21 Постарайтесь в течение получаса произвести синтаксический разбор 25 сложных предложений.
1. Сосны закрыли луну, совсем стемнело.
2. Кто-то схватил меня, снял с телеги,
и я увидел в неясном свете заката смеющиеся глаза дяди Коли и белые его
зубы.
3. Когда я успокоился и перестал плакать,
мы вошли с мамой в здание гимназии.
4. Мама всё удивлялась, почему я ничего
не ем за обедом.
5. По цвету рясы можно было определить,
какой сегодня день — вторник или суббота.
6. Мне придётся нарушить правильный ход
повествования и забежать вперёд, чтобы рассказать, как мы, наконец, избавились
от Трегубова.
7. Володя Румянцев уверял, что в лесах
есть заброшенный раскольничий скит.
8. Но сколько мы ни смотрели с сосен,
как с маяков, прикрыв глаза рукой от солнца, мы ничего не видели, кроме
леса да плывущих облаков.
9. Он странно улыбался, будто его оглушили.
10. Но я опоздал — парень уже скрылся
за угловым домом,
11. Я знал, что клоун человек насмешливый,
что у него нет ничего святого на свете и что в конце концов он отомстит
нам за то, что мы всю жизнь держим его в чулане.
12. Я так устал, что в гостинице тотчас
уснул, едва заметив сороконожку, притаившуюся в углу, и чёрные кипарисы
за окнами.
13. Доктор сказал, что после того, как
я встану, мне надо будет прожить в Алуште не меньше двух месяцев, до самого
ноября.
14. Анна Петровна сказала, чтобы Лиза,
если ей что-нибудь нужно, всегда приходила к ней.
15. Девицы в белых платьях визжали от
страха — существовало поверье, что летучие мыши вцепляются во всё белое
и потом их нельзя оторвать.
16. Володя Румянцев забрался на галёрку,
хотя у него было место в ложе, — он был в ссоре с сестрами.
17. Больных освобождали охотно: никакого
толку от них всё равно не было.
18. После первого же урока я убедился,
что объяснять что бы то ни было Марусе совершенно бессмысленно.
19. Но вскоре я был вознаграждён: Маруся
получила первую тройку с плюсом.
20. После этого рассказа Полесье, куда
я сейчас попал, представилось мне совершенно иным, чем раньше.
21. Тотчас ударил такой гром, что на столе
подпрыгнула голубая тарелка.
22. Оркестр играл в деревянной белой раковине,
а слушатели сидели под открытым небом.
23. Я любил ночи, хотя мне было страшно
от мысли, что в вышине проходят, над Лукьяновкой, над крышей нашего флигеля,
Стрелец и Водолей, Орион и Дева.
24. Изящный старичок с белой вымытой бородой
и синими глазами, учитель русской словесности Шульгин отличался одним необыкновенным
свойством: он не выносил бессмысленных слов.
25. Философы, писатели, учёные, поэты,
чьи имена до тех пор воскрешали в памяти только мёртвые даты и сухой перечень
их «заслуг перед человечеством», превращались в ощутимых людей.
(По К.Паустовскому.)
22 Постарайтесь в течение получаса произвести синтаксический разбор 24 сложных предложений.
1. После каждой фразы он замолкал и прислушивался
к ней, как прислушивается человек к звуку рояльной струны, когда взята
педаль.
2. Всем своим видом Николай как бы хотел
показать, что ему наскучили торжества и что он не намерен тратить время
на гимназические концерты.
3. Теперь понятно, почему у тебя всегда
болит горло.
4. Я запыхался, раскраснелся, сердце у
меня колотилось, и я подумал: неужели я буду мучиться из-за Любы, из-за
высокомерной девушки, когда вокруг разгорается такое утро и впереди ждёт
длинный летний день!
5. Мы натягивали дождевые плащи и шли
на плотину, чтобы проверить жерлицы, поставленные вчера.
6. Кроме того, пищали и скрипели все вещи:
стулья, деревянный диван, полки и конторка, за которой Лазарь Борисович
писал рецепты.
