2i.SU
Литература

Литература

Содержание раздела

Древнерусская литература - литература первой половины XIX века

Готовые тексты

ПУТИ «СЫНОВЕЙ» В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» (Базаров и Аркадий) (I вариант)

Итак, в романе мы видим двух представителей поколения «сыновей» с разными жизненными путями — это Евгений Васильевич Базаров и Аркадий Николаевич Кирсанов. Их пути, в начале параллельные (т. к. только Базаров, по моему мнению, оригинален в своем направлении, а Аркадий лишь подражатель, который впоследствии, впрочем, становится самостоятельной личностью), по приближению к финалу сильно различаются. Я попробую это раскрыть.

Сначала, мне кажется, следует сказать об обстановке, в которой они выросли, т. е. об их семьях, о людях, относящихся к поколению «отцов», и об отношениях сыновей с отцами. Оба выросли в семьях, где воспитывали мягко и любя; родители и того, и другого были люди романтического склада ума, идеалисты. Тут мы и видим первое существенное различие между Базаровым и Аркадием: Аркадий в основном перенял черты своего родителя, характер же и поведение Базарова диаметрально противоположны той атмосфере, в которой проходило его детство и юношество. Когда Базаров и Аркадий приезжают в имение родителей Базарова, можно видеть, какой парадоксальной кажется рядом с искренней радостью Василия Ивановича прохладность в обращении с ним Базарова. Хотя такое отношение к родителям нередко, все-таки мне оно не кажется правильным, потому что родителям, несомненно, надо выказывать уважение. Базарова сильно испортило нигилистическое восприятие мира, но об этом позже.

Так как Базаров не признает авторитетов, он вступает в споры с Кирсановыми, не проявляя в спорах уважения к возрасту и опыту оппонентов. То же делает и Аркадий; тут мы и видим, что он лишь копирует своего друга, он в плену у нигилистической мысли, он старается все время думать как нигилист, хотя его истинная природа не такова. Мы можем предположить, что и у Базарова была стадия развития, когда он заставлял себя думать как нигилист.

Нигилизм — это истинное «лакейство мысли». Человек старается видеть мир в извращенном свете. В красивой женщине он видит лишь «богатое тело», Рафаэль у него — «гроша ломаного не стоит», «порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта», искусство «есть способ наживать деньги», «природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник» и все время опошление идей, грубость и гордость. Базаров говорит, .что нигилисты отказались от слов, не подкрепленных действием, ну так бы и действовали без лишних слов. Вот Базаров видит в женщине только тело, ладно, и такой подход возможен, но громко об этом говорить, гордиться своей «смелостью мысли» всё равно что гордиться своей гордыней — гордость, возведенная в высшую степень. Люди, обладающие чрезмерной гордостью, не выбирают дороги, идут напролом и часто ломаются, что мы и видим на примере Базарова.

Итак, Аркадий и Базаров идут сначала параллельными путями, оба циничные нигилисты. На пути их ждут испытания. Испытание разрыва с родителями они выдержали, здесь Аркадия вытащил Базаров, далее их ждет испытание (как это не цинично звучит) «женщиной». Тут можно видеть, что Базаров, который был «великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в романтическом смысле презирал и считал чем-то вроде уродства или болезни», неприятно для самого себя наблюдает в себе зародыш «романтического» чувства. Мы видим, что человек, «который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип», старается не отойти от принципов нигилизма. Лакейство мысли! Человек настолько испорчен, что он даже не может отдаться чувству, которое ему приятно. Будь это чувство аморально, можно было бы воздерживаться от него, но воздерживаться от наиболее прекрасного из чувств человеческих — в высшей степени глупо.

И вот мы видим, как Аркадий выходит из игры, сходит с пути. Он порывает с нигилистическим прошлым, он наконец может говорить красиво, не насиловать свою природу надуманным поведением. Не стоит, правда, приписывать сход с пути сильной воле Аркадия, его с пути сводит Катя, и теперь он слуга ее мысли. Аркадий сошел, и Базаров продолжает путь один.

Наконец последнее испытание — испытание смертью. Что скажет нигилист, который думал все разрушить, «дел обломать», чувствуя близкое дыхание смерти? А нигилист, человек, который презирал людей, говорящих красиво, начинает говорить как поэт — «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Отказывается ли он от своих убеждений? Нет. Но, умирая, он понимает, что жизнь он прожил без пользы, без той самой, которую он хотел приносить, видимо, приносить ее надо было немного иначе, а как — непонятно. Сапожник нужен, мясник, портной — тоже нужны, но это естественные профессии, а нужен ли человек какой-нибудь идеи? На этот вопрос пока нет ответа. Старое осталось прежним, а человек, пытавшийся разрушить старое, сломался на пути. -

Умер он в романе «по случайности», но на самом деле Тургенев убил героя ради того, чтобы, во-первых, он прошел испытание смертью (как он себя поведет?), а во- вторых, потому что у Базарова нет будущего.

Конечно, можно предположить, что Базаров стал бы жить в деревне, резать лягушек, лечить людей, но на этом бы его развитие закончилось, началось бы старение, которое сначала превратилось бы в его смерть как деятельной личности, а потом в физическую смерть. Скорее всего он сделал бы несколько открытий, но мы видим, что Ситников в Петербурге продолжает «дело» Базарова и у этого «дела» (уже видно из слов автора) нет будущего, оно в то время не находит поддержки общества.

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru