную лодку. Когда бомбежка утихла, экипаж обнаружил: лодка обречена — руль и системы подъема повреждены, связь на глубине не работала. Люди приготовились к медленному умиранию. Но был один шанс. На лодке держали двух голубей. Может быть, птицы помогут связаться с базой? Голубей поместили в спасательную капсулу, через торпедный аппарат выбросили наружу и стали ждать.
Помощь пришла на вторые сутки. Спасительницей оказалась голубка. В жестокий шторм птица пролетела над океаном несколько сот километров и принесла на базу координаты лодки. За этот подвиг голубка награждена высшей военной наградой Великобритании. Птице поставлен памятник, она навечно зачислена в экипаж лодки. (По В. Пескову.)
6 класс
734.
РЫБАЛКА
Старик протянул было руку за кисетом, да так и застыл с протянутой рукой: на середину переката точно упал артиллерийский снаряд, вода вскипела, и вмиг от того места по бурунам и водоворотам зашлепали, поскакали серебристые стрелки.
— Гляди! Гляди! — зашипел старик. — Хариусы скачут! Таймень пошел!
У самой поверхности воды неслась невидимая живая торпеда. Багровой вспышкой взметнулся хвост, забурлила вода, могучее тело рыбы встало на дыбы и тяжко плюхнулось в стремнину.
— Ж-ж-ж! — пропела блесна. Старик не бросал блесну, а стрелял ею. Она летала, как камень из пращи, стремительно и точно. (По Б. Тарбаеву.)
735.
В ТАЙГЕ это было в 1900 году — я бродил в тайге.
Однажды
Время было осеннее, и утренние морозы уже раскрасили деревья и травы в темно-фиолетовые, пурпурные и золотисто-оранжевые тона. Появились первые признаки листопада — под ногами шуршала опавшая листва, лес начинал сквозить. Ночью был небольшой дождь, и поблекшая буро-желтая трава не успела еще обсохнуть. Солнечные лучи пробирались в самую чащу леса и играли там в каплях воды, превращая их в искрящиеся алмазы.
Я шел по небольшой дорожке и смотрел по
сторонам. Мне вспомнились рассказы охотников о том, что тигр любит ходить
по тропам.
Я взглянул себе под ноги — и вдруг увидел
на тропе свежий след огромной кошачьей лапы. Страшный хищник шел впереди
меня!
Я не шел, а крался, прислушиваясь и озираясь
по сторонам. Не успел я дойти до опушки леса, как увидел тигра. Голова
его покоилась на передних лапах. Я спрятался за большой кедр.
Вдруг я увидел человека, идущего через
поляну. Как предупредить его об опасности? Стрелять? Кричать?
В это время человек поравнялся с тигром,
перешагнул через него и пошел дальше. И тут все мне стало ясно.
Вместо тигра на поляне лежала большая
колодина темного цвета. Мало того, вблизи она и не походила ни на какого
зверя, из самой ее середины торчал большой узловатый сук. (По В. Арсенъеву.)
736.
ВОДА
До чего же сложная эта стихия — вода! Сама беззащитность, самая, кажется, податливая и безвольная из всех материальных стихий. Вечно она на службе: ее гонит ветер и собирает в мутные валы; гонит земля с горных круч сверху по своим склонам; солнечный жар поднимает на страшную высоту. Там, сбившись запуганным стадом в неповоротливую тяжкую массу, она рушится вниз, дрожит, рассыпается. Мутными струями вода уходит под спуд и там стоит темно и пригнетенно.
Огонь, например, никому не позволит дотронуться до себя, а вода — вечная раба, покорно сносит всякое поругание. Капризная и щедрая, грязная и серебристо-кристальная, беспомощная и сильная, способная целые материки сдвинуть с места, — вот какова вода, вот сколько у нее ликов! (По Ю. Лощицу.)
737.
ПЛОТНИК
Откуда произошло слово «плотник»? От «плот».
Плот — это значит плотно, тесно скрепленные бревна. Он был первым судном у людей. Чего, кажется, проще? Бревно к бревну нагородил, связал как-нибудь — и готово: нехитрая штука. А ну-ка, попробуйте! Попробуйте настелить на воде такой плавучий пол, чтоб он на ходу не расползся, чтоб его ни водой, ни течением не размыло. Чтоб на порогах не разметало по бревнышку.
А ведь посмотришь на иной плот — остров целый плывет. Изба на нем стоит, в избе печь топится. А то намостят плотовщики земли и на плоту костер разведут. Сидят вечером вокруг костра, картошку варят, а дым комаров отгоняет. Только бы еще огород кругом развести! Плывет плот по реке сотни верст — и хоть бы что — плотно сделан. На то они и плотники. (По Б. Житкову.)
738.
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР
Наш Север — страна лесистая, сосновая страна. Деревни у нас деревянные, да и города городили из бревен. Было где понатореть плотникам в избяном деле. Не просто избу рубили: четыре угла да крыша. Нет, ставили избу для уюта и чтобы с виду была приветливая. Глянешь — не изба, а дворец.
Ладит плотник ставни. Ставня что? Солнцу дверь. Ставни отпирают — солнышко пускают в горницу. Вот на ставнях и режет мастер солнце. А кто солнце встречает? Петух. Режет и петуха. А спроси его, почему.
— А иначе как же? Так уж заведено у нас.
Знает деревенский архитектор весь устав, как надо по чину избу ставить. Чин-то чином, а все-таки у каждого своя рука есть. Бывает веселая рука у мастера. Кажется, изба как и все — а смеется изба.
Рубит мастер избу, загорелись руки — и пошел затейничать. И у крылечка столбики, и на столбиках пояски, а столбики надутые, чванные. На оконце наличник закрутил резной. Там ковырнул, тут подтесал, а все не так, все мало! И уж нарядно глядит изба, празднично. Пройдет век, и все прохожие поглядывают: стара, стара. А видать: была красавица. (По Б. Житкову.)
739.
КИРГИЗСКАЯ СКАЗКА
Хотя отец фольклора недолюбливал, он приводил одну замечательную киргизскую сказку.
Единственный сын великого хана заблудился во время охоты и заприметил между деревьями какое-то сверкание. Он увидел, когда приблизился, что это собирает хворост девушка в платье из рыбьей чешуи. Однако царевич не мог решить, что именно так сверкало: платье или лицо. Он предложил ее матери-старухе дать в калым кусок золота, величиной с конскую голову. «Нет, — сказала невеста, — а вот возьми этот наперсточек да и наполни его». Царевич рассмеялся, бросил туда монету, другую, третью и все бывшие при нем. Он пошел к своему отцу, собрал все сокровища, побросал все в мешочек, приложил ухо — лишь на дне слегка звякало.
Призвали старуху. «Это человеческий глаз, который все хочет вместить, всем обладать». Взяла щепотку земли и легко наполнила до краев. (По В. Набокову.)
740.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ
Среди любимых цветов Древней Руси первенствовал красный. Кремль красно-кирпичный алел среди московских снегов, как красная гроздь рябины. В облике стоявшего на площади храма Василия Блаженного преобладали красные тона. Зоркий глаз подметит, что в красном можно различить оттенки и густоты. К цветку прижилось определение «алый», а насыщенный красный цвет называли «червленый», «малиновый», «огневой».
Понятие «красный» имело и другое значение: прекрасный, красивый, чистый, добрый. Говорили о красной избе и понимали, что речь идет об избе чистой, белой, с изразцовою печью и окнами, которые обращены к восходу солнца. Самое почетное место в избе — красный угол, обращенный к юго-востоку. В углу — красная лавка, на которую сажали званого гостя. У большой избы должно быть
красное крыльцо. Оно строилось с навесом и выходило не на двор, а на улицу.
Вот как много может рассказать о прошлом одно-единственное прилагательное! (По Е. Осетрову.)
741.
РАЗГОВОР С БАШНЯМИ
Обходя Кремль, я веду разговор с башнями:
— Какая же из вас, башни, старейшая?