7. Со стороны Страстной площади долетала
музыка походного марша и гремело заглушённое протяжное «ура».
8. Если судить по вашим книгам, вы тоже
предпочитаете художественную литературу трамваю.
9. Одно я сообразил: слово мне не даётся!
10. Разбудил я тебя, так хоть посиди
с нами.
11. Я подумал: как мало в конце концов
нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только
оно появляется.
12. Я не понимал, откуда на поле боя так
много рваной бумаги.
13. Может быть, оттого, что только
что миновала опасность, но дождь как будто стал теплее и с полей потянуло
запахом сырой травы.
14. Я уверял Романина, что этот блеск
на горизонте — отражение в высоких слоях воздуха солнечного света, который
падает на море и преломляется в нём.
(По К.Паустовскому.)
15. Только сегодня, в день переезда из деревни
в город, в день, сам по себе не сладкий, когда дом полон сквозняков и так
завидуешь садовнику, который никуда не едет, только сегодня он понял весь
ужас перемены, о которой ему говорил отец.
16. Стройна, отчётлива и богата приключениями
была подлинная жизнь, шахматная жизнь, и с гордостью Лужин замечал, как
легко ему в этой жизни властвовать, как всё в ней слушается его воли и
покорно его замыслам.
17. Одну партию Лужин выиграл, пожертвовав
последовательно ферзём, ладьёй, конём; в другой занял такую динамическую
позицию одной своей пешкой, что она приобрела совершенно чудовищную силу
и всё росла, вздувалась, тлетворная для противника, как злокачественный
нарыв в самом нежном месте доски; в третьей, наконец, партии Лужин, сделав
бессмысленный на вид ход, возбудивший ропот среди зрителей, построил противнику
сложную ловушку, которую тот разгадал слишком поздно.
18. Нелепые дни: Лужина чувствовала, что
недостаточно внимательна к настроениям мужа, ускользало что-то, но всё
же она продолжала вежливо слушать болтовню приезжей, переводить приказчикам
её требования, и особенно было неприятно, когда какие-нибудь туфли, уже
раз ношенные, оказывались почему-то негодными, и нужно было с ней идти
в магазин, и раскрасневшаяся дама по-русски распекала фирму, требовала,
чтобы переменили туфли, и нужно было её успокаивать и очень вуалировать
в немецкой передаче хлёсткие её словечки.
19. Все трое вышли: впереди — Родион,
колченогий, в старых выцветших шароварах, отвисших на заду; за ним — адвокат,
во фраке, с нечистою тенью на целлулоидном воротничке и каёмкой розоватой
кисеи на затылке, там, где кончался чёрный парик; за ним, наконец, Цинциннат,
теряющий туфли, запахивающий полы халата.
(По В.Набокову.)
20. Было это накануне какой-то премьеры, так
что народу в маленьком помещении кассы толпилось масса...
21. Поглядел в зеркало: поза, действительно,
указывала на простоту и достоинство.
22. На следующий день заболела кухарка,
а так как хозяин был занят гусями, то Коле пришлось сбегать за крупой и
за булками.
23. Написана пьеса в стихах, что наша
публика очень любит, и хотя полна прописной морали, но поставлена очень
прилично.
24. А я недавно слышала целый разговор,
горячий и сердитый, когда ни один из собеседников ни разу не сказал того
слова, какое хотел.
(По Н. Тэффи.)
23 Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
Ц..ркового клоуна по кличке Ц..ркуль уг..разд..ло по доброте душевн..й пр..греть на своей груди на-ст..ящ..ю змею (не) угомон..ого ц..плёнка по прозв..щу Ц..ган. Ден..о и нощно этот маленький попр..шайка выц..ган..вал у всех ж..телей ц..рка и просто прохож..х что (нибудь) вкусное и в случ..е отказа гонял оби..чика по арене и больно кл..вался нал..тая как петух. Петуш..ный характер Ц..ганёнка проявлялся всё сильнее день ото дня и становился всё (не) выносимее. Единствен..ой управой на стр..птивую птицу был круглолиц..и милиционер по фамилии Куриц..н. Однако все звали его товарищ.. Ц..ц, поскольку это было его любимое словц.. . Пуще огня боялся ц..плёнок (разбойник) ш..рокоплеч..го парня в форме и б..тинках сорок девятого размера. Завид..в его куриц..н сынок прятался в разро..ш..мся ц..трусе иначе встреча грозила маленькому вымогателю расставанием с ш..карным хв..стом которым нач..нал гордит..ся юн..ый петуш..ный боец.
24 Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
Дог..рал душный июльский день. В окнах бл..стали отсветы кр..вавых з..рниц разрастающихся по г..ризонту. Девица Марьяна Зарянская по батюшк.. Р..стиславовна равнодушно вз..рала (не) заж..гая лампы на зловещ..и п..йзаж. (Не) вообразимая тоска еж..мала ей сер..це а г..рючая слеза выдавала внутр..нее волнен..е. Вечером Марьяна (не) пр..к..снулась к обильной еде уклонилась от назойливых дом..гательств графа Р..стовского. Пот..рая виски она обдум..вала безотлагательное дело требовалось срочно заложить единствен..ое р..довое имен..е что свидетельствовало о бедствен..ом положении Зарянских. И вдруг она словно ужален..ая подск..чила на кроват.. задев за пол..г и чуть (не) обм..кнув рукава пеньюара в чернильницу ст..ящую на столе. В её глазах бл..с..нула надежда и она склонилась над листом бумаги удовлетв..рён..о выб..рая от..очен..ое перо чтобы преступить к письму.
25 Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
Пр..одол..вая с трудом (не) пр..вычное чу..ство страха мелкий служащий Пр..ображенский имеющий однако привилегии приближался к приёмной господина д..ректора. В приёмной как обычно было пр..брано и торжествен.ю вое..едала секретарша Пр..тыкина называемая за глаза Пр..вратн..ц..й. Она зорко взгл..нула на пр..ш..блен..ого вида человеч..ка с пр.лизан..ыми волосёнками и преградила ему путь словно перед ней был преступник.
26 Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
Было далеко (за) полноч.. когда уставший и обес..илен..ый врач., (хирург) Шершиневич.. выск..чил из горо..ской больниц., и кинулся проч.. в ноч..ную глуш.. (на) встречу к невесте. Только любимая Ли-доч..ка могла сейчас ему помоч.. (с, з)береч.. последние силы. Эта мысль пр..дала ему прыти и Роман Ильич., пустился вскач.. минуя пригородный пляж., мимо огромных оставш..хся после грозы луж., мимо к..мфортабельных дач.. . Воздух был свеж., и чист лиш.. где (то) (в) далеке кричал хмурый сыч.. . Достигнув желан..ой цели Шершиневич.. ринулся прямо в окно (на) столько ему было (не) (в) терпёж., рассказать о трудном дне да забыл о грозящей опас..ности в лице грозного сторожа. Старый хрыч.. Михеич., он всегда бдителен и завидев врача которого (не) взлюбил почему (то) с первого взгляда крикнул Бомж..! и выстрелил солью. Роман Ильич., взвыл и упал навзнич.. на красный кирпич., садовой доро..ки. Пр..няв удобную позу он вдруг почувствовал удовлетворение. Какой удачный финиш.. ! подумал он Наконец (то) завтра (не) и..ти на работу. Нет ты бредиш.. такого (не) может быть! Но это был не мираж., потому (что) сквозь полуопущен..ые ресниц., врач.. увид..л ухмыляющееся лиц., сторожа.
27 Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
Был ветрен..ый день ран..ей осени. Девушка ш..коладного цвета пр..ехавшая с юга оказалась (н..) кто иная как известная пл..вчиха (ч..мп..онка). В аэр..порту её встречал молодцеватый ж..них (не) какой (нибудь) там ветрен..ик или перекати (поле). Ростислав был пр..дствит..лем важнейшей отр..сли произво..ства а так (же) ч..мп..оном по параш..тному спорту. Одетый в кож..ную куртку он выгл..дел элегантно. Усадив невесту в машину (иномарку) Ростислав повёз девушку прям..ком на ш..карную дачу отделан..ую (в) нутри деревом. Деревян..ая облиц..вка придавала уют и располагала к отдыху. Этот дом был своеобразным приданным со стороны жениха. Вкладом невесты в новую семью был старин..ый кован..ый сундук с оловян..ыми ло..ками и мисками выш..тым полотнян..ым пол-.гом что достался ей по наследству от бедных родственников ж..вших на выг..рках. Смышлён..ая девушка уже давно решила выйти замуж., по рас..ч..ту и долго (не) раздумывала над предл..жением наивного Ростислава влюбивш..гося по уши в юн..ую красав..цу.
28 Составьте тексты, включив в каждый из них слова на какое-либо конкретное орфографическое правило, например:
1) ы и и после шипящих и
ц;
2) корни с чередующимися гласными;
3) приставки пре- и при-;
4) буква ь после шипящих;
5) о и е после шипящих и
ц;
6) правописание сложных слов;
7) « и нн в различных частях речи;
8) не с различными частями речи;
9) непроверяемые гласные и согласные в
корне;
10) правописание суффиксов существительных.
29 Составьте миниатюру на тему «Макушка лета». Объясните расставленные знаки препинания. Объясните написание слов с орфограммами (проверьте себя по орфографическому словарю или учебнику).
30 На основе данных текстов составьте синтаксически антонимичные тексты. Например, вместо простых предложений в вашем тексте должны быть сложные предложения, а вместо односоставных — двусоставные. (Образцы таких текстов см. в разделе «Ответы».)
1. СИНИЙ СВЕТ. Синий свет небес. Синий дым над горами. Перетомлённая в летнем зное, дышит миротворно земля спелостью трав и лесов, дышит, будто сдобный каравай, вынутый из русской печи. Но прохладнее ночи. Обильнее росы. Крупнее ночные звёзды. Лето ушло за середину. (По В.Астафьеву.)
2. МЕЛОДИЯ. Пёстрый лист. Красный шиповник. Искры обклёванной калины в серых кустах. Жёлтая хвойная опадь с лиственниц. Чёрная, обнажённая в полях земля под горою. Зачем так скоро?! (По В.Астафьеву.)
3. ЛУННЫЙ БЛИК. Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, искрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой. Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнёт её, срежет плугом носа. Но проходили минуты, прошёл час, другой, а отблеск далёкой луны всё бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряжённо работающую машину. И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл её, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия. (По В.Астафьеву.)
31 Прочитайте текст, расставляя недостающие знаки препинания. Оцените выбор лексических средств. Определите, в каких формах употреблены слова и какие синтаксические модели использует автор. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Золотилось солнце на востоке за туманной синью далёких лесов за белой снежной низменностью на которую глядел с невысокого горного берега древний русский город.
Только что пришёл петроградский поезд в гору по наезженному снегу от железнодорожной станции тянулись извозчики с седоками и без седоков.
В старой большой гостинице на просторной площади против старых торговых рядов было тихо и пусто прибрано к празднику. Гостей не ждали. Но вот к крыльцу подъехал господин в пенсне с изумлёнными глазами в чёрном бархатном берете из-под которого падали зеленоватые кудри и в длинной дохе блестящего каштанового меха.
Рыжий бородач на козлах притворно крякал желая показать что он промёрз что следует набавить ему. Седок не обращал на него внимания предоставив расплатиться с ним в гостинице.
Ведите меня в самый светлый номер громко сказал он торжественным шагом следуя по широкому коридору за молодым коридорным нёсшим его дорогой заграничный чемодан. Я художник сказал он но на этот раз мне не нужна комната на север. Отнюдь нет!
Коридорный распахнул дверь в номер первый самый почётный состоявший из прихожей и двух обширных комнат где окна были однако невелики и очень глубоки по причине толстых стен. В комнатах было тепло уютно и спокойно янтарно от солнца смягчённого инеем на нижних стёклах. Осторожно опустив чемодан на ковёр посередине прихожей коридорный молодой малый с умными весёлыми глазами остановился в ожидании паспорта и приказаний. Художник ростом невысокий юношески лёгкий вопреки своему возрасту в берете и бархатной куртке прошёлся из угла в угол и сронив движением бровей пенсне потёр белыми точно алебастровыми руками своё бледное измученное лицо. Потом странно посмотрел на слугу невидящим взором очень близорукого человека.
Двадцать четвёртое декабря тысяча девятьсот шестнадцатого года! сказал он. Эту дату ты должен запомнить! Слушаю-сь ответил коридорный.
(По И.А.Бунину.)
Вопросы и задания
1. Найдите в тексте субстантивированные прилагательные. Какими морфологическими особенностями они обладают?
2. Укажите сложное предложение, в котором бессоюзная связь частей выражена двоеточием. Какие отношения существуют между частями данного предложения?
3. О каком предложении идет речь: простое, односоставное неопределенно-личное? Перестройте это предложение в двусоставное.
4. Какие синтаксические конструкции использует автор при описании? Как они оформлены пункту-ационно?
5. Найдите в тексте вводное слово. В качестве какой части речи может выступать это слово?
6. Найдите в тексте сложное предложение, состоящее из трех частей. Дайте его характеристику и составьте схему.
7. Найдите в тексте глагол в форме повелительного наклонения и разберите его по составу. Укажите форму изъявительного наклонения этого глагола и разберите ее по составу. Что отличает эти формы друг от друга?
32 Прочитайте текст, расставляя недостающие знаки препинания. Оцените выбор лексических средств. Определите, в каких формах употреблены слова и какие синтаксические модели использует автор. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Мы решили что нам уже нельзя больше оставаться в этом городе и что когда я добуду немного денег то мы переедем куда-нибудь в другое место. В одних домах уже спали в других играли в карты мы ненавидели эти дома боялись их и говорили об изуверстве сердечной грубости ничтожестве этих почтенных семейств этих любителей драматического искусства которых мы так испугали и я спрашивал чем же эти глупые жестокие ленивые нечестные люди лучше пьяных и суеверных куриловских мужиков или чем лучше они животных которые тоже приходят в смятение когда какая-нибудь случайность нарушает однообразие их жизни ограниченной инстинктами. Что было бы теперь с сестрой если бы она осталась жить дома? Какие нравственные мучения испытывала бы она разговаривая с отцом встречаясь каждый день со знакомыми? Я воображал себе это и тут же мне приходили на память люди все знакомые люди которых медленно сживали со света их близкие и родные припомнились замученные собаки сходившие с ума живые воробьи ощипанные мальчишками догола и
брошенные в воду — и длинный длинный ряд глухих медлительных страданий которые я наблюдал в этом городе непрерывно с самого детства; и мне было непонятно чем живут эти шестьдесят тысяч жителей для чего они читают Евангелие для чего молятся для чего читают книги и журналы. Какую пользу принесло им всё это что до сих пор писалось и говорилось если у них всё та же душевная темнота и то же отвращение к свободе что было и сто и триста лет назад? Подрядчик-плотник всю свою жизнь строит в городе дома и всё же до самой смерти вместо «галерея» говорит «галдарея» так и эти шестьдесят тысяч жителей поколениями читают и слышат о правде о милосердии и свободе и всё же до самой смерти лгут от утра до вечера мучают друг друга а свободы боятся и ненавидят её как врага.
(А.П.Чехов.)
Вопросы и задания
1. Объясните слитное написание не в словах нечестные, непрерывно, непонятно.
2. Приведите пример сложного предложения, в котором одно из придаточных присоединяется к главному предложению союзным словом что. Каким членом предложения является это слово?
3. Найдите в тексте относительное прилагательное и разберите его по составу.
4. Найдите в тексте 3 — 4 качественных прилагательных. Составьте словосочетания, в которых эти прилагательные употреблялись бы в форме сравнительной степени.
5. Найдите в тексте глаголы, относящиеся в качестве исключения к I спряжению.
