Мною была прочитана книга, которая привлекла мое внимание. Это книга с названием «Гроза» А. Н. Островского повествует о борьбе старых домостроев и новых взглядов на жизнь молодого поколения.
Действующие лица повести как бы разделены на несколько лагерей. Первый состоит из людей, которые верят в жесткость законов старого домостроя и не представляют другой жизни. Это такие люди, как Дикой и Кабаниха, суровые и жестокие люди.
Второй лагерь состоит из людей, которые настроены против устоев первого лагеря, но тем не менее потакают Дикому и Кабанихе из-за своей пассивности, нерешительности и из-за своего воспитания, которое было направлено в духе устоев первого лагеря. Во второй лагерь входят люди, такие, как Тихон, сын Кабанихи, племянник Дикого. И, наконец, третий лагерь состоит из людей, которые активно противостоят устоям и домостроям первого лагеря. Одни это делают стихийно, движимые своими чувствами, как, например, Варвара или Кудряш, а другие с умом, противопоставляя устоям первого лагеря все средства, подводящие для этого, — прогресс, образование, развитие человечества, как, например, Кулигин.
Но увидеть это противостояние можно, только если рассмотреть образы героев и постараться понять их. Их-то мы и рассмотрим.
Образ Марфы Игнатьевны Кабановой, в народе Кабанихи, особенно привлек мое внимание. Вдовствующая купчиха, Кабаниха представляет собой суровую женщину, придерживающуюся старых устоев. Она имеет свою точку зрения и, не задумываясь, правильная она или нет, навязывает ее всем окружающим, не думая о других мнениях.
Черты ее суровости раскрываются в ее поступках. Она заставляет своего сына Тихона бить свою Катерину, мол, так принято, жена должна слушаться мужа, а если нет, то бить ее надо. Когда Тихон уезжает, Кабаниха заставляет всех сесть и замолчать, потом заставляет его кланяться ей в ноги и заставляет Катерину кланяться в ноги Тихону. Кабаниха бранит Катерину за то, что та не рыдает на крыльце, когда Тихон уехал. Особенно жестокость Кабанихи раскрывается в ее словах о смерти Катерины: «...О ней и плакать-то грех ...» Кабаниха чувствует, что старые времена уходят, что молодежь рвется на волю, и она старается всей своей силой и властью удержать старый домострой. Она думает, что без старого домостроя рухнет опора дома и наступит конец света. Кабаниха терпит только тех, кто ей не перечит. Один из таких людей — Савел Прокофьевич Дикой.
Образ Дикого раскрывается в общении с другими действующими лицами, в особенности в общении со своим племянником Борисом. Купец Дикой является значительным лицом в городе. Такое влияние он приобрел за счет своих денег. Дикой считает, что деньги — самая сильная сила в мире. Его племяннику Борису бабушка завещала наследство, а Дикой не желает отдавать его из-за своей жадности. Борис полностью зависит от Дикого, и тот, пользуясь этим, издевается над Борисом.
Дикой невежественный человек, он не хочет ничего знать об устройстве часов и громоотвода и считает, что гроза посылается людям в наказание. Он верит в действующую силу молитвы, что она от любого греха избавит, мол, можно помолиться и дальше идти грешить. В общении с простыми людьми он груб и резок. Попадет на рынок, так всех мужиков переругает. А если не удастся кого обругать, так его домашние держись. Вот и приходится его домашним прятаться по чердакам и чуланам. Дикой скуп и жаден, он недоплачивает своим рабочим пусть даже по копейке, но у него из этого тысячи складываются. Он рад бы совсем не платить, но понимает, что тогда на него никто работать не будет.
Поведение и поступки Дикого и Кабанихи говорят об их устоях и правилах и раскрывают их характеры.
Это были образы первого лагеря, а теперь давайте рассмотрим образы второго.
Образы второго лагеря представляют собой забитых, пассивных людей. Это Тихон и Борис. Один страдает от тирании матери, а другой от жадности дяди. На Тихона имеет сильное влияние его мать. Кабаниха воспитала своего сына в духе своих убеждений. С детства Тихон беспрекословно исполнял волю матери и исполнял роль марионетки. Тихон жалеет свою жену, но не понимает ее. Кабаниха сделала своего сына несчастным.
В отличие от Тихона, Борис — жертва своего дяди. Борис нерешительный, пассивный человек. Даже сильное чувство Катерины к нему не смогло заставить его действовать решительно. Когда стало известно об их тайных встречах с Катериной, Борис струсил и решил уехать. И даже мольбы Катерины не смогли удержать его.
Борис и Тихон — слабые духом люди, неспособные противостоять трудностям жизни, они несчастны. Такими их сделали Дикой и Кабаниха.
Островский особенно хорошо, с симпатией изобразил образы из третьего лагеря.
Самый яркий образ — это образ Катерины. Ее образ очень сложный. Она
хрупкая, ранимая девушка. В пьесе образ Катерины противопоставлен образам
Дикого и Кабанихи. Выйдя замуж, она мечтала о настоящей любви. Но, оказавшись
в доме у Кабановых, она потеряла волю, которой пользовалась дома. Муж ее
не понимал, свекровь невзлюбила. В этой обстайовке она угасала, как свечка.
Новым глотком воздуха в ее жизни стала любовь к Борису, с которым она встречалась
во время отъезда мужа. Это были лучшие дни в ее жизни.
Катерина очень боялась грозы. Испугавшись надвигающегося ненастья,
она рассказывает Кабановым о своих встречах с Борисом. Она это делает искренне,
считая, что это грех, лежащий на ее душе. Ее не поняли и не хотели понять.
И она от безысходности бросилась в Волгу.
Я считаю, что она это сделала потому, что она не видела другого выхода. Ее любовь оборвалась, когда Борис уехал. Еще один образ из третьего лагеря, образ самоучки — часовщика Кулигина.
Кулигину пятьдесят, но душой он молод. Он черпает свои силы к действию из своих мечтаний об улучшении человечества. Он мечтает изобрести вечный двигатель, а миллион, полученный за него, потратить на поддержку бедных. А пока он помогает им словом и добрым советом. Кулигин думает о ближних и старается помочь им.
Образы Варвары и Кудряша служат в пьесе как отдушина во всей этой тяжелой обстановке. Кудряш противостоит Дикому, пользуясь его же методами: грубостью и наглостью. Варвара, ближайшая подруга Катерины, устраивает ей встречи с Борисом. Варвара и Кудряш активно противостоят домострою первого лагеря. В отличие от Бориса Кудряш борется за свою любовь. Он не бросает Варвару, а убегает с ней вместе. Если Кудряш поставил перед собой цель, то он ее обязательно выполнит.
Идея создания .пьесы зародилась у автора во время путешествия по Волге. Но написана она была только в 1859 году. А поставлена в 1861 году. Это были времена, когда стоял главный вопрос о крепостничестве. Эта пьеса была воспринята современниками Островского как ответ на этот вопрос.
Так воспринял эту пьесу и Добролюбов, уважаемый критик.
2i.SU ©® 2015