43.
Отцовский домашний кабинет не был похож на гранитный рай моих обычных прогулок, он уводил в чужой мир. Прежде всего — кресло с балалайкой и надписью на дужке: «Тише едешь, дальше будешь». А в черствой обстановке торговой комнаты книжный шкап-чик. На нижней полке книги не стояли корешок к корешку, а лежали руинами. Но выше располагался книжный строй: Пушкин, в черно-бурой коленкоровой ряске, Достоевский, картонный, обтянутый кожицей. О нем говорили, что он «тяжелый». Тургенев был всеми разрешенный и открытый... (О. Мандельштам.)
(76 слов. Буквы о — е после шипящих, ь после шипящих, буквы ы — и после ц, правописание глухих и звонких согласных.)
Задания.
1. Озаглавьте текст.
2. Укажите количество букв и звуков в словах отцовский (I вариант), надписью (II вариант).
3. Произведите фонетический разбор слов обтянутый (I вариант), тяжелый (II вариант).
4. Выпишите из 1-го предложения согласные, парные по звонкости — глухости (I вариант), по твердости — мягкости (II вариант).
44.
Рижское взморье — это целая страна. Славится вязким, удивительно мелким и чистым желтым песочком, дырявыми дощатыми мостками через двадцативерстную дачную Сахару. Размах этой местности не сравнится ни с какими курортами. Мостики, палисадники, стеклянные шары тянутся нескончаемым городищем на измолотом в пшеницу песке. Детский плач и рулады певцов не молкнут в лабиринте кухонных садов. По редким сосновым перелескам блуждают бродячие оркестры: две трубы калачом, кларнет, тромбон — и выдувают медную фальшь, разражаются лошадиным маршем. (По О. Мандельштаму.)
(71 слово. Правописание глухих и звонких согласных, разделительного ь, непроизносимых согласных; безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова; буквы о — е после шипящих. Тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при однородных членах, в сложном предложении.)
Задания.
1. Объясните роль буквы ь в словах взморье (I вариант), фальшь (II вариант).
2. Укажите слоги в словах дырявыми, тянутся (I вариант), мостики, детский (II вариант).
3. Произведите фонетический разбор слов медную (I вариант), взморье (II вариант).
4. Графически объясните пунктуацию в указанных учителем предложениях (пунктуационный разбор).
45.
Господин Кругликов подошел к светильне,
зажег свечу и повернулся. Перед ним стояла новая фигура: человек в дохе
с капюшоном, запорошенный снегом. Из-под оленьего мешка глядели два черных
глаза, которые слегка косили, и виднелось бледное лицо, тонкий нос, длинные
распушенные усы.
— Самовар! — буркнул он.
— Готов.
— Лошадей!
— Пожалуйте прогоны.
Две бумажки мелькнули в воздухе, серебро
со звоном покатилось на пол. Человек исчез за дверью, и через минуту колокольчики
забились на реке под обрывом. (По В. Г. Короленко.)
(71 слово. Правописание звонких и глухих согласных в корне и на стыке морфем, употребление ь, буквы о — е после шипящих, правописание предлогов. Знаки препинания при диалоге, однородных членах, в сложном предложении.)
Задания.
1. Укажите в 1-м предложении текста, какие буквы обозначают твердые и глухие согласные (I вариант), звонкие и мягкие согласные (II вариант).
2. Разбейте на слоги слова пожалуйте (I вариант), повернулся (II вариант).
3. Произведите фонетический разбор слов зажег (I вариант), готов (II вариант).
4. Что обозначает буква ё в словах чёрный (I вариант), зажёг (II вариант)?
46.
Сейчас апрель — медлительная весна, с последними клочьями тающего снега, с разъедающими его туманами. Местность безлюдна. Деревеньки малые, с черными избами под соломенными крышами. Сизый дым вьется над ними. В сторону от дороги уходит прямая аллея, в конце аллеи ров, через него мостик ведет к тяжелым запертым воротам. На башенке дозорный в меховой шапке с пером. Курьеры скачут мимо. Вот еще одна деревня, но в ней ни души. Подъехавшие поближе всадники останавливают коней. Черные балки уныло торчат, пахнет гарью. «Смотри, Тимоха, каково разоренье», — говорит в раздумье царский курьер. (По Л. Рубинштейну.)
(87 слов. Употребление ъ и ь, двойные согласные, буквы о — е после шипящих, правописание окончаний прилагательных, существительных, глаголов. Знаки препинания при прямой речи, обращении, однородных членах, в сложном предложении.)
Задания.
1. Проанализируйте употребление букв ъ и ъ в 1-м и 2-м абзаце (I вариант), во 2-й половине диктанта (II вариант).
2. Произведите фонетический разбор слов башенке (I вариант), мостик (II вариант).
3. Сколько звуков обозначают буквы е, ё, ю, я в словах 1-го абзаца (I вариант), 2-го абзаца (II вариант)?
4. Произведите синтаксический разбор указанного предложения.
47.
После первой весенней прогулки мальчик
пролежал несколько дней в бреду. Максим понял, что странная тревога мальчика
и внезапный обморок объяснялись обилием впечатлений. По мере выздоровления
его водили по комнатам, выводили на крыльцо, на двор, в сад. Мать объясняла
слепому сыну поражавшие его звуки: «А вот из-за щебетанья воробьиного стал
слышен голос малиновки». И мальчик поворачивал к ней свое лицо. Оно светилось
благодарностью.
— Ну, а какой он, большой? — спрашивал
он про аиста.
— Аист — серьезная птица, стоит себе на
одной ноге в гнезде, озирается кругом и громко ворчит, — обстоятельно разъяснял
Максим. (По В. Г. Короленко.)
(89 слое. Употребление букв ъ и ь, правописание безударных гласных в корне. Знаки препинания при прямой речи и диалоге, однородных членах предложения.)
Задания.
1. Проанализируйте употребление разделительных ъ (I вариант), ь (II вариант).
2. Произведите фонетический разбор слов весенней (I вариант), большой (II вариант).
3. Укажите значение букв е, ё, ю, я (сколько звуков обозначают) в 1-м абзаце (I вариант), в 3-м абзаце (II вариант).
2i.SU ©® 2015