6. Укажите в тексте сложные предложения, части которых соединены союзом и. Почему в некоторых из них перед и отсутствует запятая?
7. Найдите в тексте 3 — 4 существительных, относящихся к III склонению. Можно ли выделить в их лексическом значении что-то общее?
8. Найдите в тексте сложное предложение, в каждой части которого присутствует глагол в форме условного наклонения. Разберите это предложение по составу.
33 Прочитайте тексты, расставляя недостающие знаки препинания. Оцените выбор лексических средств. Определите, в каких формах употреблены слова и какие синтаксические модели использует автор. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Чтение архивных рукописей дело которое на первый взгляд кажется необычайно скучным. Самоё слово «архив» вызывает представление о высоких старинных залах в которых хранятся полусъеденные крысами документы о стареньких архивариусах которые горбятся за столами...
Всё это разумеется вздор! Чтение рукописей это увлекательное и азартное дело. Это сложная игра в которой исследователь вмешиваясь в чужую и далёкую жизнь открывает такие её стороны которые были скрыты от современников — с намерением или случайно. Это искусство которое опирается более на чутьё и талант чем на правила и законы.
Вот запутанный и перемаранный черновик: слово нагромождено на слово одна строка надписана над другой и обе зачёркнуты как бы в нерешительности или в волнении. Попробуйте уложить вставку в разорванный перепутанный текст. В полном беспорядке лежат перед вами начатые и брошенные фразы строки в которых оставлены пробелы условные почти стенографические знаки заменяющие слова.
Подите разберитесь во всей этой паутине тысячу раз зачёркнутых и восстановленных слов во всех неясных мыслях едва дошедших до бумаги!
(По В.Каверину.)
Вопросы и задания
1. Объясните значение слов архив и черновик. В каких каждодневных ситуациях эти слова могут быть вами употреблены?
2. Найдите в тексте слово с чередующимися гласными в корне. Поясните, от чего зависит чередование. Назовите еще несколько корней, в которых чередование происходит при наличии таких же условий.
3. Какие слова в тексте содержат орфограмму «з и с на конце приставок»? Определите способ словообразования этих слов и разберите их по составу.
4. Найдите в тексте существительные, которые имеют форму только единственного числа. Укажите их значение.
5. Найдите в тексте предложения, в которых имеется тире. Объясните его постановку. Разберите данные предложения по составу.
6. Найдите в тексте сложное предложение, в котором употреблено двоеточие. Охарактеризуйте отношения между частями предложения, выраженные с помощью двоеточия.
7. Составьте схему второго предложения (Самоё слово «архив» вызывает...).
34 Прочитайте текст, расставляя недостающие знаки препинания. Оцените выбор лексических средств. Определите, в каких формах употреблены слова и какие синтаксические модели использует автор. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Любопытна участь Соловков! Несколько комочков суши будто отколовшихся от пустынной карельской земли а сколько всего связано с этим крошечным архипелагом и великого и скорбного и ужасного и высокого и печального. Там всё наособицу начиная с климата. Наверное это заметили и первые пустынники но практический вывод сделал игумен Филипп и пересоздал флору и фауну островов. Он насадил растения из других климатических поясов кедр пихту вязы клёны фруктовые деревья разные злаки овощи цветы даже розарий заложил знавший цену земной прелести монах... Филипп поселил на острове оленей лапландских лосей медведей лисиц зайцев развёл рыбу в местных озёрах завёл пасеку обеспечив монастырь добрым мёдом. Сам Филипп даром что боярского рода стало быть воспитывался во всяком баловстве и довольстве отличался аскетическими привычками — принимал лишь самую простую грубую пищу не пил ничего кроме воды спал на жёстком с камнем в изголовье вставал до свету и даже в старости отказывал себе в дневном отдыхе носил рясу из жёсткой суровой ткани а монахов которых держал строжайше по части службы рабочих повинностей и чистоты поведения утешал обильной разнообразной и вкусной трапезой в постные дни — всегда свежая рыба морская и речная а в остальные — щи с убоинкой каша масленая при нём стали готовить знаменитый соловецкий квас и выпекать несравненный по вкусу и мягкости хлеб одна из пекарен вроде и по сию пору сохранилась. Так же изобильно кормил он послушников и трудников — знал Филипп что хорошо кормленный человек на большую работу способен чем убивающий плоть праведник...