— Я, — гордо ответствует Тайницкая башня,
— меня мастера построили в 1485 году.
— А самая молодая?
— Конечно же я, Царская башня, мне еще
и трех сотен лет нет.
— А самая высокая?
— Я, Троицкая башня, башня-великан. Рост
мой восемьдесят метров.
— А самая маленькая?
— Мал, да удал. Это про меня, Кутафью
башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцати метров
нет, зато я предместная сторожевая. Я храбрее всех своих сестер.
— Сколько же вас?
— Нас двадцать сестер. Хоть между нами
и есть сходство, но у каждой свое лицо. (Е. Осетров.)
742.
МАСЛЕНИЦА
Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как в детстве. Яркие пятна, звоны вызывает она во мне. Не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, то чудесное, что называлось «масленица». Она стояла на высоком прилавке в банях. На большом круглом прянике, от которого пахло медом, золоченые горки по краю, дремучий лес, где торчали на колышках медведи, волки и зайцы. Поднимались чудесные пышные цветы, и все это блистало, обвитое золотой канителью.
Ее устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер старичок — и масленицы исчезли. Но живы они во мне.
Теперь потускнели праздники, и люди будто охладели. А тогда всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан: от нищего старичка до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь для меня жива яркая радость. (По И. Шмелеву.)
743.
ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ
Накануне Егорьева дня Горкин наказал мне не проспать, как на травку коров погонят, — «покажет себя пастух наш». Как покажет? Так и не сказал. И вот на зорьке впервые в жизни радостно я услышал, как хорошо заиграл рожок. В то памятное утро смотрел и я в открытое окно залы, прямо с теплой постели, подрагивая от холодка зари. Проходили коровы, все гуще, гуще... Старый пастух помахал подручным, чтобы занимались своим делом, а парень подумал что-то над своей дудочкой, тряхнул головой и начал...
Рожок его был негромкий, мягкий. Играл он жалостливую, но сладостную песню, даже сердце щемило. И вдруг перешел на такую плясовую, пошел так дробить и перебирать, что и сам певун в лапотках заплясал, и старик заиграл плечами, и Гришка с метлой пустился выделывать ногами. И пошла плясать улица... (По И. Шмелеву.)
744.
ФУТБОЛИСТ ДИМКА
Кожаный мяч взлетает ввысь. Он летит высоко-высоко. Сейчас он выйдет из-под власти земли и превратится в новый маленький спутник. Десятки глаз провожают его. Но мяч останавливается — раздумал покидать землю — и стремительно начинает падать вниз.
Димка первый подбегает к неудавшемуся спутнику и ловко поддевает его стоптанным ботинком. Он бежит по краю большого поля, тоже стоптанного, как ботинок. Может быть, мяч привязан к его ноге невидимой ниткой: почему он не отскакивает дальше метра н никто не может его отнять у Димки? Димка бежит к воротам противника, а мяч послушно, как ручной, катится впереди.
Теперь их никто уже не остановит. Они — мальчик и мяч — вырвались вперед! (Ю. Яковлев.)
745.
ДОЛИНА ЦАРЕЙ
Раскаленное небо над жгучим песком. Горячий ветер не знает, что такое прохлада. Ничто не нарушает тишины. Никто не проходит по улицам. Молчат каменные громады жилищ странной формы. Они сильно расширяются книзу, на плоских крышах — отверстия вертикальных ходов. В этих жилищах спят мертвым сном вельможи Древнего Египта. Спят уже около пяти тысяч лет. Когда-то родственники приносили сюда хлеб, мясо и фрукты. Они верили, что безмолвный обитатель продолжает жить особой жизнью, и ему нужны украшения и еда. Потом они уходили.
Пролетали тысячелетия. На древней египетской земле возникали и исчезали государства, лилась кровь, разрушались и снова строились дома. Но молчаливые гробницы царей стояли, как прежде, в стороне от людей. Никто не приходит навещать обитателей, никто не знает, что скрывают темные каменные стены.
Забвение, пыль и песок похоронили прошлое, и оно стало глубокой историей. (По М. Андреевой.)
7 класс
746.
Какое емкое явление — век! В нем успевает вместиться много поколений, событий, изменений лица культуры. Лев Толстой, видевший зарю Некрасова, Тургенева, Достоевского, прожив восемьдесят два года, уже жил в эпоху, когда появились кинематограф и авиация. Он был современником русско-японской войны! Трудно представить себе его переживания, когда он смотрел, скажем, на какого-нибудь авиатора. Он успел узнать и о прожекторах, и о пулеметах, хотя когда-то смело решал вопрос: кланяться пушечным ядрам на войне или не кланяться.
И в мою жизнь много вместилось. Я помню день смерти Льва Николаевича Толстого, о которой мы узнали на большой перемене в гимназии. И вчера я увидел на эскалаторе метро девушку, привыкшую к технике, не боящуюся оступиться и читающую «Анну Каренину» Льва Толстого. (По Ю. Олеше.)
747.
ПРИЕЗД ЧИЧИКОВА К КОРОБОЧКЕ
Ворота отперлись. Огонек мелькнул в другом окне. Бричка, въехавши на двор, остановилась перед небольшим домиком, который за темнотою трудно было рассмотреть.
Между тем псы заливались всеми возможными голосами. Один, забросивши вверх голову, выводил так протяжно и с таким старанием, как будто за это получал бог знает какое жалованье. Другой отхватывал наскоро, как пономарь. Промеж них звенел, как почтовый звонок, неугомонный дискант, вероятно, молодого щенка, и все это, наконец, повершал бас, может быть, старик, наделенный дюжею собачьей натурой. Он хрипел, как хрипит певческий контрабас, когда концерт в полном разливе. Уже по одному собачьему лаю, составленному из таких музыкантов, можно было предположить, что деревушка была порядочная. (По Н. В. Гоголю.)
748.
СОЧИНЕНИЕ О ЛОШАДИ
Однажды в гимназии русский наш учитель и директор, Лев Иванович Поливанов, чудесный человек и великолепный педагог, задал нам на дом сочинение на тему: «Лошадь». Учился я тогда плохо.
К назначенному дню я стал спешно писать заданное сочинение. Мне трудно было заполнить две необходимые страницы. Казалось не легким выдумать что-нибудь о лошади, в которой, я думал, нет ничего особенного. Ну что ж? Лошадь — прекрасное домашнее животное, друг и помощник человека; лошадь — безответное благородное создание, с которым человек часто обращается жестоко и несправедливо. Без лошади людям пришлось бы круто, ведь она делает самую тяжелую работу.
Эти мысли пришли мне в голову, и я изложил их, как умел, но их было недостаточно, и я был в затруднении.
Огорченный, я сидел над тетрадкой, когда ко мне случайно зашел отец, Лев Николаевич.
— Что делаешь?
— Пишу русское сочинение.
— О чем?
— О лошади.
— Что ж, написал что-нибудь? Ну, давай,
я дам тебе несколько мыслей, — предложил отец и сел на мое место.
Он взял в руки перо и на минуту задумался. Затем нагнулся к столу и написал несколько строчек. Не успел я поблагодарить его, как он вскочил и, весело улыбаясь мне, вышел из комнаты. Я стал разбирать написанное и тут же воспользовался материалом.
Вот приблизительно, что он написал: «Как хороша лошадь, когда она, дожидаясь хозяина, нетерпеливо бьет твердым копытом о землю, поводит черным, умным глазом и раздувает ноздри! Как хороша лошадь, когда, вся покрытая пеной, она после долгого бега вернется домой и, самодовольно фыркая, мотает головой и ждет, чтобы отвели ее в теплый денник, где ее ждет свежая подстилка и душистое сено! Как прекрасна лошадь, когда она вольно несется по полю, распустив хвост и вытянув гибкую шею... Лошадь прекрасна всегда — и в движении, и в покое, и на работе, и на отдыхе!»
Когда сочинение было готово, я отдал его учителю. Через несколько дней он вернул его мне с отметкой «4». Слова отца были подчеркнуты карандашом.
— Скажите, пожалуйста, Толстой, — обратился
он ко мне, — то, что я подчеркнул, написали не вы, а Лев Николаевич?
—Да.
— Вот поэтому я поставил «четыре».
Милый Лев Иванович был недаром знатоком русской литературы. (По С. Л. Толстому.)
749.
ДВА РАССКАЗА
Мне пришлось в один и тот же вечер встретиться с двумя людьми. Один из них провел месяц в командировке в США, другой вернулся после трехдневного пребывания в Костроме.
«Американец» вынес из своей поездки до смешного мало. Небоскребы, рекламы, магазины... Все, что он говорил, было неинтересно, тривиально. Даже рассказ о Ниагаре казался давно слышанным. Все скучали.
Тогда начал свой рассказ «костромич». Им был Алексей Дмитриевич Попов. Он говорил о спокойном тихом городе, который стоит как раз на «стрелке», где река Костромка впадает в Волгу. В центре города площадь, круглая, в Костроме ее называют «сковородка». От нее, как от солнца, идут лучами улицы. Алексей Дмитриевич, рассказывая, всегда показывал — вскакивал, жестикулировал. Помню, как в описании «сковородки» он обводил на полу огромный круг и рисовал от него лучи. Удивительные старинные здания окаймляют площадь: торговые ряды, пожарная каланча, дом губернатора... Сохранились палаты Бориса Годунова.
Когда Алексей Дмитриевич живописал город и старину, казалось, что он был живым очевидцем далеких событий: смутного времени, того, как царь скрывался в Ипатьевском монастыре. Об Иване Сусанине он говорил-говорил, а все слушали, как завороженные. Вот самое интересное место на земле — казалось нам тогда. (По М. И. Кнебелъ.)
750.
УРОК КОРРЕКТОРА БЛАГОВА
Часто к нам в редакцию заходил Андрей Соболь. Он был милым, всегда чем-нибудь взволнованным, неусидчивым человеком. Однажды Соболь принес свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя, безусловно, талантливый, интересный по теме. Все прочли этот
рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя, а предложить Соболю исправить его никто не решался. В этом отношении писатель был неумолим.
Мы сидели и думали: что делать? Сидел с нами и наш корректор, старик Благов, бывший директор самой распространенной в России газеты «Русское слово», правая рука знаменитого издателя Сытина, человек неразговорчивый и напуганный своим прошлым.
— Дайте мне рукопись, — сказал он, — клянусь,
я не изменю в ней ни слова.
— А что же вы сделаете?
— А вот увидите.
В словах Благова я почувствовал нечто загадочное. Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился.
Благов вынул из кармана огарок необыкновенно толстой церковной свечи. Золотые полоски вились по ней спиралью. Он зажег этот огарок, сел на мой потрепанный чемодан и склонился над рукописью с плоским плотницким карандашом в руках. Кончил работу над рукописью он только утром.
Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и следа. При этом, действительно, не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
— Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали?
— Да просто расставил правильно все знаки
препинания. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая
вещь, милый мой. Еще Пушкин говорил: они существуют, чтобы выделить мысль,
дать фразе легкость и гармонию. Знаки препинания — это нотные знаки. Они
твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Рассказ был напечатан. А на другой день в редакцию ворвался Соболь. Волосы его были растрепаны, глаза горели огнем.
— Кто трогал мой рассказ? — закричал он неслыханным голосом.
Тогда Благов сказал спокойным и даже унылым тоном:
— Если вы считаете, что правильно расставить
знаки в вашем рассказе — это тронуть его, то извольте: это сделал я. По
своей обязанности корректора.
— Спасибо! — сказал взволнованно Соболь.
— Вы дали мне чудесный урок. Я чувствую себя преступником по отношению
к своим прежним вещам. (По К. Паустовскому.)
751.
ДАР
И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.
В нем вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность, и простота, и размах; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он властен все выразить, изобразить и передать.
В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем громы небесные и рыки звериные, щебет птичий и плески чуть слышные. В нем — вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений. Это язык пророчеств и вечных глаголов.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван душевно и духовно достигнуть той высоты, на которую зовет его — его язык. (По И. Ильину.)
752.
ПЕВЕЦ
Яков глубоко вздохнул и запел. Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас... За первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем. И, понемногу разгорячась и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», — Яков пел, и всем нам сладко становилось и жутко.
Голос его был слегка разбит и звенел, как надтреснутый, отзываясь сначала чем-то болезненным, но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, за его русские струны.
Песнь росла, разливалась. Яков уже не робел, он отдавался весь своему счастью, голос его не трепетал больше. Он пел, позабыв и своего соперника, и всех нас. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чув-
ствовал, закипали на сердце слезы. Жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков вдруг кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке — словно голос у него оборвался... (По И. С. Тургеневу.)
753.
ИСКУССТВО БАРАБАНЩИКА В ТОМ И СОСТОИТ...
Барабан — самый старинный из инструментов. Кожа трехгодовалого быка, а еще лучше буйвола, натянутая на липовую колоду, приобретает загадочные свойства. Под ударами колотушки она оживает и произносит то глухое «ах!», будто душа, подвергнутая страданию, а то звонкое «бамм!», приглашающее вас к движению в распахнутые врата. Когда же в руках барабанщика просыпаются кленовые палочки, тогда рассыпается гороховая дробь, знаменующая либо начало атаки, либо казни, либо счастливой пляски.
Да вот в чем штука. Свойство этой дроби таково, что если она к пляске, то пляска кажется вечной, если к атаке, то атака — успешной, а уж если к плахе, то неотвратимой. Искусство барабанщика в том и состоит, чтобы понять, как ударить дробь, к чему она нынче надобна. (Б. Окуджава.)
754.
ПИСЬМО ДЕДУШКЕ
Ванька Жуков в ночь под рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда...
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу... (По А. П. Чехову.)
755.
КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ
Храм строился много лет. Зодчий умер, и его место занял другой. Десятки тысяч рабов погибали на изнурительных работах. Их никто не считал, и храм все строился и рос, утверждая несравненное могущество фараона.
Человек казался в храме совсем маленьким. У входа его встречали фантастически огромные, свыше двадцати метров, статуи фараона. Застыв в своем каменном спокойствии, они взирали с недосягаемой высоты на людей, которые копошились у них под ногами. Позади статуй вздымались широкие башни — пилоны, сверху донизу покрытые рельефами. Высеченные в камне, а затем раскрашенные яркими красками, очертания всех фигур слегка возвышались над фоном. Такое изображение называется рельефом. В центре высилось колоссальное изображение фараона. Бешено скачущие кони несли его колесницу. Он целился из лука в убегающих врагов. Их крошечные фигурки казались жалкими карликами перед гигантом-победителем.
В ослепительных солнечных лучах сверкали краски бронзо-во-загорелого тела фараона, белоснежных одежд, разноцветных ожерелий, голубого металла оружия. Целая летопись походов и побед смотрела со стен.
Все три искусства — архитектура, скульптура, живопись — объединились, чтобы потрясти воображение каждого, кто вступал в ворота храма. (По М. Андреевой, А. Антоновой.)
Изложения с элементами сочинения (по картинам)
756.
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА
В год смерти, в 1669 году, как бы подводя итог всем своим творческим исканиям, Рембрандт написал всемирно известную картину «Возвращение блудного сына». Сюжет ее взят из евангельской притчи, в которой художник увидел человеческую трагедию и духовное величие.
На площадке перед домом отец прижимает к себе сына, вернувшегося в покинутый им из-за гордыни дом. Лица сына почти не видно, но детали правдиво рассказывают, что жизнь его была не из легких. Одежда превратилась в лохмотья. Один башмак совсем стоптан, другой упал с ноги, и видна большая, грубая ступня. Отец весь проникнут чувством всепрощающей любви и радости. Беспредельная нежность и сострадание выражены в руках и лице старика. Он любовно прижимает к себе сына, впервые за много лет ощутившего тепло и ласку отцовских рук.
