Жизненный путь даже очень близких друзей может быть, да и почти всегда бывает, разным. Часто это происходит из-за отличности характеров, убеждений. Два друга, Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров, описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»,— типичный пример такой ситуации. Оба героя являются представителями молодого поколения, «детей» в произведении, то есть они — символ будущего России.
Аркадий принадлежит к консервативному слою общества. Он, его отец, дядя — дворяне с родословной, с наследственным имением. У семьи Кирсановых традиционные взгляды, традиции, складывающиеся веками, и Аркадий, хоть и не признает это открыто, придерживается таких же взглядов, что и старшее поколение. Он увлекается теориями Базарова, пытается походить на него, но безуспешно — все равно идейная близость к «отцам» берет верх. И все-таки что же такого привлекательного в личности Базарова для Аркадия? Ведь их происхождение несравнимо. Аркадий из благородной семьи, тогда как его друг — сын уездного лекаря. Неизмеримая пропасть, казалось бы, но Кирсанова что-то тянет к Базарову, к его убеждениям. Правда, не сумев проникнуться нигилистическими идеями, Аркадий начинает жизнь привычными ценностями, обзаводится семьей. Именно это отступление отделяет его от Базарова. Кирсанов не может быть его единомышленником. Аркадий не стоит твердо за свои убеждения, он мыслит так, как модно или как удобно. (Базаров: «Ты нежная душа, размазня».)
Аркадий — как чистый лист, на котором можно записывать все, что угодно. Сначала «записывает» Базаров, и Аркадий считает себя нигилистом. Затем Катя Одинцова «вычеркивает» все прежние убеждения и превращает Аркадия в примерного семьянина. В каждом случае он свято верил, что это его, и только его мнение. Как свидетельство текучести и переменчивости Аркадия в романе отсутствует его четкое описание. «В тарантасе мелькнул околыш студенческой фуражки, знакомый очерк дорогого лица». Другое дело Базаров — по портрету, данному Тургеневым, можно без труда его представить. «Длинное и худое <лицо>, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». «Его желто-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Не упущена ни одна деталь, вплоть до бакенбард. Таков и сам Базаров — нет неясностей и сомнений, все однозначно. Отсюда его любовь к точным наукам, нигилизм — все отрицать просто, здесь не бывает разночтений. Но ведь Базаров умен, образован, все дороги ему открыты, а он предпочитает все отвергнуть, ото всего отказаться. Почему? Сам он говорил: «Например, я: я придерживаюсь отрицательного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста!» Базаров обгоняет свою эпоху — поэтому он отрицает все старое, а с новым согласиться не может — ведь нового еще нет. В то время как Базаров — человек будущего, Аркадий, несмотря на молодость, больше принадлежит к прошлому. Он из дворянского рода, придерживается взглядов старшего поколения, поколения консервативного. Удивительно, как эти два человека могли подружиться. Собственно говоря, их отношения строятся на подражании Аркадия Базарову. Причем влияние Базарова велико: когда Аркадий с отцом едут домой после приезда, Аркадий начинает восхищаться природой, но вдруг вспоминает о Базарове, едущем сзади: «Аркадий вдруг остановился, бросил косвенный взгляд и умолк». Также он говорит отцу: «Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой». Вовсе не так Базаров относился к своему другу. Он терпел его (Аркадия) присутствие, тем более что Кирсанов почти во всем соглашался с ним. Однако Базаров не воспринимает друга как равного — оба они чувствуют, что Аркадий гораздо менее самостоятелен в мышлении, меньше развит. Вообще Базаров даже не нуждается в других — никто не мог бы понять его мысли, идеи. По той же причине у него нет близости с родителями — они боятся его и боготворят. Своим умом Базаров воздвигает стену между собой и миром. Рядом с ним кажутся ничтожествами Ситников и Кукшина, в сравнении с его манерами манеры Павла Петровича напыщенны и неестественны, высказывания стариков Базаровых чересчур простыми и наивными. В отличие от Аркадия, приживающегося в любой среде, Базаров нигде не находит успокоения, родственных душ. Только после встречи с Анной Сергеевной у Базарова появляется кто-то, с кем он может говорить на равных. Вообще же знакомство с ней меняет Базарова. Суровый циник, нигилист, влюбившись, забывает свои принципы, рассуждает о любви, о счастье. Однако и разочарование в любви вызывает разочарование в жизни, причем до такой степени, что Базаров, медик, допускает ужасную небрежность, подвергая себя опасности заражения, что ведет затем к его смерти. Аркадия, напротив, влюбленность изменяет в лучшую сторону. Он оставляет все свои прошлые убеждения, поняв, что они чужды его природе. Далее Аркадию предстоит долгая и счастливая семейная жизнь. Счастье и женитьба Аркадия контрастируют с одиночеством и смертью Базарова, однако в обоих случаях такая судьба закономерна.
Путь Аркадия — путь обычного человека. Он любит отца, дядю, у него есть друг, время от времени Кирсанов увлекается какими-либо новомодными теориями; в определенное время он влюбляется, женится; затем скорее всего заводит детей, повторяющих судьбу своего отца. Базаров, имевший влияние на Аркадия, друживший с ним, избирает другой путь — отказаться от мира, от любви, от дружбы, сохранить верность принципам. Какой путь лучше? Нельзя сказать, ведь и Аркадий, и Базаров идут каждый по-своему, и ни один не сомневается в правильности своего выбора.
2i.SU ©® 2015