Филипп ставил церкви расчищал леса и пронизывал их дорогами тянул каналы разводил рогатый скот для чего нашёл пажити и вычистил в способных местах пожни; были у монастыря мельницы водяные кирпичный завод и соляные варки; в Новгороде с которым вели большие дела поставили каменный дом монастырское подворье. Филипповым рвением да многочисленными дарениями Соловецкая обитель шагнула на Большую землю обретя многие земли и деревни не только в Поморье но и в Новгородчине окрест Твери и в иных местах.
До чего примечательная и напрасно мало изученная фигура русской истории Филипп из рода Колычевых!
(Ю.Нагибин.)
Вопросы и задания
1. Найдите в тексте слова с орфограммой «н и нн в различных частях речи». Графически объясните написание этих слов.
2. Найдите в тексте глаголы с -ыва-/-ива-, -ова-/ -ева-. Объясните их правописание.
3. Найдите в тексте предложения, в которых имеется двоеточие. Объясните условия его постановки.
4. Найдите в тексте предложения с усложненной структурой. Перечислите все виды синтаксических конструкций, которые использует автор для усложнения структуры предложения.
5. Произведите синтаксический разбор предложения: Любопытна участь Соловков!
6. Составьте схему предложения: Филипп ставил церкви... Произведите полный синтаксический разбор придаточных, входящих в состав этого предложения.
7. Определите тему и основную мысль текста. Предложите для него несколько названий.
8. Напишите по данному тексту изложение с элементами сочинения на тему: «Богата русская история примечательными личностями».
35 Прочитайте текст, расставляя недостающие знаки препинания. Оцените выбор лексических средств. Определите, в каких формах употреблены слова и какие синтаксические модели использует автор. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Маму называли «крепким специалистом». Это определение очень к ней подходило. Всегда собранная одетая скромно но безупречно с иголочки мама была человеком волевым и «с убеждениями» как подчёркивали её сослуживцы. Например без косы которая золотистой подковой обрамляла голову я маму просто ни разу в жизни не видела. Впрочем напоминая по форме подкову эта золотистая коса по сути скорее была короной ибо прикоснувшись к ней мама обретала ещё большую чем обычно уверенность в себе и принимала осанку владычицы. Когда она протягивала руку к косе я знала что сейчас будет сказано что-то очень важное и поучительное.
Бездумно мама не бросала слов ни на ветер ни в безветренную погоду. Она выстраивала мысли с алгебраической точностью вынося за скобки всё лишнее. И почти никогда не меняла свои твёрдые точки зрения на какие-либо точки с запятыми или многоточия.
Мама всюду как бы была при исполнении служебных обязанностей. Она без устали боролась за окружающую среду которую постоянно кто-нибудь загрязнял. Даже трубы мне казалось в её присутствии дымили застенчиво не в полную силу. А курить вообще никто не решался.
Правда порой меня удивляло что мама борясь с отравлением природы самой природой не восхищалась не замечая её красот. Борьба для неё была свойственней чем любовь. Если конечно речь не шла обо мне. А может такое обобщение было и вовсе неверным. Несправедливым...
(А.Алексин.)
Вопросы и задания
1. Объясните значение прилагательного в словосочетании крепкий специалист. Приведите другие значения, в которых может выступать данное прилагательное.
2. Найдите в тексте слова, имеющие омонимичные корни: в одном случае это корень с чередующимися гласными, во втором — гласный корня проверяется ударением. Какие еще омонимичные значения может иметь этот корень?
3. Найдите в тексте предлог, который употребляется с винительным и предложным падежами.
4. Найдите в тексте вводные слова. Могут ли эти слова употребляться в значении самостоятельных частей речи? Если да, то изменится ли при этом их написание?
