2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

1550 тестов и проверочных заданий по русскому языку

Тесты по русскому языку

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ С ГРАММАТИЧЕСКИМИ ЗАДАНИЯМИ

296.

ГДЕ ЖИВЕТ СОВЕСТЬ?

Как-то на дороге валялась Совесть, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов, которым недосуг было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, попусту понаушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала кабатчика, потом купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

«Сделай по-моему, Господи, — в сердцах взмолилась она, — отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нем — и исчезнут на веки вечные все неправды и насилия». (По М. Е. Салтыкову-Щедри ну.)

(89 слов. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях.)

Задания.

1. Определите разряды наречий в 1-м абзаце (I вариант), во 2—3-м абзацах (II вариант).

2. Объясните с помощью графического анализа правописание наречий, указав способ их образования: по-свойски, кое-как, сначала (I вариант), куда-нибудь, по-новому, начерно (II вариант).

3. Произведите синтаксический разбор предложений Как-то на дороге... (I вариант), Они спешили... (II вариант).

4. Объясните значение выражений недосуг призреть (I вариант), попусту по-наушничать (II вариант).

297.

Вдруг где-то рядом раздался взрыв. Перед амбразурами широким парусом взвилось на мгновение пламя и озарило внутри все предметы. Что-то мощно треснуло, словно корабль развалился надвое. Люди, замкнутые тяжелой броней, задыхались и несколько секунд ничего не соображали. Через орудийные амбразуры ворвалась в башню соленая вода.

Стрельба на минуту прервалась и снова возобновилась. Но получился недолет. «Да, мы стреляли впустую», — согласился капитан Юнг.

Позднее в эту же башню попало еще несколько снарядов. Здесь больше нечего было делать, и люди, перевязав раны, спустились вниз. (По А. Новикову-Прибою.)

(81 слово. Слитное и раздельное написание наречий, правописание безударных проверяемых и чередующихся гласных в корне, приставок пре- и при-. Знаки препинания в осложненном простом и сложном предложениях.)

Задания.

1. Произведите синтаксический разбор предложений Через орудийные амбразуры... (I вариант), Позднее в эту башню... (II вариант).

2. Произведите морфологический разбор наречий 1-го абзаца (I вариант), последнего абзаца (II вариант).

3. Продолжите список наречий на то же правило написания: впустую, снова (I вариант), надвое, вниз (II вариант).

4. Подберите синонимы (в том числе фразеологизмы) к наречиям вдруг (I вариант), впустую (II вариант).

298

НА ЗАРЕ ТЕЛЕГРАФА

Людям издавна хотелось иметь такое сообщение, чтобы через любое, даже сорокаверстное расстояние вовремя помощь где-то оказать, важный приказ передавать не подолгу. Стали люди понемногу выдумывать.

Представьте, между нами такой уговор: поднимешь руку вверх — значит «И», поднимешь левую руку вровень с плечом — значит «Г», а обе руки в уровень с плечами — читай «Т» и так далее. Это ручная семафорная азбука. Ею вовсю пользуются во флоте. По-прежнему на кораблях есть специалисты-сигнальщики. Они берут в руки по флажку и быстро-быстро машут руками влево, вправо, кверху и книзу, что невольно удивишься, как они друг друга понимают.

Только вот ночью или в туман дело плохо. Жди ясного дня или рассвета, даже если тебе невтерпеж. Нет, ненадежный был когда-то телеграф! (По Б. Житкову.)

(114 слов. Правописание наречий, употребление ь; правописание непроизносимых согласных, безударных окончаний разных частей речи, слитное и раздельное написание не с прилагательными и наречиями. Знаки препинания в сложном предложении.)

Задания.

1. Определите разряд наречий в 1-м абзаце (I вариант), в предложении По-прежнему на кораблях... (II вариант).

2. Выпишите примеры дефисного употребления наречий и объясните их написание (I вариант); примеры слитного написания наречий и объясните способ их образования (II вариант).

3. Произведите морфологический разбор слов важный, плохо (I вариант), во флоте, понемногу (II вариант).

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru