356.
...Дядюшка, не ответив, улыбнулся. Ни на кого не глядя, он сдунул пыль с крышки гитары, настроил ее и поправился в кресле. Несколько театральным жестом, отставив локоть, он взял гитару повыше шейки и, подмигнув Анисье Федоровне, взял один звонкий, чис-
тый аккорд. Мерно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню «По у-ли-це мостовой...». В такт со степенным ее весельем запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и, закрывшись платочком, вышла из комнаты.
Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню. Чуть-чуть что-то смеялось в его лице, под седым усом, особенно тогда, когда песня расходилась, ускоряемая им, и в местах переборов открывалось что-то необъяснимое.
— Прелесть, дядюшка, еще! — закричала Наташа. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку. — Николенька! — говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это за чудесное такое? (По Л. Н. Толстому.)
(136 слов. Правописание безударных гласных в корне, приставок, суффиксов существительных, глаголов, деепричастий. Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи, правописание наречий. Знаки препинания при однородных членах, обособленных определениях и обстоятельствах, диалоге.)
Задания.
1. Озаглавьте текст.
2. Произведите морфемный разбор слов оглядываясь (I вариант), спрашивая (II вариант).
3. Выпишите из текста, поставив вопрос, деепричастие совершенного вида (I вариант), несовершенного вида (II вариант).
4. Подчеркните в тексте деепричастный оборот (I вариант), причастный оборот (II вариант). Какими членами предложения они являются?
357.
ОТЪЕЗД ИЗ ЗАМКА
Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.
Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облаченный в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... Восседая на своем сером, Санчо был рад-радехонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.
Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:
— Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища! (По М. де Сервантесу.)
(126 слов. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи, буквы з — с в приставках, правописание приставок пре-, при-, сложных слов, безударных гласных в корне слова. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом и без него, в сложном предложении, при диалогических репликах.)
Задания.
1. Определите вид деепричастий в первом абзаце (I вариант), в 3-м абзаце (II вариант).
2. Подчеркните как члены предложения деепричастные обороты (I вариант), одиночные деепричастия (II вариант).
3. Образуйте деепричастия и причастия от глаголов тяготиться (I вариант), поворотить (II вариант).
358.
Как раз в эти золотые, светлые сентябрьские дни на воле, о которой мечтают на лавочках, глядя в синюю даль, на этой настоящей воле был осенний перелет птиц, с севера на юг над реками быстрой Сосной и тихим Доном, на берега Малой Азии.
Курлыкали журавли и, расстраивая свои треугольники, спускались отдыхать на низком берегу Сосны. Гуси строгими треугольниками торжественно летели, отрывисто переговариваясь; они ночевали вместе с утками на воде, выставляя на своем берегу сторожей.
Лебеди совсем не отдыхали и летели так высоко, что только по серебру их грудей в чистом воздухе и по каким-то гармоническим, особенным ладам можно было догадаться о них. Белые рыболовы, чайки разных пород еще не трогались и вились на гнутых крыльях у самой воды. (М. Пришвин.)
(116 слов. Правописание безударных гласных в корне, окончаний разных частей речи, имен собственных, дефисное написание неопределенных местоимений. Знаки препинания при обособлении обстоятельств.)
Задания.
1. Выделите в тексте 2-го абзаца (I вариант), 3-го абзаца (II вариант) деепричастия и укажите их формообразующие аффиксы.
2. Произведите морфологический разбор слов расстраивая, вились (I вариант), переговариваясь, гнутых (II вариант).
3. В каком случае можно произвести замену деепричастного оборота другой синтаксической конструкцией? Приведите пример.
4. Приведите примеры слов разных частей речи, участвующих в создании образности при описании перелета птиц.
2i.SU ©® 2015