5. Найдите в тексте двусоставное неполное предложение и произведите его полный синтаксический разбор.
6. Найдите в тексте сложноподчиненное предложение, состоящее из трех частей, из которых две — придаточные условное и изъяснительное. Составьте схему этого предложения.
7. Какую характеристику можно дать последнему предложению текста
(Несправедливым...)!
36 Прочитайте текст, расставляя недостающие знаки препинания. Оцените выбор лексических средств. Определите, в каких формах употреблены слова и какие синтаксические модели использует автор. Ответьте на вопросы и выполните задания. Я увидел во сне можжевеловый куст Я услышал вдали металлический хруст Аметистовых ягод услышал я звон И во сне в тишине мне понравился он.
Я почуял сквозь сон лёгкий запах смолы. Отогнув невысокие эти стволы Я заметил во мраке древесных ветвей Чуть живое подобье улыбки твоей.
Можжевеловый куст можжевеловый куст Остывающий лепет изменчивых уст Лёгкий лепет едва отдающий смолой Проколовший меня смертоносной иглой!
В золотых небесах за окошком моим Облака проплывают одно за другим Облетевший мой садик безжизнен и пуст... Да простит тебя Бог можжевеловый куст!..
(Н.Заболоцкий.)
Вопросы и задания
1. Найдите в тексте прилагательные. Определите их разряд.
2. Найдите в тексте качественные прилагательные и подберите к ним синонимы и антонимы.
3. Найдите в тексте причастия и определите, от каких глаголов они образованы. Разберите причастия по составу слова.
4. Найдите в тексте слово, образованное с помощью сложения и суффиксации. Приведите свои примеры слов, образованных данным способом.
5. Охарактеризуйте структуру каждого предложения текста.
6. Найдите в тексте простое неосложненное предложение и разберите его по членам. Исходя из контекста, усложните структуру этого предложения.
7. Определите тему и главную мысль стихотворения.
37 Прочитайте текст, расставляя недостающие знаки препинания. Оцените выбор лексических средств. Определите, в каких формах употреблены слова и какие .синтаксические модели использует автор. Ответьте на вопросы и выполните задания.
— Что происходит на свете?
— А просто зима.
— Просто зима полагаете вы?
— Полагаю.
Я ведь и сам как умею следы пролагаю.
В ваши уснувшие ранней порою дома.
— Что же за всем этим будет?
— А будет январь.
— Будет январь вы считаете?
— Да я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю. Этот
с картинками вьюги старинный букварь.
— Чем же всё это окончится?
— Будет апрель.
— Будет апрель вы уверены?
— Да я уверен.
Я уже слышал и слух этот мною проверен.
Будто бы в роще сегодня звенела свирель.
— Что же из этого следует? — Следует жить
Шить сарафаны и лёгкие платья из ситца.
— Вы полагаете всё это будет носиться?
— Я полагаю что всё это следует шить.
— Следует шить ибо сколько вьюге ни кружить
Недолговечны её кабала и опала.
— Так разрешите же в честь новогоднего
бала Руку на танец сударыня вам предложить!
— Месяц серебряный шар со свечою внутри
И карнавальные маски — по кругу по кругу!
— Вальс начинается. Дайте ж сударыня руку,
И — раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три... раз-два-три!..
(Ю.Левитанский.)
Вопросы и задания
1. В чем необычность оформления данного
стихотворения?
2. Как бы вы озаглавили это стихотворение?
Определите его тему.
3. Найдите в тексте неполные предложения.
Объясните, за счет чего их структура оказалась неполной. Перестройте их,
сделав полными.
4. Найдите в тексте простые нераспространенные
предложения. Перестройте их, сделав распространенными.
5. Найдите в тексте сложное предложение
с различными видами связи и составьте его схему.
6. Произведите полный синтаксический разбор
каждого предложения, входящего в состав сложного с различными видами связи
(см. п. 5).
7. .Найдите в тексте односоставные предложения
и определите их вид. Как можно их перестроить в двусоставные предложения?
2i.SU ©® 2015