В раздумье смотрят на них собравшиеся. Они молчат. Но как выразительны лица!
Усиливая чувства и переживания изображенных, горят и искрятся краски на свету. Этот свет привлекает внимание к тому, что является особо существенным, — к фигурам отца и сына. Кажется, что они излучают этот свет.
Великий художник постарался показать нам любовь и уважение к человеку. Он мыслит о том, что никакие испытания не способны убить больших человеческих чувств. (По М. Андреевой, А. Антоновой, О.Дмитриевой.)
757.
ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ
В подмосковном Абрамцеве было весело и шумно. Хозяин не стеснял своих гостей, и каждый из них проводил время так, как ему нравилось. Из гостиной слышались звуки рояля и чей-то мягкий баритон, во флигеле жалобно пела скрипка, а на балконе, заглушая все остальное, яростно спорила молодежь.
За домом звенели детские веселые голоса: играли в горелки. Дочь хозяина, Верочка Мамонтова, бегала лучше всех. И художнику Валентину Александровичу Серову не удавалось ее догнать. Однако при следующей игре счастье изменило Верочке. Спасаясь от художника, она влетела в дом, вбежала в пустую столовую и, смеясь, упала на стул.
— Сил нет, до чего жарко! — сказала она и бросила на стол пучок кленовых листьев, которые держала в руке. А Серов совсем забыл о погоде, о горелках. Не сводя глаз, смотрел он на залитую солнцем девочку, на листья, лежавшие на столе рядом с крупным, золотистым персиком.
Прошло время. В залах московской Передвижной выставки было много прекрасных картин. Но зрители подолгу простаивали перед одной из них.
С полотна темными лучистыми глазами смотрела Верочка Мамонтова. Комнату заливал свет. Его отблески видны были на стульях, блюде, персиках и особенно — на девочке. Он делал более светлым рукав ее кофточки, скользил по загорелому лицу, искрился сиреневыми, голубыми и перламутровыми пятнами на скатерти. А за окном, тоже залитые солнцем, зеленели деревья парка.
Художник Крамской говорил: «Нам непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху». И своей картиной Серов достиг того, что нужно было русской живописи. (По М. Андреевой, А. Антоновой, О.Дмитриевой.)
758.
УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ (В. СУРИКОВ)
...Раннее утро. Красная площадь в Москве. Сияют разноцветные главы храма Василия Блаженного, четко вырисовываются в небе ласточкины хвосты кремлевской стены. А на телегах лежат, стоят, сидят осужденные стрельцы. Казнь сейчас начнется, одного из стрельцов уже ведет солдат к месту казни. Рыдают матери, жены, дети...
Из Спасских ворот выезжает Петр I, и его твердый, непреклонный взгляд скрестился с другим взором. На него гневно смотрит стрелец с острой бородой. Он не покорился, этот стрелец. Даже зажженную свечу он сжал в руке, словно нож.
Утро стрелецкой казни...
Два мира стоят друг против друга. Уходящая в прошлое исконная московская старина отчаянно сопротивляется неизбежному для нее новому началу, перелому в истории, который несет с собой этот высокий человек в Преображенском мундире. Но старое обречено. Жизнь стрельца погаснет, как свеча в руке женщины, стоящей рядом с ним.
Трепетные огоньки выхватывают из лиловатой дымки рассвета лица, фигуры множества людей. И над всем царит красный цвет, напоминающий о брызгах крови, которые сейчас обагрят площадь. Он вспыхивает на одеждах, на узорах лошадиных дуг, на алом платочке девочки. Она не понимает того, что происходит, но ей страшно, и она не может удержать крика, глядя на суровых, сосредоточенных людей, полных и страдания, и ненависти. (По М.Андреевой, А. Антоновой, О. Дмитриевой.)
2i.SU ©® 2015