389.
Арктика. Климат здесь неласков: тепла немного, ветры лютые, осадки скудные. Полновластный хозяин — холод. Куда ни взглянешь — лед, лед, лед... Большие ледяные поля, битый лед или единичные серебряные льдины. Спускающийся к морю «язык» ледника, не удержавшиеся в нем айсберги причудливых форм и силуэтов. Недаром Фритьоф Нансен назвал эти края «Страной льда и тьмы».
Край вовсе не богат растительностью, без которой никогда не возникнет почва. Внешний покров земли — это ничем не прикрытые камни, лишь кое-где лежит тонкий почвенный слой. Он дает жизнь самым нетребовательным растениям: мхам, лишайникам и неизвестным, до конца не изученным травам. Стволик карликовой березы — толщиной в карандаш, но и такой малютке, спрятавшейся в моховой подушке, не один десяток лет.
(ПО слов. Правописание безударных гласных в корне слов, корней с чередованием гласных, н и нн в суффиксах прилагательных и причастий, окончаний существительных и прилагательных. Знаки препинания в осложненном простом предложении.)
Задания.
1. Озаглавьте текст.
2. Объясните правописание не к нив 1-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант), укажите части речи, с которыми употреблены эти частицы.
3. Произведите синтаксический разбор предложений Внешний покров земли... (I вариант), Он дает жизнь... (II вариант).
4. Выпишите из 1-го абзаца однокоренные слова, произведите их морфемный разбор (I вариант). Подберите синонимы к прилагательному богат в словосочетании богат растительностью. Найдите в тексте антоним к этому прилагательному (II вариант).
390.
Следующая неделя выдалась сравнительно тихая. Днем мы лежали на опушке большого соснового леса и слушали отдаленную пушечную стрельбу. Слегка пригревало бледное солнце, земля была густо устлана мягкими, странно пахнущими иглами. Я томился по жизни летней природы, и так сладко было, совсем близко вглядываясь в кору деревьев, замечать в ее грубых складках каких-то проворных червячков и микроскопических мушек. Они куда-то спешили, что-то делали, несмотря на то что на дворе стоял декабрь. Жизнь теплилась в лесу, как внутри черной, почти холодной головешки теплится робкий, тлеющий огонек. Глядя на нее, я всем существом радостно чувствовал, что сюда опять вернутся большие диковинные птицы и птицы маленькие, но с хрустальными, серебряными и малиновыми голосами, распустятся цветы, мир нальется бурной красотой для торжественного празднования священной Ивановой ночи. (Н. Гумилев.)
(121 слово. Правописание безударных гласных в корне слова, окончаний прилагательных, ъ в окончаниях глаголов, н и нн в суффиксах причастий и прилагательных, правописание наречий, союзов, предлогов. Знаки препинания в сложном предложении, при однородных членах, деепричастном обороте.)
Задания.
1. Озаглавьте текст.
2. Надпишите названия служебных частей речи в 1—4-м предложениях (I вариант), в 5—7-м предложениях (II вариант).
3. Произведите синтаксический разбор 3-го предложения (I вариант), 5-го предложения (II вариант).
391.
Константин Георгиевич вел в деревне неспокойную, но легкую и свободную жизнь. Едва ли не каждый день он придумывал увлекательные «вылазки», которые казались мне настоящими путешествиями.
Мы уходили на глухие лесные озера, спали у костра, среди тревожных звуков лесной ночи. Я прислушивалась сквозь некрепкий сон к неизвестно кем потревоженному валежнику, к уханью неспящих птиц и отдаленному вою волков.
Там я научилась варить пахучую уху, нырять в глубь озера, когда надо было отцепить крючок от тяжелой коряги, окаменевшей в воде, и смеяться вовсю над веселыми, нисколько не огорчавшими неудачами.
Ночная рыбалка. Почему-то все говорили шепотом, осторожно нагружали плоскодонку рыбацкими снастями, кошелками с едой, хитроумными приспособлениями от комаров. Гордая доверием бывалых рыбаков, я гребла по замерзшей, предрассветной реке. (Г. Арбузова.)
(115 слов. Правописание частицы не с разными частями речи, раздельное написание предлогов с местоимениями, правописание наречий, безударных гласных в корне, окончаний изменяемых частей речи. Знаки препинания в осложненном простом предложении.)
Задания.
1. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения 1-го абзаца (I вариант), 1-го предложения 2-го абзаца (II вариант).
2. Выберите и определите служебные части речи в 1-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).
3. Подчеркните в тексте метафоры-причастия (с определяемым словом).
4. Озаглавьте текст и составьте к нему план.
392.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...
Сейчас установлено, что лесу нужны гусеницы, объедающие листву на деревьях. Вследствие чего подсчитано даже, сколько должно быть таких гусениц: двести-триста килограммов на гектар. Больше — это плохо, однако меньше — тоже скверно. Гусеницы прожорливы. И как всякие живые существа, стремятся к обеспечению своей жизнедеятельности. Несущественная и отнюдь не занимательная для неспециалиста проблема имеет, оказывается, существенное и немаловажное значение для жизни леса.
Но ведь от насекомых страдают деревья, страдает их листва! Да, листья страдают, точнее, их становится меньше. В течение лета листва частично восстанавливается. Значит, они полезны? То есть листогрызы не вредны? Ни то, ни другое. «В лесу стихийном нет ни полезных, ни вредных животных — там все полезны для леса», — писал замечательный лесовод Г. Ф. Морозов. (По Ю. Дмитриеву.)
(110 слов. Правописание производных союзов и предлогов, наречий, не и ни с разными частями речи, сложных слов. Знаки препинания при вводных словах, междометиях, прямой речи, в сложном и простом осложненном предложении.)
Задания.
1. Обозначьте служебные части речи в 1-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).
2. Произведите морфологический разбор слов даже, весь (I вариант), или, ведь (II вариант).
3. Продолжите список: в течение (I вариант), в продолжение (II вариант). Одно из записанных слов употребите в составе словосочетания.
4. Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложений Сейчас установлено... (I вариант), Вследствие чего подсчитано даже... (II вариант).
2i.SU ©® 2015