В конце 50 — начале 60-х годов XIX века Россию захлестнула волна общественного недовольства. Сказалось разочарование общества из-за поражения в Крымской войне. А также назревали различные проблемы в связи с приближающейся отменой крепостного права. Все эти проблемы повлияли на развитие общественного движения в России. В это время сложился новый социальный и общественный тип разночинцев-демократов, которые «проповедовали» нигилистические взгляды на жизнь, отвергая все старые устои общества, но не создавая новых. В основном этому новому «классу» людей противостояли дворяне-либералы, которые не могли отказаться от старой жизни и не понимали новых взглядов молодежи на общество.
Противостояние между этими двумя общественными движениями нашло отражение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Основной конфликт — внешний, социальный: между дворянином-либералом Павлом Петровичем Кирсановым и разночинцем-демократом Евгением Базаровым. Так как они представители не только различных общественных течений, но и разных поколений, то Тургенев поднимает не менее сложный, чем социальный, нравственный вопрос.
Так как нас интересует отражение общественной борьбы в романе, то для нас важны и абсолютно разные взгляды Евгения Базарова и Павла Кирсанова на общество и его жизнь. Павел Петрович отстаивает «аристократические принципы», дворянские устои, привычный для него общественный строй, церковь, культуру, образ жизни. Хотя он и живет в деревне, он тщательно следит за собой, красиво одевается, ведет тот образ жизни, к которому приучен с детства. Как истинный представитель патриархального аристократического дворянства, он бездействует, бесполезно проводит время в деревце, так как он изначально не приучен к труду, совершенно несостоятелен в хозяйстве, не умеет вести его, не способен управлять крестьянами. В отличие от него, Базаров умеет работать, он хороший, профессиональный врач, все время занят делом. Презрительно относится к заветным «принсипам» Павла Петровича, как истинный нигилист отвергает их, не признает его взглядов, его «романтизма». Базаров отвергает все идеалы старшего поколения, он против самодержавия, крепостничества, привилегий дворянства, церкви, искусства, он верит лишь в науку, которая полезна обществу. Он смеется над любовью Николая Петровича к искусству, которое не понимает и не принимает: «Рафаэль гроша медного не стоит»; говорит о том, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». О любви Павла Петровича Базаров отзывается так: «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Сам же к женщинам относится подчеркнуто холодно: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа». Базаров отвергает все незыблемые постулаты старшего поколения «отцов»» что неизбежно приводит к конфликту между ними. Базаров отрицает все старое и не предлагает ничего нового, он считает своей задачей «расчистить место» для следующих поколений, которые и будут строить.
Основной формой развития конфликта в романе, а также способом раскрытия характеров является спор между представителями различных общественных движений и поколений. Предметом спора становятся такие важнейшие -проблемы того времени, как роль народа и дворянства в обществе, отношение к искусству.
Базаров объективно оценивает русский народ, иногда не слишком лестно отзывается о нем, но при этом обладает способностью привлекать к себе простых людей. С ними он ведет себя просто, как равный: «Эй, поворачивай, толстобородый!» В общении с аристократами подчеркивает свой демократизм и называет себя как простолюдин: «Евгений Васильев». Павел Петрович же красиво говорит о народе, обвиняет Базарова в том, что он не уважает свой народ, не любит его, а сам бесконечно далек от народа, не понимает его и не способен найти с ним общий язык. Базаров отрицает важную роль искусства в жизни людей, а чувствительный Николай Петрович не может представить своей жизни без поэзии или музыки. Во всем точки зрения представителей разных поколений и общественных направлений расходятся. Споры, «схватки» Кирсанова и Базарова за обедом с каждым разом становятся все более и более ожесточенными. Носители различных идей, взглядов и убеждений не могут найти точек соприкосновения в своих взглядах, что и настраивает их друг против друга.
Для того чтобы показать различные убеждения и различных представителей общественных течений, Тургенев вводит в систему образов второстепенных персонажей, использует «психологические споры». Например, Павел Петрович и Николай Петрович. Для Павла Петровича его «принсипы» незыблемы, и он ожесточенно их отстаивает, а Николай Петрович, хотя и привык к старой жизни, не готов ничего менять, но прислушивается к новому поколению — своему сыну Аркадию и Базарову, пытается если не принять, то хотя бы понять их. Важна и такая пара, как Павел Петрович и Матвей Ильич Колязин, который «считается прогрессистом». Хотя он и считался либералом, но все же «был сановником». Он лишь старался казаться либералом, а Павел Петрович не должен был стараться, чтобы казаться или считаться либералом, так как именно таковым и является. «Психологической парой» можно считать Базарова и Ситникова. Евгений истинный нигилист, который верит в то, о чем говорит, который противостоит практически целому свету, который не жаждет славы или признания. Ситников лишь называет себя нигилистом, хочет казаться необычным, способен легко отказаться от всех нигилистических взглядов. Такова же и Кук-шина, которая делает все, чтобы казаться независимой, экстравагантной, эмансипированной женщиной. Ее образ Тургенев вводит также и для того, чтобы показать один из худших возможных результатов решения «женского вопроса», актуального для того времени. Как «психологическую пару» можно охарактеризовать Базарова и Аркадия, находящегося под его влиянием. Базаров уверен в своем выборе, а Аркадий через некоторое время под влиянием близких, воспитания, привычек начинает тяготеть к лагерю «отцов».
Представители различных общественных движений не могут примириться. Это возможно лишь в том случае, если они увидят друг в друге людей, а не противников. Это и случилось после дуэли. Базаров увидел в раненом Кирсанове несчастного старика и почувствовал укол совести. В результате он уехал к родителям в Марьино, где в скором времени умер.
В своем романе Тургенев показывает общественную борьбу 60-х годов. Хотя он и не занимает чью-то конкретную сторону, а осуждает и Базарова, и Кирсанова за нетерпимость друг к другу, описывает негативные стороны того и другого, но симпатии автора все же на стороне Базарова, так как Тургенев считал, что России нужны преобразования и изменения. Он был уверен в том, что преобразовать Россию смогут лишь деятельные, подвижные, целеустремленные люди. Но дабы не идеализировать образ Базарова, Тургенев утрирует его отрицание искусства и практическую сторону его взглядов.
2i.SU ©® 2015